Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как портят зрение детям





Эту тему, как уже, наверное, понял чи­татель, мы частично затронули в предыду­щем разделе, где мы связали её с непра­вильно поставленным процессом обучения, обвинив в порче зрения и психики детей школу.

При такой постановке вопроса, нетрудно понять, что проблема зрения в современных условиях непосредственно упирается в проб­лемы школьного образования.

Коль скоро уже десятки поколений людей в детстве принудительно обучались в школе и так, по видимости, оно будет продолжаться и впредь, то становится ясно, что школы, калеча дет­скую психику и культивируя в детях нерв­ное напряжение, являются рассадником того психического микроба, который и портит зрение человечества.

Остановимся на этой теме несколько подробнее, как она того за­служивает.

В детский сад и в первый класс шко­лы ребёнок идёт с сияющим от счастья ли­цом и блестящими глазами.

Но, во втором-третьем классе он начинает томиться уро­ками, и время кажется ему бесконечно тяну­щимся, а после четвёртого-пятого класса, детский окулист уже норовит надеть на ре­бёнка очки и всяческими запугиваниями убеждает родителей согласиться с ним. И горе тогда зрению их ребёнка, если они дадут себя убедить.

Так, что же случилось с глазами ребёнка с той поры, как он пошёл в школу?

До школы ребёнок мог иметь острое зрение, а мог и не иметь его, и это было ему совсем не важно. Спроси его кто-нибудь: «Ты можешь увидеть воздушного змея?» — он бы мог посмотреть вверх и сказать «да» или «нет».

Каков бы ни был резуль­тат, он его не волновал: настолько это не имело значения для его развлечения. Но то, что было неважным в игре, стало важным в школе. И ребёнок ощутил на себе дав­ление, принуждение к хорошей учёбе.

По­этому он начал весьма усердно пялиться на доску. А принуждение, уже само по себе, вызывает напряжение глаз.

Если же ещё и доска находится в таком месте, что даёт блики при разглядывании её с того места, где ребёнок сидит, да и незнакомые над­писи на доске как бы подёрнуты дымкой (следы мела от предыдущих записей), то у ребёнка естественным образом возникают проблемы со зрением.

Поскольку слова на доске очень важны для него, он начинает, к примеру, косить, напрягая таким спосо­бом глаза для того, чтобы, якобы, лучше увидеть.

При этом, чем больше усилий он прила­гает, тем хуже он видит. Немудрено, что неопытный ребёнок попадает в эту ловуш­ку, ведь и гораздо более умудрённые взрослые из неё не вылезают! В конце концов, он начинает прикладывать ещё больше уси­лий, и дело кончается тем, что он стано­вится «очкариком».

Прибавьте к этому ещё и то, что ребё­нок часами ежедневно оказывается заперт в четырёх стенах под надзором учителей, которые нередко бывают нервны и раздра­жительны.

В такой обстановке ребёнка за­ставляют заниматься, при этом, его вынуж­дают всё время сидеть в одной и той же позе, не отвлекаясь и не разговаривая.

Не надо также забывать, что нервное напряже­ние, проявлением которого является плохое зрение, может вызывать у окружающих аналогичное состояние. Особенно это спра­ведливо в отношении детей, занимающихся с учителем, носящим очки.

Не редкость и то, что предметы, кото­рые ему необходимо изучать, могут пре­подноситься весьма неинтересно.

Вообще на­до сказать, весь процесс обучения в школе или институте построен так, что ребёнок и молодой человек вынуждены постоянно думать больше о получении хороших от­меток, нежели о приобретении знаний для самого себя.

Сколько психологических фак­торов, портящих зрение! И удивляться при­ходится не тому, что зрение у ребёнка портится, а тому, что он вообще не стано­вится слеп и туп.

Некоторые дети выносят эти противоесте­ственные условия лучше, чем другие, но многие не могут устоять перед напряжени­ем, и это естественно.

Таким образом, школы становятся рассадниками не только миопии и всех иных аномалий рефрак­ции, но также и косоглазия.

Нет сомнения, однако, что большинство детей, когда они только начинают ходить в школу, свобод­ны от этих видов нарушения зрения и что, как частота, так и степень этих наруше­ний неизменно возрастают по мере про­должения образовательного процесса.

Так, после пятого-шестого класса процент детей, носящих очки, существенно увеличивается. В старших классах большинство отличников носят очки, а в институте их ношение ста­новится чуть ли не правилом.

При этом, прямо-таки ужасает обществен­ное отношение к этой проблеме. Считается, что, если ребенок носит очки, то значит он «умный». Носить очки становится прес­тижным!

Родители и учителя с гордостью демонстрируют фотографии, с которых гля­дят юные очкарики.

И такие взрослые не в состоянии понять, что ребёнок в очках — это беда, аномалия, что на человека со здоровым вкусом и здравым смыслом эти изображения производят то же впечатление, как если б дети, изображённые там, были безруки и безноги и красовались своими костылями и протезами.

Ребёнок, надевший очки, — это укор невежеству и грубости взрослых[1].

Таким образом, усилие разглядывания в школе возникает из-за принудительного ха­рактера обучения, отягощённого психичес­ким напряжением, а пристальное смотре­ние — из-за напряжения, необходимого для видения надписей на доске.

Многие взрос­лые говорят, что у них напряжение впервые появилось в школе из-за классной доски. Тем не менее, эти доски всё продолжают считаться необходимым элементом школьно­го образовательного процесса.

Одно время старались облегчить этот процесс, используя светло-зеленые доски и жёлтый мел. Это, однако, ухудшает контраст, по сравнению с тем, что даёт белый мел на чёрном фоне, и приводит к ещё большему напря­жению глаз, поскольку их работа, как мы сказали, основана на контрасте.

Ещё раз напомним очень важный прин­цип: человек не сможет увидеть что-либо совершенным зрением, если не видел этого объекта прежде.

Когда глаз смотрит на незнакомый объект, то он всегда, в боль­шей или меньшей степени, напрягается, что­бы увидеть его. При этом, всегда возника­ют аномалии рефракции.

Когда ребёнок смотрит на незнакомые надписи или гео­метрические фигуры на доске, удалённые географические карты, схемы или рисун­ки, ретиноскоп всегда показывает, что он становится миопиком, хотя зрение его, при других обстоятельствах, может быть абсо­лютно нормально.

То же самое происходит и у взрослых при разглядывании удалённо­го незнакомого объекта.

Когда же глаз смотрит на знакомый объект, эффект ока­зывается совершенно иным. Удаётся не толь­ко рассмотреть его без напряжения, но и в последующем снижается усилие, приклады­ваемое при рассматривании незнакомых объектов.

Последнее замечание исключи­тельно важно, потому что оно является клю­чом ко всему процессу восстановления зре­ния.

Итак, что могут сделать родители, чтобы уберечь зрение своих детей, обучающихся в школе?

Практически единственное, что мож­но сделать в этой ситуации,— это научить детей расслаблять свои глаза и поддержи­вать это расслабление даже под прессингом психического напряжения.

Добиться этого нелегко, но возможно, а результаты вполне заслуживают того, чтобы сделать в этом направлении необходимые шаги.

Родителям следует, после занятий в школе, давать детям уроки расслабления, с тем, чтобы компенси­ровать то ежедневное напряжение, которому их дети подвергаются.

Это будет оставаться обязанностью родителей до того времени, когда детей станут обучать приёмам рас­слабления прямо в школе.

Date: 2015-08-24; view: 214; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию