Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва о примирении враждующих 3 page





— 283 —

сердец. И теперь мне очень жаль, что уже я одна читаю книгу о

митрополите Несторе и его благоговейные воспоминания о

Царе.

«Митрополит Нестор Камчатский - личность легендарная. В двадцать два года он принимает монашество и, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, уезжает на место своего миссионерского служения - на Камчатку. Там, в тяжелейших условиях, жестокие морозы и пургу, переезжая от стойбища к стойбищу, на собачьих упряжках, не раз, чудом избежав смерти, окормляет он свою дикую, страждущую паству, любит и жалеет ее, как родных детей: Они не знали Любви Христовой, не были утешены ничьей лаской... Они только боялись...

(Государь Николай II всегда интересовался проблемами, которые возникали у миссионеров на Камчатке. «Чем Я могу быть вам полезной, отец Нестор?» - этими любезными и заботливыми словами встречала отца Нестора вдовствующая Императрица Мария Феодоровна. При одной аудиенции Царь спросил): «...Что Я могу для вас сделать?..» - и, как бы что-то обдумывая, сказал-. «Отец Нестор, наша семья желает подарить Камчатскому братству церковь. Для получения ее вам надобно будет заехать в Зимний дворец к графу Ростовцеву. А еще Я и Царица вручаем вам обоаз преподобного Серафима Саровского».

Цар:п. а спросила: «Можно ли вам подарить шерстяные платья для взрослых и детей Камчатки, связанные Моими дочерьми?..»

(Поблагодарив Царя и Царицу за подарки, отец Нестор предложил устроить церковь в глухой части Камчатки и освятить ее в честь святителя Иоасафа Белгородского. И выразил сожаление, что не сможет побывать на его канонизации, которая должна была произойти через пятнадцать дней.)

Тогда Государь сказал: «Вы, отец Нестор, будете официально участвовать в прославлении мощей, чему Я буду очень рад. Все подробности о вашем официальном участии узнаете от Великой

* Божией Милостию архиерей Русской Церкви. Московский Сретенский монастырь. 2002.

— 284

Княгини Елисаветы Феодоровны, посетите Ее в Москве и Она вручит вам от нашей Семьи специальное иоасафовское облачение, такое, какое будет у всех участников - архиереев и священников. Я глубоко поблагодарил Государя Императора за дарованную мне Милость и долго переживал эту духовную радость»*.

В начале 90-х годов в нашем доме появилась рукопись книги архимандрита Софрония (Сахарова) о старце Силуане. В то время было трудно с ксерокопированием, редкие тексты перепечатывались на пишущих машинках. Эта книга стала настольной для множества православных христиан. Она приоткрывает тайну сокрытого от мира монашеского подвига борьбы с бесами. Когда мы со Светой с великим воодушевлением читали вслух для матушки и мамы полуслепой текст (первые экземпляры дарили близким) - мы и представить не могли, что через два десятка лет Преподобный Силуан захочет дать Свете, принимающей постриг, - покров своего святого имени. Вспоминаю с каким вниманием матушка слушала отрывки из этой книги*, которую теперь легко приобрести каждому.

..Дух Святый, уча Силуана любви Христовой, давал ему действительно жить этой любовью, воспринимать в себя жизнь всего человечества. Молитва последнего напряжения, с глубоким плачем о всем мире роднила и связывала его крепкими узами со «всем Адамом». Для него, пережившего воскресение души своей, стало естественным воспринимать каждого человека как вечного брата своего. В земной жизни есть известный последовательный черед, но в вечности все мы едино, и потому каждый из нас должен заботиться не только о себе, но и об этом всеединстве. (Прежде чем старец достиг святости, он претерпел страшные битвы с силами зла.)

...Однажды ночью келия (послушника Силуана) наполнилась странным светом, который пронизал даже и тело его так, что он увидел свои внутренности. Помысл говорил ему: «Прими, - это бла-

* Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 1996.

285 —

годать», однако душа послушника смутилась при этом... После видения странного света стали ему являться бесы, а он, наивный, с ними разговаривал «как с людьми». Постепенно их нападения усиливались; иногда они говорили ему: «Ты теперь святой», а иногда - «Ты не спасешься». Брат Симеон спросил однажды беса: «Почему вы мне говорите по-разному - то говорите, что я свят, то, что я не спасусь?» Бес насмешливо ответил: «Мы никогда правды не говори №...

Смена демонических внушений, то возносящих на «небо» в гордости, то низвергающих в вечную гибель, угнетала душу молодого послушника, доводя его до отчаяния, и он молился с чрезвычайным напряжением. Спал он мало и урывками. Крепкий физически, подлинный богатырь, он в постель не ложился, но все ночи проводил в молитве или стоя, или сидя на табурете (без спинки); изнемогая, он сидя засыпал на 15 - 20 минут, и затем снова вставал на молитву. И так несколько раз. В общей сложности спал он за сутки от полутора до двух часов...

Кто переживал что-либо подобное, тот знает, что никакое человеческое мужество, никакая человеческая сила не может устоять в этой духовной борьбе. Надорвался и брат Симеон; он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келий, в предвечернее время, подумал: «Бога умолить невозможно». С этой мыслью он почувствовал - полную оставленость, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски. В этом состоянии он пребывал около часа...

В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа. «Господь непостижимо явился» молодому послушнику, и все существо, и само тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12,49)-

Мы знаем из уст и писаний Блаженного Старца, что его осиял тогда великий Божественный свет, что он был изъят из этого мира и духом возведен на небо, где слышал неизрекаемые глаголы; что в тот момент он получил как бы новое рождение свыше. Кроткий

— 286 —

взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа -привлек к Себе всего человека...

В своих писаниях он без конца повторяет, что Господа познал он Духом Святым, что Бога узрел он в Духе Святом...

Потенциально всякий человек призван к полноте духовной жизни, но постоянная обращенность воли к миру вещественному, к плотским и душевным переживаниям приводит к тому, что многие одебелевают, доходя до состояния неспособности к духовным восприятиям...

...В лице Старца Силуана промысл Божий дает миру новый пример и новое свидетельство о безмерности Любви Божией, чтобы и чрез него, Силуана, воспрянули люди, парализованные отчаянием...

Для Старца Силуана слово Христа было - Животворящий Дух, сама Вечная Жизнь, Бог в Своем действии...

Вера его получила характер глубины. Он верил, что Бог будет судить людей, что те, которые творили грех и не покаялись, пойдут в муку вечную, те же, которые творили благое по заповеди Христа, унаследуют вечное Небесное Царство. Согласно с совершенно правильным замечанием Преподобного Максима Исповедника, - Вера рождает страх (а не страх веру) - (О любви, 1 сотня, 2), горячая вера Симеона породила в его душе великий страх осуждения за те многие и немалые грехи, которые он сознавал за собой...

Что есть грех в понимании христианина?

Грех, прежде всего явление духовное, метафизическое. Корни греха в мистической глубине духовной природы человека. Сущность греха - не в нарушении этической нормы, а в отступлении от Вечной Божественной Жизни, для которой сотворен человек и к которой он, естественно, т.е. по природе своей, призван.

Совершается грех, прежде всего, в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его поражают всего человека. Грех совершенный - отразится на душевном и физическом состоянии человека; он отразится на внешности его; он отразится на судьбе самого творящего грех; он выйдет неизбежно за пределы

— 287 —

его индивидуальной жизни и отяготит злом жизнь всего человечества, а следовательно, отразится на судьбе всего мира.

Не только грех Праотца Адама имел последствия космического значения, но и всякий грех, - явный ли, тайный ли, - каждого из нас отражается на судьбах всего мира...

Грех Старец Силуан переживал чрезвычайно глубоко и сильно; сердце его болело от греха невыносимо, и потому покаяние бывало неудержимо-устремленным, с плачем, неотступное, доколе не почувствует душа, что Бог простил...

(Но бесы вновь начали вести борьбу с подвижником.) Кто вел с ними борьбу, тот знает, как бесы бывают умны и часто льстивы с теми, кто принимает их, и как яростны - когда их отвергают. Всякий раз, когда с подвижником происходит то, что было с братом Симеоном, духовный отец напрягает внимание свое. Борьба с демонами не должна приводить в страх; страх - наполовину поражение: появление его ослабляет душу и делает ее более доступною демоническому насилию...

Однажды Старец сказал: «Если бы Господь не дал мне в начале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество».

Прошло пятнадцать лет со дня явления ему Господа. И вот однажды в одно из таких мучительных ночных борений с бесами, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не удавалось, Силуан встает с табурета, чтобы сделать поклон, но видит перед собой огромную фигуру беса, стоящего впереди икон и ожидающего поклона - себе; келия полна бесов. Отец Силуан снова садится на табурет и, наклонив голову, с болезнью сердца говорит молитву:

- Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но

бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне? И был ему ответ в душе:

- Гордые всегда так страдают от бесов.

- Господи, - говорит Силуан, - научи меня, что должен я делать,

чтобы смирилась моя душа? И снова в сердце ответ от Бога:

— 288 —

- Держи ум твой во аде, и-не отчаивайс я...

После последнего посещения Господа ему открылся подлинный смысл и сила ответа Преподобного Пимена Великого своим ученикам: Поверьте, чада! Где сатана, там и я буду.

Он понял, что Преподобный Антоний Великий был послан Богом к Александрийскому сапожнику учиться тому же деланию: от сапожника он научился помышлять: Все спасутся, один я погибну...

Он познал в опыте жизни своей, что полем духовной битвы со злом, космическим злом, - является собственное сердце человека. Он духом узрел, что самым глубоким корнем греха является -гордость- этот бич человечества, оторвавший людей от Бога и погрузивший мир в неисчислимые беды и страдания; это подлинное семя смерти, окутавшее человечество мраком отчаяния...

Монах ведет сильную, крепкую, упорную брань за то, чтобы убить в себе гордого зверя, за то, чтобы стать человеком, подлинным человеком, по образу Совершенного Человека Христа, то есть кротким и смиренным...

С того дня его «любимой песнью», как сам он выражался, становится: Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет - в тесный черный ад, и там один я буду томиться в мрачном пламени и плакать по Господе: Где Ты, Свет души моей? Зачем Ты оставил меня? Я не могу жить без Тебя.

Это делание скоро привело к миру души и чистой молитве. Но даже и этот огненный путь оказался некратким...

Постепенно в молитве его начинает преобладать скорбь о мире, не-ведающем Бога. Молиться за людей - это кровь проливать, - говорил Старец, Духом Святым наученный любви Христовой...

После опыта адских страданий, после указания Божия «держи ум твой во аде» для старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде, но он молился также и за живых и за грядущих. В его молитве, выходящей за пределы времени, исчезала мысль о преходящих явлениях человеческой жизни, о врагах. Ему было дано в скорби о мире разделять людей на познавших Бога и на не познавших Его. Для него было

19 Золотой святыни свет _ 9ЙО _

несносимым сознавать, что люди будут томиться во тьме кромешной.

Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил: «Бог накажет всех безбожников, будут они гореть в вечном огне».

Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:

- Ну скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь от-

туда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?

- А что поделаешь, сами виноваты, - говорит тот. Тогда Старец со скорбным лицом ответил:

- Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех.

И он действительно молился за всех; молиться только за себя стало ему несвойственным. Все люди подвержены греху, все лишены славы Божией (Рим. 3, 22). Для него, видевшего уже в данной ему мере славу Божию и пережившего лишение ее, одна мысль о таковом лишении была тяжка. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь по неисповедимой любви Своей, дал им Себя познать.

... Господу всех жалко, - говорил он, да и не только говорил, но и сам исполненный Духа Христова, жалел всех. От видения окружающей жизни, из воспоминаний прошлого, от глубочайшего личного опыта - он жил страданием народа, всего мира, и не было конца его молитве. Он молился великою молитвою о всем мире. Он забывал себя, он хотел страдать за народ от жалости к нему; за его мир и спасение он влекся проливать кровь свою, и проливал ее в молитвах. «Молиться за людей - это кровь проливать», -говорил Старец.

«На первом году моей жизни в монастыре душа моя познала Господа Духом Святым. Много нас любит Господь... Я старик, и готовлюсь к смерти, и пишу истину ради народа. Дух Христов, Которого дал мне Господь, всем хочет спасения, да все познают Бога. Господь разбойнику дал рай; так и всякому грешнику даст рай. Я хуже

— 290 —

смердящего пса грехами моими, но стал просить у Бога прощения, и Он дал мне не только прощение, но и Духа Святого, и в Духе Святом я познал Бога. Видишь Любовь Божию к нам? И кто опишет сие Милосердие? О, братья мои, припадаю я на колени и молю вас: веруйте в Бога, веруйте, что есть Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех церквах и в моей душе. Дух Святой есть Любовь; и Любовь эта разлита во всех душах святых небожителей, и тот же Дух Святой на земле в душах, любящих Бога. В Духе Святом все небеса видят землю, и слышат наши молитвы, и приносят их Богу. Господь Милостив, знает это душа моя, но описать невозможно. Он зело кроток и смирен, и когда душа увидит Его, то вся изменяется в Любовь к Богу и ближнему, и сама делается кроткою и смиренною, но если потеряет человек благодать, то будет плакать, как Адам по изгнании из Рая. Он рыдал, и стоны его слышала вся пустыня; слезы его были горьки от скорби, и много лет проливал он их. Так душа, познавшая благодать Божию, когда теряет ее, скучает о Боге и говорит: «Скучает душа моя о Боге, и слезно ищу Его».

Преподобие отче Силуане, моли Бога о нас и вымоли у Бога нас, грешных, из преддверия ада преисподнего, которым является наша сегодняшняя, заселенная демонами жизнь.

Памятен эпизод, как Света принимала монашество. Имя для нее было выбрано заранее. Знакомый иеромонах переоблачался, готовясь совершить постриг. Затягивая поручи на руках, он неожиданно замер: его взгляд неподвижно остановился на портрете старца Силуана (фотография многие годы висела в изголовье Светиной постели). Почти растерянно священник произнес: «Нет, имя должно быть другое... Д а, - о н а должна быть-Силуана!» Так сам Преподобный Си-луан «поправил» батюшку. Какая таинственная связь соединяет душу человеческую - с душами ее любимых святых. Света всю жизнь раздаривала и распространяла книгу о старце. Часто рассказывала людям эпизоды из его жития, радостно начала читать ему акафист, как только он появился. Она была столь проникнута духом Преподобного, что цитировала его

19*

— 291 —

слова на смертном одре. Одна навестившая ее подруга стала говорить что-то осуждающее об общих знакомых. Света остановила ее: «Однажды в монастыре высказывали резкие мнения об одном монахе - в присутствии старца Силуана. В конце разговора обратились к нему за поддержкой. Старец ответил после паузы: «Сколько лет ты меня знаешь, отец В.? -Тридцать пять. - Слышал ли ты за эти годы, чтобы я кого-нибудь осудил?! - Нет. - Так чего же ты ждешь от меня теперь?» -«Вот и я тебе отвечу этими же словами, - взволновано произнесла Света. - Углубившись в житие Преподобного, я разучилась осуждать людей».

Была свидетелем этого диалога и поразилась серьезности ее устроения. Эту твердость не могли поколебать ни лютая длительная болезнь, которая оставила от Светы, казалось, одни косточки, ни страшное бессилие, ни тяжелые раковые страдания. Услышав эти слова, вспомнила, что, проходя Мытарство осуждения, душа бывает задержана не только за прямую клевету, но и в том случае, если, слушая чужое осуждение, она не возражала на него. Если только двумя-тремя словами поддерживала греховное мнение или даже только молча соглашалась с говорившим. Одно внутреннее согласие с чужим грехом делает нас его соучастниками.

Никогда не забуду, как в одно из своих последних посещений Светланы принесла ей аудиопленку духовных песнопений для детей - Алексея Романова*. В это время он был уже монахом Оптиной пустыни. В его исполнении существует запись замечательных песен на слова убиенного (хочется произнести: «преподобного») иеромонаха Василия.

Я называла Свету ее мирским именем, так как она просила не открывать знакомым ее тайну. После пострига она сказала: «Только не говори никому, а то все умрут со смеха: Светка - монахиня!» Но мы знали, что Света, как никто среди нас, - достойна называться этим высоким именем. Недаром

* Аудиокассета. Детям России. «Два Ангела парили».

— 292 —

матушка Надежда сказала мне однажды в отсутствие Светланы: «Это настоящая - наша Обительская сестра!»

В тот мой приход, у кровати истерзанной болями Светы я говорила ей: «Родная моя, я тебе такое утешение принесла -одно детское песнопение». Она протянула неописуемо худую кисть, обтянутую пергаментной кожей, показывая, где включить магнитофон. Длинный рукав соскользнул с запястья до локтя - на руку было страшно смотреть - она казалась сухой - как ветка. В маленькой келье, все стены которой украшали простые бумажные иконы, зазвучали слова, которые я до сих пор без слез не могу слушать. Песня была посвящена Рождеству Христову. Узнав о рождении Спасителя, дети несли Ему свои дары: живых ягнят, мед, молоко и хлеб... И только одна нищая девочка грустно стояла у входа в вертеп: и дети шли, смеясь над нею...

О, Боже, плакала она,

Зачем меня Ты создал нищей,

Я одинока, я бедна,

С чем я войду в Твое жилище?

Вдруг свет, как тысячи огней,

Сверкнул вокруг во тьме унылой,

И видит девочка пред ней -

Посланник Неба светлокрылый.

Не плачь, бедняжка, не грусти, Промолвил кротко гость Небесный, Ты можешь Богу принести Твоих слезинок дар чудесный. Взгляни, малютка, на земле, Куда твои упали слезы, Там вырастают, там - во мгле Цветут прекраснейшие розы.

Ты розы светлые сорви, Иди к заветному порогу, И дар - страданий, дар Любви

— 293 —

Отдай, дитя, Младенцу Богу. И вот с кошницею цветов, Цветов, усеянных шипами, Она вошла под Божий кров, Сияя светлыми слезами.

И ей в ответ в очах Святых, Как искры звезд - сверкнули слезы... И изо всех даров земных -Христос Младенец - выбрал розы.

«Ты мне сегодня говорила, - радость моя, - продолжала я, - что тебе страшно предстать пред Господом, ибо нечем Ему - воздать за все Его неизреченные к тебе Милости. Тебе есть что Ему принести: свои скорби и терпеливое их несение». По Светиному ясному лицу, ставшему маленьким и худым, как у ребенка, медленно катились слезы: «Нет, ты не знаешь, - я абсолютно ничего не имею!» - твердым голосом человека, уверенного в своей никчемности, произнесла она. И я вспомнила рассказ о Преподобном Сисое, который говорил перед смертью своим ученикам: «Я прошу у Господа оставить мне время - на покаяние». Ему ответили: «Отец, ты не нуждаешься в покаянии», - так как знали, что он достиг совершенства. «Я еще не положил начала -покая-н и ю», - ответил святой. И вслед за этим лицо Преподобного просияло, как солнце, ибо он увидел Христа, пришедшего за его душой.

Глядя в светлые, огромные от худобы глаза Светланы, я думала: «Боже, дай чему-нибудь научиться... Никогда мы не умеем столь глубоко постигнуть свое истинное ничтожество, как в преддверии нашего исхода из этой жизни... Боже, дай мне смириться раньше!» По Милости Божией, Светлану причастили в последний раз - едва ли не за полчаса - до смерти. Господи, сподоби и нас не лишиться Твоей главной Великой Милости в день нашего исхода.

— 294 —

...Похороны матушки Силуаны остались в памяти Пасхальным праздником... Во время последней литии на кладбище алтарники держали в руках огромные пучки горящих свечей. Раскаленные ручьи воска струились по их незащищенным пальцам, - и мы понимали, что души их, как и наши, - полыхают благодарной любовью к рабе Божией, которая отдала своему Христу и каждому своему (верующему и не познавшему Бога) близкому - все, что имела, -до конца.

Многие годы Светлана, следуя Обительскому правилу, читала с мамой жития святых каждого дня. Ей было в высшей степени свойственно воспринимать их живыми и близкими для себя. Она постоянно рассказывала нам эпизоды, тронувшие ее душу. Святые отцы сказали, что, соприкасаясь сердцем с мыслями святых, мы приобщаемся их жизни.

Когда-то я писала белые стихи родимой душе, и теперь понимаю, что они могут быть посвящены и другим моим близким, живущим для Неба:

Как мне благодарить Бога за встречу с твоей душой которая живет всегда - для другого, которая не сжимает руку, чтобы больше в нее набрать, а всегда ее раскрывает, чтобы щедро отдать другому все, что имеет. Она сияет, утешая больную и скорбную душу. И, не подбирая тщательно слов, находит единственные слова поддержки и ободрения.

Вспоминая тебя, я испытываю Небесную радость. Я никогда не забываю тебя. И даже тогда, когда ты уйдешь из этого мира и когда из него уйду я. Ведь ты говорила со мной из глубины сердца, и из глубины души я отвечала тебе. Ты - стала частью моей жизни, потому что касалась самых глубоких и тонких струн моей души, которая столько унывала в горе и одиночестве, столько лет провела, не имея понимания.

— 295 —

Главная ценность жизни - это родство душ, что встречается столь нечасто... И в длинной дороге, и в далеком да-леке от тебя я прошу тебя - молиться обо мне. Как и я каждые утро и вечер молю, чтобы Царица Небесная простирала над тобой Свой святой омофор, чтобы широкими крылами оградил тебя от зла Архангел Михаил и с любовью осенял крестом Серафим преподобный. Мне кажется, что Царская Семья, благословляя, смотрит на тебя с надеждой и ожиданием. И Великая Княгиня Елисавета, внимая твоей глубине, осеняет тебя Своим Распятием, не сводя с тебя ангельских глаз. Я знаю, что все святые - с тобой, ведь им известно, как ты их любишь.

И если мы расстанемся на земле, я верю: издалека ты поддерживаешь меня, ты всегда делишься со мной своей радостью. И в трудную минуту я знаю - ты-то меня понимаешь...

Где бы мы ни были, мы живем на одной планете, глядя на одни и те же звезды, возводя взор и сердце к Небу, ожидая и прося Милости друг для друга и всех дорогих: любящих и ненавидящих нас.

И не страшно все претерпеть в этой лютой жизни, если у тебя есть хотя бы одна близкая душа на свете. Потому что Бог дарит дружбу, чтобы людям - никогда не разлучиться, ибо неразрывно то, что соединил Христос.

И теперь, когда ушла из этой жизни Света, мы все равно вместе - мы живем и трудимся Богу в одной, сотворенной Им Вселенной. И наши любимые святые - никогда не оставят нас.

Светлая Вечная тебе память, дорогая моя. Моли Бога о нас, грешных, столь много обязанных тебе. Помогай всем, кого нам дал Бог, (для тебя каждый был - ближним!), выбирать из тысячи возможных дорог - единственный безошибочный путь.

— 296 —

Моим УШЕДШИМ ЛЮБИМЫМ

Удостойте всех нас встречи с вами в Раю, Где до дна души преданы Богу, друг другу. Так Отец наш хотел, создавая приют Победившим в бою, хоть израненным слугам.

Недостойна я вас, ваших ласковых глаз, Приснопамятных лет снисхожденья, прощенья. Мама, старцы, друзья, чтоб такую прощать, Чтоб виновных жалеть, - сколько нужно терпенья.

Нет ни лепты - воздать вам, святии мои, Сколько вешних цветов сердце сердцу дарило. Научите меня настоящей Любви, Чтобы крест донесла и как вы - всех любила.

Бьет пророческий час, скоро вспыхнет содом, Если чудом пройдем сквозь войну и ненастье И войдем в светотворный Небесный наш дом, Сколько ангельских глаз здесь заплачет от счастья.

Упаду ниц и в прах пред Страданьем Христа... Как ничтожная я здесь смогу очутиться. Все спасутся, лишь я недостойна Творца... Вся надежда на Вас, умолите о нас:

непосильно навек разлучиться.

«МЫ МОЖЕМ УПОДОБЛЯТЬСЯ ГОСПОЛУ В СМИРЕНИИ»

Мы со Светой были близко знакомы с духовным чадом архимандрита Тихона (Агрикова, + 15.11.2000 г.) -Анной. Ее воспоминания о батюшке и машинописные тексты его книг произвели на нас глубочайшее впечатление. Всю жизнь мы мечтали увидеть, но так никогда и не увидели своими глазами отца Тихона, но он вошел в нашу жизнь как самый родной и близкий нам человек. Кажется, ни над одной книгой я не лила таких слез, как над текстами, которые батюшка посвятил своим духовным детям. Мы делились с матушкой Надеждой воспоминаниями Анечки, читали ей отрывки из батюшкиных книг. Матушка Надежда называла отца Тихона великим старцем, одним из столпов современной Церкви. Говорила, что батюшка обладал той мерой Божией Любви, какою сияли отцы древности. (Теперь мы ездим на святую могилу архимандрита Тихона - в схиме Пантелеймона. Она украшена тяжелым мраморным крестом и расположена - за алтарем храма «Благовещения» в селе Тайнинское Московской области). Отец Тихон - для меня - живой образец пастырского Милосердия. Это был отец - утешитель. Сам Пастырь Добрый повел его - дорогой Своей Крестной Любви.

Будучи монахом Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Тихон изгонял бесов, исцелял не исцелимое для врачей. На его проповедях плакали все присутствующие - таким обильным было излияние Божией благодати. Господь попустил Своему избраннику величайшие скорби. Только после его смерти стало известно, как его преследовал КГБ. Всю жизнь подвижника не оставляла и прямая ненависть дьявола, его одолевали толпы одержимых. Когда он ушел в затвор, и порой

Л

— 298 —

в два-три ночи выходил во двор Лавры, тут же, как из-под земли, появлялись подвластные бесам люди. Они бросались на монаха, рвали его одежды, кусали, валили на землю. Были случаи прямого покушения на его жизнь...

Батюшка оставил своим духовным детям многие тома написанных им замечательных книг. Большинство из них посвящено судьбам монахов Лавры. Под именем отца Иосифа он рассказывает здесь о своих земных мытарствах.

«Исполняя послушание духовника народного, отец Иосиф всецело вооружился против грехов и пороков людских. Он с горечью видел, как родной и милый ему народ утопает в греховном невежестве и житейской суете. Он видел, как они горько плачут о своих беззакониях и не могут от них избавиться своими силами. Отец Иосиф вместе с ними плакал, вместе молился и каялся в грехах. Народные грехи он почитал как бы своими грехами и словно считал себя виновным в них, как будто делал их сам. Совсем редко ему приходилось служить у престола Божия, а вот плакать во Всех-Святской Церкви, при совершении исповеди, приходилось часто.

Ему было так жаль людей, что он готов был всех простить и взять всю тяжесть грехов их на свои плечи. Эта всецелая жертвенность изводила его до того, что он едва мог ходить и с большим трудом мог говорить. Высокий, худой, он стоял на исповеди, как маяк среди бушующих волн народного покаяния... Были периоды, когда отец Иосиф целыми сутками не выходил из подвальной Всех-Святской Церкви, исповедуя народ или совершая соборование больных.

Особенно трудно ему было в большие праздники: Троицу, Вознесение, Покров, память Преподобного Сергия, Рождество, Великий пост и прочие. В эти дни верующие стекались со всех краев великой матушки России. Дом Святой Троицы -Лавра Сергия Преподобного - была для них пристанищем тихим от бурных вод житейского моря. Люди верующие отдыхали здесь измученной своей душой, слагали тяжесть своих грехов, причащались Святых Христовых Тайн и укрепляли осла-

— 299 —

бевающую веру. Сколько было дел в такой среде? Сколько трудов требовалось от доброго пастыря! И вот отец Иосиф отдает свои последние силы страждущему своему народу. Он утешает, прощает грехи, ободряет ослабевшие души, вселяет уверенность в немощных, дает советы против телесных болезней, словом, по Апостолу, он сделался всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (1 Кор. 9, 22).

Видя такую ревность пастыря Божия о словесных овцах, диавол вооружился против него всеми видами новейшего оружия. Наместнику Лавры архимандриту П. стали писать сотни клеветнических писем на отца Иосифа, будто он собирает на исповеди деньги, любезничает с близкими своими духовными, содержит десятки безработных девиц, разносит всякую крамолу и недовольство на власть, и всякую другую небылицу. Отец наместник вызвал отца Иосифа и в беседе с ним убедился в его правдивости и честности выполняемого им послушания. На прощание он сказал ему: «Смотри, отче, враг спасения сильно невзлюбил тебя».

Date: 2015-08-24; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию