Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва о том, чтобы с любовию ухаживать за болящим





Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Агнче Божий, вземляй грехи мира, Пастырю добрый, положивый душу Твою за овцы Твоя, Небесный Врачу душ и телес наших, исцеляяй всякий недуг и всякую язву в людех Твоих! Тебе припадаю, помози мне, недостойной рабе Твоей. Призри, Многомилостиве, на делание и служение мое, даждь ми быти верною в мале: послужити болящим, Тебе ради, носити немощи немощных, и не себе, но Тебе единому угодити во вся дни живота моего. Ты бо рекл еси, о Сладчайший Иисусе: понеже сотвористе единому от сих братии Моих меньших, Мне сотвористе. Ей, Господи, суди мне, грешной, по сему глаголу Твоему, яко да сподоблюсь творити благую Твою волю во отраду и утешение искушаемых, недугующих раб Твоих, их же искупил еси честною Твоею Кровию. Ниспосли ми благодать Твою, попаляющую во мне страстей терние, призвавый мене, грешную, на дело служения о Имени Твоем; без Тебе не можем творити ничесоже: посети убо нощию и искуси сердце мое, внегда предстояти ми у возглавия болящих и низверженных; уязви душу мою Твоею Любовию, вся терпящею и николиже отпадающею. Тогда возмогу, Тобою укрепляемая, подвигом добрым подвизатися и веру соблюсти, даже до последняго моего издыхания. Ты бо еси Источник исцелений душевных же и телесных, Христе Боже наш, и Тебе, яко Спасителю человеков и Жениху душ, грядущему в полунощи, славу и благодарение и поклонение возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* Маргарит. Издание Святой Афонской Горы Русского Пантелеимонова монастыря. М., Типография И. Ефимова. 1882.

— 206

Русь глухонемая

Был к Иисусу приведен Родными отрок бесноватый: Со скрежетом и в пене он Валялся, корчами объятый. - Изыди, дух глухонемой, -Сказал Господь. И демон злой Сотряс его и с криком вышел -И отрок понимал и слышал. Был спор учеников о том, Что не был им тот бес покорен, А Он сказал: «Сей род упорен: Молитвой только и постом Его природа одолима». Не тем же ль духом одержима Ты, Русь глухонемая! Бес, Украв твой разум и свободу, Тебя кидает в огнь и воду, О камни бьет и гонит в лес. И вот взываем мы: Прииди... А избранный вдали от битв Кует постами меч молитв И скоро скажет: «Бес, изыди!»

6 января 1918 г. МЛ. Волошин

(Одна из основных мыслей матушки, которая помогает мне в жизни постоянно: «Главное - сохранить чистоту намерения. Все равно ничего не сможешь сделать так, как хотела. Враг все-усиленно будет мешать. Но на это есть покаяние. Но хоть что-то надо принести Господу - непорочным. Бог будет судить нас по нашим намерениям. Главное - блюди чистоту намерения».)

Потертые листочки ксерокопии с наставлениями старца Ага-пита остались у меня со времени жизни у нас матушки Надежды. Она бесконечно почитала старца и говорила: «Вот образец любвеобильного отца, какие ранее встречались, а теперь - редки».

 

— 207 —

 

1. Все мы люди - семья Божия, все мы дети единого Отца, и потому,

распаляясь любовью Божией, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки.

2. Я смотрю на людей как на детей единого Отца, вообще, как на чле-

ны Господа моего Иисуса, и не имею к ним иного чувства, кроме сильного желания спасти их души и особенно души тех, которые мне как отцу доверили себя. А это желание до того объяло мое сердце, что я в ад спущусь за ними, и нет силы на земле, которая бы могла разорвать мое внутреннее с ними единство.

3. Опытно знаю, что умеет Господь наш Иисус Христос утешить нас, ус-

покоить и возвеселить; а что мы неутешны, в том виноваты сами. Стоит только в скорби из глубины души сказать вместе скорбящему с нами Господу вашему Иисусу Христу: Господи! Ты мой Помощник, и Он тотчас же поможет. Мне, грешнику, Он всякий день тьмо-численно и при всяком скорбном случае - милосердно помогает. Господь наш сказал: бпажени будете, егда возненавидят вас. почему же нам не терпеть обид от других? Всякий бы любил нас, ежели бы Господь видел, что мы, любимые от всех, -спасемся. А как многих из нас Господь спасает через скорби, то и должны быть такие люди, через которых бывает нам скорбь. Однако ж нам не следует винить их, потому что не они навели на нас скорбь: она определена для нашего спасения самим Господом. Следовательно, мы не остались бы без скорби, когда бы оскорбляющих и не было.

4. Один брат, встревоженный слухом об удалении отца Агапита из мо-

настыря, пришел к нему в слезах; но отец Агапит, встретив его с веселым и радостным лицом, улыбнулся и спросил, не обидел ли кто его. Когда же тот объяснил причину своей скорби, сказав: «Ты знаешь, что мы служим Господу. А кто служит Господу, тот никогда не

* Сегодня эти замечательные страницы, многие десятилетия недоступные читателю, наконец, переизданы: Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. Трифонов Печенегский монастырь. «Новая книга». «Ковчег». 2002.

— 208 —

погибает. Буди воля Господня всегда с нами... И если Господь, по молитвам Пречистой Матери и преподобного отца нашего Нила, оставит меня, многогрешного, послужить в сей святой обители, то слава неизреченному Его милосердию! А когда Господу угодно удалить меня куда-либо, и то буди имя Господне благословенно во веки!» Потом обратился он к образу Спасителя и, воздев руки, произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Благодарю Тебя, Господи, что не оставляешь меня грешного, по милости Своей». А брату сказал: «Видишь, брат, как Господь-то любит меня грешного. Другому не пошлет такого крестика, какой мне-то грешному послал».

5. Нет у меня ничего заповедного; и вы, чада мои, или не давайте

мне ничего, или не оскорбляйтесь, если ваш подарок скоро перейдет в другие руки.

6. Встревоженные, огорченные сильной скорбью его при молитве,

некоторые с участием просили его открыть им причину таких слез. «Отец ваш, - отвечал он, - или всегда так плачет, или ему еще тяжелее бывает». - О чем же, батюшка? - «О грехах ваших и моих, и всего вверенного мне братства и всего человечества».

7. «Я в муках деторождения, чада мои, дондеже вообразиться в вас

Христос», - говорил он часто своим детям духовным.

8. Занимаясь по воле Божией спасением людей, я, по данному мне

от Бога чувству любви к ним, не подорожу в себе ничем для их спасения; ни достоянием моим, ни земною честью и славой, ни даже самой жизнью. И что такое достояние, честь и жизнь моя? Не дар ли Божий, данный мне на время? И что такое ближний мой? Не чадо ли самого Христа? Итак, жалеть чего-нибудь для ближнего своего не значит ли - жалеть возвратить Богу дар его? - Нет, Господи, да не будет сего никогда со мною!

Наставление отца духовного сестрам Марфо-Мариинской Обители Милосердия "По стопам Христа"

1. Сестра во Христе! ежедневно, вставши от сна, скажи сама себе: «Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги мне сегодня исполнить на деле во внутренней и

14 Золотой святыни свет

— 209 —

внешней моей жизни это мое сердечное желание и долг... иду». После этого иди или на общую молитву обители, или сама прочти внимательно положенное правило, после которого еще можешь помолиться своими словами. Затем или прослушай, или прочти несколько стихов из Евангелия, посланий св. Апостолов, один псалом, житие дневного Святого. Читай и проси внутренно Господа, чтобы прослушанное или прочитанное было тебе как бы уроком для подражания и исполнения на сегодня, и потом иди на дела твои.

2. Сестра, помни всегда ту цель, ради которой учреждена обитель и

ты пошла на труд. Цель эта: при помощи Божией показать настоящему обществу истинно христианскую жизнь так, как светилась она пред древним языческим обществом. Этим сознанием укрепляй свою бодрость духовную. Употреби же все силы твои, чтобы явить на деле силу религии Христовой. Покажи, что еще жива вера Христова, что еще действенна любовь Христова, что учение и благодать Христовы действительно преображают душу, тело и всю жизнь отдельного христианина, семьи и общества. Покажи на себе, что эту силу Христову не могут поколебать ни соблазны мира, ни злоба, ни зависть, ни раны и болезни, ни самая смерть. Она - эта сила велика и вечна, как велик и вечен Христос.

3. Сестра, помни, что ты трудишься во славу Бога, благо ближних и

спасение души своей; благословен да будет труд твой и память о нем у Господа и в сердцах людей во веки.

4. Сестра, когда ты приходишь в храм для молитвы, или прислужи-

вать в нем, или читать и петь, всегда помни, что храм есть видимое небо, рай, дом Божий, как и сказано в богослужебной книге: В храме стояще славы, на небеси стояти мним... - Посему будь внимательна ко всему, что делается в нем; это святой Хозяин принимает тебя, разговаривает с тобой, поучает тебя, утешает и услаждает тебя, насыщает бессмертною трапезою - Телом и Кровию Своею. - Возможны ли здесь небрежность, рассеянность, смех?! На служащего священника смотри, непременно забывая о его частной жизни. Взирай на него, как на посланника Божия, служителя и строителя Тайн Божиих. Посему и священные одежды на нем; они закрывают от взора людского, что он

— 210 —

подобный всем человек, и являют его нам преукрашенным, блистающим, как бы Ангелом Господним. Уста его, вещающие нам слова Евангелия и молитвы, - есть Уста Божий, благословение его - есть благословение Христа, действующего в благодатном таинстве священства. За частную же жизнь не суди иерея, а молись о его спасении, ибо трудно священнику, весьма трудно и опасно: для него Страшный Суд - всех страшней, ему ведь поручено служение на земле, какое не дано даже Ангелам. Если, по благословению священника, ты удостоишься служить при храме, читать и петь, то считай это за великую честь и счастье: ты делаешься как бы Ангелом Господним, возвещающим людям волю Божию, ты в пении сливаешься с Серафимами, ты делаешь великое дело любви к ближним, так как примером благоговейного стояния в храме, прекрасным чтением и пением ты согреваешь души людей, приводишь их к Богу. Помни: храм и прекрасно совершенное христианское Богослужение есть первая и великая проповедь о Христе и вечном спасении. Делай же это святое дело со страхом, благоговением и радостию. 5. Сестра, если ты увидишь, что мало как будто бы результата, плода дает труд твой, а также деятельность обители вообще; или по каким-либо причинам ближние твои будут внушать тебе это и у тебя начнут появляться мысли: «не бросить ли? стоит ли отдавать силы и здоровье на столь невидное и малоплодное дело?!»—Тогда, раскаявшись внутренно в этом грехе твоем, спеши сама себя успокоить. Вспомни тогда слово Христа, что подавший во Имя Мое чашу (только-то) холодной воды - не останется без награды. Неужели же этой «чаши-то холодной воды» не найдется в трудах твоих? Успокойся, найдется, только бы в делах твоих была любовь, усердие, ревность, что, собственно, и нужно Господу. Помни: хотя капля, но пользы, а ведь из капель ручьи, реки и моря составляются. Ты принесла на жертвенник Божественной Любви и Правды каплю, другая сестра каплю, все по капле, а целая обитель уже ручей, реку, а пройдут годы, и обитель принесет Господу целый океан труда, веры и любви. Помни это и гони от себя немедленно все внутренние и внешние искушения, мешающие мирной работе твоей.

14*

— 211 —

6. Сестра, если ты на этом истинно-христианском пути жизни забо-

леешь, или получишь насмешки, оскорбления, даже раны и побои, обеднение, потеряешь земной блеск, величие и славу, даже преждевременно от великого труда твоего сойдешь в могилу— смирись, благодари, претерпи до конца. Помни, что тогда тот блаженный венец, получить который уповали первые христиане и которого многие из них удостоились, - венец мученичества за Христа обещан и тебе, если, уповая на помощь Господа, смиренно и благодарно терпеливо претерпишь все до конца.

7. Сестра, естественна во всяком труде усталость, ослабление энер-

гии; старайся ободрить себя и прежде всего: а) возможно частою, даже непрестанною молитвою к Богу. Помни: Господь Отец твой всегда с тобою, дочерью Своей, как и Сам сказал: Я с вами до скончания века. Он премудр, всеблаг, всемогущ, знает движения сердца и мысли твоей. Неужели же Он оставит без поддержки уставшую, ослабевшую на христианском труде Свою дочь? - Никогда! Ведь это Господь устами Апостола Своего сказал заранее всем труженикам правды и любви Христовой: Не дам испытания сверх сил, а с испытанием дам и облегчение (1 Кор. 10, 13). Только одно необходимо: это отсутствие гордости в труде нашем, сознание собственной немощи и полное с доверием и любовию единение немощных сил наших со Христом -Источником жизни и воскресения; плодом же этого единения является ничем не сокрушимое мужество, крепость христианина и успех в трудах его. Послушай, как ясно говорит об этом Господь: Я есмь Лоза, а вы ветви. Как ветвь не может приносить плода, если не будет налоге, так и вы, если во Мне не пребудете. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Не бойся, только веруй, - все возможно верующему. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, то возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. гл.15). А святой апостол Павел, когда изнемогал в трудах своих и видел в них одни лишь немощи свои, услышал от Господа великое слово: Сила Моя в немощи совершается и потом, укрепляемый этой

— 212 —

силой, восклицал: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе, и еще-.Бла-годатию Божиею есмъ еже есмъ (Фил. 4,13; 1 Кор. 15, 10). Поэтому, сестра, молись, то есть благоговейно говори со Христом -Отцом твоим, как дочь, откровенно о всем, что наполняет существо твое. Молись возможно чаще, не только на утреннем и вечернем правиле, но говори с Ним и ходя, и сидя, и лежа, и работая. Говори хотя внутренне короткими воздыханиями, примерно так: «Господи Иисусе Христе, спаси же, помоги же, не дай погибнуть; вразуми; охрани; подкрепи падающие мои силы; прости греховные движения существа моего; благослови обитель нашу и труды мои; помоги простить всех, любить всех; спаси всех; устрой жизнь мою по Твоей святой воле, благодарю Тебя за все в моей жизни».

б) Сестра, помни: если живые люди мало или вовсе не поймут и не поддержат тебя, то у тебя есть целый сонм Святых и Ангелов— этих вечных друзей твоих. И каких? Уже прошедших первый период вечной жизни,—прошедших доблестно, показавших ясно на себе, что истины христианства, при благодатной помощи Господа, осуществимы и на земле настолько, чтобы преобразить человека в истинного сына Божия. Подкрепись же их примером и брось раз и навсегда пустую, обычную отговорку лени: «ведь, они были святые, а мы грешные, немощные». Нет, они не были святые, а стали святыми, благодаря своей вере, любви и подвигу!.. Стремись же и ты, сестра, стать святой подвижницей: это вполне возможно для тебя и для всех. Не только учись у святых, но и зови их на помощь: «Пресвятая Богородица, спаси, помоги; Ангел Хранитель, благослови, помоги; святая (чье имя носишь) и все святые, благословите, помогите данною вам благодатию Божиею, вразумите вашим духовным наставлением!» Пример святых, поддерживаемый чтением их жизни и писаний, и беседа с ними или молитва сделают то, что ты никогда не будешь себя чувствовать одинокой и скоро обогатишься умением жить по-христиански.

в) Сестра, еще помни средство для поддержания сил своих, средство таинственное, но могучее: это теснейшее единение со Хрис-

— 213

том духовно-телесным существом своим в таинствах, и особенно в таинстве Святого Причащения. Посему, достойно приготовившись, говей и приобщайся Святых Тайн не менее шести раз в год. г) Наконец, не забудь, что у тебя в обители есть твои духовные отец и мать— духовник и настоятельница, которые хотя и сами грешные люди, но всегда готовы и должны поддержать слабеющих, наставить неумеющих. Бог поможет им и тебе, так как ты идешь к ним во имя Христа,— они идут к тебе в Его же Имя,— а где двое или трое соберутся во Имя Христа, там и Он посреди их.

8. Сестра, старайся побеждать в себе начинающийся грех. Мысль, во-

ображение, слово (или дело) - вот три фазы греха. Лови себя на мысли и немедленным покаянием уничтожай грех в начале, тогда и воображение твое будет чисто и слово и работа святы, мирны, плодотворны. Вечером же непременно приучи себя к вечернему покаянию, то есть после вечернего правила осмотри духовным взором прожитый день, стоя внутренно пред Самим Христом, и в плохом принеси сердечное раскаяние с решимостью исправиться, а за хорошее воздай славу и благодарение благодати, милосердию и долготерпению Господа. Непременно вспомни о смерти, прототип которой есть сон. Вспомни о краткости земной жизни, о переменчивости и изживаемое™ земных счастий - красоты, богатства, славы, наслаждений. Вспомни о сладости блаженной вечности со Христом. Вспомни о свойствах Бо-жиих: вечности, благости, мудрости, могуществе, святости, правде, вездесущии, неизменяемости и проч. и сообразно с этим спрашивай себя: уподобляешься ли ты Господу, любишь ли Его, надеешься ли на Него? и проч. Усни с этим, и сон твой будет мирен и тих.

9. Сестра, помни: каждый человек есть создание Божие, но создание

заблудшее: он- брат твой больной: смотри же, без раздражения ухаживай за больными - грешными людьми. Рассуди: Бог Святая Троица едина по существу, но раздельна в Лицах, и деятельность Святой Троицы так едина, гармонична, что эта раздельность Лиц - не делит Существа, и причина деятельности есть - Любовь,

— 214 —

а плод ее - чудный мир сей, вселенная. Бог - Троица и человека создал по Своему образу и подобию, так что и человечество то же едино по существу, хотя и раздельно в лицах. Деятельность всех людей должна быть единая, деятельностью Любви. Все люди, уподобляясь Творцу своему, должны составлять одно гармоничное целое, духовный организм, где все части - люди действовали бы на пользу друг другу без противоречий; причем это святое единение людей должно быть результатом свободного произволения каждого отдельного человека. Счастливы люди, если они помнят о вечном своем назначении - Богоуподоблении, выражающемся главным образом в деятельной Любви; это - основа Царства Бо-жия, которое, начинаясь на земле, в полной мере расцветет после общего воскресения. Вдвойне же счастливы те люди, которые не только сами стремятся к этой цели, но и самоотверженно трудятся для ближних, чтобы и в них пробудить сознание необходимости жить только Богоподобно. - Видишь, сестра, как велика, славна цель жизни человека и человечества и как позорно забыть эту цель. Посему в каждом встречающемся тебе на пути жизни человеке ищи прежде всего хорошее, остатки образа Божия, они есть несомненно, только часто, ах! как часто прикрыты густым слоем разврата, суеты. Не обижайся же на скверные выходки по отношению к тебе грешника, он больной, прости его, кротко обойдись с ним, постарайся пробудить в нем раскаяние и сознание своего подобия Богу, не осуди его. Вообще, прими за непременное правило: снаружи никогда не раздражаться, не осуждать — внутри же немедленным покаянием и непрестанною молитвою за согрешающего отгоняй от себя гнев и осуждение. Не забывай о подобии человека Богу и постарайся помочь самому последнему бедняку и развратнику сбросить с себя скорлупу разврата, греха и засиять своим Богоподобием, как и нужно истинному сыну Божию. За всякого оскорбившего тебя или на твоих глазах согрешающего внутренно молись примерно так: «Благодарю Тебя, Господи, что меня, грешную, Ты удостоил принять поношение за Имя Твое; спаси сего грешника и наставь его на путь покаяния и исправления, ведь Ты и за него страдал». Не забывай богатых и

— 215 —

здоровых, но немощных духом; они тоже люди, часто гибнут от маловерия, греха, незнания истинной духовной жизни: они часто скорбят, как и прочие. Вспомни слово мудрости народной: «И чрез золото слезы льются!»

10. Сестра, помни, что ты пошла работать в жизнь, как бы в поле, чтобы сеять в себе и во всех окружающих семена веры, любви, мира, смирения, утешения, довольства. Смотри же, не сделайся когда-либо причиной раздора, зависти, горя ближнему; в этом отношении особенно бойся собственного твоего языка. Господь Иисус Христос сказал, что человек от слов своих или оправдается, или осудится, а св. апостол Иаков говорит: «Язык небольшой член, но много беды делает, он огонь, прикраса неправды, им благословляем Бога, им же проклинаем ближнего!» Это совершенно верно: сказанное слово не вернешь, и часто одно неосторожное слово делается основанием большого горя и зла. Смотри же, сестра, храни в себе, что видишь и слышишь вокруг; ближнему говори только то, что ему на пользу. Храни честь обители, храни порученную тайну, какой бы она ни показалась тебе пустой,—для больного и несчастного человека все важно. Вообще запомни, что пустяков нет в жизни; ты живешь и работаешь пред Лицом Бога, в очах Которого даже мысль и движение сердечное весьма важны.

11. Сестра, когда идешь на работу, имей при себе непременно св. Евангелие (вместе с Апостолом и Псалтирью), молитвенник и книгу для назидательного чтения. Где придется работать, не только сама исполняй положенное тебе правило, но постарайся с любовью и кротостью возбудить желание, чтобы те, за кем ходишь ты или с кем работаешь, прослушали читаемое тобою правило. Помни, это то же великое лекарство для больных душою и телом людей (ведь грех есть основание и телесных болезней). Люди часто не умеют ни молиться, ни читать св. чтения. Они или забыли это после учения своего или вовсе не знали, ведь общеизвестно, что религиозно-нравственное воспитание и духовная жизнь, по заветам Евангелия и Уставу Святой Церкви, в большинстве нынешних семейств ужасно пали; напомни им, помоги

— 216 —

им, научи их. Имей при себе список книг которые следует прочитать христианину для укрепления веры и для научения правильной христианской жизни. Вообще имей пред твоими духовными очами слова святого апостола Павла: Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобным, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины.

12. Сестра, всегда носи в уме и сердце твоем пресветлый образ Заступницы усердной рода христианского, Матери Божией; к Ней обращай твое сердце; Ей, как нежной Матери, открывай свои скорби, поведай в детской простоте свои немощи, свои нужды и заботы. Памятуй, что Она - первая и величайшая в мире кресто-носица, а посему - первая и всемощная за всех скорбящих и обремененных Заступница и к Сыну Своему, и Богу Ходатаица. Ее покрову и заступлению вручил Он с креста всех верных чад Церкви Своей в лице возлюбленного ученика Своего, когда Ей изрек: Се сын Твой, а ему - Се Мати твоя. Чаще перечитывай умилительные сказания о Ее земной жизни и подвигах и, укрепляя себя Ее примером, проси Ее благодатной помощи. Вся Ее святая жизнь, особенно после вознесения Господа на небо, была посвящена тому же служению Богу в ближних, какому в некоей малой мере желаешь и ты себя посвятить. Она - первая в Христианской Церкви и сестра, и Матерь милосердия; около Нее объединились и Марфа и Мария, и Магдалина и Саломия, и другие святые жены евангельские, которые почитали Ее как бы настоятельницею своей святой общины. Вот почему - услышишь ли бой часов в тишине ночной, почувствуешь ли непосильную тяготу своего послушания, повеет ли холодом в сердце дух уныния - спеши повторять в глубине души Архангельское Ей приветствие: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». О, как близка Она ко всем, кто призывает Ее с верою, кто вручает себя Ее матернему заступлению!

13. Получивши из рук Архиерея, служителя Христова, как бы из рук Самого Христа, Крест - всегда помни, сестра, что это тебе, идущей работать среди тьмы греха, скорбей и болезней, Христос дал

 

— 217 —

зажженный светильник, при свете которого ты удобно и успешно совершишь свою спасательную работу. Когда ревет буря и волны бросают корабль, как щепу, - тогда капитан глаз не сводит с виднеющегося вдали маяка. Он твердой рукою направляет корабль к этой светящейся точке, так как уверен, что там спасение, тихая пристань, и не ошибается. Так и для тебя, сестра, Крест должен быть духовным маяком среди житейского моря. Крест Христов -это есть жизнь Христа. Господь наш, несмотря на бесчисленные и даже бешеные нападения сатанинской и человеческой злобы, всегда неизменно служил Отцу Своему, любил людей и их страдания, смирялся, благодарил, терпел даже до смерти и смерти Крестной, и вот в результате победа: воскресение и торжество христианских начал в мире. Значит, Крест есть символ всего самого возвышенного, благородного, святого, прекрасного. Он есть знамя победы. Отсюда и ты помни, что как бы ни были сильны нападения на тебя сатаны и людской злобы, как бы ни были вообще жестоки волны житейского моря, ты победишь их несомненно, если Крест Христов, а с ним и Жизнь Христова будут всегда сиять пред твоими глазами как духовный маяк. «Тихая пристань»: сознание исполненного христианского долга и отсюда мир души, затем и Воскресение уже для вечной блаженной жизни со Христом ждет тебя и тех, для которых ты трудилась.

<^^

МАТУШКА НАДЕЖДА И ДЕТИ

ел икая Княгиня Елисавета очень любила детей, - с благоговением вспоминала матушка Надежда. - В одиннадцать лет, когда Она держала на руках тельце умирающего маленького брата, Она сказала Господу: «Боже, Я не хочу выходить замуж, чтобы никогда не иметь детей - никогда так тяжко не страдать...» Но все дети России - стали Ее детьми. Сколько заботы на протяжении Своей жизни Она о них проявляла: «...нужно, чтобы дети состоятельных родителей с раннего детства знали и помнили, что есть еще дети и очень бедных родителей, которые не имеют не только комфорта в жизни, но даже нуждаются в необходимом, и что долг каждого человека... помочь этим несчастным, ни в чем не повинным детям... (Нужно) идти работать в дома богатые и убогие, в деревни наши темные, бедные и скорбные, где деятельность сестер так нужна, чтобы спасти простую женщину от нахлынувшей на нее мути безверия», - писала в одном из Своих писем Елисавета Феодоровна.

АЕТЯМ О ДУШЕ

Матушка Надежда с большой нежностью относилась к детям. Есть фотография, где она держит на руках маленькую девочку лет трех. Чужая детка сидит, молчаливо прижавшись к матушке, как к самой родной на свете.

Однажды к нам пришли девочка лет восьми со своей тетей... «Матушка, а почему мама говорит: платочек надевай, когда мы в Церковь идем?» - «Платок на голове - это знак для Ангелов, - улыбалась матушка, целуя ее головку. - Им от Бога велено: если видят покрытую головку - значит, эту душеньку

Т

— 219 —

надо особенно оберегать, охранять... Она платок носит - значит, смиряется, старается Богу угодить. Хочется ей полениться, а она встает на молитву, торопится в храм; хочется поиграть с подружками, но она мамочке обещала помочь и говорит себе: успею еще погулять, пойду разбросанное в своей комнате подберу и по местам разложу; трудно ей свои грехи называть, но она помнит: все святые - просили у Бога прощения, и всех их Господь взял к Себе - в Рай, и батюшка добрый, и дети к нему идут, как к своему папе. И уже не выдумывает себе ничего страшного. И после исповеди у нее - светло на душе. И она знает, что радуется ее Ангел-Хранитель. И все святые, как родные, молятся о ней - и душа это слышит. Где же еще нам так хорошо, как в Храме?»

- Я прошу маму рассказать мне про душу. А она говорит-, мне некогда.

- Но у мамы, конечно, побольше забот, чем у нас с тобой... Душа - это самый святой и бесценный дар Бога - человеку. Это твой невидимый, прекрасный утолок Рая. Твой невидимый никому - храм, в который ты одна входишь, чтобы разговаривать с Твоим Господом и всеми святыми. Храм стоит в прекрасном саду, в котором поют птицы и цветут цветы. Все они не простые. Господь эти цветы изначально в каждой душе насадил: доброту, любовь к Богу, к маме и папе, ко всем людям, всему Божьему миру. Желание защищать маленьких и слабых, жалеть тех, кому больно и трудно. Тот, кто молится, размягчает и поливает чудесную почву сада, и цветы становятся все чудеснее. Человек украшает храм своей души - святыми мыслями и чувствами, трудится - взращивая цветы добродетелей. А если не прилагать усилий - храм придет в запустение, как нежилой дом. Померкнет в нем Божий Свет, улетят из него Ангелы. Если не трудиться, не отгонять все плохие мысли и чувства, то земля окаменеет, и цветы начнут умирать. От тебя зависит, каким будет райский уголок твоей души. Бог подарил нам душу, чтобы приходить к нам - в гости. Он может прийти только в абсолютно чистое и святое место - пото-

— 220 —

му что Он - Свят и Пречист. Он не может находиться там, где плохо убрано. Нельзя представить себе, что ты пришла в храм, где ты исповедуешься, а там беспорядок и грязь. Вот так и свой личный храм - нужно тщательно убирать: каяться всем сердцем во всем, что мы - сделали, сказали, подумали дурного. С покаянием открыть грех на исповеди, это значит - выгнать его вон из души, вымести грязь из храма. Береги в чистоте и святыне свою душу, ибо у человека нет ничего дороже, чем она. Если собрать все сокровища на земле, то все эти горы золота и бриллиантов - ничего не стоят - по сравнению со стоимостью одной души: души твоей мамочки, твоего брата или - твоей собственной. Для этого мы и живем - чтобы наш храм и сад - радовали Ангелов, Святых и Самого Господа - и поддерживали тех, кому труднее жить... И тогда Христос будет всегда рядом с нами.

Мы заворожено слушали матушку. Это были не просто слова, они звучали светлой неземной силой. Рядом с нами дышал и цвел - живой уголок Рая. И я подумала: перед революцией многие люди не сберегли святыню своей души: впустили в святилище скверные дела, слова и мысли. И через краткие годы русскую землю покрыли руины храмов - овеществленный образ разоренных храмов человеческих душ, в которые не может прийти Христос.

ТЕЛЕВИЗОР

- Матушка, кроме мультиков можно ли еще что-нибудь смотреть детям по телевизору?

- Я бы ничего не дала твоему сыну смотреть, да и тебе -тоже, - отрезала матушка. - Если с ребенком по-настоящему заниматься, читать вместе Евангелие, жития святых, говорить с ним, глядя ему в глаза, в его сердце - из глубины своего сердца - он это общение ни на какую белиберду не променяет. Ни на какую бесовскую приманку -не поймается. А так как нам - лишь бы освободиться от ребенка, то, конечно,

— 221 —

он будет липнуть к телевизору, к сомнительным товарищам по двору и прочему. Если тебе предложат посадить ребенка в гадюшник, чтобы он тебе не мешал, небось возмутишься: да вы что?!.. А к телевизору - пожалуйста. Но укус духовной змеи - страшнее смерти: растлевая душу, он заживо готовит ее на жительство в преисподней. Точно так же и мы: если глубоко занимаемся рассмотрением своих грехов, более всего обеспокоены, как бы не огорчить Бога, требуем от себя настоящего покаяния, серьезно участвуем в литургической жизни, причащаемся - да нам телевизор - и на ум не придет. Так как мы будем защищены Святыми Ангелами. Одно воспоминание об этом ящике у христиан должно вызывать - самое брезгливое чувство, как при взгляде на помойку, в которую ему предлагают окунуться...

«ЭХ, ТЕМНОТА...»

Одна пятнадцатилетняя девочка, услышав много лет спустя после смерти матушки ее совет делать выписки из духовных высказываний, принесла мне тетрадь с несколькими цитатами.

Матиос Клаудис (XIX в.) - поэт и писатель. Кто не хочет верить в Христа, когда-нибудь поймет, что никто другой не может устроить нашу судьбу. Я и ты этого не можем. Мы нуждаемся в том, чтобы Кто-то укреплял наш дух, Своими руками поддерживал наше усталое чело, когда мы станем умирать... И это может исключительно только Он, согласно тому, что о Нем написано, и мы не знаем другого, кого бы мы хотели иметь на Его месте.

Эрнст Люритц Арндт (XIX в.) - государственный деятель и поэт. Благоговение есть наивысшее чувство, которым обладает человеческая натура, оно является венцом всего естественного бытия. Это осталось таким, каким оно было вначале: вера - это великое, вечное, первоначальное; знание - это то малое, человеческое, производное.

— 222 —

Исаак Ньютон (XVIII в.) - выдающийся математик, физик и астроном. В своей жизни я познал две важные вещи: первая, что я - великий грешник, и вторая - что Иисус Христос - в неизмеримом величии - является моим Спасителем». Исаак Ньютон всегда снимал шляпу при слове «Бог» и в ответ на дифирамбы и рукоплескания в одном ученом обществе встал и просто сказали не больше, чеммальчик, собирающий раковины на берегу Безбрежного Моря.

Всемирно известный физиолог Павлов с улыбкой записал в своем дневнике времен революции рассказ о том, как, проходя мимо церкви, привычно снял шляпу, перекрестился и поклонился Дому Божию. Поодаль от него остановился солдатик, деревенский мальчик, в обмотках, лет восемнадцати. Он измерил ученого презрительным взглядом и произнес с уничтожающей интонацией: «Эх, - темнота...»

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА И ДЕТИ

Сестры Марфо-Мариинской Обители шли в самые ужасные трущобы, где иногда целые семейства ютились в одной комнате; обмывали, обшивали и кормили голодных или полуголодных детей, ухаживали за роженицами, убирали жилище, готовили теплую пищу. Особенное внимание Великая Княгиня обратила на детей, живших в ночлежных домах знаменитого Хитрова рынка, на сирот и беспризорных. Она устроила общежитие для мальчиков, где их нравственно и физически лечили и воспитывали; над другими детьми, оставшимися в своих жилищах, был установлен внимательный надзор. Из этих мальчиков составлялась артель посыльных, которая скоро стала известна всей Москве своей честностью и исполнительностью.

Елисавета Феодоровна вызывала глубокое доверие детских душ. Описываемый эпизод принадлежит времени русско-японской войны.

— 223 —

«...Великая Княгиня устроила в Большом Кремлевском Дворце склад Красного Креста помощи раненым, который Она ежедневно посещала. Там имелись отделы приема пожертвований, отправки посылок, швейная и закройная мастерские, заготовка бинтов и так далее. Елисавета Феодоров-на лично принимала пожертвования. Некоторые из них были очень трогательны: например, дети одного приюта принести для раненых сахар, который они сэкономили, отказавшись от полагавшейся им к чаю порции. Один мальчик принес живую курицу, которую он жертвовал в лазарет, с тем, чтобы яйца от нее шли самым тяжело раненным; в узелочке он принес корм для курицы, чтобы она не голодала на первых порах. Великая Княгиня тоже лично благодарила его и обещала позаботиться, чтобы за курицей был надлежащий уход...*»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Одна знакомая говорила матушке: «Как грустно, что нет для наших детей ни духовных рассказов, ни стихов, ни песнопений». - «Придет время, они еще будут напечатаны, еще порадуетесь вместе с детьми», - ответила матушка. Из лучшего, что сегодня можно подарить нашим детям: «Блажени чистые сердцем...» - замечательный труд монахини Серафимы (Осоргиной) о Сережике Старке - святом нашего века, который не дожил до своих 10 лет; Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»; книги выдающегося белорусского педагога Бориса Ганаго. Хотелось бы, чтобы эти издания пришли в каждый христианский дом.

* Н.Балуева-Арсеньева. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Материалы к житию. Письма, дневники, воспоминания, документы. Сестричество во имя Преподобномученицы Великой Княгини Ёлисаветы. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. М., 1996.

— 224 —

Date: 2015-08-24; view: 584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию