Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва Божией Матери





Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневе-стная Богоневесто, Богородице Марие, Госпоже мира и Надеждо моя! Призри на мя, грешнаго, в час сей и Егоже из чистых кровей Твоих неискусомужно родила еси, Господа Иисуса Христа, Милостива мне соделай Матер-

— 662 —

ними Твоими молитвами; Того зревшая осужденна и оружием печали в сердце уязвившася, уязви душу мою Божественною Любовию! Того в узах и поруганиях горце оплакавшая, слезы сокрушения мне даруй; при вольном Того ведении на смерть душею тяжце поболевшая, болезней мя свободи, да Тя славлю, достойно славимую во веки. Аминь.

Останавливаясь, чтобы сделать паузу, я безмолвно взывала: «Господи, только не теперь, только не забери ее от нас!..» С трепетом, глядя на матушку, думала: «Вот что такое Страстная Пятница для монахини... Боже мой - это же соучастие Страданиям Христ а...» Я понимала, что происходит вышеестественное. С благоговением и страхом Божиим я не отрывала глаз от матушки: «Боже, не дай нам ее лиши т ь с я...»

Видимо, сильны были молитвы всех молящихся о монахине Надежде, так как после четырех часов дня она утихла и даже как-будто забылась сном. На цыпочках я вышла в соседнюю комнату, чтобы дать ей покой. Села на мамин диван и открыла Евангелие от Иоанна Богослова: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, иЯв Тебе, так и они да будут в Нас едино...Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. (Ин. 17, 7-26).

Читая последние строки любимой главы, я вдруг впервые подумала: «Здесь, рядом с нами живет матушка... ведь ее может посетить и Сама - Елисавета Феодоровна». С этой неожиданной мыслью я встала и тихонько приоткрыла дверь в матушкину комнату. В эти самые мгновения она очнулась и как будто медленно возвращалась к этой жизни из глубокого забытья. Я пошла к ней, забыв себя. Ее лицо было невыразимо прекрасным, оно излучало свет. Оно было белоснежным, подобного не бывает у обычных людей на земле. Это лицо сияло

— 663 —

кротким белым сиянием. С отрадой, глядя на меня ярко-карими глазами, она произнесла каким-то новым, светлым голосом: «Матушка Великая-приходила... с двумя сестрами... Такие молодые, красивыс.Матушка говорила: Зиночка, пойдем с нами. А я думаю: здесь-то еще - ничего. А что - там-то будет?! Матушка Великая мне ответила: Зиночка, не беспокойся, у нас - очень хорошо... Вечер Страстной Пятницы стал для нас Воскресением Христовым. Мы были счастливы посещением Матушки Елисаветы и тем, что Обитель оставила нам нашу матушку.

Однажды мы разговаривали о том, как просто и естественно нам, христианам, поддержать друг друга. И как больно непонимание, разногласия и любое недобро меж людьми, самыми по существу близкими. Заканчивая один разговор о Любви Христовой, матушка Надежда сокрушалась: «Ну, за что, спрашивается, мне тебя не любить?! У нас - один Бог, одни грехи, одна жажда спасения, то есть и цели, и намерения и желания совершенно общие. Ну за что мне тебя не любить?!»

И незабвенные слова матушки из последнего записанного за ней разговора - через три дня она почти безболезненно ушла от нас - к себе домой - в Обитель.

«Надо дух свой поддерживать для другого, а то: что я буду вылезать? Я и сама падаю... Равнодушие - это ужасно: «Что я могу? - мне самой до себя», - это ужасно. Господи, помилуй. «Любовь ушла на Небо», - кто-то сказал. Страшная фраза, потому что, если ушла Любовь - мир должен погибнуть. Нет. Надо стремиться любить. Любовь - великое слово. Бог - есть Любовь. Значит, мы должны стремиться к ней, и сами - любить, любить.

Была бы Любовь на земле - на земле было бы небо.

Но мало, мало, мало - Любви у нас. Раньше было больше. И Любовь все холодеет, холодеет... Потому что раньше был в людях Бог... Господи, спаси нас, не бросай нас. Он говорит: «Я-то вас не бросаю, вы Меня не бросайте. Свою

— 664 —

жизнь какую-то выдумываете». А мы все разные, и каждый по-своему хочет устроить жизнь - и получается такая разноголосица ужасная.

А вроде так легко - любить. Так приятно сделать человеку что-то приятное. К этому надо стремиться, и было бы счастье на земле. Но мир холодеет, холодеет...

Господи, научи Любить! И... хорошо бы жилось: стараться угождать каждому, никого не обидеть, не оскорбить... и жить как в Царствии Небесном.

Любовь - это, конечно, дар Божий. Любить человека настоящей жертвенной Любовью - это дар Божий. Недалеко сказать, мы жили две, я и сестра моя... Мы, как к нам с любовью - мы и повернули к нему. Только на нас покосились -уже: на что она мне нужна? И - не нужна. И повернули назад. А она добивалась, чтобы человека вернуть...

Настоящая любовь - это себя человек должен забыть. Что ему (любому другому) я могу дать?.. Любовь - это все, что надо для человека. Любовь не делает зла. Может быть, мы и не очень злые. Но что-то такое все время мешает: влезает, внедряется что-то такое внутрь.

Это надо гнать! Прямо в шею лупить...

Я знаю, что такое Любовь, а остальное - гоню\

Матушка Надежда ушла от нас тогда, когда мы этого вовсе не ждали. Не в скорбный день Страстной Пятницы, сопровождаемый скорбью всей вселенной, а в пресветлые дни Успения Царицы Небесной.

Перед Святой плащаницей Божией Матери

Нежность всевозможных

белоснежных цветов... Целую самые маленькие.

Глаза затуманивает. И снова смотрю:

Ты тонешь в цветах,

(или на облаках)...

— 665 —

Мати Всех

Скорбящих...

Так тонко сдвинуты брови. Предельному злу и отчаянию

явленная Любовь.

Твоя Плащаница: явь, побеждающая - псевдопрекрасное

и страшное - по-настоящему.

Всезнание о самом Высоком Страдании и о падении,

бездне причастного, Одна назовешь:

«Мое несчастье!»

Как бы я жила без Тебя?!

меня бы не было... Мы все - за ради

Твоего Милосердия, Мати всех

обремененных грехми...

О, помоги моей России - из этой ямы на Руки Твои

О Свете Дня Небес!

В сей вечер -Свеченье храма голубое

и всех одежд. Благодарю Тебя и знаю,

что Он - Воскрес. Святая Жизнь -

Твое дыханье, Не гроб, но Крест

— 666 —

Тебя коснусь Небес всех Нежность, что повивала нам Младенца...

Наставь на Путь

Кто руки гневные В Свои - как Ты -

возьмет? Умолит, беды отвратит,

спасет?!

Мы - отмечтали...

Но сегодня В Твоем сиянье

все возможно. Ад - на земле. Но - как на Небе -

взываем Ангелы и люди -

к Тебе: СПАСИ - ВСЕХ.

Двадцать шестого августа мы, за неимением даты установленной Церковью, - отмечали тезоименитство Святейшего Патриарха Тихона. В этот день нашу дорогую в последний раз причастили. И мы с матушкой, по обыкновению, прочли Акафист после Святаго Причащения, написанный Владыкой Серафимом Звездинским.

Кондак 13

О Иисусе мой! Хлебе Живый, Хлебе Небесный, Хлебе Сладчайший, Хлебе Превожделенне, Тобою питаются Ангели на Небесах преизобильно, благодарю Тя, яко и аз, странник и пришлец на земле сей, насытихся ныне Тобою. О, пище моя крепкая, питие неисчерпаемое, ис-точниче безсмертия и жизни Подателю! О, Пасха таинственная, всечестная, Пасха непорочная, Пасха великая!

— 667 —

Подавай мне истее Тебе причащатися в невечернем дни

царствия Твоего! Подавай мне пети Тебе во вся веки -

веки вся несчетныя, песнь великую, в вышних трегубо

песнословимую: Аллилуиа! (трижды)

Матушка чувствовала себя не хуже, чем обычно. В светлый день Успения нашей Владычицы мы читали посвященную Ей подборку из святых отцов. Перепечатанная на старенькой пишущей машинке, она сохранилась на пожелтевших листочках до сего дня.

«Божия Матерь, Приснодева Мария - Высшее Существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она - Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она - Приснодева. Имя Мария дано Ей по велению Божию и значит Госпожа». Епископ Игнатий Брянчанинов «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери».

Святой Амвросий: «Она была Девою не только по плоти, но и по духу: в сердце смиренна, в словах Богомудренна; говорила нескоро, всегда занималась чтением; в трудах была неутомима; в беседах целомудренна, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Никого не обижала, напротив, желала всем добра; никем не гнушалась, и даже самого убогого человека не презирала, ни над кем не смеялась, во всем видела только добро. Все слова, исходившие из уст Ее, изливали благодать; все дела дышали девственною чистотою. Ее наружный вид был образом внутреннего совершенства, и выражал незлобие и совершенство».

Святой Игнатий Богоносец пишет святому Евангелисту Иоанну: «У нас проходит о Ней слава, что сия Дева и Матерь Божия исполнена всех даров благодатных и всех добродетелей. Говорят, что Она в гонениях и бедах всегда весела, в нуждах и нищете - не скорбит, на огорчающих Ее не только не гневается, но и благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным - Милосердна и помогает им, как и чем может;

— 668 —

крепко защищает веру против ее врагов и нашему еще юному благочестию Наставница и Учительница всем верным на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми и все Ее видевшие превозносят Ее похвалами. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи».

В исторических описаниях святого Епифания и Никифо-ра Каллиста: «Она... говорила очень мало, только о нужном и о добром, и слова Ее были сладостны. Охотно выслушивала других и отдавала всякому должное почтение. В своих беседах предлагала всякому только нужное и приличное. Никогда не смеялась и не приходила в возмущение. Обхождение Ее было кроткое и без гнева. Рост Ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы русые и несколько златоцвет-ные; очи ясные, взор острый, зеницы подобны плоду масличному; брови немного наклоненные и темные; нос не короткий; лицо не совсем круглое и не острое, а несколько продолговатое; так же руки и пальцы продолговатые. В Ней не было никакой гордости, а простота без малейшего притворства; не было никакой изнеженности, а во всем совершенное смирение. Ее одежды были простые и не выкрашенные, чему доказательством служит Ее покрывало. Одним словом, во всех делах Ее божественно сияла преизобильная благодать».

«Все современники, удостоившиеся счастия видеть Пресвятую Богородицу во время земной Ее жизни, удостоверяют, что Ее внешность была запечатлена дивною красотою. Одежда Ее была всегда чужда роскоши и скромная... речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскусственное и простое. Вся красота Ее божественной души отпечаталась на Ее лице, но эта красота наружности была только прозрачным покрывалом, сквозь которое светились все добродетели непорочной красоты ума и души. Она Пресвятая Дева не только плотию, но и духом... в Ее лице сосредоточены все сокровища благодати...Все предстоят со страхом и трепетом пред Престолом Господа, как слабые творения пред Всесильным Творцом, а Пресвятая Бого-

669 —

родица предстоит пред Ним с Материнским дерзновением, и многое может молитва Матери к Сыну и Богу нашему».

На третий день Успения на матушку было нападение бесов. Поздно вечером я вошла в ее комнату в тот момент, когда она вдруг стремительно встала с постели и сильными большими крестами начала осенять пространство комнаты вокруг себя -читая молитву Животворящему Кресту: Да воскреснет Бог и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут... Никогда не забуду ее собранность, полыхающее сильным чувством лицо, сверкающие глаза... Сначала, от ошеломления, я ничего не поняла. Но в следующие секунды мне стало ясно, что матушка сражается с бесами - гонит их. Ограждая себя и вещи вокруг - крестным знамением, она гневно трясла ковер над своей кроватью. В первый раз в жизни я стала свидетельницей той войны, которую ведут святые с невидимыми врагами. Передо мной была воительница, которая не устрашилась нападения лукавых и мужественно их побеждала. Она не обращала на меня никакого внимания -иная, более серьезная реальность, сконцентрировала все ее внимание. Матушка вышла победительницей в этой схватке. Позже я читала в жизнеописании схиархимандрита Гавриила Седмиезерского, как он сражался с бесами, будучи прикован к смертному одру, - словами этой всесильной молитвы.

Два десятилетия спустя я пишу эти строки, вновь с волнением переживаю ушедшие минуты и вспоминаю эпизод из жизни Андрея Христа ради юродивого, описанный в письме замечательного Афонского старца, иеросхимонаха Ефрема:

Один святой просил Христа, чтобы ему простились его грехи и он удостоился бы последовать Ему, неся крест, чтобы стать учеником Его. И Христос его послушал.*

Когда он молился, то пришел в молитвенный экстаз и увидел Самого Христа, Который спросил его: «Хочешь Мне

* Житие Андрея Христа ради Юродивого. СПб., 2001.

----670----

последовать?». - «Да, Господи». - «Я вот что даю тем, кто Мне следует», - и дал съесть ему одно яблоко. Оно было очень сладким. Святой испытал блаженство и попросил еще.

«Хочешь и другое?» - спросил Христос и дал другое яблоко. Оно было страшно горькое, как яд, - сморщился святой. А вот и третье яблоко, - оно было так горько, что чуть было его не стошнило. Еле-еле овладев собой, потому что начал терять сознание, он сказал Христу: «Господи, с тем, что Ты дал, я не смогу следовать за Тобой*.

Улыбнулся Христос и говорит ему: «Съешь, Андрей, и вот это яблоко, чтобы забыть горькие». А было оно настолько сладким, что едва он отведал его, - сразу же вошел духом в Рай. Увидел там красоты неизреченные, увидел души праведные и место их пребывания, увидел Ангелов и Архангелов, услышал песнь их: «Аллилуйя»... увидел будущее упокоение праведных.

Через некоторое время он пришел в себя. Упал в ноги Христу и просит Его, дабы Он снизошел Своей Милостью и учинил бы его среди Своих, дабы благость Христова причислила и его к праведным Своим, дабы и он, по бесконечной Милости Господней, удостоился вкусить то, что видел.

Вот, брат, что мне дает Христос. Когда сладко, когда горько...

Из другого письма: Никто не взошел на Небо с удобствами. Но скорбями все проверяются и познаются: когда терпят, тогда и Любят Бога.

Когда Господь хочет помочь измученной душе, Он не освобождает ее от скорбей, а что? Терпение ей дарует... Когда задыхается душа и не может больше терпеть и готова впасть в отчаяние, тогда Бог посылает помощь...

То скорби и страдания, то радость и тому подобное - попеременно. Все смешано, такова жизнь человеческая. Единственное, о чем будем просить Бога, чтобы всегда исполнялась Его святая воля.*

* Старец Ефрем Катунакский. Русский хронограф. Москва. 2002.

— 671 —

После вражеского нападения матушка пролежала несколько часов - в полном изнеможении... Бесам было за что ненавидеть монахиню Надежду. С потрясением я понимала, что это - месть лукавых за многое, что сделано ею для всех нас за этот год. Не имея сил победить матушку духовно: ввести ее в уныние, мрак, душевное расслабление... - они продолжили физическим нападением. На следующий день у матушки случился инсульт. «Нарушение мозгового кровообращения» - такой диагноз был поставлен третьей двоюродной сестрой матушки, которая была преуспевающим профессором медицины. Матушка частично потеряла способность движения всей левой части тела и говорила с большим затруднением, хотя мы понимали все ее слова.

Когда приехавшая к нам профессор поделилась с нами рассказом об удачной командировке в Алжир и уже готовилась встать со стула, матушка стала удерживать ее. Левая рука отказывалась ей служить и все время срывалась, но с непередаваемым духовным усилием она вновь хваталась за родные руки сестры.

Дальнейшее всегда вспоминаю, ощущая ком слез в горле. Обнимая руки, только что сделавшие ей три укола, с незабываемым страдальческим лицом, которое выражало такую огромность чувства, что, казалось, оно способно сейчас растопить - камень, она раз за разом повторяла слова, которые вмещали в себя все: «Я люблю - тебя... Я - люблю тебя...» Но профессор явно торопилась, ей было ясно, что часы больной сочтены. Но нам она ничего не сказала и спешно уехала на своей личной машине. А мы с мамой, бесконечно расстроенные, не допускали и мысли о возможности близкой смерти драгоценного для нас человека.

У меня в глазах стоят эти минуты, слова матушки, вся ее боль и тоска о душах своих сестер, которым она была не нужна. Для которых глубоко чуждым и непонятным было все то, что для матушки было - свято, нерушимо. Ведь сестры матушки видели своими глазами и Фросеньку (монахиню Лю-

— 672 —

бовь) - общались с большой святой нашего времени - и так ничего и не поняли... Промыслы Божий неисповедимы.

Но у Бога нет ничего напрасного. Горе матушки, глубинное страдание души о своих близких, я уверена, не пропали даром. Сила ее духа была так пламенна, даже в последние часы - перед смертью, что, не сомневаюсь, Господь сжалился над ее сестрами. Нескольким людям в моем присутствии матушка повторяла в разных ситуациях: «Молитва не пропадает, не погибает. Нет напрасной молитвы. Раньше или позже она настигнет человека». Помню рассказ матушки - матери, отчаявшейся в спасении заблудшего сына. «Одна мать всю жизнь со слезами молилась за свое дитя - но так и не привела его к покаянию. Через несколько лет после ее смерти, настал и смертный час сына. Вдруг на рассвете кто-то постучал в его дверь. «Открыто», - ответил он слабым голосом, так как уже не имел сил встать. На пороге стоял священник. «Кто вы?!» - воскликнул больной. «Меня привела ваша мать, - ответил батюшка. - Она постучала в мое окно в ливень сегодня ночью. И умоляла немедленно идти к вам. Всю ночь под дождем мы были в пути. Не пойму, куда она исчезла, только что стояла рядом со мной...» «Но ведь она давно умерла!» - ответил больной и залился слезами. Молитвами матери, Господь даровал ему умереть после исповеди и причастия». «Никогда не верь, что молишься напрасно! - говорила матушка. Верь в Милосердие Божие. Оно - всесильно! Оно неотступно - рядом. Если только мы сами не отвергнем - его».

Переживая вновь предсмертные минуты матушки, вспоминаю эпизод из жития святого Евангелиста Иоанна Богослова. Однажды, по прошествии нескольких лет, он вновь проезжал по тем местам, где уже звучало его слово. После первых его проповедей здесь возникла Церковь Христова. Разговаривая с местным епископом, он поинтересовался судьбой юноши, которого некогда крестил. Лицо Владыки омрачилось печалью: «Трудно выговорить: этот человек отпал от церкви, и сейчас возглавляет шайку разбойников... они скрываются в

43 Золотой святыни свет

— 673 —

местных горах...» «Я немедленно еду разыскать его», - порывисто сказал Иоанн Богослов, будучи в то время уже седым старцем. На все уговоры не подвергать свою жизнь опасности он остался непреклонным. Ему оседлали коня. Достигнув гор, он начал подниматься по крутой тропе. Водимый Духом Святым, Апостол разыскал разбойника, который был так ошеломлен этой встречей, что, как мальчишка, стал убегать от святого, карабкаясь по крутому склону, хватаясь за колючий кустарник. «Остановись, дитя мое, - кричал ему вслед старец. - Я Люблю тебя. Пожалей мою старость - я не в силах тебя догнать. Вернись ко мне, твоему отцу. Вернись - к своей матери Церкви... Бог простит тебя! Нет ничего, что Он был бы не в силах простить. Я Люблю тебя! Я умолю за тебя - Христа... Я возьму все твои грехи - на себя!..»

На свете есть одна всевластная сила - сила Христовой Любви, которая ищет стремящееся найти ее - сердце. Обретает его и поселяется в нем, как в родном доме. И живет в нем, и действует через него, - начиная творить чудеса. Любовь, полыхавшая в сердце святого, - совершила чудо: обливаясь слезами, юноша вернулся к старцу - возвратился навсегда и к своему Господу.

Я верю, что за молитвы матушки Надежды, за святые молитвы Марфо-Мариинской Обители, - Бог помог обрести сестрам монахини Надежды путь, ведущий на Небо - дорогу домой...

Наша любимая матушка прожила здесь еще один день. Я поставила на ночь раскладушку для себя, вплотную к ее кровати, чтобы немедленно отозваться, если я ей понадоблюсь. Но Ангел Господень взял ее душу так тихо, что я ничего не почувствовала. Проснулась я рано утром от яркого солнечного света, который по-летнему заливал всю нашу комнату, празднично освещая - спокойное ясное лицо отошедшей из этого мира монахини. Мне было невыразимо горько, что я не присутствовала при ее последних минутах, но батюшка сказал: «Так было угодно Богу, совершающему все великое - тихо,

— 674 —

чтобы мы воочию запомнили: смерть - это успение - тихий, мирный сон...

Все длится...

мамина улыбка, молитва бабушки,

что всех нас берегла, монахини уроки и отца, благословенье старцев,

помощь близких,

молящиеся светлые глаза... и птица, чье сердце

в ладонях детских стихло...

Несметное количество

разлук... Но невозможно

разлучиться: ни с детством,

ни с умершим, ни с забывшим

тебя навеки -

любимых руки

выпустить из рук...

За несколько месяцев до матушкиной кончины, однажды, укладывая ее спать, я с нежностью подтыкивала вокруг нее края одеяла. И матушка вдруг - высвободила из-под него правую руку и приблизила мое лицо к своему: «Если я у тебя помру, клянись, что ты меня положишь - рядом с Фросей!» Всю меня внутренне перетрясло от силы этих слов, этой любви. И я ответила: «Иначе не может быть, я обещаю всем сердцем...» Мы похоронили монахиню Надежду во Владычне - рядом с матушкой Любовью и архимандритом Сергием - в лучезарный, святящийся первыми желтыми листьями - сентябрьский день. И теперь, вспоминая ее, я шепчу слова нашего с матушкой любимого стихотворения Александра Солодовникова:

43*

— 675 —

Лен, голубой цветочек, Сколько муки тебе суждено. Мнут тебя, треплют и мочат, Из травинки творя полотно.

Все в тебе обрекли умиранью, Только часть уцелеть должна, Чтобы стать драгоценною тканью, Что бела и тонка, и прочна.

Трепли, трепли, меня, Боже! Разминай, как зеленый лен. Чтобы стал я судьбой своей тоже В полотно из травы превращен.

Незримый миру, ведомый одному Богу, - подвиг тихой жизни матушки Надежды - согрел наши души, осветил и еще озарит - пути многих.

Незримый миру, ведомый одному Богу, - подвиг тихой жизни матушки Надежды - согрел наши души, осветил и еще озарит - пути многих.

Один священник, посетивший матушку Надежду, когда она, уже похоронив Фросю, жила в той же бедной хибарке -совершенно одна во Владычне, вспоминал ее рассказы, ее святую простоту. Он рассказывал, как она вышла провожать его за околицу к кладбищу, где лежали ее самые любимые -батюшка Сергий и матушка Любовь. Отец М. уходил, и все оглядывался на сухощавую фигуру старой монахини, которая опиралась на палку. Большая духовная сила ощущалась в ее скромном облике. Матушку отличала печать врожденного достоинства. Ее безмолвная молитва, исполненная Христовой Любви, призывала на этот мир Покров Великой Обители. С навернувшимися на глаза слезами священник все оглядывался на монахиню, осенял ее крестом и все не мог расстаться с ней сердцем.

И я иду каменистым путем этой жизни и, кажется, год за годом удаляюсь от того бесценного времени, когда могла слы-

— 676 —

шать матушкин голос, смотреть в ее глубокие глаза. Казалось, над ней было не властно время. Но на самом деле я не могу с ней расстаться, и все оглядываюсь вновь и вновь, и снова приникаю сердцем к ее простым, живительным словам. Как недостойна я тебя... На коленях благодарю Бога за счастье вспоминать все бывшее и учиться у тебя каждый год, как сначала. И как тогда, ты животворишь всех, прибегающих к тебе. Ты выполнила послушание, данное тебе Божиим Милосердием. Ты напомнила, что Бог - так щемяще близок всем нам. Когда нам плохо, мы становимся родными Ему, и Он бесконечно жалеет каждого. Никто никогда не может так Любить нас - ибо Он Любит нас - до смерти...

Благодаря тебе, родная матушка, мы узнали, что твоя Обитель рядом - и ждет наших светлых дел, чтобы принять нас к себе. Вечная тебе память, радость наша!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека Богоподобным.

Святитель Игнатий Брянчанинов

"Человеческое добро, и человеческое зло на земле суть введение и приготовление для человека к вечной жизни либо в Царстве вечного Божиего добра - в Раю, либо в царстве вечного диавольского зла в аду.

Рай не что иное, как осуществленное Евангелие, пережитое-прочувствованное Евангелие. Более того, Рай - это прочувствованный человеком Господь Христос в полноте Его Бо-гочеловеческой личности. А Христос живет в человеке посредством Своих Богочеловеческих добродетелей. Они постепенно проникают в душу и неотступно выталкивают из нее грех, зло, смерть и диавола, а власть передают добру, Любви, истине, бессмертию и Богу"*.

Люди, о которых идет речь на страницах этой книги, сознательно выбрали Добро, выбрали Бога, - как единственный источник всякого Блага. Они были готовы пожертвовать всем на свете, и даже своей жизнью, для того, чтобы Доброе, Святое и Вечное - побеждало. Побеждало - в них самих, и - во всех, кого они встретили на своем пути.

Помню простые наставления матушки Надежды: «Вот читаешь житие святого и на каждом шагу - остановись: что этими словами мне Господь хочет сказать? Здесь - Он явно грех нераскаянный мне напоминает. А вот тут - в самую глубину нашу заглянул. Ждет, что сердце отзовется. Как Петр после

* Преподобный Иустин (Попович). О рае русской души. Минск, 2001.

— 678 —

крика петуха - ощутил на себе взгляд Христа и - заплакал... Не забывай, Господь гораздо в большей мере, чем человек, ждет ответа на Свою Любовь к нам, недостойным...»

Знаменитая блаженная - Паша Саровская, которую посетили Государь и Государыня в период прославления преподобного Серафима, предсказала Царю грядущие на Россию и Династию бедствия. Все последующие годы она ставила портреты Царя, Царицы и всей Семьи - в святой угол, земно кланялась перед Ними и предсказывала, что Государь - выше всех Царей будет. Когда уже недоставало сил, ее под руки поддерживали келейницы, и она делала земные поклоны с их помощью. Великая блаженная со слезами говорила, что на этих портретах ее родные, любимые, с которыми она скоро будет - жить вместе.

Но на самом деле и мы - в ожидании близкой встречи со всеми нашими ушедшими родными и любимыми святыми - с которыми мы готовимся всей нашей жизнью -жить вместе.

Матушка Надежда говорила: «Если нам особенно дороги эти святые, мы должны что-то делать в Их память - подражать Им в меру своих слабых сил. Ведь любовь к человеку, тем более святому, подсказывает нам, что у нас с Ним есть что-то общее - роднящее нас». Если нас глубоко восхищает жизнь Великой Княгини Елисаветы, значит, мы сами стремимся делать что-то, подобное тому, что делала Она. Если мы преклоняемся перед святыми Царственными мучениками - значит, мы хотим, чтобы Их мысли и чувства наполняли нашу жизнь - были и нашими путеводными звездами - в Царство Небесное.

Человек часто глубоко страдает в этом мире от одиночества, от неразделенности его лучших мыслей и чувств. Но с нами рядом, в непосредственной к нам близости, наши родные усопшие, удостоившиеся, по Милости Божией, - Рая. Совсем близко от нас - наши святые, которым всегда есть до нас -дел о. Которые касаются наших душ Божественным благоуханием Своих святых помыслов и намерений... желая еще на земле приобщить нас к Небесной жизни.

— 679 —

Несмотря на наше недостоинство - будем стремиться к единению с Ними всем существом. Я спросила матушку Надежду: «Как же я могу обращаться к Елисавете Феодоровне, Государю, Императрице... ведь я такая грешная?!» «Так оттого -Им нас - еще жальче! - с чувством произнесла матушка. - Ведь Они прошли тот же путь борьбы со своим несовершенством, который заповедан всем христианам. Не надо забывать, что кроме нашей настоящей вины, дополнительные греховные состояния нагнетает в каждом человеке - дьявол. Нет на земле беспорочного человека - Свят один Христос. Но мы-то грешить не хотим, не хотим огорчать наших Небесных родных, нашего любимого Господа, для Которого - мы, никчемные, -не только дороги, - драгоценны. Если бы мы понимали все это на самом деле - мы были бы счастливы каждый час делать что-то угодное Богу. Искали бы малейшего повода - сотворить хоть малое - добро...» Не будем верить бесу, который гипнотизирует каждого не защищенного молитвой человека: «ты - лишь комок грязи, и веди себя соответственно...» Будем верить Богу, Который создал нас, Своих детей, чтобы мы жили с Ним в Его Царстве Святости. И если мы грешим, не желая этого, Господь всегда, как мать родная, готов омыть Свое дитя в таинстве покаяния от скверны греха. Готов дать ему Свои силы на борьбу со злом, обновить и оживотворить его Своими Святыми Тайнами во Святом Причащении. Если мы любим преподобных, мучеников, праведных, значит, - нам дорого все подлинно красивое, возвышенное, благородное. Ведь святые - это наиболее близкие Богу и даже, в меру слабых человеческих возможностей, - похожие на Него, люди. И Христос хочет - видеть в каждом из нас - Своего близкого.

«Не теряйся, если тебе плохо, если непрерывные напасти и искушения, если в тебе и вокруг бушуют страсти... - это только свидетельство ненависти к нам демонов, - говорила матушка Надежда. - Гадкие помыслы, тяжкие душевные состояния - это все - не наше! Все это - ничто: одна «мечта бесовская». Не впечатляйся нападениями врага, внешними и внут-

— 680 —

ренними. Это только «демонов немощные дерзос-т и». Нападки лукавого полезны нам, чтобы разглядеть свое ничтожество, чтобы искреннее, отчаяннее взывать к Небесам, к родимым нашим заступникам и благодетелям. Ничего мы без наших святых не сможем. И первая среди них - Царица Небесная. Все святые повторяли: без молитв Матери Божией, без Ее Милостивого предстательства к Богу за нас, окаянных, - не было бы ни одного спасенного*.

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им.

(Ин. 17,22)

«О! Любовь, Божественная Любовь, которой нет предела.

О! Любовь, Божественная Любовь, которая ради человека сотворила мир невидимый и этот - видимый, в котором все явствует, все указывает, все поет, все славословит, все воспевает день и ночь повсюду и всегда - незримое, но сладчайшее и радостотворное присутствие Твое: бесконечность Мудрости Твоей, бесконечность Любви Твоей, бесконечность Милосердия Твоего - своей тишиной, своим молчанием, своей красотой, своим благоуханием, своим таинственным славословием.

О! Благоуханное, таинственное, молчаливое славословие Бога творениями Его!

О! Боже мой! Отверзи очи души моей, да узрю и я величие природы Твоей. Отверзи слух души моей, да услышу и я это пение, этот напев Твой.

О! Любовь, Божественная Любовь, которая ради человека все свои Таинства преподнесла нам в дар: даром благодать Крещения, даром Миропомазание, даром Святое Тело Твое и Кровь, даром и сам - Твой Рай.

О! Любовь, Божественная Любовь: из Любви к человеку Господь оставил Небо и пришел, надел терновый венец... (Из немыслимой, невыразимой к нам Любви - Господь) распялся на Кресте.

— 681 —

О! Любовь, Божественная Любовь, - Иисусе Христе, Ты ожидаешь, что мы придем к Тебе, но вместо того, чтобы нам прийти, Ты Сам пришел. Пришел к нам и многообразно являешься в каждом из нас: жертвуешься, зришься, осязаешься, вкушаешься и пиешься...

Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие Меня еще будут жаждать (Сир. 24, 23).

О! Любовь, Божественная Любовь. Из Любви к нам, Господи, Ты воззвал и постоянно зовешь. Я - свет миру. Я, свет, пришел в мир (Ин. 8, 12; 12, 46). О! Свет, Свет предвечный... сладчайший мой Свет, просвети мрак мой, развей, Свет мой, темноту мою, помрачение мое...

О! Душе моя, душе моя, доколе будешь иметь очи твои закрыты?

Я сам их себе закрыл -тем моим непослушанием.

О! Душе моя, душе моя, как же я оскорбил тебя. Когда вспоминаю это, а об этом я помню всегда, то, как другой Петр, горько плачу горестными слезами.

Но приди и ты, душа моя, к Свету, хоть ты и слепа. Он, Свет, откроет тебе очи, и ты снова увидишь Его, и яко другой Фома возопиишь: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28)...»*

Два последние письма Великой Княгини Елисаветы, перепечатанные на пишущей машинке, я получила из рук матушки Надежды. Перечитывая эти драгоценные строки, я испытываю удивительное чувство: будто слова Великой Княгини, адресованные Своим духовным детям, обращены - ко всем нам. Это Она, ушедшая от нас на Небо, - глубоко страдает з а всех нас, слабых и немощных, но глубоко любящих Ее. Будто Она Сама, болезнуя сердцем, говорит нам: Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить? Ведь сколько христиан не имеет сейчас духовных отцов, не знает великого молитвенного подкрепления, которое дарило крылья, вдохновляло на настоящую жертвенную жизнь прежних

* Старец Ефрем Катунакский.

— 682 —

христиан. И следующие Ее слова мы - можем прочувствовать, как сказанные лично нам: Помните, мои родные все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте, как одна душа - все для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все/» Да -да, все что Она думала, говорила, писала - предназначалось не только тем, кого Господь поставил непосредственно подле Нее. Все наставления Матушки Великой и Сама Ее жизнь -есть Благословение Божие, идеал для подражания - великому множеству людей, способных их воспринять - отозваться собственной сердечной глубиной на глубину души - Великой Княгини Елисаветы.

Я буду жить надеждой скоро опять быть с вами, и хочется всех найти вас вместе. В этих строках ощущаю упование Великой Княгини обрести нас всех, любящих Ее, - в Царствии Небесном, рядом с Собой. Ей хочется до конца нашей жизни видеть нас - сплоченными вокруг Ее Пресветлого имени.

ПЕРВОЕ ПИСЬМО

«Господи, благослови.

Да утешит и укрепит всех вас Воскресение Христово. В 6 часов проехали Ростов, вечером Троице-Сергиеву... Да сохранит нас всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий, святитель Димитрий и святая Евфросиния Полоцкая. Мы очень хорошо едем. Везде снег.

Не могу забыть вчерашний день, все дорогие милые лица. Господи, какое страдание в них, о, как сердце болело. Вы мне стали каждую минуту дороже. Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить? Помните, мои родные все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте, как одна душа - все для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все!»

Я буду жить надеждой скоро опять быть с вами, и хочется всех найти вас вместе. Читайте вместе послания Апостолов,

— 683 —

кроме Евангелия. Старшие сестры, объединяйте сестер ваших. Просите архимандрита Тихона «цыпляточек» взять под свое крылышко. Устройте его в моей средней комнате. Мою келью - для исповеди, и большая - для приема.

Если нигде не будет опоздания, тогда на пятый день только пребудем. Екатерина вернется скорее к вам, все расскажет, как мы устроились. Нам даны очень милые Ангелы-Хранители. Мало спали, потому что думы, думы ползут. Спасибо за провизию. По дороге достанем еще. Стараюсь читать преподобного Сергия. У меня с собой Библия, будем читать, молиться и надеяться.

Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника.

«Господи, верую, помоги моему неверию». Промыслы Божий неисповедимы».

ВТОРОЕ ПИСЬМО

«Господи, благослови.

Дорогие мои детки, слава Богу, что вы причащались: как одна душа вы все стояли перед Спасителем. Верю, что Спаситель на этой земле был с вами всеми, и на Страшном Суде эта молитва опять станет перед Богом, как Милосердие друг ко другу и ко мне.

Не могу выразить, как я до глубины души тронута, обрадована вашими письмами. Все без исключения вы мне написали, что будете стараться жить так, как я часто с вами об этом говорила.

О, как вы теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни.

— 684 —

Вы помните, что я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, и я вам говорила: «Надо побольше прилепиться к Богу. Господь говорит: «Сын Мой, отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои». Тогда будь уверен, что все ты отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце, т.е. самого себя.

Теперь мы все переживаем одно и то же, и невольно только у Него находим утешение нести наш общий крест разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. «Господь дал, Господь и взял. Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки».

Какой пример дает нам святой Иов своей покорностью и терпением в скорбях. За это Господь потом дал ему радость. Сколько примеров такой скорби у святых отцов во святых обителях, но потом была радость. Приготовимся к радости быть опять вместе. Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благодарим за все.

Я читаю сейчас чудную книгу святителя Иоанна Тобольского. Вот как он пишет: «Милосердный Бог сохраняет, умудряет и умиротворяет сердечно предавшихся Его святой воле -всякого человека, и теми же словами поддерживает и укрепляет его сердце, - не преступать воли Божией, внушая ему таинственно: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в Моем разуме и памяти, безропотно повинуешься Моей воле. Я всегда с тобой, с любовью смотрю на тебя и сохраняю тебя, чтобы ты не лишился Моей благодати, Милости и даров благодатных. Все Мое твое: Мое небо, ангелы, а еще больше Единородный Сын Мой «твой есмь и Сам Я есмь твой и буду твой, как обещался Я верному Аврааму. Я твой щит, награда Моя велика, вечно на веки веков» (Бытие). «Господи мой, ведь Ты мой, истинно мой... Я Тебя слышу и слова Твои сердечно исполнять буду». Скажите эти слова каждый день, и вам будет легко-легко на душе.

— 685 —

«Надеющиеся на Господа обновятся в силе, подымут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся» (Исайя). «Господи, верую, помоги моему неверию». «Дети мои, станем любить не словами или языком, а делом и истиной» (Послание).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. Ваша старая богомолица и любящая мать во Христе. Матушка»

И в Своем последнем письме Матушка Великая сквозь строки, посвященные Ее духовным сестрам, выражает надежду, что и мы будем стараться жить так, как Она нам всем об этом Своей жизнью говорила. Велика Ее жажда видеть каждого из нас - совершенствующимся в спасении. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит, - эти слова предназначены нам с вами. И далее следует целая страница Ее наставлений, которым нет цены: Господь говорит: «Сын Мой, отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои». Тогда будь уверен, что все ты отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце, т.е. самого себя.

И когда нам придется понести самый тяжелый в своей жизни крест - эти строки станут нашим подкреплением на всю оставшуюся жизнь, ведь ими поддерживала Себя и Своих близких Великая Княгиня Елисавета: Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. «Господь дал, Господь и взял». Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки. Вслед за Ней будем уповать, что после Великой скорби нам будет уготована - Радость. И все наше отчаянно горькое - лишь подготовка к Радости быть вместе с Елисаветой Феодоровной, преподобным Серафимом, Царственными мучениками и всеми любимыми нашими святыми на Небесах: Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благодарим за все.

Далее Она, словами святителя Иоанна Тобольского, делится с нами Своим сокровенным: «Милосердный Бог сохраня-

— 686 —

em, умудряет и умиротворяет сердечно предавшихся Его святой воле - всякого человека... напоминая, что главное - всеми силами стремиться не преступать Воли Божией».

Дай, Боже, нам почувствовать великую силу ободрения, заключенную в Матушкиных цитатах. Всесвятой Господь таинственно внушает тебе и мне: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в Моем разуме и памяти, безропотно повинуешься Моей воле. Я всегда с тобой, с любовью смотрю на тебя и сохраняю тебя, чтобы ты не лишился Моей благодати, Милости и даров благодатных. Все Мое твое: Мое небо, ангелы, а еще больше Единородный Сын Мой «твой есмь и Сам Я есмь твой и буду твой, как обещал Я верному Аврааму. Я твой щит, награда Моя велика вечно на веки веков» (Книга Бытия).

После этих строк, дарующих святое прозрение нашим грустным душам о неизреченной близости к нам Бога - Его великой ко всем нам Любви, мы с трепетом повторяем вслед за Ели-саветой Феодоровной слова, излившиеся из глубины Ее души: Господи мой, ведь Ты мой, истинно мой... Я Тебя слышу и слова Твои сердечно исполнять буду. Скажите эти слова каждый день, и вам будетлегко-легко на душе. Дай, Господи, навсегда сохранить эти наставления в сокровенной глубине наших сердец.

Матушка Великая кончает последнее в Своей жизни письмо фразой Апостола Павла: Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. Слова эти, произнесенные почти две тысячи лет назад, воспринимаются Ее собственными. Ибо каждый истинный последователь Христа непременно становится, маленьким или большим, Его Апостолом. Такой равноапостольной святой стала и наша любимая Матушка. Как знаменитые святые первых веков христианства, обратившие ко Христу миллионы язычников, Великая Княгиня Елисавета является просветительницей христиан последних времен. И если мы называем преподобного Сергия Радонежского - Игуменом всея Руси, то ощущаю Великую Княгиню Елисавету - Игуме-нией всея Руси. Недаром в видении сестры Евфросинии, в

— 687 —

Царствии Небесном, подле Престола Божия, мы видим Ее -рядом с преподобным Сергием Радонежским. Пусть кто-то скажет, что Елисавета Феодоровна не была игуменией в собственном смысле слова. Ее Обитель не считалась монастырем, а только общиной людей, посвятивших себя служению Христу. Кто-то решается утверждать, что Великая Княгиня не была в монашеском постриге. Но каждый, ощутивший благоговение перед святыней Ее облика, - знает, что Она избранница Неба от утробы матери. Есть избранные Божий, Которым с рождения суждено монашество. Несколько духовных лиц из Зосимовои пустыни рассказывали мне, что Матушка Великая была пострижена старцем Алексием в Великую схиму - в Зосимовои пустыни - с именем Алексии, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Кто-то называет эти сведения - Церковным преданием, ибо все документы тех лет уничтожены. Но монашество Великой Княгини светится в Ее облике. Она - Ангел Божий во плоти. Слава Богу, есть вещи, которые не нуждаются в документальных подтверждениях. Среди них - монашеское целомудрие.

Более важно то, что Обитель Елисаветы Феодоровны каждый день была готова принять в число своих тружениц -любую душу, преданную Господу, - мечтающую о монашестве или не смеющую о нем мечтать. Рядом с Елисаветой Федоровной - были княжны и простые деревенские девочки. Для Матушки Великой - не имеет никакого значения, к какому сословию мы с вами принадлежим. Думаю, на Небе многие простые крестьянки станут - княжнами по Духу. Как, например, Фросенька - матушка Любовь. Для Елисаветы Феодоровны важно в нас только одно: Любим ли мы Христа, готовы ли подтвердить свою Любовь - молитвами, внутренним устроением душ, нашими делами... Для Обители, как и для Господа, -неважно: молодые мы или пожилые, способны ли на активную внешнюю деятельность, ради служения Ему, или в своей физической немощи - мы можем подарить Христу - только наше постоянно доброе расположение ко всем людям, сер-

— 688 —

дечное участие в чужих скорбях, посильную помощь близким, что совсем - немало. Матушка Надежда утешала всех больных: «Люди теперь не в силах нести прежних высоких послушаний Богу, но вместо них избранным Своим Бог дарует болезни и скорби. Болезнью не потщеславишься... Поэтому пусть страдальцы не ощущают себя никчемными, никому не нужными: не печалятся, что не могут совершить внешние добрые дела. Главные добрые дела для Господа - чистота помыслов, преданность и Любовь к Нему». Богу важно - чтобы в нас жил и проявлял себя - дух Его Божественного Милосердия. И если мы причастны ему - мы можем с дерзновением умолять Великую Княгиню Елисавету - принять нас в число Своих сестер. Многие тысячи людей не могут сегодня найти монастырь, в который им хотелось бы поступить. Причем, для Бога, как и для Обители, не имеет значения, в мужском или женском роде мы именуемся на земле, ибо в Царствии Божием, - нет ни мужчин, ни женщин, и все пребывают словно Ангелы на Небесах... Матушка Великая и сегодня говорит каждой любящей Ее душе (как когда-то утешала будущую матушку Надежду): «...Все равно ты наша сестра, только не в стенах наших. Мы сестер в другие города на послушания отпускаем - вот, представь, что мы тебе послушание дали - послужить маме...» (или любое другое доброе служение совершить). Долгие годы Зиночка жила этой надеждой - дождаться дня поступления в Обитель. Даже имя, полученное ею в монашеском постриге, запечатлело ее многолетнее ожидание... Красной нитью сквозь все ее воспоминания -звучит голос Великой Княгини Елисаветы:«... Ты веришь мне? Будешь, будешь, душенька, час придет и - будешь в Обители. И сама не заметишь - вот ты тут. Веришь мне?» Так и сегодня с великой Своей лаской и Любовью повторяет Матушка Ели-савета эти слова - стремящимся в горнюю Обитель. Как часто мы чувствуем себя в этой жизни - заброшенными, ненужными, одинокими. Но это - неправда. Мы - не одиноки - ведь

44 Золотой снятыми спет

— 689 —

у нас есть Любовь и сострадание к нам, грешным, - Небесного Ангела - Великой Княгини Елисаветы.

Помню, как меня поразила фраза преподобного Онуфрия, сказанная в Царствии Небесном будущей матушке Любови. Когда она, изумленная нездешней красотой Обители, -произнесла: «Какая великая Обитель...», - преподобный ответил ей: «Она может вместить - весь мир».

Мы помним, что Фросенька наблюдала в Раю - как Великая Княгиня Елисавета и батюшка Сергий - одного за другим вносят в Обитель расслабленных. Значит, и сегодня попасть в Обитель может и больной, и нищий, и всячески немощный, лишь бы его душа была причастна - добрым, сострадающим - Милующим. Мы знаем, что перед главными мгновениями Литургии, прежде чем дерзать просить Господа о совершении самого великого на земле чуда, - пресуществления простых земных веществ - хлеба и вина - в Пречистые Тело и Кровь Христовы, священник произносит: и просим, и молим и мили ся деем... То есть батюшка смиренно желает видеть свое сердце умиленным и Милостивым. Способным бесконечно снисходить, болезновать, сострадать... жалеть всех одинаково - праведных и - грешных. (Ибо Ты, Господи, создал нас по образу и подобию Твоему- значит, Ты создал нас Любящими и Милующими. Ибо Имя Твое - Любовь. Ты хочешь, чтобы над всеми нами сбылось Твое благословение: да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда... (Мф. 5,45-46).

Милосердие Божие столь невероятно, что по сей день в мире, где зло разрослось неимоверно, Бог продолжает равно Любить Своих чад, как мать любит всех своих детей: здоровых, больных и убогих. Бог одинаково хочет спасти лучших и худших, церковных и заблудших. Именно эту заповедь дал в напутствие преподобный Онуфрий будущей матушке Любови в Царствии Небесном: «Люби всех - равно».

— 690 —

В наше время мало тех, кто спасается подвигами прежних святых: редки великие постники, те, кто проводят ночи в бдении, носят вериги, спят на земле, творят непрестанную молитву... Но жалеть, сострадать, Миловать страждущих - что проще, естественнее, привлекательнее для христианской души. Милосердие - это, безусловно, - самый легкий и прямой путь ко спасению.

Всегда буду повторять слова матушки Надежды, которые она оставила нам в наследство: Ископай... в сердце своем кладезь Милосердия ко всякой твари Господней. Сердце жестокое и немилосердное - никогда не очистится пред Господом. Когда матушка ушла от нас, и годы спустя я открыла сочинения великого Исаака Сирина, прочла: начало пути жизни - поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете* и с изумлением осознала: ведь именно так и жила наша матушка - в нищете и постоянном напоминании себе

* Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. Правило веры. М., 1993.

 

— 691 —

всех заветов Божиих. Она говорила: «Мы легко забываем самое главное - поэтому нужно не отмахиваться: я это знаю! -а терпеливо поучаться Слову Господню - каждый день».

Искренняя любовь моей подруги к книге о старце Силуа-не - сделала ее столь близкой преподобному, что он взял ее душу, - под свой молитвенный покров и подарил ей свое имя - при постриге. Светлана бесконечно почитала Великую Княгиню Елисавету и всю Обитель Милосердия - и стала последовательницей Их трудов. Подлинная христианская Любовь способна сделать близкими людей еще на земле. Тем более, если один из любящих - на Небе. Все дорогие друг другу - хотят быть вместе. Значит все, кто подтвердит жизнью свою Любовь к Елисавете Феодоровне - обязательно войдут в Ее святую Обитель. Ибо Обитель - может вместить весь мир - кающихся грешников.

Прошли годы после возвращения матушки Надежды к себе домой - в любимую Обитель. Но дело Великой Княгини Елисаветы продолжается. В Ее святую память создаются многочисленные сестричества, такие как в Алапаевске. Не без воли Матушки Великой, территория новой обители граничит с напольной школой. Здесь всегда приютят, накормят, примут с любовью каждого, кто постучал в дверь. Все здесь очень скромно, но Дух Великой Княгини посещает место святое сие... Обитель практически не имеет средств к существованию и очень нуждается в помощи добрых людей... Как хочется, чтобы дух Святой Обители Милосердия - изливался на всю нашу родную землю, чтобы жизнь простых людей - была ее продолжением. Ведь для этого Господь пересадил Свой ле-лейный цветок - юную жизнь немецкой принцессы Гессенской - на русскую почву, где Ее Небесные дарования смогли процвести незабываемым цветом...

Недавно стала свидетельницей телефонного разговора моей знакомой с родственниками новопреставленной рабы Божией Т. (последние ночи двадцатитрехлетняя девочка ухаживала за умирающей старушкой, которую до этого не знала.

— 692 —

Как могла, облегчала страдания. У больной были уже и пролежни, которые гнили). «Какое счастье, - говорила она, - от-страдалась, - умерла! Батюшка сказал, великая радость умереть на Пасху. Воскресение - завтра, но Христос уже Воскрес! Не плачьте! Особое утешение Божие обещано людям уходящим в эти дни. Она ведь верующая была, хотя в храм почти не ходила - жизнь страшная, советская. Но покаялась. Пособоро-вали, причастили. Когда приходила в себя, мы тут же молились вместе. А после второго причастия оставшиеся дни, в забытьи, всего два слова говорила: «Царство Небесное, Царство Небесное...» «Благодарите Бога! - утешала она плачущую родственницу покойной. - Какая Милость Божия к падшему человеку. Мне в первый раз в жизни не страшно было с умирающей. Уже и глаза подернулись пленкой, пена изо рта всю ночь - агония. А я ухаживаю - и такая радость. Совершается Великий переход человека. Думаю: тут ведь Господь рядом, Ангелы - только невидимо, тайно... Вот она, Пасха, сбывается для нас...» Она говорила, почти плача, вся светилась...

Двери Марфо-Мариинской Обители Милосердия - открыты для всех нас.

«Какая глубокая Любовь, - писал о деятельности Обители Великой Княгини Елисаветы диакон С. Иванов. - Нет того горя, нищеты, того зловония душевного и телесного, невероятных страданий, которые остановили бы неземную Любовь этих сестер».

Но к этой глубине жизни - призвана каждая человеческая душа. Ибо любая душа - христианка и, значит, - каждая - призвана быть маленькой обителью Бога -Обителью Милосердия.

ПЕРЕД ЛИКОМ СВЯТЫМ ТВОИМ

В последнее время я, как никогда раньше, ощущаю святой взгляд Великой Княгини Елисаветы Феодоровны на всех нас. Как будто Она о чем-то спрашивает, чего-то ждет - от каждого. Преосвященный Анастасий - Первосвятитель Русской Зарубежной Церкви времен революции говорил, что для Великой Княгини Елисаветы не было законченного курса. Каждый день Она начинала, как первый, являясь прилежной ученицей - обстоятельств, дел, встреч. Нерасторжимо пребывая в молитве с Господом, Она внимала Ему сквозь всех и вся. Наверное, поэтому в Ее присутствии казались освященными самые ничтожные вещи и преображались люди.

Как я хочу, чтоб каждый день в Ее глаза - все мы глядели. Пусть канет в нас тот кроткий взгляд, что силу взял от колыбели -вселенской нежной колыбели Христа.

Чтоб самой тонкой

встрепенуться

струною сердца.

И отозваться -

до конца!

И жить - начать.

Чтобы понять, что выше птицы Она тебя зовет

— 694 —

стремиться -к Богу.

Высь набрать,

пока мы живы.

И не осыпан край могилы -

моей.

Святейший лик, еще мы можем к Тебе припасть. (Все ближе миг

и - не поможет - ничья молитва...) О, не остави до конца, Ее мольбой, Благая Мать.

Успею ль я Христу воздать?! Ведь всех нас здесь соединила Ее Любви святая сила, чтоб Чистотою овевать -сияньем лилий.*

Спаситель мой, не дай солгать. Остаток дней дай устоять,

здесь -на краю Ее могилы, чтоб миги Смерти постигать - Святыню Смерти...

Принцесса Ангельского мира, Ты Чистоте весь свет учила. О умоли -

* «Где бы ни появлялась, Она вносила с Собой чистое благоухание лилии. Быть может, поэтому Она так любила белый цвет. Это был отблеск Ее души» (Протопресвитер Михаил Польский).

695 —

не изменять душе своей. Ты жить могла - как умирать.

Превозмогла

Христовой силой:

душе, Кресту - не изменила

В тысячекратно меньшей мере, не на одних словах - на деле, как ты - Христу, дай жизнь отдать.

Великая Княгиня Елисавета оставила нам немного словесных наставлений. Ее дела и молчание по сей день наполняют землю и небо. Она незабвенна для каждого, кто узнал Ее при жизни или после смерти. Как нетленно то, что принадлежит в нас - самой сокровенной глубине... Была ли скорбь, явная или тайная, на которую бы Она не отозвалась? Она так глубоко воспринимала горе каждого, как будто Ее день вмещал больше минут и часов, и сердце не знало, что такое «уставать».

Состраданию Твоему

И невозможное сумевшая успеть... Крылами мир объять -и ни луча, ни тени не нарушить.

И на сердце принять дожди безвестных слез. Натянутость всех струн незримо облегчить -

для вечности оттаивая души.

Как дети,

беззащитные пред болью, (то сострадание

— 696 —

всесильнее молитвы) -

словами не умея,

в ладони дышат -

греют

обмерзшую иль умершую птицу...

И так желают

возвращенья жизни, что чудо - происходит.

На одном из своих дообительских портретов, Она утопает руками в белых цветах, как будто Она - или они - Ее продолжение.

Великой Княгине Елисавете

Что ж ты плачегиь, глупая душа, иль и ты коснулась Чистоты?

Иеромонах Роман

Ты на одном

из светских портретов

предстала

на фоне голубом

в одеждах белотканых,

как будто свыше облекали

Тебя атласной тканью

из лепестков.

Тобой являя

не земное тело -

отсутствие оков, пределов,

которых Ты не в силах перейти:

с цвет ком-небесным даром Чистоты

сливалась жизнь,

Творцу уподобляясь...

(запомни - удержи!)

— 697 —

Так руки погружала в живые розы, будто бы сейчас их к сердцу привлекала, иль вынула

из самой души.

Жасмин Фавора

белоснежный,* живой, нетленный -

зов совершенства. Тобою дай мне надышаться,

наглядеться, чтоб глубиной принять все, что без звука хочешь

сказать

И как тогда,

так ныне смиренная в цветах

Обитель. Склоненья лилий, воздеяние ветвей. И, кажется, от белых камней цветет мольба,

возносится горе.

При открытии святых мощей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны -весь храм наполнился (по воспоминаниям Граббе) благоуханием «как бы меда и жасмина одновременно». Нетленная правая кисть Великой Княгини, сохраняющая движение для крестного знамения, была помещена в ковчег с непробиваемым стеклом. Святыню отправили в Америку, в главный Синодальный собор «Знамения» Божией Матери в Нью-Йорке - для совершения службы канонизации новомучеников и исповедников Российских в Зарубежной Церкви. На следующий день на обратной стороне стекла ковчега появились капли благоуханного мира.

— 698 —

И столько лет

без всяких перемен: отсутствие крестов,

колоколов, опустошенье стен... И несмотря на это,

озарены земля, и сад, и храм -

Обителью Небесной: поток хрустальных сил

Творец пролил, надеждой нас святою оживляя

восстанет мир!

О снизойди... О воздохни над всеми,

надо мной -мольбой коснись: пролей ту каплю

Чистоты, чтоб хлынул ливень

из глубин души -омыл мои

грехи.

Лицу Твоему

Неотразимый Свет -бездонный лик -слова не постигают их значенья.

Как в первый раз, душа в ошеломленье

и перед Вышним, замерев, стоит:

— 699 —

душа и ум, и сердце -на коленях.

Твое лицо -Небес всех снисхожденье... Печалью для Себя

нас сбереги, не подвергай намеренья

сомненью

И там, молю -очей не отведи.

Матушке Великой

В тайне Ней а слова о Тебе... О Твоей светозарной судьбе Не сложить ни поэм, ни СТИХОВ: Словно Ангел, вне плоти оков, Все томилась в пределах земных, И подвластен лишь музыке стих И стихии наитий Твоих.

Не внимали, и редкий познал... Жизнь взывает, как горний хорал. Твой рассвет - цвет на зимних ветвях, В покаянных пронзает дождях... И в глазах всех сестер, матерей Отражается лилий нежней, Утишая пучину скорбен.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление...................................................1

Воспоминания матушки Надежды............................14

Житие матушки Любови, написаное матушкой Надеждой... 35 Воспоминания матушки Надежды о ее духовной сестре

Евфросинии.............................................69

Воспоминания матушки Надежды об архимандрите Сергие.. 76

Дар Господень. Воспоминания о матушке Надежде...........106

Что мешает и помогает в деле спасения......................133

Записи из тетради матушки Надежды.....................190

Матушка Надежда и дети....................................219

Мама......................................................239

Светлана (мать Силуана)....................................263

«Мы можем уподобляться Господу в смирении»...............298

«Сестра по скорби и утешению».............................327

О посмертной участи людей................................349

Почитаемые в Марфо-Мариинской Обители старцы..........406

Земной поклон батюшке. (Воспоминания

об архимандрите Серафиме).............................419

О молитве.................................................433

Батюшка Иоанн Кронштадтский............................469

«Мы не обязаны друг другу ничем - кроме любви».

Воспоминания о иеромонахе Владимире (Шикине)......477

О благодарности Богу и исполнении Его святой воли.........520

О покаянии................................................539

С покаянием перед Царем..................................562

Государыня Императрица Александра Феодоровна...........604

Святая Голгофа Царственных мучеников.....................631

Страстной путь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. 646

Последние дни матушки Надежды...........................655

Заключение................................................678

Перед ликом Святым Твоим.................................694

«Золотой святыни свет»

Е. В. Неволина

Дизайн обложки: Елена Калинина

Прортрет на обложке Леонида Беседнова

Четверта сторона обложки: вид из глубины шахты на месте гибели

святой преподобномученщы Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Фото Виктора Чехомова.

Издательство «Горлица».

Подписано в печать 15.06.2006. Формат 60x90 1/16.

Печать офсетная. Объем 44 п. л. Тираж 12 000 экз. Заказ № 2104.

Наш адрес: г. Москва, Сущевский вал, 49. м. Рижская, м. Савеловская.

Отдел продаж: Тел./факс: (495) 228-7224, (495) 228-7225, Тел.: (495) 518-0630.

www.gorlitsa.ru, www.gorlica.com; e-mail: [email protected], [email protected]

ДЛЯ ПИСЕМ: 129337, г. Москва, А/Я 53.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Московская типография №2»,

129085, г. Москва, пр. Мира, 105. Тел.: 682-24-91.

 

В файле форматирование не сохранено полностью – утеряна разрядка, в некоторых местах заменена жирным шрифтом. Полная копия - http://ksana-k.narod.ru/djvu/elizabet/index.htm (djvu). Если кто-то хочет вычитать «Воспоминания...» – обращайтесь по адресу [email protected], могу выслать или выложить хорошие сканы под FineReader8.

Date: 2015-08-24; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию