Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. История международного права и его науки 5 page





--------------------------------

<1> См.: Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Великая Французская буржуазная революция и международное право // Советский ежегодник международного права, 1989 - 90 - 91. СПб., 1992. С. 37 - 48.

 

Второй документ - проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом (аббат - титул французского католического священника) Грегуаром 23 апреля 1795 г.

Если международному праву Средних веков не были известны демократические принципы, то при капиталистическом укладе жизни эти принципы находили свое отражение в таких документах, как Декларация независимости США 1776 г., Конституция США 1787 г. Что касается периода Французской революции, то такие принципы, как народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории и др., были отражены в таких актах, принятых революционной властью, как Декларация международного права 1795 г. и Конституция Франции 1791 и 1793 гг. К примеру, вышеупомянутые конституции провозглашали право убежища для политических эмигрантов, борцов за дело свободы. Гражданские права иностранцев приравнивались к правам собственных граждан.

Небезынтересным является то, что вопрос о международной правосубъектности физических лиц был актуальным во времена Французской революции; этот вопрос и поныне вызывает немало споров среди ученых-международников. Можно упомянуть вторую статью "Предложений" Вольнея, в которой говорилось, что "в этом великом обществе народы и государства, рассматриваемые как личности, пользуются теми же естественными правами и подчиняются тем же правилам правосудия, как и личности в отдельных обществах". Таким образом, международно-правовая субъектность индивидов и государств была поставлена на одну ступень.

Изучая "Предложения" Вольнея, можно отметить следующее: хотя в документе говорилось, что Национальное собрание "рассматривает весь человеческий род как составляющий одно единое общество, целью которого является мир и счастье всех и каждого из его членов", и вместо господствовавшего принципа "война всех против всех", вместо раздробленности предлагалось объединение (идея сообщества европейских государств), само деление на цивилизованные и нецивилизованные нации оказалось в прямом противоречии с принципами, выдвинутыми Французской революцией.

Принцип невмешательства был отражен в ст. 3 Декларации международного права 1795 г.: "Ни один народ не имеет права ни вторгаться во владения другого народа, ни лишать его свобод и естественных выгод".

Не без внимания остались принцип неприменения силы и принцип территориальной целостности государств (ст. 4): "Всякая война, предпринятая в иных целях, чем защита справедливого права, является насильственным актом, который Великому сообществу надлежит подавлять, потому что вторжение в одно государство со стороны другого угрожает свободе и безопасности всех. По этим соображениям Национальное собрание декретирует, в качестве статьи французской конституции, что французская нация возбраняет себе с этого момента начинать какую-либо войну, имеющую целью увеличение ее нынешней территории".

Декларация аббата Грегуара состояла из 21 статьи. Содержание их в основном перекликается с Декларацией Вольнея, однако имеются статьи, существенно дополняющие последнюю. Роль данной Декларации в истории кодификации международного права была значимой. К примеру, ст. 6 гласила: "Народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают". Декларация отражала мысли просветителей того времени. Например, ст. 3 формулировала положение, что "народ должен действовать в отношении других так, как он хочет, чтобы другие действовали в отношении него, то, что человек должен человеку, то народ должен другим". В ст. 4 говорилось: "Народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла". Следует отметить и ст. 8: "Только то правительство соответствует правам народов, которое основано на равенстве и свободе". Принципы невмешательства провозглашаются в ст. 7: "Народ не имеет права вмешиваться в дела других народов". Ряд статей посвящен территориальным проблемам. Завершающая, 21-я статья объявляла: "Договоры между народами священны и нерушимы". Таким образом, эти два документа - Декларация Вольнея и Декларация аббата Грегуара, ставшие своеобразным кодексом международного права, подчеркивали важность самой идеи кодификации международного права.

Были ученые, например Оппенгейм, которые считали Грегуара утопистом, другие (Ривье) - глашатаем справедливости. Даже если проект декларации, которую обсуждал Конвент 23 апреля 1795 г., и не был утвержден, без сомнения он содержал систему важнейших начал в области международного права. В этом и состоит его величайшее значение.

Принципы, сформулированные в декларации, в дальнейшем нашли самое широкое признание у народов Европы и Америки, оказали значимое влияние на все последующее развитие международного права.

Если отечественные ученые, такие как Е.А. Коровин, выделяли влияние Французской революции на общие принципы международного права, его субъекты, международно-правовой аспект территории, проблему населения, на право войны и нейтралитет, то западные ученые (Греве) рассматривали воздействие революции на международно-правовой порядок, выделяя идею естественных границ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Коровин Е.А. Революция и международное право // Французская буржуазная революция (1789 - 1794 гг. М.; Л., 1941.

 

Революция 1789 г. знаменательна и тем, что в практику был введен плебисцит. При присоединении к Франции Авиньона и Савойи в 1791 г. было проведено голосование на присоединяемых территориях. Значение Французской революции многогранно. Она способствовала утверждению принципа свободы речного торгового судоходства. В Декрете от 16 ноября 1792 г. предусматривалось, что "река - общая и неотчуждаемая собственность стран, орошаемых ее водами. Ни один народ не имеет права на исключительное обладание рекой, на создание помех соседним народам, населяющим берега выше по течению, и не может пользоваться преимуществами".

Эти положения впоследствии были учтены при принятии Заключительного акта Венского конгресса 1815 г. В свою очередь, положения Конгресса о международных реках легли в основу доктрины и практики последующего периода вплоть до 1917 г.

О свободе рек писал Е.А. Коровин, справедливо полагая, что борьба Французской революции за "свободу рек" дополнялась и ее кампанией за "свободу морей". Французский народ идею владычества на море заменяет идеей свободы морей: "Моря не должны иметь иного хозяина, кроме труда и торговли" <1>.

--------------------------------

<1> Коровин Е.А. Указ. соч. С. 536 - 548.

 

Огромный вклад внесла Французская революция в развитие института прав человека. Отметим наиболее важные статьи Декларации прав человека и гражданина. Это ст. 1: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"; ст. 2: "Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свободы, собственность, безопасность и сопротивление угнетению" <1>.

--------------------------------

<1> Декларация прав человека и гражданина. Принята Национальным собранием 26 августа 1789 г. // Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. Т. 3. С. 433.

 

Через много лет ряд положений Декларации прав человека и гражданина будет включен во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Сходство отдельных статей подтверждает значимость идей и принципов Французской революции в области прав человека и в наши дни. К примеру, ст. 1 закрепила положение о том, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и должны поступать в отношении друг друга в духе братства", а ст. 3 - "Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность".

Что касается положения иностранцев, то в документах Французской революции ему также уделяется внимание. Статус иностранца в Конституции Франции 1791 г. определяется следующим образом: "Иностранцы, независимо от того, имеют ли они оседлость во Франции, наследуют своим родственникам, иностранцам или французам. Они могут заключать договоры на имущество, находящееся во Франции, и принимать таковое, и располагать им на равных началах с французскими гражданами всеми теми способами, которые разрешены законами. Иностранцы, которые находятся во Франции, подчиняются тем же уголовным и полицейским законам, что и французские граждане".

Нельзя не упомянуть о праве убежища, которое также было провозглашено Французской революцией. Законодательные акты Французской революции выделили его политический характер, а также признали подобные мотивы единственным основанием его предоставления.

Конечно же право убежища предоставлялось "борцам за дело свободы". (Из Конституции Франции: "Французская республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам".)

Таким образом, вопросы международно-правовой защиты прав личности на основе демократического принципа всеобщего политического равенства заняли видное место в годы революции.

Для рассматриваемого периода характерно и то, что формулировались новые основы права войны, согласно которым выдвигались требования гуманного обращения с пленными, уважение прав мирного населения, проводилось различие между комбатантами и мирным населением. Война считалась допустимой, если она носила характер оборонительной, т.е. осуществлялась в защиту попранных прав. Частная собственность объявлялась неприкосновенной. Что касается науки международного права, то здесь надо отметить труды зарубежных ученых, таких как Э. Ваттель, С. Пуффендорф, К. Бинкерсхук и др., концепция понимания международного права которых формировалась под влиянием трудов Г. Гроция. К примеру, Э. Ваттель предлагал в международном праве различать естественное и позитивное право <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ваттель Э. Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960. С. 30.

 

Другие авторы, в частности Г.Ф. Мартенс (Германия), уделяли особое внимание позитивному праву, хотя и различали естественное и позитивное право. По мнению Г.Ф. Мартенса, естественное международное право связывает все народы, а позитивное действует только в Европе.

В России помимо переводов зарубежных авторов со времен Петра I начинают выходить отечественные монографические исследования. Наиболее яркая - работа П.П. Шафирова о законных причинах войны России со Швецией "Рассуждения: какие законные причины Его царское Величество Петр Первый царь и повелитель..." (первое издание - 1717 г., второе - 1719 г., третье - 1722 г.), изданная в Санкт-Петербурге. Автор рассмотрел такие вопросы, как положение дипломатических агентов воюющих сторон при начале войны, положение подданных этих сторон на территории противника, воззвание к населению, положение пленных, сражающееся и мирное население, капитуляции, репрессалии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917). С. 81 - 82.

 

Большинство последующих работ ученых России того же периода по вопросам международного права носило политический и полемический характер. К таким работам можно отнести труды В.Т. Золотницкого "Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества Владимиром Золотницком" (СПб., 1764 г.), "Зундские пошлины" (1857 г.); П.А. Левашова "О первенстве и председательстве европейских государей и их послов и министров" (СПб., 1792 г.), "Плен и страдание россиян у турков, или Обстоятельное описание бедственных приключений..." (СПб., 1790 г.).

Необходимости создания международной организации, основной целью которой было бы обеспечение мира, уделил свое внимание В.Ф. Малиновский в работе "Рассуждения о мире и войне" (СПб., 1803 г.).

Характер дипломатии резко изменяется во времена Французской революции. Особое значение Наполеон придавал консульской службе. Он провел реформы, которые отразились на качественном составе министерства иностранных дел, на сокращении штата; считалось, что если для посланника народа важны "порода" и богатство, то для секретаря и консула - способность и знание дела.

Таким образом, дипломатическое искусство постепенно становилось важным для многих стран и должно было проводиться умело, а защита своих прав должна была осуществляться без угроз и без оружия, хотя на то время уже были известны такие работы, как "Кодекс дипломатии и международного права", изданный еще в 1693 г. Г.В. Лейбницем, и др. Позднее стали появляться сборники международных договоров. Один из них - "Собрание договоров о союзе", изданный в 1791 г. (всего семь томов, и издавались они по 1801 г.), автором являлся Г.Ф. Мартенс (Германия).

Наличие прогресса в развитии международного права данного периода очевидно, и все же оно было непростым. Об этом свидетельствует то, что государства, которые вели войну против Наполеона и которые были верны принципам справедливости, невмешательства и самоопределения, принципу отказа от войны с целью завоевания, одержав победу, отреклись от них и в 1815 г. подписали Акт о священном союзе (Россия, Австрия, Пруссия), к которому в дальнейшем присоединились и другие государства (Великобритания, Франция) и согласно которому выдвигался принцип легитимизма, т.е. право законной династии занимать престол, что повлекло за собой право вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в политической сфере международно-правовое регулирование оставалось фикцией.

 

5.3. Международное право в период

от Венского конгресса (1814 - 1815 гг.)

до Парижского конгресса 1856 г.

 

Священный союз, созданный на Венском конгрессе 1815 г., стал идейно-политической основой венской системы международных отношений. Россия в этом союзе играла значительную роль, ориентируясь на тесное сотрудничество с двумя главными германскими государствами - Австрийской империей и Прусским королевством. Священный союз, основываясь на принципе легитимности, стал выступать гарантом территориальной стабильности в Европе, а также внутреннего правопорядка в случае революционных посягательств.

Эпоха 1815 - 1856 гг. являлась периодом борьбы начала легитимизма и остатков системы политического равновесия с новым политическим фактором - национальным принципом. Ряд государств в связи с революционными выступлениями в Венгрии в 1848 г. выступили за признание невмешательства.

Венский конгресс, продолжавшийся с сентября 1814 г. по июнь 1815 г., на свои заседания собрал 216 глав европейских государств (за исключением Турции). Данный Конгресс называли самым торжественным, многолюдным съездом дипломатов и государей, собравшихся с целью упрочить мир и заложить основы будущего международного порядка <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Даневский В.П. Исторический очерк развития международных сношений и международного права: Пособие к изучению истории и системы международного права. Харьков, 1892.

 

Конечным результатом работы конгресса был ряд политических комбинаций и распределений территорий, нарушивших начало легитимизма. Основной целью России, Австрии и Пруссии было создание гарантии защиты против возможного повторения агрессии со стороны Франции; удовлетворение собственных территориальных притязаний. Венский конгресс завершил свою работу незадолго до победы при Ватерлоо.

Новые территориальные изменения нашли отражение в Заключительном акте Конгресса от 28 мая (9 июня) 1815 г. и многочисленных приложениях к нему <1>. Создается Германская конфедерация; земли Германии и Италии отошли к Австрии; польские земли отошли к Пруссии и Австрии; выделяется город Краков с небольшой территорией и создается Независимая Краковская республика (вольный город) под совместным протекторатом Австрии, России и Пруссии. Эта Республика прекратила свое существование в 1846 г. присоединением к Австрии. Венский конгресс провозгласил Швейцарию вечно нейтральной под покровительством Европы.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. СПб., 1892. Т. 9. С. 309 - 310.

 

Знаменательным можно назвать принятие Конгрессом специального Положения относительно дипломатических агентов от 7 (19) марта 1815 г. Впервые учреждаются ранги дипломатических представителей: посол, посланник, поверенный в делах, и определяется порядок их назначения.

Венский конгресс первым осудил работорговлю (Декларация держав об уничтожении торга неграми 1815 г.). Венский конгресс также принял Постановление о свободе судоходства по рекам, которые протекают по территории нескольких государств (была признана свобода судоходства по реке Конго). Принятие данного Постановления обосновывалось тем, что такие реки имеют международное значение, являются артериями для свободного международного обмена. Вместе с тем были определены фискальные права и полицейские обязанности прибрежных государств.

Историками, юристами доказано, что был создан порядок на основании уступок и соглашений между различными началами и системами. Ни один принцип на Конгрессе не получил полного признания и осуществления. Ученые утверждают, что соединение во многом противоположных принципов и взглядов - вот что явилось фундаментом Венского конгресса. Дальнейшая история, а именно Греческая революция 1826 г., Французская революция 1848 г., события в Германии, - все это делало творения Венского конгресса преходящими и нежизнеспособными. И все же постановления Венского конгресса оставили в истории международных отношений и в системе международного права свой след.

 

5.4. Международное право в период от Парижского

конгресса 1856 г. до Берлинского конгресса 1878 г.

 

Первая восточная война 1853 - 1856 гг. (Крымская) закончилась Парижским мирным конгрессом, на котором был подписан трактат от 18 марта 1856 г. Парижский мир 1856 г. был заключен между Россией, с одной стороны, и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией - с другой.

Конгресс 1856 г. был первым международным собранием, на котором официально мусульманское государство - Турция было принято в состав международного союза, тем самым было провозглашено, что и на Турцию распространяется европейское международное право. На этом Конгрессе была принята Декларация о праве морской войны, которая подтверждала положения Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г. и дополняла ее положением, согласно которому каперство запрещалось. Согласно Парижскому трактату 1856 г. Россия возвращала Турции Карс, уступала Молдавскому княжеству устье Дуная и часть Южной Бессарабии, Черное море объявлялось нейтральным. России и Турции запрещалось держать там военный флот. Подтверждалась автономия Сербии и Дунайских княжеств.

Знаменательным прогрессом в международном праве можно назвать разработку и принятие вышеупомянутой Декларации (Парижская морская декларация от 16 апреля 1856 г.), положениями которой:

- каперство отменялось навсегда (каперство - нападение вооруженных частных торговых судов воюющего государства с его разрешения (так называемые каперские свидетельства) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств, перевозящие грузы для неприятельского государства);

- нейтральный флаг покрывает неприятельские товары, за исключением контрабанды;

- нейтральная собственность, за исключением военной контрабанды, не может быть захвачена под неприятельским флагом;

- блокада, для того чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т.е. поддерживаться достаточной силой, чтобы фактически воспретить приближение к неприятельскому берегу.

Декларация 1856 г. сыграла важную роль в развитии международного права, в частности морского международного права.

В 1856 г. Мексика и Испания не решились отказаться от каперства. Также не отказались от каперства Северо-Американские Соединенные Штаты; так как отказ от каперства представлялся опасностью для обороны тех государств, которые не обладали значительными военными флотами, а имели больше коммерческие флоты. Согласно Декларации 1856 г. определялся режим свободы торгового судоходства во время войны по международным рекам: Рейн, Дунай, Эльба - в Европе, Миссисипи и Св. Лаврентия - в Америке, Конго и Нигер - в Африке.

22 августа 1864 г. в Женеве на дипломатической конференции была принята Конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны, которая положила начало развитию направления современного гуманитарного права. Первым международно-правовым документом, регулировавшим правила ведения вооруженной борьбы, стала принятая в 1868 г. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Петербургская декларация 1868 г.).

Конвенция 1864 г. и Декларация 1868 г. явились началом периода кодификации защиты жертв войны и ограничения методов и средств ведения войны.

Во второй половине XIX в. не без внимания остался вопрос о правовом регулировании международного транспорта и связи. К примеру, в 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, согласно которому устанавливался свободный транзит писем и посылок через территорию участников. В 1875 г. была принята Конвенция о Телеграфном союзе. Международные экономические связи способствовали активизации правового регулирования, и в 1890 г. была принята многосторонняя Железнодорожная конвенция.

Первыми специализированными международными организациями в описываемый период являются помимо названного Всемирного почтового союза (1874 г.) такие, как Международный телеграфный союз (1865 г.), Международный союз для измерения земли (1864 г.), Международный железнодорожный союз (1886 г.), Международный комитет мер и весов (1875 г.) и др.

Таким образом, в рассматриваемый период международное право стало необходимым результатом значительного объема международных отношений.

 

5.5. Международное право в период

от Берлинского конгресса 1878 г.

до Берлинской (Африканской) конференции 1884 - 1885 гг.

 

Конгресс в Берлине был созван по инициативе Англии и Австро-Венгрии при посредничестве Германии. Он проходил под председательством имперского канцлера Германии, состоял из министров и посланников Германии, Англии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, России и Турции. Армянская и болгарская делегации не получили права участия в конгрессе. Так появилась балканская проблема, а затем и армянский вопрос, получивший официальное дипломатическое признание на Берлинском конгрессе 1878 г.

Берлинский конгресс вновь подтвердил свободу плавания по Дунаю, сохранил Дунайскую международную комиссию, постановил срыть крепости и запретил плавание военным кораблям от железных ворот до устья. Великие западные державы способствовали политике геноцида западных армян <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кирокосян Дж., Саакян Р. Армения в документах международной дипломатии и советской политики. Ереван, 1972. С. 128.

 

В.М. Хвостов подчеркивал, что "Берлинский трактат значительную часть армянского народа оставил под игом Турции. История показала, что это решение держав стало роковым для турецких армян, оно привело к их физическому уничтожению" <1>. Англия и Австро-Венгрия стремились по мере возможности ограничить территориальные приобретения России и расширение ее влияния на Балканах и в Малой Азии. Россия была вынуждена отказаться от некоторых положений Сан-Стефанского договора в пользу Турции. Россия возвратила Турции долину Аламкерта и Баязет. Затем ст. 16 Сан-Стефанского договора была заменена 61-й статьей <2>, которая уже не содержит никаких действительных гарантий утверждения порядка в армянских вилайетах в случае возможных погромов армян.

--------------------------------

<1> Хвостов В.М. История дипломатии. М., 1963. Т. 2. С. 128.

<2> 61-я статья Берлинского конгресса 1878 г.: "Блистательная Порта обязуется осуществить, без дальнейшего промедления, улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями в областях, населенных армянами, и обеспечить их безопасность от черкесов и курдов. Она будет периодически сообщать о мерах, принятых ею для этой цели, державам, которые будут наблюдать за их применением" // Сборник договоров России с другими государствами. 1856 - 1917 гг. М., 1952. С. 187 - 207.

 

В дальнейшем вследствие роста противоречий между крупными державами армянский вопрос еще более обострился, что и привело к геноциду армян.

Берлинский конгресс 1878 г. большое внимание уделил территориальным изменениям на Балканах. Важной особенностью Берлинского конгресса является и то, что он поставил вопрос о международном признании независимости Черногории, Сербии, Румынии в зависимость от признания их правительствами полного гражданского и политического равенства граждан всех вероисповеданий, свободы совести и богослужения. Историки утверждают, что именно это привело к соответствующим изменениям в законодательстве Румынии в 1881 г. и Сербии в 1882 г. (Румыния и Сербия были признаны королевствами).

Конгресс 1878 г., вынужденный предоставить независимость Болгарии, Сербии и Черногории, юридически подтвердил право наций на государственное самоопределение. Но нерешенные важнейшие противоречия на Балканах в дальнейшем обусловили Первую мировую войну. Согласно положениям Берлинского трактата были отменены положения Сан-Стефанского договора относительно Боснии и Герцеговины, в результате чего обе эти провинции были отданы во временное управление Австро-Венгрии. Официально, для умиротворения и обеспечения существования в них нового политического строя, султан считался верховным владетелем, хотя все права управления были в руках Австро-Венгрии. Такой же участи удостоился и Кипр.

Соглашаясь с мнением ученых-международников о том, что Берлинский конгресс 1878 г. ничего не внес нового в развитие международного права, все же необходимо отметить его значимость. В частности, в ст. 26 Берлинского трактата закреплялось обязательство государств обеспечивать защиту прав человека от дискриминации; в ст. 35 утверждалось, что различия в религиозных верованиях и исповедованиях не должны являться поводом для непризнания за кем-либо его гражданских и политических прав <1>. Берлинский трактат 1878 г. явился важным документом также во внешнеполитической и дипломатической области <2>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. СПб., 1888. Т. 8. С. 668 - 670.

<2> См.: Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. С. 123 - 124.

 

5.6. Международное право в период от Берлинской

конференции 1884 - 1885 гг. до Гаагских конференций

 

В международной конференции 1884 - 1885 гг. участвовало 14 государств (Великобритания, Германия, Россия, Франция, США, Бельгия, Португалия и др.). Все морские державы Европы и Северо-Американских Соединенных Штатов того времени собрались для решения вопросов колонизации, свободы торговли и судоходства, борьбы с рабовладением и торговлей неграми в странах бассейна рек Конго и Нигер.

Конференция провозгласила:

- свободу торговли в бассейне и устьях реки Конго для европейцев и туземцев на началах полного равенства с платежом лишь тех пошлин, которые будут установлены в виде вознаграждения за издержки, полезные для судоходства;

- полную свободу судоходства по реке Конго и ее притокам;

- распространение свободы судоходства для торговых целей и на время войны (за исключением военной контрабанды);

- обязанность всех держав при завладении территориями или при установлении протектората над какой-либо землей заявить о факте завладения или протектората дипломатическим путем другим державам;

- обязанность держав решать свои споры с помощью посредника, прежде чем прибегать к помощи оружия.

Колонизация территорий в Африке и возникающие спорные вопросы об их принадлежности вызвали рост европейского частного интереса к данному региону. Европейцы, проникая в Африку, сталкивались с сопротивлением местного населения, и все же в течение 1880 - 1905 гг. большая часть Африки была разделена между Бельгией, Германией, Англией, Италией, Португалией. В 1884 г. интенсивная конкуренция европейцев на африканской территории и неточное указание границ привели к тому, что была созвана Берлинская конференция.

На Конференции было решено, что право открытия "ничейной" территории не является достаточным правовым основанием для оккупации территории. Что касается оккупации, то она должна быть эффективной, т.е. государство должно осуществлять в отношении этой территории акты власти. Более того, об акте оккупации государство должно сообщить (нотифицировать) другим государствам. Также Конференция признала свободу судоходства по рекам Нигер и Конго.

Date: 2015-08-24; view: 1294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию