Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва во время бедствия и при нападении врагов 3 page





— 593 —

Сразу же после первых приветливых фраз и Небесного дара доверия, которым меня совершенно незаслуженно окружают, - Государь приглашает за стол. Размещаемся на стульях. Государыня сидит на небольшом диване, придвинутом к этому же столу. Остаюсь под впечатлением Ее непрерывной сосредоточенной молитвы. Обстановка кабинета собранная, строгая, вещи старинные, но простые - никакой роскоши.

Несмотря на то, что все мое восприятие необыкновенно обострено и слушаю со всецелым вниманием - проснувшись, конкретных слов восстановить не могу. Только понимаю: все, о чем говорил Царь, уже без единой улыбки, было бесконечно важно для Него. И в высшей степени важно для меня: вызывало глубочайший внутренний отклик (Речь шла о серьезности сегодняшнего положения в стране и о взволновавшей меня теме близгрядущего антихриста). Последняя фраза запечатлелась во мне с большой ясностью: «Мы с Государыней просим вас передать вашим друзьям и знакомым: необходимо позвать людей, которые могли бы посвятить себя служению Богу, Царю и Отечествувэтоапостасийноевремя».

В тот миг, когда внимала стоящему напротив меня Государю, - сознавала всю значимость этих слов. Во всем облике и выражении лиц Государя и Государыни в этот момент было что-то особенное, глубоко содержащее, очень большое.

Была взволнована до глубины души, как будто приобщилась внутренним невысказанным страданиям этих необыкновенных людей. И живу с новым знанием о необходимости для России преданных верноподданных, способных отозваться на призыв Царя.

И сейчас, как тогда, испытываю чувство глубокой вины перед нашими Небесными покровителями. Мы здесь в суете забот о своих, нередко преувеличенных, потребностях, сытости, покое. А Они продолжают приносить Себя в жертву за Россию - в великом напряжении, в безмерном духовном подвиге трудов и молитв о нас, недостойных. И Государь во главе Священной войны - за спасение страны.

— 594 —

Так знакомо это светлое сочетание слов: Бог - Царь -Отечество. Но, на самом деле, сколько сейчас тех, кто служит Богу лишь по букве, не желая признать очевидную святость великомученика Государя Николая II и Его Семьи. Сколько, именующих себя патриотами, радетелей за благоденствие Родины - без Бога. Для них портрет Царя вместе с отечественным гербом - не более умелого антуража. Страницы лжепатриотических изданий пестрят рекламой рок-звезд, разврата, магии. Может ли любящий Родину - содействовать ее д е м о-н и з а ц и и?! - гибели!?

Государь сказал всем нам, еще не потерявшим стыд, совесть и честь, что только в служении триединству - Богу, Царю и Отечеству - путь нашего спасения. Он призвал нас к действию. В одном из последних явлений Он сказал: Передай священству... имею власть помогать многим... Получу власть помогать и всему народу, когда буду прославлен и на земле. И тогда Россия процветет на малое время.*

Во мне и сейчас с особенной силой звучат слова, произнесенные Государем. Речь в них идет не о внешнем исполнении каких-то обязательств - о священном долге каждой живой русской души (вне зависимости от национальности). О спасительном, высоко духовном содержании любой деятельности, ради жизни России. В подобие слов, произнесенных Государем в известном явлении, Царь безмолвно произносит и сегодня: «Почему Мне так мало молятся?»**

Отец Владимир говорил, что кроме молитвы необходима реальная деятельность для того, чтобы канонизация Царской Семьи и после осуществления не осталась формальной. Каж-

* Все должны это знать. Свято-Успенский монастырь, №1,1999- С. 37.

** Многие люди, если заговорить с ними о Царе - светлеют, лица их обретают необычайно теплое выражение, конечно, не отдавая себе отчета, они слышат молитвы о себе Государя. Но на вопрос: «А молитесь ли вы Царю?» отвечают: «Нет» или: «Читаю акафист в памятные дни». Но это совершенно недостаточно.

38*

— 595 —

дому голос души подскажет направление труда, на который способен именно он.

Сейчас, как никогда, - все силы преисподней истошно борются за низведение во ад, заживо, нашей Родины - последнего оплота Православия на земле. От судьбы России, как известно, зависит будущее всего человечества. Помню, в начале церковного пути меня поразила святоотеческая мысль: весь мир созиждется в руке Божией только ради верующих, желающих спасения, и тех, кто способен еще покаяться и войти в лоно Православной Церкви. Никакого иного смысла существования - вселенная не имеет. Значит, первое наше дело: укрепление собственной веры, углубление покаяния, личного и наших ближних, всех, кто поставлен Богом с нами рядом.

Виктор С. свидетельствовал, что перед лицом Государя он ощутил себя в потоке Его глубокой отцовской Любви. Мне было открыто, - пишет он, - что этот дар Христовой Любви дан Государю по отношению к каждому из Его подданных. В свете этой всеподлинной, ничем нами не заслуженной, проливаемой с небес на нас, грешных, Любви - мы должны принести Царю сугубое покаяние. Не так, как рассуждают некоторые: нас тогда на было, в чем же каяться? А каяться всем существом.

Отец Владимир неустанно повторял.- начнем с того, что наше покаяние поверхностно, неистинно, теплохладно. Мы, как правило, не требуем от себя глубокого изменения своей жизни в соответствии с христианскими заповедями, как будто хорошо нам известными. Есть среди нас даже и такие, кто приходит из храма и включает телевизор (чтобы получить дозу наркотика из преисподней?!). Немалое количество христиан считает допустимым участвовать в телешабашах и только обещает себе расстаться с личным гипнотизером. Они отпускают своих детей на дискотеки и шоу, покупают им «Интернет» и так далее и тому подобное... Позволяют все то, что для христиан было всегда: недопустимо, стыдно, грешно. И не считают, что нужно жизнь свою положить на то, чтобы не от-

— 596 —

пустить своих дорогих катиться по дороге, неуклонно влекущей вниз.

До сих пор мы не все покаялись в бывшей у нас приверженности к душепагубным идеям - вере в марксистско-ленинскую и прочие лжеидеологии. Мы вступали в пионеры, комсомол, партию... а ведь бесы, сохраняющие каждое наше слово, напомнят нам на мытарствах весь наш вольный-невольный атеизм, засвидетельствованный нашими ответами на уроках истории в школе, на лекциях богоборческой философии в институте. То, что мы отмечали победу духа тьмы над собою -празднуя дни 7 ноября, 8 марта, 1 мая. Вина наша перед Государем - безмерна. Мы читали и верили лжи омерзительных книг о Царской Семье, клевете беспримерных литературных фальсификаций, типа лжедневников А. Вырубовой, писем Г. Е. Распутина и тому подобного. На н а с грех наших не-покаявшихся отцов и дедов - они безмолвствовали или соучаствовали, когда предавали Царя, - и вслед за Ним всю Святую Русь вели на Голгофу. Мы утратили страх Божий и руководились страхом иудейским всю свою жизнь. Сколько раз мы не защитили Царя, даже любя Его в глубине души, когда при нас Его хулили, злословили, унижали. Мы не хранили верность той России, которую созидал всеми трудами и муками Своей святой жизни - Царь. Своими руками мы строили Россию -никогда не существовавшую. Матушка Надежда говорила: «До революции Бог везде был во главе жизни: дома, на улице, на работе...» И в последующей паузе звучало: «а теперь жизнью руководит - дьявол». Мы все сознательно или полуосознанно приложили руку к тому, чтобы вместо нашей Родины возникла эта страшная реальность, в которой мы все погибаем.

Покаяться перед Царем - значит по-настоящему принести покаяние Богу. Истинный Государь есть «образ одушевлен Царя Небесного», по слову Максима Грека. Заносили удар над Царем, но на самом деле еще раз мечтали освободить себя от присутствия на земле Бога. И освободили себя от понятий: совести, целомудрия, долга, чести, ответственности за свои гре-

— 597

хи и пороки; выпустили на волю неистовство всех поддонных страстей, кровавый культ насилия, жестокости, немыслимых форм зла, предательства, разврата, ведьмовства, наркомании, всепродажности - осуществили невиданное поругание и уничижение Божественного замысла о вселенной и человеке.

Подписывая смертный приговор главному Богоносцу -Помазаннику Божию, руководившему страну ко спасению, они надеялись уничтожить и весь богоспасаемый народ, каждую душу, еще не погибшую для Бога, сотни миллионов людей, через которых осуществлялся святой замысел о Царствии Небесном для великого народа - великой Российской державы.

Покаяться в своем отступлении - значит признать, наконец на деле, наше желание опять руководиться Богом. Возрыдать, исповедуя то, что, отринув имя Святой Руси, - мы пошли покланяться и служить врагу Божию, ненавидящему Творца и нас всех - Его детей - лютой ненавистью. Так неустанно учил нас отец Владимир.

Помню белого, как лунь согбенного старца - схиархи-мандрита Серафима (Тяпочкина). Физического голоса, кажется, уже не было - остался шелест, но было внятным каждое слово. Невозможная тишина. Переполненный храм безмолвно плакал. Малословная проповедь. Батюшка говорил о предательстве Господа. Весь последующий смысл проповеди можно вложить в два слова: «Ведь мы же - иуды! Мы все - и уд ы...» И слезы по впалым щекам - не каплями - потоками, двумя ручьями струились с бороды на амвон. Пережитое в те минуты не поддается описанию... Это и есть - слово о нас - о России. И мы считаем, что не совершили в жизни смертных грехов?!

Как не прекращается распятие Спасителя, так длится убийство, начатое в 1918 году в Ипатьевском доме. Как длится гражданская война - девятый десяток лет... - на нашей земле. Война за то, принадлежать ли стране - Свету Божию, или -тьме кромешной.

— 598 —

Отрицают безусловную святость Царской Семьи те, кто стоит за «общечеловеческие» ценности, интернационализм, всеобщий экуменизм, всемирное правительство... те, кто всеусиленно приближают день пришествия в этот мир антихриста.

Боже, подай нам силы воспользоваться простертой к нам с Небес помощью и защитой - святым заступлением Царственных страстотерпцев избежать десятого вала преисподних сил, готового поглотить последнее, что от нас осталось.

Одно предстательство великих, давно прославленных Богом, святых, - способно утолить гнев Божий, иначе он заслуженно прольется на нас - повторив, в худшем варианте, дни всемирного Потопа.

Бог всегда - даже и сейчас - хочет помочь нам. Но - н е может, так как мы не очищены подлинным покаянием для принятия этой благодати.

Святые Царственные мученицы, молите Бога и вымолите нас, всепрегрешивших перед Вами!

Господи, подай нам Твои силы, молитвенным предста-тельством святой Царской Семьи, - принести Тебе подлинное, нелицемерное покаяние, способное перевернуть жизнь кающихся. Единственное, что поможет нам канонизировать* любимых святых и воскресить Россию.

Мы недостаточно углублены в пророческое слово Серафима Роуза: «Сейчас уже позже, чем вы думаете». Услышим же его хотя бы в неоднократно повторенных (в разных явлениях) словах Императора Николая II: «У Меня ведь совсем мало времени осталось»**. «Времени осталось очень мало».***

* Сегодня она, осуществлена. Но та ли это канонизация, которой ждали от нас на Небе?! Русский народ по-прежнему в большинстве своем - нераскаян в грехе цареубийства. Службы в Царские дни - в редких храмах. Даже молебен святым страстотерпцам почти нигде нельзя заказать: не принимают. Что призываем мы сами на свою голову?!

" Чудеса Царственных мучеников. Т. 1 (выпуск третий). Собрал и составил прот. А.Шаргунов. М., 2001.

"* Все должны это знать.

— 599 —

«Я была совершенно невоцерковленной, в храм могла зайти только по пути с работы поставить свечи и редко подавала записки.

И вот снится мне сон, как будто с семьей мы приехали в отпуск к родителям на Кубань. Я одна находилась во дворе. Стояла тихая летняя ночь, небо было ясным, звезды излучали мягкий свет. И вдруг начинается жуткое смятение на небе: звезды падают, мелькают страшные молнии, мечутся Ангелы по небу, полное смятение и хаос! Ужас сковал все мои члены, я хочу бежать в дом, чтобы предупредить моих близких о страшных, непонятных явлениях, и не могу от страха сдвинуться с места, и только одна мысль в голове - конец!

Вдруг на фоне этого ужаса на небе появляется наш Император Николай II в военном мундире, сидящий на троне. Сначала Он появился далеко, потом начал приближаться, все увеличиваясь и увеличиваясь, постепенно закрывая собой весь ужас, царящий на небе.

В голове у меня появляется мысль: «А причем здесь наш Царь?»

Я проснулась. Сон был настолько ярким, что я долго ходила под впечатлением всего пережитого. Мне казалось, что я пережила все это наяву. Только очень долго мучил еще вопрос-, причем здесь Царь и Небо? Как их совместить?

Теперь, когда я много читала о Царственных мучениках, я глубоко верю, что наш Император закрывает Собой нас от окончательной погибели, и Его молитвами Россия еще как-то держится в этом мире зла и ужаса.

Слезно умоляю нашего великого Царя-мученика простить меня за то, что столько лет я верила той лжи о Нем, которую привили мне с детства. И сейчас, глядя на Его благороднейший, осененный благодатию Божией, лик, я глубоко верю в Его святость.

11 ноября 1997 г. Шубина Татьяна»*.

* Чудеса Царственных мучеников. Т. 1 (выпуск четвертый).

— 600 —

Видение матроса Силаева*

Видение, которое было матросу Силаеву с крейсера «Алмаз». Из книги архимандрита Пантелеймона «Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца».

«В первую же ночь после причастия, - рассказывает матрос Силаев, - видел я страшный сон. Вышел я на огромную поляну, которой конца-краю нет; сверху, ярче солнечного, льется свет, на который нет мочи взглянуть, но этот свет не доходит до земли, и она как будто вся окутана не то туманом, не то дымом. Вдруг в небесах раздалось пение, да такое стройное, умилительное: Свя-тый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!

Несколько раз повторилось оно, и вот, вся поляна заполнилась людьми в каких-то особых одеяниях. Впереди всех был наш Государь-мученик в царской порфире и короне, держа в руках чашу, до краев наполненную кровью. Справа рядом с Ним - прекрасный отрок, Наследник Цесаревич, в мундире, тоже с чашей крови в руках, а сзади Них, на коленях - вся умученная Царская Семья в белых одеждах, и у Всех в руках - по чаше крови.

Впереди Государя и Наследника на коленях, воздев руки к небесному сиянию, стоит и горячо молится отец Иоанн Кронштадтский, обращаясь к Господу Богу, словно к существу живому, словно он видит Его, за Россию, погрязшую в нечисти. От этой молитвы меня в пот бросило: Владыко Всесвятый, виждь кровь сию невинную, услыши стенания верных чад Твоих, иже не погубиша таланта Твоего, и сотвори по великому Милосердию Твоему - ныне павшему избранному народу Твоему! Не лиши его Твоего святого избранничества, но восстави ему разум спасения, похищенный у него по простоте его мудрыми века сего, да, поднявшись из глубины падения, и на крылах духовных воспаряя в горняя, прославят во вселенной Имя Твое Пресвятое. Верные мученики молят

* Там же.

— 601 —

Тя, принося Тебе в жертву кровь свою. Прими ее во очищение беззаконий, вольных и невольных, народа Твоего, прости и помилуй.

После этого Государь поднимает чашу с кровью и говорит: Владыко, Царю царствующих и Господь господствующих! Прими кровь Мою и Моей Семьи - во очищение всех вольных и невольных прегрешений народа Моего, Тобою Мне вверенного, и возведи его из глубины падения нынешнего. Вем правосудие Твое, но и безграничную Милость благоутробия Твоего. Вся прости и Милостив-но помилуй, и спаси Россию.

За ним, простирая вверх Свою чашу, заговорил чистый отрок Царевич: Боже, воззри на погибающий народ Твой, и простри ему руку избавления. Боже Всемилостивый, прими и Мою чистую кровь во спасение невинных детей, на земле нашей - развращаемых и гибнущих, и слезы Мои за них и за весь русский народ погибающий - прими. И зарыдал святой, расплескивая Свою кровь из чаши на землю.

И вдруг все множество народа, опускаясь на колени и воздевая свои чаши к небу, в один голос начало молить: Боже, Судия Праведный, но добрый Милующий Отец, прими кровь нашу - во омовение всех скверн, содеваемых на земле нашей, и в разуме, и в неразумии, ибо како может творить человек неразумное, в разуме сущи! И по молитвам святых Твоих, в земле нашей Милостию Твоею просиявших, верни народу Твоему избранному, в сети сатанинские впавшему, разум спасения, да расторгнет он эти сети губительные. Не отвратися от него до конца, и не лиши его Твоего великого избранничества, да восстав из глубины падения своего, во всей вселенной прославит великолепое Имя Твое, и верно послужит Тебе до конца веков.

И вновь на Небе, трогательнее прежнего, раздалось пение «Святый Боже...». Я чувствую, у меня по спине - словно мурашки бегают, а проснуться не могу. И слышу напоследок - по всему Небу пронеслось торжественное пение «Славно бо прославися...», неумолкаемо перекатывающееся от одного края Неба до другого.

Поляна вмиг опустела и стала как будто совсем другая. Множество церквей вижу, и такой прекрасный колокольный перезвон раз-

— 602 —

ливается, душа возрадовалась. Подходит ко мне отец Иоанн Кронштадтский и говорит: «Божье солнышко взошло над Россией снова. Смотри, как оно играет и радуется! Теперь великая Пасха на Руси, там Христос Воскрес. Ныне все силы небесные радуются, и ты после раскаяния своего от девятого часа потрудился, примешь мзду свою от Бога».

Тропарь Государю Николаю II (глас 5)

Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличный/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий, Боговенчанный Царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на Небесех/ венча Тя с Царицею и чады и слуги Твоими Христос Бог,/ Его же моли поми-ловати страну Российскую/ и спасти души наша.

Тропарь Цесаревичу Алексию (глас 1)

Благословенное чадо лозы добродетельныя,/ с младенчества страданиями на крест возшедый,/ душу яко чистое Небо имевый / и сердце - пламень к Богу горящий,/ святый благоверный Царевиче Алексие,/ с родителями мужески пострадавый / во искупление греха народа рос-сийскаго,/ ныне же Небесною трапезой наслаждешися / выну Богу вопия,/ Господи, помилуй землю русскую.

ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА

Читая вечные, священные страницы,

Переношусь я мыслью в край иной,

Передо мной встают Божественные лица

И слышится мне голос их святой!

И, дум исполненный высоких и чудесных,

Я горячей молюсь и слезы лью,

И мудрости земной - пред Мудростью Небесной

Печальную ничтожность признаю.

С глубокимчувством любви истинной верноподданной вспоминала матушка о Императрице Александре Феодоровне: «Каких детей воспитала Государыня: дети - это лицо матери. Так Они любили бывать у нас в Обители... Однажды старшие, Ольга и Татиана, - уезжали, а сестры бросали им на дорогу - розы. И обе девочки - прячут, прячут Свои лица в тень окна машины, чтобы мы не заметили, что обе Они -в слезах. Мы жили - совершенно в другом мире. Совсем другое восприятие - мысли, чувства... Это были - возвышенные души». Глаза матушки при этих воспоминаниях увлажнились, в лице появилось что-то неземное.

«Государыня, всей Своей жизнью, являла подданным - образец бескорыстного, жертвенного служения Отечеству и ближним, - говорила матушка. - В годы Первой мировой войны Она Своими руками делала самые сложные перевязки, ухаживала за умирающими, не гнушалась самой черной работы, исполняя Божию заповедь о Любви к ближнему... Найдется ли на свете еще одна, подобная Ей, раба Божия, столь высокого рода, Которая была бы способна так забывать Себя - для других?!»

#

— 604 —

Из писем Императрицы старшей дочери* (1905 год, Великой Княжне Ольге десять лет). ...Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко... Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подбодрить солнечной улыбкой. Ты

' Используемые в главе материалы цитируются по книгам: «Дивный Свет. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова»; «Царственные мученики в воспоминаниях современников»; «Крестный путь Царственных мучеников»; «Письма святых Царственных мучеников из заточения».

— 605 —

бываешь такой милой и вежливой со мной, будь такой же и с сестрами. Покажи свое любящее сердце. Прежде всего на-учисьлюбить Бога -всеми силами души,иОн всегда будет с тобой. Молись Ему от всего сердца. Помни, что Он все видит и слышит. Он нежно любит своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю... Нежно целую, моя любимая большая Ольга... Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица.

Из письма Государыни Императору Николаю II. Я... попросила, чтобы меня провели к старице Марии Михайловне... Ей 107 лет, она носит вериги... Она благословила и поцеловала нас... Мне она сказала: «А ты, красавица, - тяжелый крест!-не страшись...»

В. Н. Коковцев «Из моего прошлого». Это была в лучшем смысле слова, безупречная жена и мать, показавшая редкий в наше время пример высочайшей семейной добродетели...

Она приняла Православную веру со всей Своей непосредственностью и со всей глубиной, свойственной Ее природе, и стала «православной» в самом законченном и абсолютном смысле слова...

Она всегда и при каждом случае говорила: Для Бога нет невозможного. Я верю в то, что кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует.

О своей семье Государыня говорила: Мы - одно. А это, увы, так редко в теперешнее время. Мы тесно связаны вместе: маленькая, тесно связанная семья...

Одна из приближенных Царской Семьи: За двенадцать лет я никогда не слышала ни одного громкого слова между Ними. Ни разу не видела Их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга.

«Русская Голгофа». Царские дети были простые, открытые, глубоко правдивые, образованные, истинно религиозные... Воспитанием и образованием Своих детей Императри-

— 606 —

ца заведовала Сама лично. Государыня воспитала в Них веру, силу духа и смирение, которые помогли Им безропотно вынести дни заточения и принять мученическую смерть... Дети преклонялись перед Своими родителями.

Камердинер Волков: Это была самая святая и чистая Семья...

Флигель-адъютант А.Мордвинов «Последний Император». Я помню, что под вечер мы пошли никем не замеченные в монастырь и смешались с молящимися. Императрица купила свечи и Сама, как и Великие Княжны, поставила их перед чудотворною иконою. Все ее движения, земные поклоны, манеры, с которыми Она ставила свечу, крестилась, прикладывалась к образам, меня поразили своим изумительным сходством с движениями простых, религиозно настроенных русских женщин. Они были только более изящны. Лишь женщина, родившаяся в старинной православной среде, проникнутая православными обычаями... даже думающая простодушно по-русски, могла таким образом выражать свое молитвенное настроение. Нас все же вскоре узнали, молящиеся стали к нам тесниться... Императрица ничего не замечала. Она вся ушла в Саму Себя. С глазами, полными слез, устремленными на икону, Она стояла, выражая всей фигурой беспредельную тоску и мольбу...

Я стоял сбоку и не мог оторваться от лица Государыни, пораженный его внутренней красотой. О чем молилась Она? За кого страдала? Вроде тогда у Нее все было благополучно. Все, даже маленький Алексей Николаевич, были здоровы и нежно любили Свою Мать. Но Россия, изнывая в войне, была уже безнадежно больна. Не о чуде ли ее исцеления и вразумления так настойчиво и горячо просила Царицу Небесную Царица земная?..

...Императрица Александра Феодоровна обладала сильным характером, отличительной чертой которого являлась любовь к мужу и детям... Она получила блестящее образование и обладала острым умом... Она проявляла верность и большое расположение к тем, кого любила, и, если приходи-

— 607 —

лось выбирать между чисто рациональной логикой и любовью, выигрывало сердце... Такую любовь к людям и веру в их врожденную доброту Она пронесла через всю жизнь, и это было основой Ее Милосердия...

Баронесса Буксгевден вспоминает: Она проявляла интерес ко всем при Дворе: от первой фрейлины до последней служанки, и часто помогала скромным людям и их семьям так, чтобы никто не знал об этом... Одна из молодых фрейлин Александры Феодоровны, 23-летняя Соня Орбелиани, серьезно заболела. Она была сиротой, и Александра Феодоровна ухаживала за ней, как за собственной дочерью... Она поместила Соню во Дворце рядом с комнатами дочерей. У (девушки) была медленно прогрессирующая болезнь позвоночника... (Государыня) сидела ночами у постели Сони при сильных приступах боли. В течение девяти лет Императрица ежедневно навещала (больную). Огромное влияние имела на нее Императрица; несчастной девушке, которая знала, что ее ждет, именно Она привила чувство христианского смирения.

София Буксгевден:...Сколько раз, чувствуя себя слабой и нездоровой, Императрица выезжала из Царского Села в Санкт-Петербург навестить больных. Она Сама была заботливой матерью, и ей особенно близко было горе других матерей. И те, кого Она хорошо знала, и случайные малознакомые люди - все находили утешение у Александры Феодоровны, обращаясь к Ней со своими бедами. При малейшей возможности Она посещала больных Сама, а если не могла - писала теплые, утешительные письма, посылала любимые книги и цветы. Я неоднократно видела в Ялте, как Она скромно шла навестить больного в его бедном жилище, как разговаривала с больной матерью, делясь с ней Своим опытом. Во время войны множество больных вдов и матерей приходили во Дворец, где их встречала Императрица со словами сердечного сочувствия и утешения. Александра Феодоровна старалась принимать этих женщин, избегая официальных церемоний... чтобы Ее гостьи чувствовали в Ней только сострадающую их

— 608 —

горю женщину. В Ливадии она помогала санаториям туберкулезных больных из Собственных средств. (Лечение больных, которые не могли обеспечить свое пребывание в санатории, - оплачивала Государыня.)

Из воспоминаний С. Я. Офросимовой: (Великие Княжны)...были юны не только своими годами, но были юными в самом глубоком смысле этого слова; Их радовало все: солнце, цветы, каждая минута, проведенная с отцом, каждая короткая прогулка... Они радовались каждой улыбке не знакомых Им прохожих; Они сияли всем лаской и яркими красками цветущих русских лиц. Везде, где Они появлялись, звучал Их веселый звонкий смех. Никто и никогда не чувствовал себя с Ними стесненно, Их простота делала всех такими же простыми и непринужденными, какими Они были Сами.

Я никогда не забуду, как один молодой солдат и старенький мужичок (наверное, его отец) смотрели на проезжавших Княжон. Мужичок говорил старческим, растроганным голосом: «Теперь, когда Их, родимых, увидал, и помереть можно. Ей-Богу. А как хороши-то, сердечные... Какие ласковые... Точно солнышко ясное прокатило... А кланялись-то как, точно знают меня... умереть бы теперь, не сходя с этого места...» Это было на широкой снежной поляне, недалеко от Феодоровско-го собора, под звон колоколов.

... Передо мной мелькают снимки Княжон у берега моря, у скал и среди кипарисов и олеандр солнечного Крыма и в зарослях роскошных южных цветов. Среди них они сами чудятся цветами.

Анна Вырубова пишет: Часто я читала в книгах западных авторов, что Царь и Его Семья жили в постоянном страхе... Никогда ни Николай II, ни Александра Феодоровна не боялись Своих людей. Их невероятно раздражал постоянный надзор полиции, обеспечивающий Их безопасность, и самым большим счастьем для Них было очутиться без сопровождения в толпе русских людей, которых Они любили.

39 Золотой святыни спет

— 609 —

Баронесса Буксгевден: (Государыня) неожиданно посещала многих туберкулезных больных, причем делала это очень деликатно. Когда не могла идти Сама, посылала дочерей. Ей часто говорили, что не стоит подвергать девочек опасности... «Они должны видеть в жизни не только красоту, но и печаль», - (отвечала Государыня).

Когда у Великой княжны Ольги появились собственные деньги, Ее первой просьбой было позволить Ей оплатить лечение ребенка-инвалида.

ИЗ ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОАОРОВНЫ - ИМПЕРАТРИЦЕ

Новый год, 1900. Пусть твоя жизнь будет такой же чистой и счастливой, как эти белые лилии, а новый год будет усыпан цветами любви от всех, кто тебя окружает и чьи сердца устремляются к тебе с такой любовью, которая возникает, когда отдаешь кусочек своего собственного сердца...

23 мая 1915 года. Да благословит тебя Бог в твой день рождения, моя дорогая Алике. Да придаст Бог тебе больше сил для всех добрых дел, которые ты делаешь, и да поможет Он тебе пройти через эти времена душераздирающих страданий к славным победам, которые принесут мир и возрождение всего благородного и процветание нашей бедной настрадавшейся земле. Я посылаю тебе маленькие образа и листовки, 100 - для твоих больных; вчера был праздник святого Иоанна, - малоизвестного святого, но именно он благословляет нас на борьбу... Перед той, которую я дарю тебе, мы молились позавчера и, надеюсь, она всегда будет рядом с тобой и Ники. Да благословит вас всех

Date: 2015-08-24; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию