Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура социальной сферы





Под структурой социальной сферы подразумевается соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА УСЛУГИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

В рыночной экономике цена выполняет следующие функции:

§ посредника и соизмерителя при обмене услуг на деньги;

§ индикатора, отражающего конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, степень монополизации рынка, уровень инфляции и т.д.);

§ маркетингового регулятора рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность денег;

§ фактора, определяющего уровень жизни населения, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных групп населения и т.п.

Однако однозначного подхода к формированию уровня и структуры цен на различные виды услуг нет. Имеются только некоторые общие теоретические принципы и методические подходы, которые могут использоваться в процессе ценообразования в социальной сфере.

Поскольку, как уже отмечалось, основными элементами рыночного хозяйственного механизма являются спрос, предложение и цена, то первоначально следует раскрыть особенности формирования спроса и предложения на услуги социальной сферы, а затем уже рассмотреть конкретные вопросы определения цен.

Отметим, что имеется ряд особенностей, которые можно отнести ко всем отраслям сферы услуг.

Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует производству услуг, имеет местный характер и практически невзаимозаменяем. Вместе с тем, потребление услуг социальной сферы в отличие от потребления материальных благ и других видов услуг практически не имеет границ. Иначе говоря, независимо от объема уже потребленных услуг отдельный член общества и все общество в целом продолжают предъявлять спрос на них. Причем потребитель формирует спрос на услуги нескольких отраслей одновременно. Так, например, для увеличения свободного времени он сначала обращается в службу быта, а затем для его рационального использования – в организации, оказывающие туристско-экскурсионные, оздоровительные, зрелищные услуги и т.д. И объем предъявленного спроса зависит не от того, сколько и каких социальных услуг уже было получено, а от уровня образования, культурного потенциала, дохода потребителя и уровня цен на данную и взаимосвязанные с ней виды услуг.

Прежде чем перейти к рассмотрению экономических факторов, определяющих объем спроса на услуги, отметим, что в ряде отраслей социальной сферы значение таких факторов, как мода, вкусы, предпочтения относительно невелико. Его следует учитывать в основном в отраслях шоу – бизнеса, рекреационной сферы. В ряде случаев потребитель может оказывать предпочтение тому или иному виду культурного обслуживания (такие взаимозаменяемые между собой виды услуг, как услуги театра, кино, музея). Причем выбор все равно зависит не только от вкусов потребителя, но и от уровня доходов и цен, о чем будет сказано особо. В определенной мере в настоящее время этот фактор должен учитываться при формировании цен на платные медицинские и образовательные услуги. В сфере коммунальных услуг он не действует вообще. Вместе с тем, возможны ситуации, когда в разных подотраслях одной и той же отрасли влияние этих факторов может проявляться в разной степени.

 

Очевидно, что на объем спроса наиболее значительное влияние оказывают такие экономические факторы, как цены и доход.

Наибольшее влияние на объем спроса оказывает цена данной услуги. Отметим, что в целом по отраслям социальной сферы высокое значение имеет коэффициент прямой эластичности спроса от цены. Это обусловлено тем, что при неблагоприятных экономических условиях от потребления большинства услуг можно достаточно легко отказаться (не поехать отдыхать, не пойти в кино, театр). Например, по расчетам американских ученых коэффициент прямой эластичности спроса по цене составляет в долгосрочном периоде по услугам кинотеатров – 3, 67.

Наиболее значимым исключением являются услуги здравохранения, избирательность и селективность спроса на которые крайне ограничена. Насущность медицинских услуг (особенно в случае болезни) практически исключает заменяемость расходов на медицинское обслуживание расходами на другие цели. Наоборот, может произойти перераспределение статей семейного бюджета за счет экономии на покупках других товаров и услуг.

При определении цен на зрелищные или спортивные мероприятия, концерты, проводимые на стадионах, когда затраты не зависят от числа зрителей, в целях максимизации дохода рекомендуется учитывать при определении цен не только количество мест, но и величину коэффициента прямой эластичности спроса по цене. Максимизация общей выручки достигается в той точке на кривой спроса, в которой величина этого коэффициента равна единице.

Рассматривая вопросы формирования объема спроса особое внимание следует обратить на уровни цен на другие виды услуг, которые могут находиться в отношениях взаимозаменяемости или взаимодополняемости с данной услугой. Это обусловлено значимостью коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене.

Взаимодополняют друг друга, например, услуги составляющие тур, в который могут входить услуги предприятий пассажирского транспорта, проживания, питания, экскурсионного обслуживания, оздоровительных учреждений и зрелищных организаций. Очевидно, что при росте цен на некоторые из них произойдет увеличение цен и на всю комплексную услугу, что при прочих равных условиях может привести к падению спроса на нее. Такая же ситуация присуща медицинскому обслуживанию, где для оказания полноценной помощи требуется предоставление целого комплекса услуг.

Отношения взаимозаменяемости характерны для услуг различных зрелищных организаций и учреждений культуры. Например, в широком смысле слова взаимозаменяют друг друга услуги кинотеатра, театра, музея, парка отдыха, бюро экскурсий и т.д. При возрастании цен на театральные билеты потребитель может пойти в музей или поехать на экскурсию (если там цены относительно ниже) или наоборот. Учитывая значительные внешние эффекты важно, чтобы цены на социально значимые виды услуг (услуги художественного или краеведческого музея, детских театров и т.д.) были установлены на самом низком уровне. Иначе у потребителя может встать вопрос об отказе от них и замене другими.

На объем спроса значительное влияние оказывает и уровень дохода населения. В социальной сфере России в настоящее время выявились две тенденции:

1) сокращение реального дохода значительной части населения привело к падению спроса на целый ряд традиционных услуг (бытовые услуги, услуги внутреннего туристско- экскурсионного обслуживания, услуги учреждений культуры). Общеизвестно, что при снижении реального дохода населения сфера услуг «страдает» в первую очередь, так как потенциальные потребители или, если это возможно, отказываются от потребления услуг вообще или переходят на самообслуживание;

2) одновременно формируется спрос части населения с высоким уровнем доходов на такие лишь недавно ставшие платными в нашей стране виды услуг, как образование (среднее и высшее), здравоохранение, расширяется спрос на поездки в зарубежные страны.

При установлении цен надо также иметь в виду, что объем спроса населения практически во всех отраслях сферы услуг подвержен значительным временным колебаниям. Это связано как с предпочтениями населения (отдых, например, преимущественно летом), так и особенностями потребления некоторых услуг (в свободное от работы время). Таким образом, для целого ряда услуг объем спроса достигает максимума в определенные периоды времени: для курортов – конец недели или летние (зимние) месяцы, для театров и кинотеатров – вечернее время. Причем в пиковое время предельные издержки (на обслуживание дополнительного потребителя) велики вследствие ограниченной мощности. Такая особенность обусловила возможность широкого применения ценовой дискриминации всех видов.

Говоря об особенностях факторов, влияющих на предложение услуг социальной сферы, следует иметь в виду, что ресурсы, используемые в отраслях этой сферы имеют в значительной мере локальный характер. Это обусловлено тем, что, как уже отмечалось, услуга обычно оказывается индивидуальному потребителю. Причем процессы производства и потребления в большинстве случаев совпадают в пространстве и времени.

В ряде случаев объем предложения находится под определяющим влиянием местных условий. Например, наличие и мощность источников воды, естественных мест отдыха, туристско-экскурсионных объектов (уникальных памятников архитектуры или музейных коллекций).

Кроме наличия ресурсов прямое воздействие на уровень цены услуги, и, следовательно, объем предложения оказывают цены на ресурсы. Значительный рост цен на услуги организаций социальной сферы в РФ связан не в последнюю очередь с увеличением цен на топливо, электроэнергию, материалы.

В этой связи следует выделить особенность, присущую только сфере услуг, в том числе и социальных – в составе себестоимости услуги значительную часть (50-70%) составляют условно-постоянные, не зависящие от объема производства, затраты. К ним относится заработная плата обслуживающего персонала с начислениями, затраты на коммунальные услуги, арендные платежи. Это приводит к тому, что любые колебания в объеме производства услуг приводят к изменению уровня доходности предприятия. В ряде случаев такое снижение рентабельности может быть обусловлено сезонными (временными) колебаниями и учтено при стимулировании сбыта.

Характер технологии производства оказывает влияние на объем предложения услуг только в фондоемких отраслях (при оказании некоторых видов бытовых, коммунальных и медицинских услуг). В тех отраслях, где фондоемкость невелика, этот фактор практического влияния на объем предложения не оказывает. В этих случаях зачастую возникает ситуация, при которой быстро оказываются исчерпанными возможности роста производительности труда. В условиях нестабильной экономики (например, в настоящее время в России) это приводит к тому, что рост цен на услуги происходит более высокими темпами, чем в отраслях материального производства.

Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих видов услуг следует учитывать не только со стороны спроса, о чем уже говорилось, но и со стороны предложения. В социальной сфере это особенно важно, поскольку здесь процессы производства и потребления не разделены во времени. Таким образом, более низкий уровень цен на конкурирующие взаимозаменяемые услуги может привести к сокращению производства данной услуги и наоборот. С другой стороны, изменение цены на одну составляющую комплексной услуги может негативно воздействовать на объем спроса и предложения всего набора.

То же самое можно сказать и о влиянии уровня цены услуги на объем ее предложения. Поскольку спрос и предложение реализуется одновременно, у производителя нет возможности произвести услугу «про запас» или реализовать ее в другом месте.

Особо следует отметить роль налогов и дотаций в формировании объема предложения. Учитывая возникающие при производстве услуг социальной сферы внешние эффекты, требуется стимулировать их производство. Причем в целях его расширения надо активнее применять налоговые льготы, а вместо дотаций производителю лучше предоставлять целевые субсидии потребителям. В этом случае будет формироваться спрос на особо значимые (или более качественные) виды услуг.

Говоря о необходимости расширения предложения услуг в условиях недостатка средств на их финансирование, следует остановиться на роли и проблемах ценообразования на услуги некоммерческих организаций. Надо иметь в виду, что экономическое, в том числе и ценовое поведение этих организаций в целом складывается под воздействием рыночных факторов. Приобретение материалов, техники, рабочей силы ориентируется на их рыночные цены. Эти предприятия также используют общие для любых хозяйствующих субъектов методы формирования и стимулирования спроса, приемы завоевания рынка, дифференциации продукта и т.д. И хотя цены на их услуги как правило ниже, чем в коммерческом секторе, вследствие влияния на их уровень пожертвований, государственных субсидий, мер государственного регулирования (льготные ставки налогообложения), однако они не свободны от влияния рыночной конъюнктуры и ценовой политики коммерческих организаций. Вместе с тем, надо отметить, что наиболее распространенной формой интеграции некоммерческого сектора в систему рыночных отношений является предоставление платных непрофильных услуг, цены на которые формируются в соответствии с рыночным механизмом хозяйствования.

Так, доля средств от реализации услуг организаций и учреждений некоммерческого сектора в США в 1989 г. составляла в сфере образования и научных исследований – 54,4 %, а в сфере здравоохранения – 50,3 %.1

Вместе с тем, кроме факторов, определяющих объемы спроса и предложения, значительное влияние на уровень цен в сфере услуг социальной сферы оказывает структура рынка. Причем все отрасли этой сферы можно разделить на две большие группы:

§ функционирующие в условиях конкуренции;

§ функционирующие в условиях монополии, в первую очередь, естественной.

Следует отметить, что предприятия, входящие в первую группу, работают в условиях конкурентного рынка, выделяя на нем свою нишу, и практически очень ограничены в своих действиях по установлению уровня цены. Поэтому в целях максимизации прибыли они должны выбрать оптимальную ценовую стратегию и тактику и соответствующий им метод ценообразования.

21. Факторы, учитываемые при определении цен на социальные услуги.

Понятие сущность цены –

Условия предпосылки формирования цен на соц услуги

! Управление факторами в процессах формирования цен на соц.услуги

Регулирование Регулирование - воздействия на объект, управления, посредством которых достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

Управление элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное У. как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Пример управления факторами.

Date: 2015-08-24; view: 4692; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию