Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа № 1





Религия – застывший опыт человечества

3 МП 1 группа

Невмержицкой Анны

«Подлинно религиозный человек будет уважать людей, исповедующих другие религии»

Майя Ангелу

На современное общество влияет очень много разнообразных факторов. Один из них – религия. Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

В современном мире есть 3 основные религии (христианство, ислам, буддизм) и множество иных, менее распространенных религиозных течений. Среди них можно назвать иудаизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, индуизм, сикхизм, язычество, new age и много других. В последнее время очень распространенными стали секты, к примеру «Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Армия сопротивления Господа», сатанинские секты. Все они каким-то образом и в какой-то степени влияют на общество, отношения в этом обществе. Это влияние не всегда позитивное, иногда очень даже деструктивное, разрушающее.

Деструктивные секты или деструктивные культы, иначе называемые также секты-убийцы, — крайняя форма тоталитарных сект, которые обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Характерные признаки деструктивной секты (культа)Для вероучения большинства таких сект характерно апокалиптическое ожидание скорого Конца Света и Последнего Суда, что является толчком для совершения (само)убийств. Имеются свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и как правило не оспариваются.

Руководители таких сект, как правило, личности психопатического склада со склонностью к доминированию и психологическому насилию. В ряде случаев расследование деятельности таких культов приводило к выявлению материальной или политической заинтересованности «гуру» в подчинении большого количества людей. Часто все 3 мотива присутствуют одновременно.

Методы воздействия на паству достаточно однотипны — «промывание мозгов», наркотики, секс, групповые «радения», лишение свободного времени, ограничение внешних контактов и пр.

Религия имеет самые прямые связи с политикой и правом. Ей всегда принадлежала существенная роль в жизни общества. Область международных отношений нередко привлекала особое внимание церкви. Так, в теократических государствах Древнего Востока религия, политика и право были связаны воедино. В Европе вершины своего влияния церковь достигает в период средневековья.

В новое время влияние религии падает, и, тем не менее, она остается важным инструментом внешней политики государств. Религия и религиозные государства оказывают существенное влияние на международные отношения и право и в наше время. Общеизвестна в этом плане роль католической церкви. Более 40 конституций государств мира закрепляют привилегированное положение определенной религии. Первое место как государственная религия занимает ислам, который представляет собой основу мусульманского права. Исходя из этого, была сконструирована концепция особого «мусульманского права».

Религия способна оказать влияние на международное право, прежде всего через политику государств. Второй путь – через общественное сознание, через сознание верующих, посредством их нравственного воспитания. Влияя на мораль, религия воздействует и на право.[1]

За последние 15 лет исследования в международных отношениях, сначала медленно а затем всё чаще, стали рассматривать всевозможние сценарии относительно степени влияния религии на международные взаимоотношения. Учёные определили что религия играет много таких существенных ролей. Самой влиятельной работой в этой области наверное является тезис Столкновение Цивилизаций Сэмюелья Хантингтона, в котором он утверждал, что в эру после холодной войны мир будет разделён конфликтами между цивилизациями, а не государствами. Хотя Хантингтон и сосредотачивается на конфликте между цивилизациями, он его определяет главным обазом в терминах религии.

Для того, чтобы понять механизм воздействия релииги на общество и на отношения в этом обществе, необходимо учесть тот факт, что большая часть населения мира является религиозной, и во многих случаях страстно. Это объясняется тем, что религия помагает людям найти смысл в жизни, предлагает им космологическое значение. Это несёт в себе огромные политические последствия, потому что общество которое находит смысл в религии скорее всего попытается придать этот религиозный смысл и государству (освящение государства) или противостать государству во имя священного.

Во вторых, внутренняя борьба часто возникает в результате религиозных расхождений внутри этнического населения государства. Существование религиозных различий может быть использовано в политических целях теми, кто ищет создания таких конфликтов.

В третьих, существование религиозных групп выходящих за границы государства- даже если эта религиозная группа находится на другом конце земного шара – может стать существенным фактором в возникновении конфликта. Роль религиозного сплочения стала существенным фактором в войнах на Балканах и по меньшей степени на Кавказе. Поэтому религию можно считать одним з наиболее сильных и авторитетных факторов, которые влияют на общество, наряду например с правом, идеологией.[2]

Основной задачей этой работы является именно понимание и описание прямого и косвенного влияния религии на общество, на отношения людей, на международные отношения. Начну с наиболее распространенной религии – христианства.

Христианство не ставит своею прямою задачею преобразование внешних порядков и форм жизни, изменение законов и государственных установлений, оно вдохнуло новый – христианский дух во все эти внешния отношения людей, под влиянием котораго они постепенно, без всякой насильственной ломки, видоизменились и облагородились.

Возвысилась и облагородилась семейная жизнь. Семья – святая ячейка общества. Брак возведен на степень таинства, в котором муж и жена соединяются между собою свободно во образ духовного союза Христа с Церковью, – союза, который не может расторгнуть случайная прихоть или произвол мужа или жены. Христианство установило единоженство, узаконило целомудрие до брака и верность в браке, как для жены, так и для мужа. Оно подняло значение женщины и оздоровило семью; жена уже не раба, но свободная помощница мужа, повинующаяся ему из любви и свободно, как Церковь повинуется Христу (Ефес. 5:25). Каждая христианская семья есть малая церковь и в ней должен царствовать дух любви, а не произвол и принуждение. На детей христианство смотрит, как на дар Божий, за который родители ответственны перед Богом; в новозаветных писаниях говорится не только об обязанностях детей, но и об обязанностях родителей: если дети должны уважать и почитать родителей, то родители должны воспитывать детей, как чад Божиих, для Его царства.

Не меньший переворот произвело христианство и в общественных отношениях людей между собою. Оно уничтожило рабство, но не какими-либо насильственными мерами, а исключительно своею проповедью всеобщего равенства и братства во Христе (Филим. 1:16).

Тою-же проповедью и примером Спасителя и Апостолов христианство, не прибегая к насильственному перевороту, постепенно смягчило социальную рознь, существовавшую не только в язычестве, но и в иудействе, где высшие классы населения с презрением смотрели на низшие и держали их в состоянии невежества и нищеты: Христос постоянно вращался среди народа, к нему, главным образом, обращался со своею проповедью и Своих первых учеников, избрал среди бедных галилейских рыбаков. (1 Кор. 1:26,27). Заповеди – например, не убей, не укради – легли в основу правовых норм. В основу общественных отношений была положена любовь к ближним, творение добра, мирные отношения. В «Поучении» Владимира Мономаха сказано уважать людей, исповедующих другие религии.

Язычество презирало труд, как удел рабов и людей низших классов. Христианство, памятуя, что Сам Господь и Ангелы не гнушались работой, сняло клеймо незаслуженаго унижения от всякаго честнаго труда; труд не только не унижает христианина, но и составляет его прямую обязанность, так что, по словам Ап. Павла, «кто не работает, тот не должен и есть» (2 Сол. 3:10).

В отношения государственных христианство вносит нравственный элемент, совершенно незнакомый языческой древности, которая смотрела на отношения между властью и подчиненными исключительно с правовой точки зрения; христианство внушает властям и начальникам проходить служение во славу Божию и во благо народа, а подчиненным – почитать власть, молиться за нее и исполнять свои обязанности не из-за страха только, но и за совесть.

В международных отношениях христианство смягчило резкий принцип национальной обособленности. Оно возвестило человечеству новую, великую мысль о царстве Божием, в которое призваны все народы, и указало на вечный мир, как на цель их истории. И хотя история народов представляет постоянныя нарушения этой мысли, однако-же она неизгладимо живет в сердцах людей и производит тихую, незаметную работу. Народы начинают освобождаться от своей замкнутости и нетерпимости, начинают признавать и уважать права и особенности других народов. Конференция мира, Лиги наций, Священные союзы, Красный Крест и пр. – все эти установления, направленныя к миру и дружбе между народами, возникли на почве христианства, как плоды христианской культуры.[3]

Поэтому влияние христианства на общество есть позитивным и способствует развитию этого общества, связей в нем самом.

Рисунок 1

 

 

Если анализировать отношения между христианством и обществом и влияние первого на последнее за диалектическими триадами, можно придти к следующим выводам:

@Прошлое – настоящее – будущее: в прошлом влияние было спорным. Так как некоторые догмы тормозили общественный прогресс, например запрет вскрытия трупов тормозил развитие медицины, при появлении первых христиан на них были жестокие гонения со стороны язычества, что сеяло в обществе того времени непримиримую вражду (иногда родители и дети, самые близкие родственники оказывались исповедниками разных религий, что ставало причиной ненависти между ними, посылке собственных детей на смерть). Но появление христианства было знаменательным событием, поскольку оно проповедовало монотеизм, доброту, милосердие, было объединяющим фактором на фоне жестокого, политеистического язычества. С течением времени все больше стран, народов принимали христианство, так как его догмы описывали систему общества, каким оно должно быть для нормального существования. Христианство объединяло народы, способствовало отношениям между ними, взаимопомощи, поддержке, выручке. Религия способствовала развитию науки, культуры, так как школы, училища, коллегии открывались при монастырях, работали высшие духовные семинарии, при монастырях были и библиотеки, трудились летописцы. Так же при духовных центрах работали врачи, иконописцы. Духовная литература была направлена на научение людей добру, любви, взаимопомощи, миру. В этом христианство способствовало развитию цивилизации.

В настоящее время мы видим. что христианство расколото на 3 основных течения – православие, католицизм, протестантизм, есть так же огромное количество разных сект, которые исповедуют веру в Иисуса Христа, но в большинстве своем занимаются «оббиранием» своих членов.

Это, к сожалению не способствует развитию крепкого единства, хотя и ведутся межконфессиональные диалоги. Каждый считает себя правым, а других – нет. Но все же внутри самого течения – будь то православие или католицизм или протестантизм – религия объединяет людей, при чем сильнее чем что-нибудь другое.

Что же касается будущего – тут можно спорить до бесконечности. Догмы и законы религии не поменяются, в противном случае это будет уже не религия. Можно сказать, что в будущем на почве религиозного противостояния возможны некие конфликты между представителями разных религий (но когда их не было) – и это понятно будет не лучшим способом влиять на общество, поэтому надо воспитывать религиозную терпимость в обществе сейчас. Известным фактом является то, что на современном этапе появились предложения объединить религии, так как Бог – один, просто все веруют в него по-разному. Объединение – дело будущего, принесет немалый вред религии, так как объединить их - это значит полностью перевернуть мировоззрение человека, ведь каждая религия понимает Бога по-своему, и этот процесс глобализации пройдет не малой кровью.

@Главное – основное – необходимо важное: основным в отношении религии на общество и влияния первого на второе есть люди, народ, общество, которое есть объектом влияния и субъектом отношения «религия – общество», люди – основа отношения; главным есть «между» - тоесть этот союз «и» в отношении «религия и общество»; необходимо важное – сами отношения, без них этой системы быть не может, это сердцевина схемы. Ни без одного из этих элементов система отношений «религия – общество» не возможны.

@Существование – функционирование – развитие: в этой триаде отношения религии и общества можно показать следующим образом: существование - это просто наличие этих связей, просто факт того, что они есть. Тоесть самое широкое и расплывчатое определение, для констатации факта без углубления в суть. Но если отношения не существуют – то их просто нет, и не может быть и других элементов этой триады. Функционирование – функционировать – означает быть в действии работать, это обозначает то, что эти отношения, это влияние на общество не просто существует, а уже существует на определенном уровне, тоесть есть позитивное, негативное воздействие, то, как религия влияет на общество, это не просто констатация наличия, а описание самого процесса отношений, динамического его аспекта (в отличии от существования – статического). Развитие – это перспективная часть триады, она обозначает то, в каком направлении отношения может развиваться, как возможно религия будет влиять на общество в будущем, здесь конечно принимаются во внимание и аспекты прошлого и на основании этого делаются прогнозы на будущее, потому что как известно «Что было, то и будет».

@Система – структура – элемент: система - это нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов. Между элементами системы существуют определенные связи. Мы говорим, что у нас есть система отношений, когда хотим показать, что отношения – целостность, хорошо урегулированная и развитая сущность. Это – определенный порядок. Это стойкая характеристика религиозно - общественных отношений. Которые имеют определенную форму и правила. Эти отношения имеют свою систему, которая в частности во многом зависит от входящих в нее элементов. Систему Р-О отношений можно сравнить с большой семьей как таковой. Но это и больше внешняя часть отношения. Мы указываем на философское понятие. Это как бы общее. Прочность и определенность структур единичных восприятий основываются на прочности и определенности господствующей при данных обстоятельствах системы отношений. Каждая такая система имеет свою индивидуальную структуру, которая может быть более или менее плотной и устойчивой, но, несмотря на это, она в конечном счете предметно обусловлена, т.е. зависит от характера входящих в систему и требующих от данной системы единичных образов, и единичные восприятия находятся во взаимодействии друг с другом. О свойствах системы связей и отношений говорят часто в том случае, если речь идет о какой-либо определенной «точке зрения», «установке» или «ориентировке». Система – это основное. Целое в сравнении в единичным, частичным.

Структура - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство системы отношений, указанные внутренние связи устойчивы, они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Структура, в отличии от системы является внутренней частью. Это связи между субъектами отношения, которые регулируются правилами, установленными системой, между объектами. Структура – внутреннее строение отношений, главное в ней – это связь элементов, но философские расплывчатые категории здесь во внимание не берутся. Это четко веревочки, которыми связаны единичные или групповые элементы внутри отношения. Если вернутся к примеру отождествления религии и семьи, то структура – это будет внутреннее строение этой семьи, иерархия в ней. Так же и в отношениях Р-О.

Элемент – это единичное понятие в системе отношений. Это ее субъект или объект. Например а Р-О отношениях – это те же люди (религиозные деятели, люди (как общество в целом так и отдельные индивиды), сторонники – противники и т.д. тоесть разные види субъектов). Но без элемента ни структуры ни системы быть не может, как не может быть отношений без субъекта или объекта.

@Форма – содержание – сущность: форма Р-О отношений – это их вид, в каком виде эти отношения происходят – в мирном, во враждебном, взаимодействие, сотрудничество, общение, кооперации, противостояние, противоборства, конфликты, войны – тоесть внешнее выражение отношений, их вид для окружающих. Содержание - есть "что" в "как" формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется, совокупность признаков данного отношения, всеобщая характеристика отношения, что оно собой представляет, тоесть раскрытие – а что значит мирные отношения между религией и обществом или враждебные.

Сущность отношений - то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Тоесть содержание отношений может меняться – сущность же никогда. Например – в религиозных догматах христианства заложено мирное, любовное отношение к людям – это и есть сущность, формы и содержание могут меняться, а сущность – нет, какой она заложена – такой и остается навсегда. Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?».

 

Date: 2015-08-24; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию