Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как правильно относиться к негативной истории ИСККОН / сознания Кришны? критике

Гуру-парампара в ИСККОН, история ИСККОН, положение Шрилы Прабхупады

 

Компиляция из дискуссий и статей в ВК

 

Шрила Прабхупада, другие ачарьи нашей парампары, Господь Чайтанья и ведическая литература фактически неуязвимы для критики сектоборцев и других недоброжелателей. Поэтому, по большому счету, Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) также является трудной мишенью для серьезной критики. Однако у ИСККОН есть уязвимое место, на котором могут недобросовестно спекулировать или же справедливо указывать на проблемы. Эта «ахиллесова пята» – отклонения, которые появлялись в истории ИСККОН или могут появиться, от указаний и наставлений Шрилы Прабхупады, основателя, ачарьи и высшего авторитета во всех вопросах ИСККОН, от наставлений, в которых отражена гаудия-вайшнавская сиддханта и воля Господа Чайтаньи. Преданные вынуждены сталкиваться с вопросом о том, как правильно относиться к «негативной» стороне истории ИСККОН, в чем основные проблемы, каков выход из них. Не зная данной темы, можно легко поддаться заблуждениям, пропаганде сектоборцев, которые нередко приписывают проблемы, связанными с отклонениями от наставлений Шрилы Прабхупады, самому Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье, Господу Кришне и тем самым потенциально могут подорвать веру преданных в процесс бхакти-йоги и вообще веру в Бога. На форуме Кришна.ру 15.06.2014 был задан вопрос:

Как правильно относиться к негативной истории ИСККОН / сознания Кришны? критике

Харе Кришна, у меня такой непростой вопрос: как относиться к истории ИСККОН и Харе Кришна (сознания Кришны вообще)? Меня особо интересует - какая должна быть правильная точка зрения на все события в ИСККОН, которые со стороны портят репутацию ИСККОН или даже Кришны.

http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=11141

 

Ответ на вопрос спустя год (по состоянию на 07.08.2015) не опубликован. Эта тема часто вызывает затруднения. Поэтому в данной статье будет рассмотрен один из основных аспектов «негативной» истории ИСККОН, который подвержен серьезной критике, а именно тема, связанная с наставлениями Шрилы Прабхупады о гуру, с соответствующим аспектом истории ИСККОН, с положением Шрилы Прабхупады в ИСККОН, а также рассмотрена история нашей парампары и проанализированы понятия гуру-таттвы, такие как шикша, дикша, инициирующий и наставляющий гуру.

 

Иногда звучат не совсем корректные утверждения, другая крайность по сравнению с пропагандой «сектоведов», а именно что проблемы ИСККОН остались в прошлом, в 1980-х годах, что были проведены реформы, однако на самом деле это не совсем так. Нужно хорошо знать данный аспект истории ИСККОН, чтобы понимать, что на самом деле происходило и происходит, и быть защищенным от различных искажений на данную тему. Необходимо честно разобраться в этом вопросе на основе наставлений Шрилы Прабхупады, так же как Арджуна честно высказал свои сомнения Господу Кришне и потом честно принял Его наставления.

 

Итак, факты таковы, что процесс введения в ИСККОН системы множества дикша-гуру после физического ухода Шрилы Прабхупады можно условно разделить на два этапа. В 1978 году по итогам двух официальных консультаций (которые действительно не доказаны как имевшие разрешение или указание со стороны Шрилы Прабхупады на такой шаг) делегации руководящего органа ИСККОН, совета GBC, с Б. Р. Шридхарой Махараджей, духовным братом Шрилы Прабхупады, была создана система "зональных ачарьев". Вот как начались эти консульитации в марте 1978 г.:

 

Д. Махараджа: Мы хотели бы получить Ваши советы относительно некоторых моментов, некоторых деталей того, как эти инициирующие духовные учителя должны решать некоторые вопросы. Можем ли мы задать Вам вопросы?

Шридхара Махараджа: Да, вы можете спрашивать.
(Беседа GBC с Шридхарой Махараджей, март 1978 г.)

В стенограмме беседы не упоминается о том, что Шридхаре Махарадже показали содержание письма от 9 июля 1977 г., подписанного Шрилой Прабхупадой, о назначении первоначального списка риттиков (ритвиков) Шрилы Прабхупады, но Шридхаре Махарадже было сказано, что «для инициирования и продолжения сампрадаи» Шрила Прабхупада назначил одиннадцать ритвиков, которые после его физического ухода должны стать «инициирующими духовными учителями», и у него стали спрашивать о разных аспектах будущей системы гуру в ИСККОН (см. текст бесед: http://www.gosai.com/chaitanya/gbc/78_ssm_gbc.html). По итогам этих консультаций была создана система зональных ачарьев, обоснованная публикацией GBC 1978 г. "Исполнение желания Шрилы Прабхупады о продолжении ученической преемственности" – публикация, подготовленная GBC (в консультации с высшими авторитетами)" (http://gosai.com/writings/the-process-for-carrying-out-srila-prabhupadas-desires-for-future-initiations), в которой в значительной степени отражены наставления, которые дал Б. Р. Шридхара Махараджа. Данный эпизод показывает, что появившаяся в то время система множества гуру в ИСККОН действительно была создана не на основе указаний Шрилы Прабхупады, поскольку таких указаний Шрилы Прабхупада не дал.

 

Таким образом, после ухода Шрилы Прабхупады действие системы ритвиков было приостановлено. На первой Гаура-Пурниме после физического ухода Шрилы Прабхупады (в 1978 г.) на самом деле не было представлено каких-либо доказательств того, что Шрила Прабхупада уполномочил кого-либо из своих учеников (в том числе одиннадцать ритвиков) занять положение дикша-гуру в ИСККОН после его ухода (например, этих доказательств нет в публикации, упомянутой выше). В то время еще не было опубликовано множество аудиозаписей бесед со Шрилой Прабхупадой, многие документы и директивы Шрилы Прабхупады, письма Шрилы Прабхупады также еще не были изданы и не были широко известны преданным в ИСККОН. Фактически, было просто объявлено, что одиннадцать старших учеников, назначенных исполнять обязанности ритвиков, были избраны Шрилой Прабхупадой стать после его ухода полноправными гуру ИСККОН, заменив таким образом в этом положении Шрилу Прабхупаду. Однако выяснилось, что наставления Шрилы Прабхупады были иными. Вот что говорят старшие ученики Шрилы Прабхупады о тех событиях:

 

Мина деви даси: "Шрила Прабхупада покинул наше материальное восприятие в 1977 году. Я услышала о его уходе от одного хиппи в Вашингтонском национальном аэропорту. Когда я открыла "Шримад-Бхагаватам", этот парень увидел фотографию Шрилы Прабхупады, и сообщил мне эту весть. Он только что приехал из Нью-Вриндавана. Там все обезумели от горя.

Вернувшись в храм, который теперь располагался в Потамаке, я увидела страшно расстроенных преданных. Никто не знал, что теперь делать. Мы совершенно растерялись. Мы ждали указаний от руководства. Сообщение пришло: теперь будут новые ачарьи (гуру). Сатсварупа Махараджа должен быть гуру в Вашингтоне, Балтиморе и Гита-Нагари (община в Пенсильвании). Для других зон были другие ачарьи. Все должны продолжать служить как обычно.

 

Вот как это было. Шрила Прабхупада ушел. Атмосфера наполнилась идеей, что он воспитал учеников, некоторые из которых теперь стали гуру".

("Шрила Прабхупада – моя надежда, моя жизнь и душа", журнал "Обратно к Прабхупаде", номер 21, осень 2008 г., Мина деви даси, Теннеси, США http://www.iskconirm.com/ru/btp21_mdd_ru.html)

 

Говинда даси: "Второй вопрос: приняли ли ученики Прабхупады одиннадцать зональных ачарьев? Большинство из них не приняли. Следует отметить, что в то время, когда Шрила Прабхупада ушел, было понимание, что инициации продолжатся без перерыва в точности так, как они проводились уже несколько лет. Это было общим пониманием.

 

Несомненно, Шрила Прабхупада ввел много уникальных и "неортодоксальных" систем для своей проповеднической работы, и никому из нас даже не приходило в голову ставить под сомнение то, что он делает и как он это делает. Так что эта система инициаций [через представителей Шрилы Прабхупады] уже практиковалась некоторое время, еще с 1970 года, и у нас было понимание, что она продолжится.

 

Большие перемены наступили лишь во время заседания в Майяпуре – несколько месяцев спустя после ухода Прабхупады. Вот когда всё изменилось.

 

Интересно, как я услышала об этом. Я была в парке, когда мы проводили киртан примерно в день Гаур Пурнимы, спустя несколько месяцев после ухода Шрилы Прабхупады. Один из моих друзей и духовных братьев подошел ко мне и сказал: "Говинда даси, ты слышала, что они делают в Майяпуре? Они проводят заседания, собираются объявить себя зональными гуру, принимать поклонение на вьясасанах и тому подобное". Я была шокирована. <…> Что касается моего личного опыта: верила ли я когда-нибудь, хоть на секунду, что он назначил тех одиннадцать [ачарьями-преемниками]? НЕТ. Не верила ни секунды. И слова Бхагаджи лишь подтвердили эту истину. Бхагаджи был там вместе со Шрилой Прабхупадой, он всё видел и слышал. Он сказал мне: "Прабхупада никогда никого не назначал. Они попросту сделали это сами, вот и всё".

("Говинда даси (АЧБСП) об истории ИСККОН после 1977 года", http://www.prabhupadanugas.eu/?p=11368)

 

1 декабря 1998 года

"Шрила Прабхупада ввел в обращение слово "ритвик"

 

Вспоминает слышавший это Пита дас

 

Харе Кришна! Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны у стоп всех собравшихся вайшнавов – преданных Господа, которые подобны деревьям, исполняющим желания каждого. Слава Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Шриле Прабхупаде. Это факт, что Шрила Прабхупада очень ясно говорил о том, как новые преданные, которые придут в его движение, должны приниматься после его ухода. Слово "ритвик" я впервые услышал из Лотосных уст Шрилы Прабхупады, и Его Божественная Милость произносил это слово много раз в течение последних двух недель во Вриндабане. Я отчетливо помню это, потому что тогда я не знал, что такое ритвик.

 

Шрила Прабхупада называл это ритвик-ачарьей, прозрачной средой для предыдущего ачарьи. Таково положение, которое Его Божественная Милость дал этим одиннадцати ученикам, которые, как он говорил, пожертвовали больше других в служении ему для основания ИСККОН. Шрила Прабхупада много раз говорил о том, как этим преданным следует продолжать миссию ИСККОН после его ухода. Много раз я слышал, как он говорил: "Это ясно? Вы поняли? – Да, Шрила Прабхупада, всё ясно, – отвечал Тамала Кришна Госвами. – Нет никаких вопросов, Шрила Прабхупада, вы всё сделали очень ясным". В то время все это записывалось на магнитофон, и множество преданных слышали это.

 

Что же случилось со всеми этими пленками? Тогда за них отвечал секретарь Шрилы Прабхупады. В 1978 году в его министерстве аудиозаписей я видел огромное количество пленок, относившихся к тому периоду [концу 1977 года]. Это факт, и он хорошо знает это, что бы он ни говорил сейчас. <...> Но тогда, спустя шесть месяцев после Махасамадхи Шрилы Прабхупады, они называли себя не ритвик-ачарьями, а гуру с большими вьясасанами. Бхагавану омывали ноги молоком. Некоторые его духовные братья говорили, что мы записываем каждое слово, которое произносит Бхагаван, и поэтому не совершим ошибок, которые совершили в присутствии Шрилы Прабхупады. Бхагаван спросил меня в апреле 1978 года: "Тебе нравятся храмы, которые я унаследовал?" Это произошло, когда меня отправили в Южную Европу собирать средства для библиотечной группы ББТ Индии. Что они сделали и делают до сих пор вот уже почти 22 года, так это сами себе дают положение, на котором неспособны удержаться".

(Полная версия статьи на английском языке: http://www.vnn.org/world/WD9812/WD01-2597.html)

 

Из интервью со старшим учеником Шрилы Прабхупады Гурукрипой прабху, который в 1970-е годы был членом GBC и участвовал в том собрании GBC в 1978 г.: «Не было НИКАКИХ РАЗГОВОРОВ об инициациях в эти месяцы [после ухода Шрилы Прабхупады и до Гаура Пурнимы 1978 года]. Я ничего такого не слышал ни во Вриндаване, ни в Майяпуре. Если бы Шрила Прабхупада назначил этих одиннадцать человек в качестве духовных учителей, почему они не начали инициировать сразу после его ухода? Потому что все они прекрасно знали, что их никогда не назначали в этом качестве! Мы знали философию, что такое таттва-дарши и что такое сакшад Хари... но за закрытыми дверями созревал заговор. На заседании GBC 1978 года был поднят вопрос об инициациях, и было видно, что они уже решили, что продолжат свой замысел и объявят о том, что их назначили гуру. <...> На заседании GBC в 1978 году они заглушили меня криком, потому что уже решили делать по-своему. Вот как было определено будущее ИСККОН».
(Интервью с Гурукрипой дасом об истории ИСККОН http://krishna.org/gurukrpa-speaks-on-iskcon-history/)

 

Текст соответствующей резолюции GBC:

«16. Ежегодно во время Гаура-Пурнимы GBC будет рассматривать вопрос о назначении новых духовных учителей, которые будут избираться путем подачи 3/4 голосов. Однако в течение 1978 года никаких духовных учителей, кроме одиннадцати, избранных Шрилой Прабхупадой, назначаться не будет».
(Резолюция GBC № 16, 19 марта 1978 года)

 

Это утверждение об избрании Щрилой Прабхупадой духовных учителей никогда не было доказано, и впоследствии звучали признания в том, что подобные утверждения были ошибочными:

 

"На самом деле Прабхупада никогда не назначал никаких гуру. Он назначил одиннадцать ритвиков. Он никогда не назначал их гуру. <...> Я могу определенно сказать за себя, и я смиренно прошу за это прощения, поскольку в моих действиях присутствовало желание контролировать других, но такова природа обусловленной души, получившей высшую степень возможностей: "Гуру, о чудесно! Итак, я гуру и нас всего одиннадцать". <...> Я думаю, что GBC должен признать этот факт, он должен осознать эту ошибку. Вы не можете показать мне ничего такого на аудиозаписи или в письменном виде, где Прабхупада сказал бы: "Я назначаю этих одиннадцать гуру". Такого свидетельства не существует, потому что он никогда не назначал никаких гуру. Это миф".

(Тамала Кришна Госвами, аудиозапись дискуссии в Топанга Каньоне после отстранения Тамала Кришны Госвами с поста зонального ачарьи в ИСККОН, 03.12.1980)

 

"Приведенное ниже письмо, написанное моему другу, наиболее корректно выражает мои искренние сожаления. Я публикую его здесь в скромной попытке обратиться ко всем преданным во всем мире с искренней и смиренной просьбой простить меня. – Хамсадута дас (один из 11 ритвиков / впоследствии зональных ачарьев)
Хотя сейчас я способен трезво смотреть на вещи в смиренном настроении, мне потребовалось для этого больше десяти лет мучительных духовных поисков и раскаяния, чтобы осознать мою проблему – проблему, которая тебе и многим другим искренним ученикам Прабхупады была очевидна с того момента (и даже раньше), когда Прабхупада покинул этот смертный мир в 1977 году. Охваченный лихорадкой пратиштхи (желания славы и почестей), одержимый амбициями стать гуру, короче говоря быть господином и хозяином преданных, я впоследствии стал полностью глух к указанию Шрилы Прабхупады, которое он ясно выразил в своем письме членам GBC и президентам храмов от 9 июля 1977 года. В том письме он назвал 11 преданных и дал ясно понять, что они должны действовать в качестве его ритвиков (представителей) для инициирования новых преданных от имени основателя и ачарьи А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Прабхупада никогда после этого не издавал никакой другой директивы, бюллетеня или какого-либо другого письменного документа, указывающего, что его ученики должны становиться ачарьями или гуру каким бы то ни было способом. Его письмо от 9 июля 1977 года, назначающее 11 старших учеников ритвиками-представителями, является единственным указом, который Прабхупада издал незадолго (за 4 месяца) до своего ухода в ноябре того же 1977 года. <...> Мой вывод прост: после ухода Шрилы Прабхупады старшие ученики должны были продолжать делать то, что они уже делали годами еще во время присутствия Прабхупады, а именно действовать как смиренные слуги Шрилы Прабхупады в отношении инициаций. Они были ритвиками в то время, когда он присутствовал, и должны были оставаться ритвиками после его ухода"

(Хамсадута дас, журнал "Прабхупада, его движение и вы").

 

Официальные извинения, опубликованные в журнале "Обратно к Богу":

 

"Под влиянием майи, иллюзии, вскоре появилась другая идея – что Шрила Прабхупада назначил одиннадцать "чистых преданных" действовать в качестве единственных гуру после него... Эта система зональных гуру практиковалась в ИСККОН около десяти лет, пока её ложность не стала очевидной... В 1986 году Руководящий совет ИСККОН официально отменил эту систему. Сатсварупа дас Госвами, главный редактор журнала в те годы, вместе со мной приносит извинения нашим читателям за согласие с ошибкой "зональных гуру". Особенно мы приносим свои искренние извинения за то, что внесли вклад в страдания и несправедливость, пережитые преданными в то время, когда ИСККОН отклонялся от наставлений Шрилы Прабхупады".

("Извинение", "Обратно к Богу", номер 25-01, 1991 г.)

 

В рамках системы "зональных ачарьев" все члены и сторонники ИСККОН были обязаны получать инициацию у того гуру, в ведении которого находилась данная зона. Одиннадцатью зональными ачарьями стали те, кого Шрила Прабхупада назначил в 1977 в качестве ритвиков, в обязанности которых входила помощь в проведении церемоний инициации в ученики Шрилы Прабхупады. Прекращение ими исполнения этих обязанностей и занятие положение ачарьев не имеет доказательств в виде задокументированных указаний Шрилы Прабхупады. Вскоре "зональные ачарьи" стали испытывать трудности и покидать свои посты при весьма скандальных обстоятельствах, что спровоцировало кризис в ИСККОН. В 1985 г. Равиндра Сварупа прабху, ныне гуру ИСККОН, так сформулировал проблему, связанную с введением новой системы гуру ИСККОН:

"Положение инициирующего гуру, официально закрепленное в ИСККОН, противоречит желанию Шрилы Прабхупады и несовместимо с его планами относительно ИСККОН. Собравшиеся преданные согласились с тем, что это отклонение от указания Шрилы Прабхупады лежит в основе наиболее сложных и закоренелых проблем ИСККОН" (Равиндра Сварупа дас, "По моему приказу: размышления о гуру в ИСККОН", 17 августа 1985 г.).

Позднее он написал:

"В мае 1980 года совет GBC был вынужден провести "внеочередное всеобщее собрание" в Лос-Анджелесе, чтобы отреагировать на сомнительное поведение Хамсадуты Свами (злоупотребление властью, наркотики, секс, криминал), Джаятиртхи Свами (ЛСД, как выяснилось позже) и Тамала Кришны Госвами (проявление чрезвычайной автократии). Однако всего три месяца спустя наложения санкций на этих гуру GBC опубликовал философскую статью, в которой защищалось мнение о том, что нынешних гуру ИСККОН следует считать маха-бхагаватами. В любом случае, к 1981 году члены GBC были вынуждены лишить Хамсадуту положения гуру, а в 1982 году это было сделано с Джаятиртхой. К тому времени многие старшие преданные стали думать, что падения и нарушения со стороны гуру не прекратятся и что GBC не способен их контролировать. Это растущее беспокойство, наконец, нашло официальное выражение на очередном собрании президентов храмов и санньяси Северной Америки в сентябре 1984 года. 94% членов собрания, имевших право голоса, согласились с тем, что "есть основополагающие и требующие решения проблемы с существующим институтом гуру в ИСККОН" (Равиндра Сварупа дас, "Столпы успеха: принципы и практика реформ в ИСККОН").

Уход одного за другим зональных ачарьев оставил большие географические зоны без инициирующих гуру, что усилило кризис:

"В результате истинное положение Прабхупады оказалось сокрытым... из-за этой системы в 1981 году мы впервые столкнулись с кризисом. Главным кризисом было то, что гуру начали испытывать духовные трудности. Из одиннадцати гуру шесть пали один за другим, что вызвало в нашем обществе масштабную катастрофу".

(Бхакти Чару Свами, встреча с учеником, 19.05.2003, РАМНО Text 6829041).

Однако проведенные в 1985-87 гг. реформы почти не изменили ситуацию, поскольку не восстановили неправомочно отмененную систему инициаций от имени Шрилы Прабхупады через ритвиков – единственную уполномоченную Шрилой Прабхупадой систему посвящений, в окончательном виде введенную им в 1977 году для всего ИСККОН на будущее, в том числе на период после его физического ухода (о чем есть ясное упоминание в беседе с делегацией GBC 28 мая 1977 года). Однако, по словам гуру ИСККОН Бхакти Чару Свами, новая система, появившаяся в результате реформ середины 1980-х годов, стала не более чем "смягчением первоначальной системы [зональных ачарьев] и продолжением в том же духе":

"Например, как в 1987 году. Хотя мы провели реформу после того, как пало столько гуру, мы сформировали комитет из 50 человек и провели реформу. Но на самом деле, по крайней мере, я так считаю, никакой настоящей реформы не было. Это было что-то вроде смягчения первоначальной системы и продолжения в том же духе. Всё, что мы сделали, так это назначили ещё несколько гуру и открыли для всех возможность инициировать в любом уголке мира, где кто пожелает. А до этого была система зональных ачарьев. Поэтому я считаю, что это главная ошибка, которую мы совершили после ухода Шрилы Прабхупады и которая не была должным образом исправлена. <...> После того как в 1998 году пал Харикеша, в 1999-м я сказал, что очевидно, что мы движемся не в том направлении. А когда идёшь не в том направлении, когда ты знаешь, что идёшь не в том направлении, что ты должен сделать? Ты должен остановиться и найти правильный путь. Поэтому давайте прекратим инициировать и постараемся найти истинный корень проблемы и её решение, если мы сможем найти это решение, а до тех пор давайте остановимся" (Бхакти Чару Свами, собрание в Торонто, 20 июля 2003 г.).

"В 1987 году, почти через 10 лет после ухода Шрилы Прабхупады, эта ошибка была рассмотрена ведущими преданными ИСККОН, но не была полностью исправлена. Просто добавив новых гуру и разрешив им инициировать всюду, где смогут привлечь учеников, они лишь разбавили эту ошибку до некоторой степени, но в действительности не исправили её. <...> Важно, чтобы мы в ИСККОН ясно признали тот факт, что всё в ИСККОН, включая даже всех преданных, принадлежит Шриле Прабхупаде. Только после того как эта ошибка, сдерживающая рост нашего Общества, будет исправлена, движение Сознания Кришны вновь начнёт очень быстро и беспрепятственно распространяться по всему миру" (из статьи Бхакти Чару Свами, опубликованной 12.07.2009 на сайте Dandavats.com).

Итак, с середины 1980-х годов происходит регулярное утверждение дикша-гуру в ИСККОН голосованием совета GBC, который никогда не получал разрешения от Шрилы Прабхупады на подобное голосование (следует отметить, что первое такое голосование состоялось еще в 1982 с добавлением к 11 зональным ачарьям трех новых ачарьев). Более того, Рекомендательный совет по шастрам при GBC ("Sastric Advisory Council") признал, что нынешний метод уполномочивания дикша-гуру в ИСККОН не основан на наставлениях "гуру, садху или шастры":

"Наша нынешняя система институализировала процесс, согласно которому старшие преданные голосуют или высказывают отсутствие возражений насчет кандидата в гуру. Но мы не находим, чтобы этот институализированный процесс обращения за благословениями был упомянут гуру, садху или шастрой в качестве процесса, согласно которому преданный обретает полномочия становиться гуру" (Balancing the roles of the GBC and the disciple in Guru selection, SAC).

Шрила Прабхупада говорил: пхалена паричийате – обо всем нужно судить по плодам. Одним из важных результатов этих новых систем гуру стал уход более 40 дикша-гуру (то есть, в среднем один дикша-гуру ежегодно с 1978 г. по настоящее время), что за последние десятилетия спровоцировало уход десятков тысяч сторонников ИСККОН по всему миру, значительную потерю репутации ИСККОН, недвижимости, денег и, самое главное, были нанесены душевные травмы тем, кто поверил в ИСККОН, в Шрилу Прабхупаду и в Господа Кришну – и, естественно, была причинена боль Им самим). Мой собственный опыт: придя в ИСККОН в январе 2000 г., я увидел в нашей ятре примерно 30-40 человек. Мне было сказано, что до ухода Харикеши Свами в 1998 г. и кризиса, который последовал за этим, в нашей ятре число прихожан было значительно больше (прозвучала цифра 200 человек). В результате этого кризиса действительно много преданных покинуло ИСККОН в различных городах. Помимо прочего, ИСККОН в России потерял один из крупнейших в Европе храмов – в Санкт-Петербурге (известная "Башня"), который остался за сторонниками Харикеши Свами, ушедшими из ИСККОН, и по состоянию на 2015 г. этот храм остается вне ИСККОН.

Вот лишь один пример из множества аналогичных признаний и решений об отстранении гуру ИСККОН с их положения, которые на самом деле не прекратились после реформ, проведенных в середине 1980-х годов, а продолжаются до сих пор:

"Я не чувствовал в себе сил обсуждать свои проблемы с кем-либо из-за страха негативных последствий и наказания за то, что кто-то в моем положении может испытывать такие проблемы. К сожалению, я должен признать, что, пытаясь найти своего рода отдых и общение, я не всегда строго соблюдал регулирующие принципы, хотя был неспособен обсуждать это ни с кем, кроме одного доброго преданного, который был мне настоящим другом. <...> Для всех тех, кто был мне по-настоящему хорошими друзьями и учениками, любившими меня и посвятившими свои жизни служению ИСККОН под моим руководством, у меня нет должных слов. Это не так, что я пренебрегаю вами или хочу избавиться от вас. Просто я больше не могу жить внешним шоу и претендовать на положение возвышенного преданного, которым я не являюсь. Я не думаю, что это могло бы принести какую-либо пользу как вам, так и мне. <...> Я надеюсь, что вы не проклянете меня в гневе и разочаровании. В конце концов, было бы жестоко и нечестно, если бы я продолжал поддерживать в вас заблуждение, что я в какой-то степени квалифицирован или способен действовать как ваш истинный духовный учитель. Нет, это не так. <...> Мои извинения всем вам за мой уход. Искренне ваш, Випрамукхья даса" (Из письма Випрамукхьи даса (до этого Випрамукхьи Свами) "Извинения и уход", опубликованного в сообщении PAMHO:5977801 от 11.09.2002).

Ключ к решению этих и других проблем ИСККОН – возвращение к указаниям и стандартам, данным Шрилой Прабхупадой, начиная с реального признания его положения в центре ИСККОН в качестве не только наставляющего, но и инициирующего гуру для всего ИСККОН. Это важнейшая предпосылка для развития духовной жизни (адау-гурвашрайам, как сказано в "Бхакти-расамрита-синдху") и более тщательного изучения и следования наставлениям основателя и ачарьи ИСККОН по всем вопросам философии и практики. В своем очерке "Истина и красота" Шрила Прабхупада отмечает, что "настоящая истина, то есть абсолютная истина, всегда прекрасна". Негативная история ИСККОН, в частности ситуация с массовым уходом гуру ИСККОН, – ситуация, в некотором смысле отдельная от ИСККОН Шрилы Прабхупады и не является следствием якобы неправильных наставлений Шрилы Прабхупады, якобы назначения им зональных ачарьев и т. п. Настоящая истина прекрасна – Шрила Прабхупада не переставал быть действующим звеном парампары для всего своего Общества. Он по-прежнему одаривает своей милостью тех, кто принимает прибежище у его лотосных стоп, и готов помочь нам вернуться домой, обратно к Богу.

 

Для начинающего важно как можно скорее выйти из оскорбительной стадии и подняться на уровень мадхьяма-адхикари. Для этого необходимо корректно следовать наставлениям духовного учителя и шастр, а эта практика начинается с серьезного принятия истинного, уполномоченного гуру. Все отклонения и нарушения указаний гуру и данных им стандартов – это препятствия, оскорбления. Поэтому призыв следовать системе ритвиков – это в первую очередь призыв принять Шрилу Прабхупаду своим учителем, всерьез пересмотреть программы и действия в ИСККОН и ББТ на предмет их соответствия тем указаниям, которые дал Шрила Прабхупада, чтобы просто наш путь был чище и на нем было меньше препятствий, чтобы мы принимали Шрилу Прабхупаду в качестве уполномоченного представителя Господа и предлагали свое служение через него – бхогу, пранама-мантры, утренние молитвы, вьяса-пуджи и вообще все действия. Ритвики – это обеспечение внешнего аспекта процесса дикши, но это, тем не менее, стандарт, который ввел Шрила Прабхупада и, строго говоря, никто в ИСККОН не имеет права его отменять, тем более что он явно был введен в том числе на период после физического ухода Шрилы Прабхупады. Свидетельства тому представлены ниже. Если все в ИСККОН будут принимать Шрилу Прабхупаду своим гуру, это будет значительно более сплоченная организация, не будет резонансных и болезненных падений гуру, сократятся разрастающиеся отклонения, преданные будут более серьезно относиться к изучению и следованию наставлениям Шрилы Прабхупады. Сейчас можно нередко слышать в ответ на указания Шрилы Прабхупады, что я спрошу у своего гуру, Прабхупаду нужно понимать через гуру, что мой гуру сказал, что надо делать так-то и так-то, и т. п. Исходя из последовательности принципов бхакти, изложенных Шрилой Рупой Госвами, первый шаг к решению всех этих и прочих проблем – признание Шрилы Прабхупады на его законном месте истинного духовного учителя в ИСККОН и принятие у него прибежища.

 

Большинство преданных не совсем осведомлены о реальной ситуации с парампарой в современном ИСККОН. К данному моменту как минимум 7 гуру ИСККОН (Тамала Кришна Госвами, Бхакти Тиртха Свами, Гоур Говинда Свами и др.) оставили тела, а преемников, утвержденных GBC, у них до сих пор нет. Появляется вопрос: получается, что ветви парампары остановились на них? Если речь зашла об истории, можно также спросить: где примеры того, чтобы комитет создавал дикша-гуру, применял к ним дисциплинарные санкции, временно или насовсем отстранял ачарьев/инициирующих гуру из-за их падений и т. д., как это неоднократно происходило в современном ИСККОН (могу привести цитаты из резолюций GBC с наказаниями и отстранениями гуру – они выложены в открытом доступе на официальном сайте GBC – относительно Навайогендры Свами в 1999 г. и других гуру ИСККОН)? Шрила Прабхупада пишет в «Нектаре наставлений», что пытаться применить дисциплинарные меры к уполномоченному вайшнаву – гуру является оскорблением:

 

«Вот почему необходимо во что бы то ни стало избавиться от зависти к наделенному полномочиями вайшнаву – шуддха-вайшнаву. Оскорбительно считать, что уполномоченный вайшнав может быть подвергнут дисциплинарным мерам. Оскорбительно пытаться давать ему советы или поправлять его. Вайшнава-неофита от продвинутого вайшнава можно отличить по его делам. Продвинутый вайшнав всегда выступает в роли духовного учителя, а неофит всегда считает себя его учеником. Ученик не имеет права давать советы своему духовному учителю, более того, духовный учитель не обязан советоваться с теми, кто не является его учениками. В этом смысл наставления Шрилы Рупы Госвами, изложенного в шестом стихе».

«Нектар наставлений», стих 6, комментарий

 

Кроме того, сейчас ученики гуру ИСККОН становятся дикша-гуру одновременно со своими гуру (как, например, ЕС Бхактивигьяна Госвами и его Гуру Махарадж ЕС Радханатха Свами инициируют одновременно), а до 2001 года это было строго запрещено резолюциями GBC. В 2001 г. в резолюции GBC было сказано: в случае с ЕС Маха Вишну Госвами [учеником Шиварамы Свами] сделано исключение в отношении закона ИСККОН об инициировании собственных учеников в присутствии своего гуру. В 2002 г. в резолюции № 303 был изменен соответствующий закон, и с тех пор это превратилось в распространенное явление, и это факт, что подобные изменения законов о системе гуру происходили неоднократно. Это еще раз показывает, что поскольку Шрила Прабхупада не дал указаний о системе множества инициирующих гуру в ИСККОН, приходится изменять ее снова и снова. Более того, ряд гуру отстранялись временно, на несколько лет. Как к этому относиться в свете священных писаний? Одному из гуру (Сатсварупе дасу Госвами) запретили принимать новых учеников после его ясного, письменного признания в романе с замужней женщиной в 2004 году, подготовленного в консультации с исполкомом GBC (полный текст письма от 1 мая 2004 г. на английском: http://www.iskconirm.com/docs/webpages/SDG_letter.pdf), но разрешили быть гуру для тех, которых он ранее принял. Как эта ситуация соответствует принципам парампары? В 2011 году за гомосексуальные связи был отстранен гуру ИСККОН Умапати дас. Члены GBC сообщили:

 

«Однако ИСККОН не признаёт инициации Умапати Даса, проведённые после февраля 2010 года. Преданные, инициированные до этой даты, признаются как инициированные должным образом члены ИСККОН. <…> Умапати Даса уже больше не является духовным авторитетом или членом ИСККОН. <…> Ему больше не будет разрешено жить в храмах ИСККОН, давать наставления, вести киртан в храмах ИСККОН или проводить мероприятия, спонсируемые ИСККОН».
(Заявление GBC, посвящённое Умапати Дасу, 28.02.2011, опубликованное 13.04.2011)

 

То есть, дикша-гуру отстранен, и те, кто был инициирован до его падений, считаются должным образом инициированными членами ИСККОН, а те, кто после, – нет. Кому должны произносить пранама-мантру, проводить Вьяса-пуджи, предлагать пищу и т. д. те, кто «должным образом инициированы» – гуру, который уже не считается членом парампары – то есть несуществующему звену парампары? Или Шриле Прабхупаде? Или получать «реинициацию», о которой никогда ничего одобрительного не говорил Шрила Прабхупада и не существует авторитетных примеров «реинициаций» у нескольких истинных гуру? Если Шриле Прабхупаде – получается, что ИСККОН признаёт, что можно быть инициированным учеником в ИСККОН и поклоняться Шриле Прабхупаде как своему гуру только после того, как гуру падет. И подобные заявления о необходимости бывшим ученикам принять прибежище у Шрилы Прабхупады звучат всё чаще после отстранения очередных гуру ИСККОН. Но сразу дать инициацию от имени Шрилы Прабхупады почему-то нельзя. Вспомните про относительно недавнюю ситуацию с Прабхавишну прабху. Исполком GBC публиковал сообщение по итогам расследования ситуации. Может быть, вы читали его:

 

Он признался в нескольких сексуальных падениях, особенно в 2001 году <…>, переживал приступы духовной слабости в течение нескольких лет <…> В 2011 году в Бангкоке он встретился с женщиной, с которой у него завязались отношения».

 

Прабхавишну прабху до этого сам написал признательное письмо, где ясно сказал, что отказывается от трех положений: дикша-гуру, члена GBC и санньяси. То есть, он отказался от своих инициированных учеников именно как от инициированных учеников, даже если сохранил с ними другие отношения. И что произошло? Масса преданных как поклонялись ему как дикша-гуру, так и продолжают, как будто ничего произошло. На сайте Krishna.ru в июле 2015 г. было объявление о программе, которую проведет "Прабхавишну Махарадж" (титул, которым называют санньяси). Как ко всему этому относиться? Это по шастрам?

 

И вообще, неужели тот факт, что менее чем за 40 лет после физического ухода Шрилы Прабхупады члены GBC признали уход/отстранение уже 42 дикша-гуру (то есть примерно 1/3 от всего числа назначенных и в среднем чаще чем 1 раз в год), ни о чем не говорит, в то время как в книгах Шрилы Прабхупады нет ни одного подобного примера, связанного с падением истинного гуру? Надеюсь, вы не считаете, что такая ситуация является «ведической традицией парампары».

 

Так вот, примеров, показывающих, что по некоторым важным вопросам ситуация, мягко говоря, действительно ушла в неверное русло, достаточно много. И, разумеется, возникает серьезнейший вопрос: где в парампаре указано, что можно становиться гуру самовольно (ритвики превратились в зональных ачарьев именно так, о чем есть признания гуру ИСККОН (Хамсадуты прабху, Равиндры Сварупы прабху, Тамала Кришны Госвами)? Шрила Прабхупада много раз учил, что следующим гуру можно стать только по указанию своего гуру (об этом есть масса цитат). И он предупреждает:

"Духовным учителем никогда не должно завладевать стремление к накоплению богатства или увеличению числа своих последователей. С истинным духовным учителем такого никогда не произойдет. Но иногда, если духовный учитель не имеет должных полномочий и только по своей инициативе становится духовным учителем, им может овладеть стремление к наживе и увеличению числа учеников. Это свидетельствует о том, что его преданное служение находится не на очень высоком уровне. Преданное служение человека, увлекающегося такими "достижениями", страдает. Поэтому необходимо строго соблюдать принципы ученической преемственности".
("Нектар преданности", глава 14)


Таким образом, восстановление Шрилы Прабхупады на его законном месте инициирующего гуру ИСККОН и есть продолжение парампары (так оно и считалось в 1966-77 гг. как продолжение, а не как остановка парампары). Ученики Шрилы Прабхупады, следующие его наставлениям, разумеется, должны способствовать сохранению науки бхакти-йоги и, стало быть, сохранению учения парампары, но это не значит, что они должны становиться инициирующими гуру в ИСККОН вопреки указаниям Шрилы Прабхупады. Как парампара будет продолжены в далеком будущем – это сфера предположений. Шрила Прабхупада вообще говорил, что движение Харе Кришна будет существовать десять тысяч лет, а потом не будет Харе Кришна, я буду кушать вас, а вы меня. Возможно, парампара будет восстановлена в далеком будущем. Возможно, тогда или в иных мирах будут преемники Шрилы Прабхупады, или же вдруг Прабхупада проявится повсюду в центрах ИСККОН и сам объявил о том, что всё в этом плане должно измениться и он назначает преемника – это всего лишь возможные варианты, а наша реальность такова, что есть письменные, ясные указания Шрилы Прабхупады о том, что он является инициирующим гуру для всего ИСККОН и останется им, и нет подобных указаний о введении ни системы зональных ачарьев, ни утверждения дикша-гуру в ИСККОН большинством голосов GBC, ни о другом появлении гуру-преемников в ИСККОН и изменении тех стандартов, которые установил в своем Обществе Шрила Прабхупада. Судя по тому, что сказано в его завещании 1977 г., в "Клятве верности" 1975 г., в других наставлениях (например, в ответах журналистам на вопросы, планирует ли Прабхупада назначить преемника, которые задавались в 1975 и 1976 г. и записаны на аудиопленку), судя по функциям GBC как органа, которые подчиняется Шриле Прабхупаде и предназначен для исполнения, сохранения и распространения его наставлений, судя по тем стандартам храмовой программы, которую установил в своем Обществе Шрила Прабхупада, судя по тому, как система гуру описана в книгах Шрилы Прабхупады (своде законов на десять тысяч лет), в которых он называется нынешним звеном парампары, основателем и ачарьей ИСККОН, которого принимают те, кто приходит в ИСККОН, служа под руководством духовного учителя (Шрилы Прабхупады) или его представителя и получая рекомендацию на посвящение от президента храма, в которых нигде не сказано о системе множества инициирующих гуру, которую следует ввести в ИСККОН, судя по тому, как он возражал и предупреждал против изменения данных им стандартов, и т. д., он предполагал, что останется инициирующим гуру на всё время существования ИСККОН. И в этом нет каких-либо проблем, если всё тщательно изучить и посмотреть на ситуацию с этой точки зрения. ИСККОН – это Общество Шрилы Прабхупады, оно устроено под одного гуру – самого Шрилу Прабхупаду. Вот доказательства этого тезиса:

 

1. Шрила Прабхупада основал ИСККОН в 1966 г., зарегистрировав его в Нью-Йорке. В ноябре 1966 года в качестве свидетельства того, что принципы ИСККОН являются религиозными, Шрила Прабхупада составил и подал в регистрационные органы документ «Конституция Общества» (http://prabhupadabooks.com/?g=176581), в котором были перечислены основные принципы и цели ИСККОН. Под этим документом Шрила Прабхупада подписался «А. Ч. Бхактиведанта Свами, Ачарья». Шрила Прабхупада всегда подчеркивал, что он является инициирующим гуру (ачарьей) этого общества и всех его членов. Вот примеры:

«Интервьюер: Вы действительно гуру?

Шрила Прабхупада: Да. Я – духовный учитель этой организации и всех членов этого общества, они должны моими учениками. Они следуют правилам и предписаниям, которым я прошу, чтобы они следовали, и они инициированы мною духовно. Поэтому духовный учитель называется гуру, это на санскрите».
(Шрила Прабхупада, интервью на радио, 12.03.1968, Сан-Франциско)

«Если отсутствует связь с истинным духовным учителем, состоящим в цепи ученической преемственности, не будет никакой возможности совершать прогресс в духовной жизни. Поэтому я основал центры ИСККОН для того, чтобы дать возможность ухватиться за Лотосные Стопы Кришны через близкую связь с духовным учителем. Это мои авторизованные центры, созданные специально для этой цели».
(Письмо Шрилы Прабхупады друзьям, 05.23.1972)

ISKCON
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ, ИНК.
Основатель и Ачарья: Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНОЙ СРОЧНОСТИ

ПОПРАВКИ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ НЕМЕДЛЕННО ВНЕСТИ ВО ВСЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КОНСТИТУЦИИ, УСТАВЫ И Т. Д.

1.) Объявляется, что Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупад является Основателем и Ачарьей (ИСККОН) Международного общества сознания Кришны. Он является высшим авторитетом во всех вопросах Общества. Его имя и титул должны размещаться на всех документах, печатных бланках, печатных изданиях и строениях, принадлежащих Обществу.

В частности, следует ясно понимать, что ни один объект недвижимости не может быть куплен или продан кем-либо из должностных лиц Общества без явно выраженного разрешения Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупада, Основателя и Ачарьи ИСККОН.

2.) Будет действовать Уполномоченный руководящий совет попечителей, назначенных Основателем и Ачарьей Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадом в соответствии с документом " Указание по менеджменту " от 28 июля 1970 года. GBC должен быть инструментом для исполнения воли Его Божественной Милости Шрилы Прабхупада.

Нью-Йорк, 22 июля 1974 г.

Утверждаю: (Подпись)
А. Ч. Бхактиведанта Свами,
Основатель и Ачарья

Подписи: Брахмананда Свами,
GBC, зональный секретарь

Балимардан дас Госвами
GBC, зональный секретарь
(директива Шрилы Прабхупады от 22 июля 1974 года, разосланная по ИСККОН, http://www.harekrsna.com/sun/editorials/07-07/1974amendment.pdf)

 

С 1975 года для всех президентов храмов и членов GBC ИСККОН существует требование ежегодно подписывать документ Oath of Allegiance ("Клятва верности") и нотариально заверять его, чтобы юридически закрепить обязанность руководителей ИСККОН выполнять директивы, указания и наставления своего Гуру Махараджи – Шрилы Прабхупады, "основателя, ачарьи и высшего авторитета" ИСККОН:

 

"6) Постановили: Ежегодно каждому члену GBC и президенту храма следует подписывать клятву верности".
(Резолюции GBC, 1975 г. http://gbc.iskcon.org/2012/02/02/1975/)

Текст "Клятвы верности":

"Я (указать Ф.И.О. согласно документам, затем указать инициированное имя, дату рождения), в настоящее время проживающий по адресу (указать) и имеющий гражданство (например, американское, германское и т. д.), настоящим торжественно заявляю и подтверждаю следующее:

Я утверждаю, что я был избран голосованием или назначен членом Управляющего совета либо президентом храма по рекомендации моего Гуру Махараджи, Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады – Основателя, Ачарьи и Высшего Авторитета движения сознания Кришны, действующего под названием ISKCON.

Я заявляю, что присягаю со всей своей верой, искренностью и честностью своему вышеназванному Гуру Махарадже, в результате чего считаю его единственным ответственным лицом и Высшим Авторитетом моих нынешних должности и статуса, которые я получил и имею в организации ISKCON.

Я, вышеназванный (указать официальное имя и инициированное имя), клянусь именем Кришны, что буду верой и правдой соблюдать Конституцию, устав и внутренние нормативные документы, правила и предписания, а также директивы, которые были даны, включая 4 регулирующих принципа (перечислить), повторение 16 кругов со всей серьезностью, а также указания, данные мне непосредственно моим вышеуказанным Гуру Махарджей – Его Божественной Милостью Шрилой Прабхупадой, – либо через его уполномоченное лицо или лица, и что я буду преданно подчиняться всем наставлениям и указаниям, и они будут иметь обязательную силу для меня, и что я буду поддерживать и защищать верховенство и репутацию моего Гуру Махараджи, Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, и Управляющего совета, а также любого другого органа, назначенного Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, действуя в соответствии с положениями вышеуказанного Международного общества сознания Кришны, и что я буду добросовестно исполнять обязанности, которые вскоре приму на себя либо принял ранее.

Кроме того, я подтверждаю, что единственным источником моих полномочий является Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, представленный его наставлениями и книгами, и что я буду следовать лишь его наставлениям, приведенным в этих книгах.
("Клятва верности", беседа GBC со Шрилой Прабхупадой, Майяпур, 27.03.1975)

"Что касается Манасви: тебе следует немедленно начать преследование в судебном порядке. Обвинение должно быть сформулировано как "нарушение доверенным лицом своих должностных обязанностей" и "растрата средств". Сегодня я получил его "Клятву верности", должным образом подписанную им и нотариально заверенную. Когда потребуется, я вышлю ее тебе. Поэтому я и хотел эту декларацию. Немедленно начинай судебное преследование".
(Из письма Шрилы Прабхупады Парамахамсе, 04.09.1975)

"Клятва верности" не изменялась и не отменялась Шрилой Прабхупадой и должна ежегодно подписываться президентами храмов и членами GBC и после ухода Шрилы Прабхупады. Из обсуждения мер, предусмотренных на будущее ИСККОН, в т. ч. после ухода Шрилы Прабхупады:

Рамешвара: Мы провели собрание GBC и разработали систему, согласно которой каждому объекту недвижимости в Америке приписывается трое членов GBC, и эту недвижимость нельзя даже предоставить в качестве залога без подписи этих трех человек.
Прабхупада: И следует получать ту декларацию. Ту, что вы уже получаете.
Тамала Кришна: Да, я как раз занимаюсь сбором всех клятв верности.
Прабхупада: Хм. Клятва верности. Эту практику следует продолжать.
(Обсуждения, 02.06.1977, Вриндаван)

 

На самом деле уже одного этого документа достаточно для того, чтобы все руководители принимали своим духовным учителем Шрилу Прабхупаду и юридически обязывали себя соблюдать данные им директивы, документы, указания. Опять же, как и в завещании, как и в директиве по инициациям с помощью ритвиков от 9 июля 1977 г., как и в книгах Шрилы Прабхупады или каких-либо других документах и указаниях, здесь не говорится о появлении каких-либо других гуру в ИСККОН. И если Шрила Прабхупада предполагал появление других дикша-гуру в ИСККОН, разве не удивительно, что об этом ничего не сказано ни в клятве верности, ни в наставлениях о ней, тем более что она обсуждалась, в том числе, именно в то время, когда составлялось завещание Шрилы Прабхупады (2 июня 1977 г.), то есть когда речь шла о подготовительных мерах на будущее ИСККОН, после физического ухода Шрилы Прабхупады?

 

2. На каждой книге Шрилы Прабхупады на самом деле написано имя одного ачарьи (духовного учителя) ИСККОН – самого Шрилы Прабхупады. Термины Founder-Acarya, Founder Acarya, Founder/Acarya, Founder and Acarya – все эти английские лексические образования, исходя из комплекса критериев, представляют собой словосочетание, а не сложное слово, следовательно, на русский язык корректно переводить каждую из них, включая Founder-Acarya, словосочетанием, которое, по правилам русской грамматики, может иметь вид "основатель и ачарья" (как, например, в словаре переводится founder-director как "основатель и директор" (http://www.multitran.ru/c/m.exe?CL=1&s=founder-director&l1=1), потому что в русском языке подобное разнообразие написания словосочетаний, в отличие от английского языка, недопустимо. Ачарья-основатель – не совсем корректный перевод, при котором изменяется порядок слов (и это изменение имеет шаткое обоснование) и представляет данное лексическое образование сложным словом с подчинительным характером связи и придает следующий смысл: Шрила Прабхупада один из ачарьев ИСККОН, тот, который, в отличие от других, является его основателем. Но Шрила Прабхупада нигде не говорит о таком смысле его титула. Он неоднократно расшифровывал свой титул как простое совмещение двух титулов – основатель и ачарья (основатель и духовный учитель). Например: "Искренне ваш, А. Ч. Бхактиведанта Свами, основатель и ачарья (Founder and Acarya) Международного общества сознания Кришны" (из письма Шрилы Прабхупады от 21.04.1974, адресат неизвестен); "... особенно в США, где я являюсь зарегистрированным иммигрантом в качестве основателя и ачарьи (Founder and Acarya) "Международного общества сознания Кришны инкорпорэйтед" (из документа Договор об учреждении доверительного фонда А. Ч. Бхактиведанты Свами "Майяпур-Вриндабан", июль 1971 г.). Подробнее на эту тему, с соответствующими цитатами, можно прочитать в публикации "О переводе титула Шрилы Прабхупады Founder-Acarya": https://yadi.sk/i/boSOIHOqfoCdU И поскольку Шрила Прабхупада был и остается Founder and Acarya (краткий вариант: Founder-Acarya) для всего ИСККОН, он остается основателем и ачарьей (духовным учителем), как и раньше, и это его положение, закрепленное в его титуле, по-прежнему остается актуальным для всего ИСККОН. Он – действующий ачарья/духовный учитель в парампаре для всего ИСККОН, Общества, которое он основал и правила которого заложил. Кроме того, в списке членов парампары в "Бхагавад-гите как она есть" Шрила Прабхупада указывает себя 32-м звеном, которое является текущим. В предисловии к "Бхагавад-гите как она есть" (полное издание 1972 г. на английском языке) сказано: "... гаудия-вайшнавизма — школы, представляемой Свами Бхактиведантой в качестве нынешнего учителя в длинной цепи преемственности учителей" (см. полный текст предисловия: https://vk.com/wall-4018800_2968). Это предисловие было удалено во втором издании "Бхагавад-гиты как она есть" в 1983 г., и никогда не публиковалось в русских изданиях, хотя Шрила Прабхупада много раз с одобрением отзывался об этом предисловии, написанном профессором Эдвардом Димоком, это есть на аудио- и видеозаписях (см. выдержку из лекции Шрилы Прабхупады: http://vk.com/video-4018800_171618219). Учитывая то, как строг был Шрила Прабхупада по вопросу изменения его книг, как тщательно он контролировал их подготовку к печати, издание и распространение, совершенно непонятно, на каком основании можно было удалить предисловие к его книге без его разрешения. Такая же ситуация сложилась с текстом на задней обложке "Бхагавад-гиты". Шрила Прабхупада также упоминается там как нынешний духовный учитель ИСККОН (в полном издании "Бхагавад-гиты как она есть" 1972 г.):

 

"... и является текущим учеником в преемственности, которая ведет своё начало от Самого Кришны. Он является основателем и духовным учителем Международного общества сознания Кришны, центры которого теперь есть в крупных городах по всему миру".

 

 

Кроме того, хотя в книгах Шрилы Прабхупады упоминается принцип, что ученик в будущем станет духовным учителем, тем не менее, ни в одной из своих книг на протяжении двенадцати лет проповеди в западном мире он не написал, что уполномочивает или уполномочит кого-либо из своих учеников стать его преемником в ИСККОН в роли инициирующего гуру/ачарьи (ИСККОН устроен под одного гуру и коллегиальный орган GBC, являющийся прежде всего "инструментом для исполнения воли" Шрилы Прабхупады (цитата из документа "Указание по менеджменту" от 28 июля 1970 г., с помощью которого Шрилой Прабхупадой был создан GBC)). Так вот, подобного записанного высказывания Шрилы Прабхупады о наделении кого-либо полномочиями в качестве гуру-преемника не существует не только в книгах, но и в беседах, письмах и т. д. – в частности о том, как система гуру-преемников должна функционировать в плане стандартов поклонения гуру в ИСККОН, как они будут появляться в дальнейшем, как они будут соотносить свои полномочия с GBC и т. д. – этих описаний и указаний Шрилы Прабхупады попросту не существует (из-за отсутствия указаний Шрилы Прабхупады на данные темы эти стандарты в ИСККОН неоднократно изменялись с 1978 г.). Кроме того, в книгах Шрилы Прабхупады о системе посвящений в ИСККОН говорится то, как ее установил в ИСККОН Шрила Прабхупада, то есть, там описывается система, которая существовала в ИСККОН, без оговорок, что она должна будет измениться в скором времени, т. е. после ухода Шрилы Прабхупады. Говорится следующее:

 

"Движение сознания Кршны создано для этой цели, чтобы сотни центров ИСККОН могли давать людям шанс слушать и воспевать, принять духовного учителя и прекратить общение с материально заинтересованными людьми, поскольку так человек сможет уверенно продвигаться по пути домой, обратно к Богу".

"Шримад-Бхагаватам" 4.22.23, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады

 

(Следует отметить, что в книге перевод неточный: "... найти духовного учителя и прекратить..." http://www.vedabase.com/ru/sb/4/22/23 Помимо того что в английском тексте сказано "принять", а не "найти" духовного учителя, интересно также, что далее говорится: to accept the spiritual master (не а spiritual master) – то есть, использование определенного артикля вместо неопределенного означает, что следует принять конкретного, единственного духовного учителя, а не одного из множества учителей. Это естественно, поскольку во время написания этого комментария в ИСККОН был единственный духовный учитель (Шрила Прабхупада), у которого все члены ИСККОН принимали прибежище и становились его учениками, приходя в центры ИСККОН (и множество учеников, особенно к концу 1970-х годов, ни разу физически не встречали его и не получали от него личных писем). И в данном комментарии ничего не сказано о том, что когда-либо в будущем эта ситуация в ИСККОН должна измениться и нужно будет находить своего учителя из множества дикша-гуру.)

 

Далее:

 

"В нашем Движении сознания Кришны требуется, чтобы человек был готов отказаться от четырёх основ греховной жизни – недозволенных половых отношений, мясоедения, употребления одурманивающих веществ и от азартных игр. Особенно в западных странах мы прежде всего смотрим, готов ли потенциальный ученик следовать ограничительным принципам. Тогда он получает имя вайшнава, слуги Господа, и посвящение в повторение Харе Кришна маха-мантры, как минимум шестнадцати кругов ежедневно. Таким образом ученик совершает преданное служение под руководством духовного учителя или его представителя в течение от шести месяцев до года. Затем его рекомендуют ко второй инициации, во время которой он получает священный шнур и статус истинного брахмана".

("Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила 24.330, комм.)

 

"Поскольку эта деятельность необходима, мы в Международном обществе сознания Кришны не инициируем учеников сразу. Сначала кандидат на посвящение должен полгода посещать арати и лекции по шастрам, следовать ограничительным принципам и общаться с другими преданными. Когда он действительно прогрессирует в пурашчарья-видхи, президент местного храма рекомендует его на получение посвящения. Не следует думать, что можно внезапно стать инициированным без выполнения этих требований. Если ученик и дальше продвигается в ежедневном повторении шестнадцати кругов Харе Кришна мантры, следовании ограничительным принципам и посещении лекций, то ещё через полгода он получает священный шнур в знак признания того, что он стал брахманом".

("Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила 15.108, комм.)

 

"Те, кто присоединяется к Движению сознания Кришны, сначала соглашаются жить вместе с преданными и постепенно, оставив четыре вида запрещённой деятельности – недозволенный секс, азартные игры, мясоедение и употребление одурманивающих веществ, – прогрессируют в духовной жизни. После того как человек в течение некоторого времени строго придерживался этих принципов, ему даётся первое посвящение (хари-нама), и он начинает ежедневно повторять как минимум шестнадцать кругов маха-мантры на чётках. Затем, через шесть месяцев или год, ему даётся второе посвящение, во время которого на него надевают священный шнур и проводят положенное по такому случаю жертвоприношение и обряды".

("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила 17.265, комм.)

 

Шрила Прабхупада описывает систему с использованием представителей духовного учителя (следует отметить, что о духовном учителе в ИСККОН он, опять же, говорит в единственном числе, а не во множественном, не упоминает о дилемме новичка кого в ИСККОН выбирать своим духовным учителем), которыми в ИСККОН были президенты храмов, путешествующие санньяси и, начиная с 1977 г, официально назначенные им ритвики, когда Шрила Прабхупада перестал физически участвовать в принятии своих новых учеников.

 

3. Шрила Прабхупада не отменил этого своего положения вплоть до своего физического ухода:

Гость: Собираетесь ли вы назначить преемника, который продолжит ваше дело? (successor – «преемник»)

Шрила Прабхупада: Мое дело уже сделано (successful – «успешно»).

Гость: Но ведь должен быть кто-то, кто будет всем управлять.

Шрила Прабхупада: Да. Мы создаем. Мы создаем таких преданных, которые будут управлять.

Хануман: Этот джентльмен спрашивает, и я тоже хотел бы знать, вы уже назвали того, кто будет после вас (successor – «преемник»)?

Шрила Прабхупада: После меня останется сделанное мною. (My success is always there)
(Шрила Прабхупада, беседа, 12.2.75, Мехико)

Журналист: Что случится с Движением сознания Кришны в Соединенных Штатах, когда вы умрете?

Шрила Прабхупада: Я никогда не умру.

Преданные: Джая! Харибол! (смеются)

Шрила Прабхупада: Я буду жить в моих книгах, а вы будете ими пользоваться.
(Шрила Прабхупада, пресс-конференция, 16.7.75, Сан-Франциско)

 

«Если смерть придет, пусть она придет здесь. Итак, ничего нового я вам не скажу. Всё, что я должен был сказать, я уже сказал в своих книгах. Просто старайтесь понять их и продолжайте прилагать усилия. Присутствую я или не присутствую, не имеет значения».

(Шрила Прабхупада, речь по прибытии во Вриндаван, 17.5.77)

 

Гаргамуни [письмо Прабхупаде]: "Мы неистово молимся о том, чтобы Ваша Божественная Милость продолжал оставаться в этом мире, поскольку мы нуждаемся в Вашем личном руководстве. Даже когда Господь Кришна ушел, Арджуна временно утратил всю силу".

Шрила Прабхупада: Я останусь вашим личным руководителем, присутствую ли я физически или нефизически, точно так же как я получаю руководство от своего Гуру Махараджи.
Комнатная беседа, 14.07.1977, Вриндаван

 

«Когда я уйду, скорбеть об этом незачем. Я всегда буду с вами через мои книги и наставления. Так я всегда буду оставаться с вами».

(Журнал "Обратно к Богу", 13:1-2, декабрь 1977 г.)


Журналист: Что произойдет, когда придет неизбежное время и будет нужен преемник?

Рамешвара: Он спрашивает о будущем, кто будет руководить Движением в будущем.

Шрила Прабхупада: Они будут руководить, я обучаю их.

Журналист: Будет ли один духовный лидер?

Шрила Прабхупада: Нет. Я готовлю GBC, 18 по всему миру.
(Шрила Прабхупада, интервью, 10.6.76, Лос-Анджелес)

Шрила Прабхупада не отменил своего положения дикша-гуру ИСККОН и не назначил гуру-преемников, даже в своем завещании, в котором выражается его «последняя воля».

4. Вместо этого Шрила Прабхупада установил высший управляющий орган для всего ИСККОН, GBC, члены которого должны были следить за выполнением в ИСККОН указаний и стандартов, данных Шрилой Прабхупадой.

Цитаты из "Указания по менеджменту", документа, с помощью которого было основано GBC в 1970 году:

«Поскольку границы нашей деятельности расширяются, я считаю нужным создать уполномоченный руководящий совет, в дальнейшем именуемый GBC. Я старею, мне уже 75, и в любую минуту могу уйти из жизни, поэтому я считаю необходимым дать своим ученикам указания, касающиеся того, как управлять всей организацией. Они уже управляют отдельными центрами, во главе которых стоят президент, секретарь и казначей, и, по моему мнению, неплохо справляются с этим. Однако мы хотим улучшить управление храмами, повысить уровень проповеди сознания Кришны, увеличить распространение книг и журналов, открыть новые центры и должным образом обучать преданных. Поэтому я и решил остановиться на названных принципах управления в надежде, что мои возлюбленные ученики милостиво примут их.

<Далее Прабхупада перчисляет первых 12 членов GBC и отмечает>:

Отныне эти лица являются моими непосредственными представителями. Пока я жив, они будут действовать как мои зональные секретари, а после моей смерти – как Исполнители. <...> Цель Руководящего совета – действовать в качестве инструмента в исполнении Воли Его Божественной Милости».

В 1975 г. на заседании GBC была принята резолюция номер один, в которой было дано "определение GBC". Там регламентированы полномочия этого органа:

«Постановили: Уполномоченный руководящий совет [GBC] был основан Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой для того, чтобы представлять Его в исполнении ответственной миссии управления Международным обществом сознания Кришны, основателем, ачарьей и высшим авторитетом которого он является. GBC считает своей жизнью и душой Его божественные указания и признает себя полностью зависимым от Его милости во всех отношениях. У GBC нет никаких других функций или целей кроме исполнения милостиво данных им указаний, а также сохранения и распространения Его Учения по всему миру в его изначальном виде».
(Определение GBC, Резолюция №1, совещание GBC 1975 года)

Эти резолюции 1975 г. были приняты с одобрения Шрилы Прабхупады. В завещании Шрилы Прабхупады также сказано, что его совет GBC будет высшей управляющей (managerial) инстанцией ИСККОН, и ничего не сказано о каких-либо назначаемых или возможных гуру-преемниках и системе их появления, соотношения их полномочий с GBC, возможности что-либо изменять или адаптировать в тех стандартах, которые установил Шрилы Прабхупада.

Шрила Прабхупада впоследствии писал о том же самом:

«Сейчас я дал полномочия GBC для поддержания стандарта нашего Общества сознания Кришны, поэтому вы, GBC, должны быть очень бдительны. Я дал вам все указания в своих книгах».
(Шрила Прабхупада, письмо Сатсварупе, 13.9.

Date: 2015-08-24; view: 603; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию