Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. История международного права и его науки 1 page





 

§ 1. Возникновение международного права,

периодизация его истории и науки

 

Вопросы возникновения и периодизации международного права до сих пор остаются дискуссионными. Любая периодизация приблизительна и условна <1>. Общим ориентиром являются учения об общественно-экономических формациях и исторических эпохах. Государства ни в какую эпоху не могли существовать независимо друг от друга в экономическом, военном, культурном и научном плане <2>. Научно-технический прогресс, глобальные проблемы, а также коммуникационные связи увеличивали роль норм права, с помощью которых регулировались и отношения между государствами.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1980. С. 162.

<2> См.: Даневский В.П. Исторический очерк развития международных сношений и международного права: Пособие к изучению истории и системы международного права. Харьков, 1892.

 

Таким образом, надо отметить, что международное право - естественный продукт исторического развития. История международного права - неотъемлемая часть истории общества, и она не может не обладать собственной периодизацией.

Ученые каждой эпохи представляют "свою" периодизацию. К примеру, В.П. Даневский утверждал, что древность, не исключая Грецию и Рим, дала для истории международного права одни отрицательные результаты, "правильное" международное право и само международное право начали зарождаться лишь в Средние века.

Прежде чем стать всеобщим и универсальным, международное право долгие столетия развивалось по отдельным регионам (Месопотамия, Египет, Индия, Китай, Греция, Рим) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.

 

1.1. Периодизация развития международного права

 

Периодизация, предлагаемая В.П. Даневским и его сторонниками, была следующей:

- с конца V по XVII в. - период Средних веков до Вестфальского конгресса 1648 г.;

- от Вестфальского конгресса 1648 г. до Французской революции 1789 г.;

- от Французской революции 1789 г. до Венского конгресса 1814 - 1815 гг.;

- от Венского конгресса 1814 - 1815 гг. до Парижского конгресса 1856 г.;

- от Парижского конгресса 1856 г. до Берлинского конгресса 1878 г., Берлинской (Африканской) конференции 1884 - 1885 гг.

Как видим, в представленной периодизации отвергалась древность. Утверждалось, что для Древнего мира были характерны фактические отношения народов, чаще враждебные; отсутствие порядка и организации; отсутствие идеи равенства между людьми и незначительный уровень потребностей у людей во внешних сношениях. В.П. Даневский и его сторонники подчеркивали, что, в частности, для народов Древнего Востока вышеприведенная характеристика не предполагала задач неразрешимых, недостижимых вне союза.

Энциклопедии международного публичного права <1>, в которых значительное место уделено истории, выделяются следующие периоды: от древности до Первой мировой войны; период между двумя мировыми войнами; период после Второй мировой войны.

--------------------------------

<1> Encyclopedia of Public International Law. Amsterdam, 1984. Vol. 7. P. 126.

 

Еще одна периодизация предлагается Г. Греве:

1. Испанский период (1494 - 1648 гг.).

2. Французский период (1648 - 1815 гг.).

3. Британский период (1815 - 1919 гг.).

4. Период англо-американской мировой гегемонии (1919 - 1944 гг.).

5. Период американо-советского соперничества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Курс международного права: В 7 т. / Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин. М., 1989. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права. С. 33.

 

Для периодизации развития международного права общим ориентиром являлось также и учение об общественно-экономических формациях и исторических эпохах.

Ученые сегодняшнего дня приводят следующую периодизацию истории международного права, не исключая древность:

1. От 4 тыс. до н.э. до 476 г. н.э. - период, иногда называемый "предысторией международного права". Это время распада родоплеменных отношений, образования ранних рабовладельческих государств, время зарождения первых норм международного права, период рабовладельческой общественно-экономической формации.

2. От 476 г. н.э. (падение Римской империи) до 1648 г. (Вестфальский конгресс). Данный период называют международным правом Средних веков, и он соответствует феодальной общественно-экономической формации. Это период развития норм феодального международного права.

3. От 1648 до 1919 г. Данный период называют периодом классического международного права, он соответствует периоду становления капиталистического производства.

4. От 1919 до 1945 г. - период перехода от классического международного права к современному, или период перехода от Статута Лиги Наций к Уставу ООН.

5. Период современного международного права. Его называют "право Устава ООН".

Развитие международного права в Древнем мире и в Средние века существенно отличалось. В каждом регионе Древнего мира (Месопотамия, Египет, Индия, Китай и др.) развивались свои специфические международно-правовые институты, которые в Средние века отражали новую ступень общественного развития. Главными регионами, в которых феодальные отношения развивались наиболее интенсивно и которые оказали особое влияние на формирование международного права Нового времени, являлись Византия, Киевская и Московская Русь, а также Западная Европа.

Принципиальным является вопрос о времени возникновения международного права. Существуют следующие мнения ученых:

1) международное право возникло еще в межплеменных отношениях;

2) международное право появилось одновременно с государствами;

3) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Курс международного права: В 7 т. / Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Глинкин. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права. С. 73.

 

Надо отметить и то, что "зачастую сложно выяснить, каких критериев придерживается тот или иной исследователь при делении международного права на периоды..." <1>. О.В. Буткевич утверждает, что исследователи истории развития международного права приводят общую периодизацию, не отражающую особенностей международно-правового развития. Вопрос исторической периодизации и установления исторических типов международного права еще требует своего исследования. Он не может быть разрешен окончательно, поскольку решение связано с субъективным отношением исследователей не только к критериям, необходимым для выделения разных эпох (или ключевых моментов их изменений), но и вообще к сущности международного права <2>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Лукашук И.И. Международное право: Общая часть: Учебник. М., 1996. С. 40.

<2> Буткевич О.В. У истоков международного права. СПб., 2008. С. 61 - 70, 90.

 

"Попытки игнорировать особенности истории кончаются неудачей в познании явления. Изучение прошлого необходимо для понимания природы международного права, определения его возможностей, повышения эффективности и выяснения перспектив" <1>.

--------------------------------

<1> Лукашук И.И. Международное право: Общая часть: Учебник. С. 40.

 

1.2. Наука международного права в историческом аспекте

 

В трудах ученых "нередко ставится вопрос о том, является ли история международного права отдельной отраслью науки, самостоятельным системным учением или совокупностью отдельных концепций, доктрин, теоретических положений или идей, функционировавших в определенный исторический период" <1>. Непризнание международного права отдельной юридической системой прослеживается в работах ученых XIX в.; только XX в. приоткрывает "завесу" и со временем международное право получает признание как отдельная наука среди других юридических наук. Перейдем к ознакомлению с развитием науки международного права в России и за рубежом.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 95.

 

1.2.1. История науки международного права в России

 

С учреждением этико-политических факультетов в начале XIX в. науку международного права начали преподавать в России иностранные профессора как дополнительный предмет к естественному и государственному праву; отношение российских ученых к этому предмету было скептическим. Лишь в 1835 г. международное право получает в российских университетах "полное гражданство" (учреждается отдельная кафедра) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Телеснин В.В. Что такое международное право. М., 1914.

 

Такие ученые, как Д.И. Каченовский, утверждали, что, "где юриспруденция развита, там она похожа на математику и получает вкус без приправ", международное право учит уважать всемирный порядок, потому что провозглашает закон солидарности или взаимной зависимости и ответственности государств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Каченовский Д.И. Курс международного права. Харьков, 1863.

 

Д.И. Каченовский был одним из первых ученых, выразивших мысль о необходимости совместной работы ученых разных стран для дальнейшего развития международного права; главной идеей его была кодификация норм международного права. Его работа "О каперах и призовом судопроизводстве в отношении к нейтральной торговле" (М.: Тип. В. Готье, 1855) является его наиболее значимым исследованием. В этой работе в виде постулатов из основных начал международного права и его исторического развития намечены некоторые реформы, вскоре после того получившие частичное воплощение в Парижской декларации 1856 г. о морском международном праве. Исторический очерк о международном праве Д.И. Каченовского "Курс международного права" (1863) обрывается на Средних веках. Нельзя не упомянуть о предшественнике Д.И. Каченовского Т.Ф. Степанове, который в 1847 г. составил полный курс международного права (двухтомник). Одним из первых в России систематических руководств по международному праву была работа М.Н. Капустина "Обозрение предметов международного права" (М.: Университетская типография, 1856 - 1859, вып. 2 - 11).

Помимо переводов сочинений по международному праву иностранных ученых Гуго Гроция и Пуфендорфа со времен Петра I начинают выходить первые русские монографические исследования с довольно-таки длинными названиями. Например, в 1722 г. в Петербурге издается книга "Рассуждения: какие причины Его Величества Петр Великий, император и самодержавец Всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая, к начатию войны против короля Карола XII, Шведского, 1700 году имел и кто из сих обоих потентантов, во время сие пребывающей войны, более умеренности и склонности к примирению показывал, и кто в продолжении оной, с толь великим разлитием крови христианской, и разорением многих земель виновен; и с которой воюющей страны та война по правилам христианских и политических народов более ведена".

Большинство последующих работ русских ученых того же времени по вопросам международного права носили политический и полемический характер <1>. Это также были переводы иностранных работ - французских философов Руссо, Монтескье, - затрагивающих вопросы международного права, и работы российских ученых, таких как В.Т. Золотницкий ("Сокращение естественного права" <2>), П.А. Левашев ("О первенстве и председательстве европейских государей и их послов и министров" <3>), и др.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Грабарь В.Е. Материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917) / Науч. ред., авт. биогр. очерка и сост. библиограф. У.Э. Батлер; Отв. ред. и авт. предисл. В.А. Томсинов. М., 2005. С. 139 - 156.

<2> См.: Золотницкий В.Т. Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества Владимиром Золотницким. СПб., 1764.

<3> См.: Левашев П.А. О первенстве и председательстве европейских государей и их послов и министров. СПб., 1792.

 

Международное право в России, так же как и в странах Европы, как часть естественного права с 1835 г. становится предметом университетского образования. В конце XVIII в. систематизируются и издаются памятники и документы международного значения, такие как восьмитомник "Собрание государственных грамот и договоров", четырехтомник "Обзор внешних сношений России" Н.Н. Бантыш-Каменского, "Словарь юридический, или Свод российских узаконений, по азбучному порядку для практического употребления Императорского московского университета в юридическом факультете", разработанный Ф. Лангансом и содержащий ряд сведений и по вопросам международного права, сборники международных договоров, составленные Румянцевым (1813), Доброклонским (1838). В этот период были изданы труды Ф.Ф. Мартенса "Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами (1874 - 1909 гг.)" - 15-томник с подробными историческими комментариями, а также "Современное международное право цивилизованных народов" - двухтомник, в котором Ф.Ф. Мартенс исходил из того, что в основе правовых отношений лежит сама жизнь. Были опубликованы первый фундаментальный труд В.Ф. Малиновского "Рассуждение о мире и войне" (1803); краткий курс по международному праву М.Н. Капустина "Конспект международного права" (М.: Изд. Астахов, 1868), Д.И. Каченовского "Курс международного права" (Харьков, 1863 - 1866, 2 вып.) и др.

Таким образом, в XVIII - XIX вв. развитие международно-правовой теории в России находилось на высоком уровне.

 

1.2.2. История науки международного права за рубежом

 

За рубежом, к примеру в Германии (Лейпциг, Берлин), работала своя школа Мартенса <1>. В Германии государственная карьера считалась привилегией знатных и богатых, поэтому в основном студенты предпочитали адвокатуру и готовились к низшим административным должностям, большое внимание уделялось римскому праву и практической стороне юриспруденции. Но были исключения: к примеру, в старейших германских университетах - Гейдельбергском и Тюбингенском - разработкой международного права были Р. Моль, И.К. Блюнчли и Филлати.

--------------------------------

<1> Школа Мартенса - известный немецкий юрист и дипломат Г. Фр. Мартенс (1756 - 1821) и К. Мартенс (1790 - 1863), составители "Собрания международных трактатов"; см. также: Мартенс К. Дипломатия, или Руководство к познанию внешних государственных сношений для посвящающих себя дипломатической службе барона К. Мартенса. М., 1826.

 

Бельгия имела немного представителей международного права, и оно читалось не во всех университетах (знаменитый ученый Лоран наряду с гражданским правом читал и международное).

Голландия славилась такими учеными, как Гуго Гроций, Бенкерсгук, де Валь и др. Научные труды по международному праву публиковались в университетах таких городов, как Лейден, Утрехт, Амстердам.

В Англии в плане преподавания международного права выделялся Кембриджский университет с конца XVII в. В некоторых шотландских университетах, к примеру в городе Эдинбро (современное название - Эдинбург), международное право преподавалось с середины XVIII в. В Оксфордском университете кафедру международного права возглавлял Бернард; своими лекциями особо выделялись такие ученые, как Джемс Мекинтош, Филлимор, Твисс, Мэн, Вестлэк.

Университеты Франции были бедны достойными истолкователями международного права, но были великие публицисты по международному праву, такие как Феликс, Ортолан, Готфиль.

В Италии преподавание международного права было запрещено, и только в 1849 г. в Турине открылась кафедра международного права под руководством профессора Манчини.

В Испании в 1859 г. была основана Академия политических наук, которая знаменита в том числе и сочинениями по международному праву таких авторов, как Ферратер, Рикельме, Корсини, Пандо, Гоньи.

Все это свидетельствует о том, что наука международного права развивалась за рубежом, но о ее полной законченности говорить было рано.

 

1.2.3. Идеи мира в науке международного права

 

Первый проект вечного мира был предложен королем Франции Генрихом IV (1553 - 1610). Проект был изложен в записях министра финансов Сюлли и предусматривал:

- раздел Европы на 15 равных государств. По плану Генриха IV это должен был быть союз или христианская республика, в которые не включалась Россия (Московия);

- для разрешения споров и их предотвращения (имеется в виду между членами союза или христианской республики) учреждение общего совета или сената;

- учреждение (создание) общего фонда, предназначенного для борьбы Польши и Швеции против турок, татар и "московитян";

- предпринять крестовый поход с целью завладения и уничтожения Османской (Оттоманской) империи (название султанской Турции).

Но проект Генриха IV подвергся критике: "...установить новое политическое равновесие сил, разделить Европу... не значит укрепить мир, а напротив, сделать войну постоянным явлением".

Вторым проектом вечного мира можно назвать проект французского аббата Сен-Пьера, дипломата, который на Утрехтском конгрессе 1713 г. предлагал:

- установить прочный мир, не изменяя политической карты;

- державы, допущенные в систему европейских государств, должны составить вечный союз или лигу;

- создать общесоюзный фонд как необходимое средство для достижения целей;

- члены союза должны отказаться от права вести войну и решать все спорные вопросы на общем собрании, которое должно стать постоянным органом международного посреднического суда;

- законодательная власть должна принадлежать общему собранию;

- изменение статей самой конституции европейской республики возможно лишь с согласия всех ее членов.

Проект вечного мира по Сен-Пьеру в 1729 г. был исправлен, отредактирован и в сжатом виде обнародован; полное издание его вышло в 1745 г. Данный проект, построенный на основе status quo, закреплял положение о том, что державы, допущенные в систему европейских государств по Утрехтскому трактату, составляют христианскую республику. Отличием проекта Сен-Пьера от проекта Генриха IV являлось то, что из состава европейских христианских республик не исключалась "Московия", не было указаний на войну с мусульманами, проявлялись гуманность и разумность. Наиболее важной в историческом плане в этих проектах является идея о международном посредничестве при разрешении споров.

Еще один проект вечного мира был предложен Ж.-Ж. Руссо, французским философом, который утверждал, что достичь вечного мира можно, создав союз государств. Лучшим образцом, по мнению Ж.-Ж. Руссо, являлись Общешвейцарская организация (Гельветическое общество) и Голландская республика. Общешвейцарская организация была образована в 1761 г., и ее задачами были: пропаганда идей просвещения, установление культурных и политических связей между кантонами. По мнению Ж.-Ж. Руссо, развитие социальной науки могло бы решить задачу международного прогресса и мира; в союзе должны быть такие учреждения, которые имели бы законодательную и исполнительную власть; члены союза должны избегать войн и повиноваться решениям союзных установлений; правительства должны отречься от честолюбия, эгоизма и эгоистических интриг; нации должны забыть о предрассудках, порождаемых различиями языка, религии и национальности.

Автором проекта вечного мира является также и английский философ Бентам. Согласно его проекту предусматривалось:

- сокращение морских и сухопутных сил европейских государств;

- раздел и освобождение колониальных владений европейских государств;

- учреждение посреднического суда;

- учреждение конгресса из депутатов европейских государств (по два кандидата от каждого государства).

Таким образом, философы XVIII в., рассуждавшие о войне и способах разрешения споров, приходили единодушно к мнению о необходимости создания посреднического органа, но ни Сен-Пьер, ни Ж.-Ж. Руссо, ни Бентам не смогли ответить на вопрос, каким образом заставить подчиниться решению посреднического суда то или иное государство (к примеру, такое отдельное независимое и могущественное государство того времени, как Германская империя).

Проект вечного мира предлагал немецкий философ И. Кант. Свое мировоззрение он изложил в трактате о вечном мире в 1796 г. и, утверждая, что всеобщий и постоянный мир есть величайшая цель человечества, а также потребность мира есть потребность всей Европы, предлагал:

- отказаться от частных способов приобретения владений (по наследству, браку, дарению и т.п.);

- уничтожить постоянные армии;

- не вмешиваться во внутренние дела соседних народов;

- не занимать денег для военных нужд;

- не начинать войны самостоятельно, по распоряжению правительства, без согласия подданных.

Кант был абсолютно уверен в том, что с расширением союза народов управление будет более трудным и менее способным защитить своих членов от насилия, что приведет к распаду союза и, следовательно, к новой войне между государствами.

Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель был категорически против учений своих предшественников, утверждая, что "вечный мир, если только допустить его возможность и необходимость, привел бы человечество к гниению и застою". Но войны были все чаще и невыносимее, что повлекло образование многих религиозных движений, которые вооружались против насилия и кровопролития. Например, было известно такое христианское движение, как квакеры, или "общество друзей", возникшее в середине XVII в. в Англии и распространившееся в США и странах Восточной Африки. Одним из его последователей был В. Пень, который вел пропаганду в пользу вечного мира. Вопрос о вечном мире квакеры рассматривали с богословской точки зрения.

Вопрос о вечном мире решался также на конгрессах и конференциях. В 1848 г. такой конгресс состоялся в Брюсселе, в 1849 г. - в Париже, в 1850 г. - во Франкфурте-на-Майне, в 1851 г. - в Лондоне, в 1853 г. - в Эдинбро (Эдинбург).

Конгрессы и суды в той или иной степени могли способствовать примирению и призывать к порядку, опираясь на общие интересы, общие потребности, общие убеждения. Но потребовалось еще много времени, чтобы человечество осознало, что конгрессы и суды могут приносить пользу.

Национальные войны нельзя было предупредить ни конгрессами, ни проектами вечного мира, ни судами и для сохранения мира одних лишь добрых намерений оказывалось недостаточно. В этих случаях конгрессы постановляли, что:

- необходимо развитие международных сношений и связей между народами;

- христианское духовенство должно искоренить ненависть и предрассудки одного племени против другого;

- необходимо содействие повсеместному распространению науки международного права.

Важно отметить, что причины международного неустройства коренились в законах исторического развития государств. Главными причинами международных столкновений можно назвать неопределенность престолонаследия, споры о границах и правах на вновь открываемые территории, религиозную нетерпимость. Стремление идеалистов уничтожить войну и построить международный порядок на то время было бесплодным и несбыточным, так как имели место предрассудки народов, эгоизм отдельных государств, а также недальновидность политиков. Все это привело к тому, что проекты вечного мира, предлагавшиеся в то время, были слабы и незрелы и идеи "друзей мира" представлялись утопией.

В России исторический очерк проектов вечного мира представлен в работе А.Н. Лодыженского "Проекты вечного мира и их значение". Автор разделяет проекты на три группы. Первая группа включает проекты Сартория, Сибома и Лоримера, вторая - проекты Руссо, аббата Сен-Пьера, третья - проекты Генриха IV, Канта, Блюнчли, Кауфмана.

Анализируя вышеупомянутые проекты, А.Н. Лодыженский пришел к выводу, что ни один из этих проектов не может достичь цели, т.е. устранения причин войны, и выдвинул утверждение, согласно которому устранения причин войны можно достичь созданием международной организации, хотя в конечном итоге, по мнению автора, "вечный мир немыслим и недостижим. Однако стремиться к нему необходимо, ибо число войн может быть уменьшено" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Грабарь В.Э. Указ. соч. С. 551.

 

В работе "О вечном мире" (80-е гг. 19-го столетия) Л.Н. Лодыженский выдвигал следующие положения:

- вечный мир недостижим;

- создание международного сознания и органов, служащих выражением этого сознания, причем международное сознание должно быть единым;

- создание международной организации общества;

- разоружение - самая главная возможность создания вечного мира.

Рассуждения о мире можно найти в работах В.Ф. Малиновского, автора одного из проектов отмены крепостного права и автора сочинения "Рассуждения о мире и войне". Первая часть работы характеризует войну как великое бедствие для народов и в ней утверждается следующее: война правомерна, если речь идет о защите территории; для мира между народами важно общение и знакомство; различие между народами не делает различия между людьми. В.Ф. Малиновский, подчеркивая значение "общенародных законов", т.е. международного права, правильно определяет соотношение между международным правом и государственным суверенитетом; особо выделяет принцип невмешательства; критикует тайную дипломатию. Вторая часть работы посвящена рассуждениям о создании международного совета безопасности и о его необходимости.

Другие авторы идеи мира в российской науке международного права - Ф.Ф. Мартенс, В.А. Незабитовский, Л.А. Камаровский и др. Наиболее известные работы о проблемах обеспечения мира В.А. Незабитовского - "Новейшие проекты международного устава" и "Международные обычаи во время войны", в которых автор выдвигал следующие положения:

- отказ государства от права войны;

- решение политических споров на общем конгрессе;

- осуждение рассуждений о вооруженном мире;

- мирное разрешение споров;

- признание роли общественности в борьбе за мир.

В работах Л.А. Камаровского, таких как "Начало невмешательства" (1874), "О международном суде" (1881), выдвигались следующие положения:

- модель юридически образованного общества связана с проблемой обеспечения мира непосредственно;

- в основу международного правопорядка должны быть положены религиозно-этические начала: а) распространение христианства и б) европейской культуры;

- развитие международного права;

- разоружение - задача, разрешимая только на почве международной;

- третейский суд - введение в мировую практику "мирного способа разрешения несогласий".

Любые проекты мирового государства как средства достижения мира отвергались, что в значительной мере предопределило появление более серьезных исследований о будущем международном праве, о развитии его принципов и появлении новых, об использовании международного права как инструмента поддержания мира.

Российский юрист, пацифист (миротворец) В.Н. Гессен, выступая против всякой войны, утверждал, что главное средство предотвращения войн - осуждение их аморального характера.

М.А. Энгельгард, В.В. Тенищев предлагали начать разоружение с простой остановки вооружения и выдвигали следующие положения:

- войну можно уничтожить только разоружением;

- мирно разрешать столкновения посредством международного Третейского суда;

- повсеместно установить конституционный строй;

- правовой формой достижения разоружения должно быть международное соглашение;

- соглашением должно быть установлено минимальное количество войск для каждой страны в виде милиции, полиции для поддержания внутреннего порядка.

Таким образом, российские и зарубежные юристы в своих трудах предлагали решение проблемы обеспечения мира и безопасности, укрепления международных институтов международного права. Характерной особенностью является то, что в названных работах предлагалась идея разоружения и запрета войн тогда, когда война повсеместно считалась законным средством разрешения межгосударственных споров и применение вооруженной силы не осуждалось.

 

§ 2. История развития

института кодификации международного права

 

2.1. Кодификация международного права в IV - XIX вв.

 

С высказываниями некоторых авторов, освещавших вопросы международного права на протяжении IV - XIII вв., можно ознакомиться в трудах В.Э. Грабаря по теории и истории международного права, в частности в его "Очерке литературной истории международного права в Средние века" (на фр. яз. - 1936 г.).

В.Э. Грабарь приводит высказывания, к примеру, Августина Блаженного (Аврелия), жившего на рубеже Античности и Средневековья, христианского теолога, церковного деятеля, оказавшего влияние на средневековую теоретическую мысль:

Date: 2015-08-24; view: 1368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию