Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закат великой державы





 

/313/ Падение правительства либералов мобилизовало их противников, которых называли «железным кольцом». Эта политическая группировка состояла из немецких клерикалов и консерваторов, а также тех представителей славянских народов, которые не бойкотировали заседания рейхсрата, прежде всего, поляков. Граф Эдуард Тааффе сформировал из представителей антилиберальных сил правительство, не имевшее, однако, программы и лишенное «долгосрочной перспективы». В политике господствовал сугубо прагматический подход, когда проблемы решались со дня на день, – это метко окрестили «дальнейшим прозябанием».

Несмотря на отсутствие политической концепции или как раз благодаря этому, кабинет Тааффе продержался дольше любого иного – с 1879 по 1893 г. Политика Тааффе была благожелательной по отношению к славянам, что, однако, не привело к компромиссу с каким‑либо из славянских народов по венгерскому образцу. В то же время положительное отношение к славянам имело следствием радикализацию немцев и немецких организаций. Численность немецко‑национальных союзов и студенческих объединений росла. Правда, Тааффе в 1882 г. распространил избирательное право на так называемых пятигульденовых избирателей, но значительная часть населения по‑прежнему оставалась исключенной из участия в политическом процессе. Дальнейшее расширение избирательного права посредством снижения ценза, которое планировал Тааффе и из‑за которого он потерпел поражение, с одной стороны, усилило бы влияние славян, а с другой – привело бы к утрате влияния буржуазии на низшие слои. В 1893 г. «эра Тааффе» закончилась, /314/ но политика «дальнейшего прозябания» продолжалась, став характерной чертой монархии Габсбургов.

Если существовала вообще хоть какая‑то сфера, где правительство «железного кольца» пыталось проводить систематическую политику, то таковой было социальное законодательство. Законы сужали сферу использования женского труда и запрещали детский, а также регулировали рабочее время, ограничивая его двенадцатью часами ежедневно, хотя нерабочим днем было только воскресенье. Разумеется, между теорией и практикой зияла пропасть, многие из законодательных положений остались нереализованными, а у рабочих было мало шансов протестовать против такого положения вещей. Важной вехой в рамках социального законодательства стало создание промышленной инспекции, задача которой заключалась во вскрытии и устранении недостойных человека и вредящих здоровью условий труда.

У правительств, приходивших к власти после долгого правления кабинета Тааффе, было нечто общее. Они оказывались недолговечными, постоянно откладывали решение трудных вопросов, а причиной их падения становились национальные противоречия. О том, что национальная проблема не только была предметом отвлеченных теоретических и идеологических дискуссий, но и оказывала сильное и вполне конкретное воздействие на политическую повседневность, ярко свидетельствует школьное дело 1895 г. в Цилли.

В городе Цилли (Целье), который тогда находился в Южной Штирии, а сегодня располагается на территории Словении, проживало этнически смешанное население, на отношения между отдельными группами которого влияли социальные факторы. Большинство жителей города было немецкоязычным, однако незначительная часть горожан и гораздо более многочисленное сельское население округи говорили исключительно по‑словенски. Система высшего образования (для словенцев и других ненемецких народностей) была немецкоязычной, что не ставилось под сомнение вплоть до девяностых годов XIX в. Подъем национальностей, родным языком которых не был немецкий, проявился, не в последнюю очередь, и в росте числа их представителей, получающих образование.

У словенцев, народа преимущественно крестьянского, как и у других малых народностей монархии,

формировалась сначала немногочисленная, но постоянно росшая буржуазия, желавшая дать своим детям более высокое образование, что сделало бы возможным их дальнейшее социальное восхождение. Для того, чтобы /315/ это образование не привело к денационализации, в данном случае к германизации, оно должно было быть доступным и на словенском

языке. Стремление создать в гимназии Цилли параллельный класс с преподаванием на словенском привело к политической буре в стакане воды. Когда в предварительной смете на 1895 г. появился этот параллельный класс – уже после того, как к подобному решению пришли в Марбурге (Мариборе), – коалиция в Вене раскололась, и кабинет Альфреда Виндишгреца пал.

Не многие политические события в Габсбургской монархии второй половины XIX столетия в большей степени отражали болезненное состояние государства, где смешная на первый взгляд причина имела столь далеко идущие последствия, как падение правительства.

После нескольких инцидентов правительство «сильной руки» возглавил поляк граф Казимир Бадени. Оно было благожелательно настроено по отношению к славянам. Бадени удалось привлечь на свою сторону младочехов. Однако, несмотря на его успехи в осуществлении избирательной реформы – дальнейшее снижение налогового ценза и введение «общего класса избирателей» для всех граждан мужского пола с 24 лет, – политика Бадени, как и политика его предшественников, определялась принципом «дальнейшего прозябания». Ценой позитивного отношения младочехов к правительству стали декреты о языке. Они предусматривали введение в будущем в Чехии и Моравии делопроизводства на двух языках – немецком и чешском. В одном из этих декретов (никогда не вступившем в силу) указывалось, что чиновники в Чехии на протяжении трех лет обязаны в совершенстве овладеть обоими языками. Это означало явное преимущество для чиновников‑чехов, которые владели немецким благодаря его изучению в школе, тогда как немецкие чиновники отвергали изучение «неполноценного» чешского языка.

Еще более жесткой оказалась реакция в Вене. Подобных столкновений и демонстраций на улицах и в рейхсрате не было с 1848 года. В парламенте наряду с относительно безобидными обструкциями – депутаты выступали бесконечно долго, чтобы нарушить ход дел в палате, – доходило до рукоприкладства. Когда давление улицы – а немецкие националисты, прежде всего, немецко‑национальные студенческие объединения, постарались создать соответствующее настроение – и волнения в парламенте достигли кульминации, императору Францу Иосифу пришлось 29 апреля 1897 г. распорядиться о прекраще‑ нии заседаний парла‑ /316/ мента, что одновременно означало и падение Бадени. Попытка компромисса с чехами вновь потерпела неудачу. Дело обстояло хуже, чем когда‑либо прежде.

Опыт последних премьер‑министров показал, что без нового подхода каждое правительство обречено на неудачу из‑за противоречий между немцами и славянами. Эрнст фон Кёрбер, бывший министр торговли, полагал, что сумел найти такой новый подход. Развитие экономики должно полностью занять людей и отвлечь их от болезненной темы – межнациональных споров. Кёрбер пытался содействовать политике улучшения инфраструктуры, в особенности дорожного строительства. Ему удалось продер‑

жаться у власти четыре года. В конце концов, однако, и он потерпел неудачу вследствие становившихся все более неразрешимыми внутренних конфликтов. /317/

Многие правительства были вынуждены обращаться к параграфу конституции о чрезвычайных декретах (§ 14), предусматривавшему законодательную деятельность без участия рейхсрата. Некоторые кабинеты с самого начала строились на основе 14‑го параграфа. «Специалистом» по правлению с помощью этого параграфа был барон Пауль Гауч фон Франкентурн. Этот политик, считавшийся доверенным лицом императора, формировал правительство таким образом не менее трех раз. В 1897–1898 гг., после падения польского графа Бадени, именно Гауч на протяжении краткого переходного периода отменил вызвавшие недовольство декреты о языке. Гауч вновь занял пост главы правительства после падения правительства Кёрбера (1905–1906), а затем еще раз – после падения кабинета Бинерта‑Шмерлинга в 1911 году. /318/

В 1905 г. он попытался продолжить реформу избирательного законодательства и тем самым взяться за решение наболевшей проблемы австрийской конституции. В ноябре этого года на улицы Вены вышли 200 тыс. рабочих, требовавших введения всеобщего избирательного права. После того как правительство Гауча потерпело фиаско со своим проектом избирательной реформы, барону Максу Владимиру фон Беку, премьер‑министру с 1906 по 1908 г., все же удалось осуществить изменение выборного законодательства, ликвидировав в Австрии куриальную избирательную систему. Однако всеобщее избирательное право было введено только для мужчин.

После падения Бека, осуществившего так долго откладывавшуюся реформу избирательного права, некоторые премьер‑министры пытались удержаться на трапеции дольше, чем он, но это никому не удалось. Когда, наконец, в 1911 г. правительство возглавил выходец из старинного штирийского дворянского рода граф Карл Штюргк, выдвинувшийся сначала в качестве бюрократа, а затем немецкого либерального и позже немецкого национального депутата, никто не предполагал, что он сможет продержаться сравнительно долго. Однако поиск сильного человека, которым старый император занимался всю свою жизнь, похоже, заставил его длительное время оказывать поддержку Штюргку. Некоторые действия премьера указывали на близость большой войны. Внесением новых предложений по военному бюджету он хотел добиться увеличения числа солдат, но это, как и другие его широкомасштабные намерения, было трудно, а то и невозможно осуществить на парламентском уровне. Из‑за обструкции со стороны чехов Штюргку уже в марте 1914 г. пришлось прибегнуть к пресловутому 14‑му параграфу, и это состояние сохранялось вплоть до его смерти в 1916 г. С началом первой мировой войны, которую премьер‑министр приветствовал, военная администрация получила в Австрии преимущество перед гражданским правительством, что превратило Штюргка еще более, чем раньше, в марионетку подлинных правителей. Тем не менее, премьер‑министр оставался символом господствующей системы, которая с переходом к жесткой военной диктатуре заметно ухудшила условия жизни простого человека. Ровно за месяц до смерти Франца Иосифа, Штюргк был убит в обеденном зале гостиницы «Майссль и Шаден» молодым и радикально настроенным социал‑демократом д‑ром Фридрихом Адлером, сыном знаменитого основателя партии. /319/

 

Date: 2015-08-24; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию