Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и виды управленческих решений





Многообразие условий поиска управленческих решений приводит к тому, что в практической деятельности встречается широкий спектр решений, отличающихся алгоритмом разработки и степенью обоснованности. Появляется необходимость в упорядочивании совокупности принимаемых решений и разделении их на виды в соответствии с тем или иным принципом классификации.

В частности, с точки зрения того, располагает ли лицо, принимающее решение (ЛПР), готовым алгоритмом или программой (компьютерной или нет ¾ в данном случае принципиального значения не имеет) разработки решения или такой алгоритм необходимо специально создавать, решения разделяют1 на запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения отыскиваются благодаря применению уже имеющегося у ЛПР алгоритма (программы) и часто носят повторяющийся и стереотипный характер. В этой ситуации ЛПР находит решение, прибегая к предписанной программой последовательности действий. Подобного рода задачи называют хорошо структурированными. Под этим подразумевается высокая «прозрачность» задач, т. е. ясность содержания и зависимостей между переменными, что позволяет преобразовать их в формализованный вид и упрощает поиск решения.

Незапрограммированные решения лишены такой алгоритмической поддержки, в связи с чем для отыскания решения нужно построить подобный алгоритм и затем уже применить его. Такие задачи относят к слабо структурированным, поскольку они сложны и трудны для понимания из-за своей новизны и влияния на принимаемое решение еще не познанных факторов. При этом среди указанных факторов есть не только количественные, но и плохо формализуемые качественные, которые могут быть выражены лишь на естественном языке и часто доминируют в задаче.

Запрограммированные и незапрограммированные решения ¾ крайние полюсы в спектре возможных решений, вот почему принято считать, что большинство принимаемых на практике решений находится между ними, т. е. носят черты как запрограммированных, так и незапрограммированных решений.

Еще один принцип классификации ¾ информационная полнота процесса поиска решения. С этой точки зрения решения делятся2 на следующие виды.

Интуитивные решения ¾ ЛПР принимает их без достаточного информационного обеспечения, следовательно, на интуитивном уровне. Другими словами, ЛПР тяготеет к принятию того или иного решения, повинуясь влиянию собственных ощущений.

Решения, основанные на суждениях, ¾ для выбора таких решений преимущественное значение имеет собственный опыт ЛПР, его знания, взгляды, традиции и т. д. ЛПР отдает предпочтение такому решению, которому доверяет больше всего, исходя из профессионального умения, навыков и накопленного опыта выполнения подобных задач.

Рациональные решения ¾ для их обоснования привлекаются объективные инструменты, например математические методы. Таким образом достигается максимально возможное отвлечение от субъективного фактора в ходе поискового процесса, что способствует нахождению решения, не зависящего от личных пристрастий ЛПР. Вместе с тем понятно, что полностью освободиться от субъективизма ЛПР не может, и вряд ли такое стремление будет оправданным, важно лишь найти конструктивное сочетание объективных и субъективных инструментов.

Как видим, по мере перехода от интуитивных к рациональным решениям возрастает информационное наполнение процесса разработки решений, что придает им большую аргументированность и практичность.

С позиций стратегического планирования и управления И. Ансофф 3 рассматривает три типа решений:

1) стратегические решения ¾ обращены к проблемам избрания сферы деятельности фирмы и поиска новых направлений ее развития (выбор товаров и рынков, оптимизирующих возврат инвестиций фирмы);

2) административные решения ¾ связаны со структурированием ресурсов компании и направлены на увеличение потенциала их использования;

3) оперативные решения ¾ нацелены на увеличение эффективности использования ресурсов (максимизация прибыли от текущих операций).

Очевидно, эти решения, несмотря на определенные различия, органично взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

 

1 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004.

2 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004.

3 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 29-31.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 710; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию