Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завещание Владимира Мономаха - сыновьям





Поистине, дети мои, поймите, как человеколюбив Бог, как Милостив и Премилостив, а мы люди грешные и смертные. Если кто нам зло сотворит, мы хотим того немедленно погубить и кровь его пролить, между тем как Господь наш, властный в жизни и в смерти, терпит, когда грехов у нас выше головы, и во всю жизнь поступает с нами как Отец, любящий свое дитя, наказывающий его и опять выражающий к нему Свою Любовь.

12»

— 179

Господь наш указал нам путь к победе, которая доставляется тремя добрыми делами: покаянием, слезами и Милостыней. Поймите, дети мои, что заповедь Божия не тяжела, если этими тремя делами можно освободиться от грехов и не лишиться Царствия Божия. Ради Бога, не ленитесь, не забывайте, умоляю вас, этих трех дел, они не тяжки. Ни одиночеством, ни монашеством, ни голодом, коим подвергают себя добрые люди, но малым делом можно заслужить Милость Божию...

Восхвалите, дети мои, Бога, давшего нам Милость Свою, и послушайте мое ничтожное и нескладное наставление. Послушайте меня и примите, если не все, то хотя половину. Когда Бог умягчит сердце ваше, испустите слезы о грехах своих и воскликните: «Как блудницу и разбойника, и мытаря, так и нас, грешных, помилуй». Не грешите ни одну ночь. Если можете, кланяйтесь до земли трижды, не забывайте этого и не ленитесь, ибо такими ночными поклонами и пением человек побеждает дьявола и освобождается от грехов, совершенных днем. Даже ездя на коне, если ничем не заняты, и других молитв не знаете, беспрестанно в мыслях повторяйте: «Господи, помилуй!» Молиться так гораздо лучше, чем думать безделицу. Более всего не забывайте бедных, по возможности кормите их, окажите покровительство сироте, сами оправдайте вдову, не допускайте, чтобы сильные обижали слабых. Ни правого, ни виноватого не избивайте и не повелевайте убить. Если кто будет достоин смерти, не губите души христианской. Говоря что-либо доброе и недоброе, не клянитесь именем Бога, не креститесь, ибо во всем этом нет надобности. Но если будете крест целовать относительно братьев или кого-либо другого, то исполняйте крестное целование, чтобы, изменив ему, не погубить души своей. Уважайте епископов и игуменов, с любовью принимайте от них благословение, не сторонитесь их, любите их, по возможности одаряйте, чтобы они молили Бога за вас.

* Владимир Мономах - сын Вел. Кн. Всеволода Ярославича и внук Ярослава Мудрого; с 1113 г. - правитель Руси - венчан на царство (в Оружейной Палате в Москве - шапка, держава, скипетр и бармы). Скончался на 74 г. жизни - 19 мая 1125 г.

— 180 —

Более всего не имейте в сердце и уме -гордости. Мы должны знать, что мы смертны, сегодня живы, а завтра в могиле. Все, чем мы обладаем, -не наше, а порученное нам Богом на малое время. В земле сокровищ не зарывайте, ибо это великий грех. Старших чтите, как отца, как брата. В доме своем не бездействуйте, за всем смотрите. Не полагайтесь на тиуна (домоустроителя) и отрока (слугу), чтобы гости ваши не посмеялись над домом вашим и обедом вашим. На войне не ленитесь. Не полагайтесь на воевод, не предавайтесь еде, питью, сну. Сами расставляйте стражу, и ночью, все устроив, тут же лягте, чтобы встать рано. Оружия не слагайте с себя, ибо в случае тревоги человек погибает от лености. Не лгите, не предавайтесь пьянству и разврату, ибо от всего этого разрушается дух и тело. Путешествуя по своим владениям, не давайте ни своим, ни чужим отрокам возможности наносить вред в селах и на полях, чтобы не подвергнуться проклятиям. Когда же остановитесь где-либо, накормите и напоите хозяина. Особенно почитайте гостей, откуда бы они к вам ни пришли. Будь они незнатны, добры или злы - почтите их, если не подарком, то пищею и напитком, так как они, странствуя, разносят по всем землям добрую или недобрую молву о человеке.

Посетите больного, сопровождайте покойника, ибо мы все смертны; при встрече приветствуйте человека, сказав ему доброе слово. Жену любите, но не давайте ей власти над собой. В заключение всего имейте страх Божий. Добрых знаний, которые имеете, не забывайте. Притом учитесь тому, чего не знаете, как мой отец, который, сидя дома, знал пять языков, и была ему за это честь от других народов. Леность - мать всякого зла, она заставит забыть все известное и не научит новому; привыкнув же делать добро, человек не будет ленив ни в каком добром деле. Да не застанет вас солнце в постели. Так жил мой блаженный отец и все совершенные мужи. Утром он воздавал Богу хвалу, а потом, при восходе солнца, прославлял Господа с радостью и говорил: Просвети очи мои, Христе Боже, ибо Ты дал мне свет Твой фасный. Затем он садился думать с дружиною или творил суд, ехал на охоту или

— 181 —

чтобы проехаться, и ложился спать, ибо от Бога присуждено спать в полдень; в это время почивает и зверь, и птица, и человек.

А теперь расскажу вам, дети мои, как я трудился в походах и на охотах в продолжение тринадцати лет. Во-первых, я ходил к Ростову через землю вятичей, куда меня послал отец. А из Чернигова в Киев я ездил не тихо к отцу - в один день до вечерни. Всех больших походов совершено мною - восемьдесят три, число же малых не помню. Я заключал мир с половцами девятнадцать раз, и при отце, и без отца, причем раздарил много скота и одежды. Я освободил от оков знатнейших половецких князей следующих: двух братьев-Фаруков, трех Басу-Барсов, четырех Овчин, а всех знатных князей до ста. Бог мне давал в руки живых знатных князей: Коксуса с сыном, Алекона, Вурчевича... А вот как я трудился на охотах, вязал своими руками диких коней по десяти и двадцати; два тура метали меня на рогах своих с конем, олень бодал, один лось топтал ногами, другой бодал рогами; вепрь сорвал меч с бедра, медведь около колена седло прокусил, лютый зверь вскакивал мне на плечи и повергал на землю меня и коня. Но Бог меня сохранил невредимо. С коня я падал много раз, дважды разбивал себе голову, повреждал и руки, и ноги, особенно в юности, когда не дорожил жизнью и не щадил головы своей. Что нужно было делать отроку моему, то делал я сам: и во время войны, и на охоте, и ночью и днем, и зимой и летом, не давал себе покоя, не полагаясь на посадников... И в то же время не пропускал церковной службы и не уклонялся от исполнения церковных порядков.

Дети мои, или кто иной, прочитавший это! Не осуждайте меня, так как я не хвалю ни себя, ни своей храбрости: я хвалю Бога и прославляю Его милость, так как Он меня, грешного и недостойного, сохранил от стольких опасностей и сотворил меня неленивым на все дела, достойные человека. Прочитав это писание, постарайтесь быть прилежными в добре Слова Бога со святыми Его. Не бойтесь, дети, смерти ни от войны, ни от зверя, но творите мужеское дело, как Бог подаст. Я ведь тоже был в опасности, и в битвах, и на охотах, падал с коня, но никто не убьет вас и не повредит вам, если не будет на то воли Господней. Но коль скоро от Бога

—182 —

назначено будет умереть, то ни отец, ни мать, ни братья спасти не смогут. Отеческое наблюдение хорошо, а Божие еще лучше.

ОБ АБОРТАХ

Одна знакомая созналась матушке, что на ее совести два аборта, но она была в церкви и получила от священника разрешительную молитву.

«Ты вообще хоть что-нибудь поняла о том, что сделала?! -непривычно строго вопросила матушка. - Нет, это надо быть или неверующим человеком, или ничего не соображающим». «Да у меня здоровье слабое, и своих уже двое». «Вот от этого оно и ослабело. Совершаем злодейство - и думаем, что оно пройдет без последствий! Боже, милостив буди нам грешным! Милостив буди!..

Ты же простой добрый человек. На лапку котенку наступишь, твое сердце взовьется - так тебе его жалко. А тут - родное дитя, точно такой же человек, как ты. Представь свою Мариночку, возьмешься ли ты у нее ручку отрывать?..» - «Матушка, что Вы говорите?!»

«Так ты должна понять, что ты сделала во сто крат страшней - твою собственную детку - по твоей воле! растерзали на куски в твоей утробе. И мы еще удивляемся, что у нас болезни, трудные обстоятельства жизни. За такое лютое преступление - мы должны бы истекать слезами, великую милостыню подавать, труды поднимать... Аборт - ведь это же убийство настоящее - убит человек! Разве мы знаем Промысел Божий о человеке? Может, он призван был сделать что-то замечательное для других людей?! Бог дал ему жизнь, чтобы ввести его в конце концов в Царствие Небесное. Он так его любит, желает облагодетельствовать его - благами, которые мы представить себе не можем. А ты - вместо уготованного ему Рая - вышвырнула его своими руками в преисподнюю. Ведь они же там, некрещеные, как мучаются и страдают!..»

— 183 —

Матушка опустила голову, и слезы потекли по ее лицу. Через несколько минут она сказала: «Нельзя равнодушно относиться к своим преступлениям, оправдывать себя обстоятельствами. Это грех, в котором должно каяться - до гробовой доски. И делать что-то для других детей, как для своих нерожденных. Корми, одевай, делай все доброе и говори: Господи, прими все это для моих детей.

Тяжесть нашего преступления многократно увеличивается от того, что мы подняли руку на полностью беззащитного. Взрослый человек может бороться с тобой, если ты на него нападаешь. Другой может хотя бы закричать, позвать на помощь. Ты вышла на войну с тем, кому нечем защитить себя.

Один покаявшийся разбойник пришел в монастырь. Несколько десятков лет провел он в самых тяжелых послушаниях. И придя однажды к игумену, сказал: «За твои святые молитвы, отче, за благодать места святого сего и убогие мои слезы, верю, что Бог простил мои лютые грехи. Но одного Он мне не простил: убил я когда-то невинного младенца... Он является мне и смотрит своим голубиным взором...

Благослови меня уйти в город, там казнят сейчас христиан. Господь сказал: Каждый, поднявший меч, от меча погибнет. Одной только кровью своей я смогу смыть этот грех...» Он действительно принял мученическую кончину за Христа.

Вот как серьезно понимали прежние люди тяжесть своих преступлений.

Вспомни, как в Древней Иудее в каждом младенце ждали обетованного Мессию. Но Бог вложил единственную, неповторимую душу в любого новорожденного. И мы не знаем, кого в нем провидел Господь, быть может, еще одного Серафима Саровского, еще одну Евфросинию Полоцкую...

Мы не имеем права жить беззаботно, когда наши собственные дети обливаются слезами...

Душа требует, чтобы ею был понесен подвиг за совершенное. Обыкновенно священник дает ту или другую епитимию. Существуют определенные молитвенные правила по этому

— 184 —

поводу. Но уж если человек совсем слаб, как минимум - 50 псалом с глубоким сокрушением сердечным и осознанием содеянного и хотя бы 12 земных поклонов, хотя бы - 3...»

Матушка советовала для ежедневного пользования молитву: Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезимой, ради Милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного!

Позже я встретила еще одну редкую молитву: Помяни, Человеколюбце Господи, души отшедших рабов Твоих, младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности. Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею Благостию*.

КОГДА ДЛЯ МОЛИТВЫ НЕТ УСЛОВИЙ

Однажды сын матушкиной знакомой был вынужден уехать далеко от дома и какое-то время пребывать среди неверующих людей. В этих условиях он не мог пользоваться молитвословом. Матушка посоветовала ему вместо всех правил читать утром и вечером некороткую молитву иеросхимонаха Парфения Киевского: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у Любви Твоей...

О МАТЕРИНСКОЙ ЖАЛОСТИ БОГА

Одна женщина, видимо, совершив нелегкий грех, плакалась матушке: «Господь не простит меня, окаянную...» - «Что ты говоришь? Какую напраслину на Бога возводишь?! Сомневаешься ли в родной матери, если ей всей душой повинишься - простит ли она тебя?!» - «Мама, конечно, пожалеет...» -

* Годы спустя я встретила у нескольких святых страшные рассказы о загробной участи убиенных матерями некрещеных детей. Об этом можно прочесть у Паисия Афонского, Феодосия Кавказского.

— 185 —

«Она рада- простить! - твердо и ласково произнесла матушка, - Как бы дитя ни огорчало ее, матери всегда радостно и легко-простить. Материнское сердце вмещает неземное- поэтому так часто у мамы святая ласка в глазах. Но Господу - мы дороже, чем родной матери. Бог прощает всем сердцем и верит, что мы исправимся. И силы дает - не изменение. Только бы смириться и покаяться».

У Матушки Великой было глубокое материнское чувство ко всем людям, у Нее были ангельские глаза. Она была посланницей Бога для людей. Как Господь нас в скорбях утешает: Забудет ли мать свое отроча, чтобы не помиловать исчадие чрева своего? Но если и мать забудет дитя, Я не оставлю тебя. Сама матушка так сияла и светилась, произнося эти слова, с такой лаской утешала тоскующую душу, что в эти минуты я поняла, почему монахиня может стать духовной матерью... Позже прочла в дневниках Государыни Александры Феодоровны: Чтобы стать нам ближе, Бог создал матерей. Бесценна родная мать, но еще святее - материнство духовное.

О ДОВЕРИИ К БОГУ

Когда матушка жила в Москве, ее возили на Литургию в храм Преображения Господня на Большой Ордынке, известный своей знаменитой чудотворной иконой Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Здесь матушка многие годы молилась в алтаре и помогала его убирать, пока были силы. Второй придел храма был посвящен Преподобному Варлааму Хутын-скому. Однажды матушка рассказала, что летний Преподобный Варлаам празднуется в связи с тем, что в пятницу первой недели Петрова поста, которая обычно бывает в июне, Преподобный приехал к новгородскому епископу - на санях, причем обещал это заранее. Люди скорбели, опасаясь, что нежданный мороз погубит молодые хлеба, но святой ответил: «Не скорбите, а благодарите Бога: мороз истребил напавшего

—186 —

на пшеницу червя, а снег растает и напоит землю. От вредителя хлеб погиб бы на корню». «Такова сила молитв Преподобного Варлаама, - добавила матушка. - Не будем торопиться путаться и мы, когда приходит видимое бедствие - вдруг Бог подал его - чтобы уберечь нас от худшего».

О СТРАААН И И

Матушке Надежде нередко жаловались на скорби, невзгоды, болезни - с большой Любовью она всех ободряла: «Все это не напрасно, все это вменится нам во отпущение грехов... Прежние христиане говорили себе: ну, если иметь одну сладкую жизнь и никаких злостраданий - за что Богу нас в Царствии Небесном награждать?! И считали обидчиков своими благодетелями».

В другой раз: «Чему же ты удивляешься? Ты же старалась что-то доброе сделать. Все, что делается ради Бога, сопровождается скорбями. Святые говорили: скорбь следует за жертвенной жизнью, как тень за светом. Так что все на своих местах, все в порядке».

В кресте сила души, в кресте веселие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на Вечную Жизнь. Итак, возьми крест свой и следуй за Христом, и ты достигнешь Вечной Жизни (Из дневников Государыни Александры Феодоровны).

«Ты знаешь, - говорила матушка одной знакомой, - что было бы с людьми, если бы в их жизни не было страданий - а одни успехи, здоровье, удовольствия, исполнение всех желаний?.. - Люди превратились бы - в бесов. Наши страдания -благо уже потому, что призывают нас обращаться за помощью к Богу - помогают рассмотреть нашу немощь и греховность».

Муки души гораздо больше, чем муки тела, венчают нас, когда они бьют нашу душу, а мы благодарно переносим их (Святитель Иоанн Златоуст).

—187 —

«Если нас оскорбляют, обижают, гонят - будем принимать это как горькое лекарство от Господа, Который желает нашего полного духовного исцеления. Если страдаем, значит, более легким путем нам не исцелиться».

Веруй, что все случившееся с нами до самого малейшего, бывает по промыслу Божьему, и тогда ты без смущения будешь переносить все находящее на тебя (Авва Дорофей).

«От горестных мыслей, - говорила матушка крестнице, склонной к унынию, - нет никакого проку - одно душевное расстройство и телесная болезнь: да-да, и физически можно от этого разболеться. Раз от скорбных переживаний такой результат - значит, они от бесов. Все святые желают нам: Переживай свою скорбь в молитву».

Путь Божий есть ежедневный крест (Преподобный Исаак Сирин).

«Тяжкая скорбь - греховна по своей сущности. Горевать -Бога укорять. А мы будем наоборот: благодарить Бога. Чем труднее - тем больше благодарить будем...»

«Присмотрись и откроешь для себя тайну: чем нам вредят - то служит к нашей пользе... Не забывай: кого любит Господь - того и наказывает, и все горькое посылает, чтобы потом бесконечно тебя обрадовать... У Бога одно-единственное желание - сделать нас счастливыми - навсегда. Верь Богу: все, что мы переносим, Он дает нам, чтобы в конце концов мы обрели благо, которое глаз не видел, ухо не слышало и которое на сердце человеку не всходило», - утешала нас матушка.

Великое благо - скорбь (Святитель Иоанн Златоуст).

«Одной рыдающей после смерти дочери матушка с большой любовью сказала: «Ты обязательно с ней встретишься. Вот бывает, мы отпускаем наших дорогих в далекую страну. И не сомневаемся, что скоро увидимся, даже если мы разлучились на годы. Так и здесь. А если ты не уверена, что дочь твоя у Господа, так нужно сделать все возможное, чтобы вымолить ее душу. Стоит потрудиться и над своей душой -

— 188 —

чтобы только дождаться нам самой радостной в нашей жизни встречи».

«Пришла болезнь - а ты и скажи Господу тихонько: вот теперь Ты стал ближе ко мне... Или я - стала ближе к Тебе... То все мысли о суете, а теперь все дела не мешают мне Тебя помнить, слышать - Тебя...»

«Современные по наружности слабые скорби и напасти стремятся подобно древним сильным скорбям и напастям отвлечь человека от Христа, уничтожить на земле истинное христианство, оставив одну оболочку для удобнейшего обмана. Слабые искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее в видах сатаны, чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые» (Святитель Игнатий Брянчанинов).

«Где сами себя каждый день унижают и каются - оттуда бесы разбегаются и жизнь облегчается, и наоборот...» - подсказывала матушка одной знакомой, которая все откладывала покаяние.

«Будем носить тяготы друг друга - хоть этим восполним недостаток нашей молитвы и прочих духовных трудов, - говорила монахиня. - Пришла беда - самое время благодарить всем сердцем. Пришла болезнь - время молиться наконец -всерьез.

Немощньрс и огорченных сердцем подкрепляй словом и всем, сколько достанет средств в твоей руке, а подкрепит тебя Вседержительная Десница (Святой Исаак Сирин).

...Я радуюсь тому, что все страданья жизни,

Вся боль душевных мук и тяжкого креста

Достойным сделают меня иной Отчизны

И сопричастником Христа.

Из дневников Государыни Александры Феодоровны

Не печалься, что Господь попустил тебе болезнь. Вспомни, что он попускал более тяжкие болезни тем, кто лучше тебя. Представь себе кусок железа, забытый кузнецом и годами лежавший в углу кузницы. В конце концов железо станет

— 189 —

просить кузнеца взять его в работу. Тогда кузнец быстро поднимет его, бросит в огонь и, когда оно раскалится, положит на наковальню. Будет ли железо печалиться?.. Так и твоя болезнь к радости, а не к печали. Ибо ты молился, чтобы Господь сделал тебя лучше. И Он, как кузнец железо, взял тебя в работу и начал закаливать и ковать. Брат, Господь взял тебя в работу! Радуйся, ржавое железо, забытое кузнецом! (Святитель Николай Велимирович).

В невольных страданиях скрыта Милость Божия, привлекающая терпящего к покаянию и избавляющая его от муки вечной.

Кто ищет дружества со Христом, да знает, что от многих вражду претерпевать будет. Ибо душа, прилепившаяся к Божиему Слову, без сомнения, тотчас будет иметь врагов; так что и те, которых раньше за другое имела, обратятся во врагов (Блаженный Иероним).

Оскорбления от других должно переносить равнодушно, как бы они не до нас касались. Если же невозможно, то, по крайней мере, надобно удерживать язык - по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Преподобный Серафим Саровский).

серо

ЗАПИСИ ИЗ ТЕТРАДИ МАТУШКИ НАДЕЖДЫ

Ископай... в сердце своем кладезь великого Милосердия ко всякой твари Господней. Сердце жестокое и немилосердное -никогда не очистится пред Господом (Преподобный Исаак Сирин).

—190 —

Одна есть в мире красота -Любви, печали, отреченья И добровольного мученья За нас распятого Христа. К.Д. Бальмонт

Date: 2015-08-24; view: 677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию