Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.3 Культура эпохи Средневековья





I. Задания для самостоятельной работы

1. Описать влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья.

2. Дать характеристику основных особенностей западноевропейской литературы Средневековья.

3. Охарактеризовать роль городов как центров образования и науки в Средневековой Европе. Рассказать об особенностях ее архитектуры.

4. Раскрыть основную суть христианства как одной из мировых религий?

5. Какова историческая и культурологическая роль средневековья в мировом процессе развития?

6. Владеть основными терминами и понятиями:

Римско-католическая церковь. Монашество. Инквизиция. Схоластика. Романский стиль. Готический стиль. Витражи. “Пламенеющая готика”. Трубадуры. Ваганты. Моралите. Теология. Рыцарство. Рыцарская литература. Городская культура.

II. Рекомендации по выполнению заданий

Основной целью данной темы является не только знакомство со средневековой картиной мира, но и выявление изменений, которые претерпели представления о душе (по отношению к языческой античности), а также знакомство с направлениями и стилями в искусстве Средневековья.

В подготовке следует учитывать то обстоятельство, что в научной исторической, искусствоведческой и культурологической литературе до сих пор не сложилось единого представления о хронологических рамках периода, именуемого Средневековьем. Мы будем исходить из того, что период культуры Раннего и Классического Средневековья охватывает по меньшей мере 10 веков, с V в. по конец ХIV в., т.е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения.

Следует также помнить о внешних и внутренних источниках формирования средневековой культуры. К первым мы относим воздействие арабской и византийской культур, а ко вторым – римское и варварское наследие и, конечно, христианство в его западной, католической форме.

Прежде чем разбираться в содержании и структуре средневековой картины мира заметим, что под этим понятием мы подразумеваем определенное мироощущение, представления о природе, времени и пространстве, порядке всего сущего, об отношениях людей друг к другу, свойственные конкретному периоду исторического и культурного развития.

Картина мира формируется отчасти стихийно, отчасти целенаправленно, в рамках религии, философии, науки, искусства, идеологии. Картина мира складывается на основе определенного образа жизни людей, становится его частью и начинает в свою очередь оказывать на него сильное воздействие.

Усвоение сути и особенностей средневековой картины мира невозможно без обращения к проблемам христианства, которое стало стержнем средневековой культуры, одновременно с рассмотрением этих проблем мы касаемся и социокультурной специфики католицизма, взаимоотношений церкви и светской власти, коллизий их противостояния и союза

Термин «католичество» происходит от греческих слов «кат» (по) и «холэ» (целая, вся). В христианском Символе веры, составленном в IV в., церковь называется единой (единственной), святой, католической (по – церковнославянски – соборной) и апостольской. Церковь – католическая (соборная), так как она имеет своих последователей во всех странах мира и заключает в своих догматах всю полноту истины, одинаковой для всех христиан.

Cледует помнить, что духовной доминантой социокультурного процесса Средневековья было религиозное миропонимание, основанное на требовании подавления плоти и освобождения духа (философия аскетизма).

Главной идеей христианства была идея спасения, достичь которого возможно только обожением верующего, т.е. путем перехода его в вечную жизнь с Богом. Это возможно только содействием (синергией) человеческих усилий и Божьей благодати. Но что же дает христианину уверенность в своем спасении? Как сохранить правую веру? Тут и выдвигается на первый план роль церкви. Церковь – носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Спасение верующего, то есть победа над злом, возможна лишь при подчинении разума авторитету веры, носительницей которого и является церковь.

Создание учения о церкви и ее организация стали для христианства важнейшими задачами. Нужно было отражать нападения на церковь извне, бороться с расколами и ересями внутри, приспосабливаться к новым условиям. Все это и привело католическую церковь к острому противостоянию со светской властью. И, естественно, обширная христианская литература играла существенную роль в этой борьбе. Для западных церквей, связанных с областями латинской культуры и языка, особое значение имели труды и деятельность уроженца Северной Африки Аврелия Августина (354 – 430).

Августин – христианин полагал, что Бог создал человека праведным, но с волей, свободной к добру и злу. Адам и Ева злоупотребили своей свободой и согрешили, запятнав свою душу гордыней и себялюбием. Оскверненная душа заразила тело, ставшее из слуги души ее господином. Поэтому все потомки Адама несут в себе первородный грех. Следовательно, воля человека оказалась способной только ко злу, хотя Бог его не создавал. Зло, по Августину, не что-то реально существующее, а действие свободной воли исконно чистых ангелов и людей, пожелавших удалиться от Творца. Следовательно, зло есть лишь отсутствие блага, удаление от него. Воплощение, страдания и смерть Христа открыли людям путь к спасению. Оно зависит не от воли людей и заслуг человека, а обусловлено благодатью, действием Бога. Но оправдание благодатью распространяется не на всех, так как Бог по всеведению своему знал, что воспользуются его дарами немногие. Он предопределил назначенное к блаженству меньшинство, а грешное большинство оставил преданным гибели.

Именно Августин и делает вывод о том, что церковь и есть носительница авторитета веры. Только она имеет право прощать грехи и распоряжаться заслугами святых. Единству церкви, «Града Божьего», противостоит множество дьявольских сил, поэтому для преодоления их церковь может прибегать и к насилию и принуждению, используя в том числе и силу государства, чтобы заставить заблудших покориться.

Провозглашенная Августином власть авторитета воплотилась в главенство римского первосвященника над церковью и государством.

В связи с невозможностью полного устранения рациональной человеческой деятельности, церковь стремительно ограничивает ее проявления множеством правил, предписаний и ограничений и одновременно, для сохранения чистоты ее догматов, делает упор на развитие не рационального, а эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. Это приводит, наряду с другими факторами, к такой особенности средневекового мировоззрения как символизм.

Характеризуя основные направления и стили в искусстве Средневековья, нужно учитывать ту регламентирующую роль, которую играла церковь в процессе культурного развития Европы этого периода. Поскольку расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья, то именно на этом этапе и следует остановиться более подробно.

В то же время, прежде чем переходить к рассмотрению направлений и стилей, нужно подчеркнуть и описать то бесспорно лидирующее положение, которое имело богословие (теология) в иерархии сфер средневековой культуры.

Важно подчеркнуть, что эпоха средневековья ни в коем случае не может восприниматься нами как период провала и черноты в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени или как период застоя, так как именно в это время сложились наиболее значимые черты европейского христианского типа культуры.

 

III. Рекомендованная литература

Основная литература

1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е изд. перераб. и дополн., М., 2002.

2. Кравченко А.И. Культурология, учебное пособие. М., 2000 С 351-469.

3. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология, учебное пособие для студентов. М., 2000 С 143-161.

 

Дополнительная литература

1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов н/Д., 2001.

2. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Проф. Г.В. Драча. М., 2002.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. М., 1998.

4. Культурология, Введение в теорию культуры. М. 1999.

5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: М., 1999.

6. Полищук В.И.. Мировая и отечественная культура. 1-2 часть. М., 1993.

7. Попов Е.В., Введение в культурологию. М., 1996.

8. Средневековая Европа глазами современников и историков. В пяти частях. М. 1994.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 887; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию