Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 2 page





Уголовно-процессуальное законодательство. В 30-е годы фактически были ликвидированы все демократические принципы судопроизводства. В связи с этим особо выделялось постановление ЦИК СССР "О порядке ведения дел о подготовке или осуществлении террористических актов" от 1 декабря 1934 г., которое стали называть Законом от 1 декабря 1934 г. По­становление было подготовлено в течение нескольких часов после сообщения об убийстве одного из государственных деятелей СССР С. М. Кирова. Этот чрезвычайный закон открыто попирал принципы устности, гласности, состязательности, справедливости, гуманизма. След­ствие по делам о террористических актах ограничивалось 10-дневным сроком. Обвинительный акт вручался обвиняемому за 24 часа до рассмот­рения дела в суде. Из процесса исключались прокурор и адвокат. Касса­ционное обжалование и предъявление ходатайств о помиловании в этих делах не допускались. Расстрел приводился в исполнение немедленно после объявления приговора.

Цинично звучат слова Вышинского о том, что Закон от 1 декабря 1934 г. не нарушал принципов советской демократии, что при его применении "обвиняемый остается носителем известных процессуальных прав, дос­таточно ш ироких для защиты своих интересов".

С проведением массовых внесудебных репрессий связана также дея­тельность Особого совещания, которое было создано при НКВД СССР 10 июля 1934 г.

9 декабря 1934 г. было принято постановление ВУЦИ К "О внесении изме­нений в Уголовно-процессуальный Кодекс УССР". Указанные нормативные акты свидетельствовали о полном переходе к чрезвычайному порядку судо­производства. Эти акты должны были стать правовой базой массовых репрессий.

В 1937 г. Сталин от имени ЦК ВКП(б) дал органам НКВД указание применять к арестованным физические методы воздействия — пытки, а в 1939 г. еще раз подтвердил эту директиву.

. Государственность и право в западноукраинских землях

После революционных событий XX в. за пределами советской Украи­ны осталась почти вся Западная Украина с населением 6,6 млн чел. Не только количественно, но и качественно это население представляло со­бой могущественный потенциал, играющий весомую роль в общем раз­витии украинской нации.

Восточная Галиция и Западная Волынь. По Рижскому договору 1920 г. между РСФСР, УССР и Польшей польское правительство обязывалось гарантировать права национальных меньшинств и обеспечить свободное развитие их культур, языков, вероисповеданий. Юридически польское господство над землями Восточной Галиции и Западной Волыни было установлено 14 марта 1923 г., когда Совет послов стран Антанты в Париже узаконил аннексию этих земель Польшей.

Оккупанты установили в Западной Украине режим террора и насилия. Польский великодержавный шовинизм стал основой государственной политики Польши. Власть на украинских землях перешла к командую­щему войсками, который получил должность генерального делегата польского правительства, а на местах — к правительственным комисса­рам. Из государственных учреждений освобождались все служащие, ко­торые отказывались от присяги на верность Польскому государству.

После оккупации Восточной Галиции и Западной Волыни польское правительство переименовало эту территорию в Восточную Малополыцу, а впоследствии — в Польшу "Б" в отличие от коронных земель, которые получили название Польша "А". Край был разделен на пять воеводств — Волынское, Львовское, Полесье, Станиславское и Тернопольское.

26 сентября 1922 г. польский сейм принял закон про воеводскую авто­номию, согласно которому во Львовском, Станиславском и Тернопольс-ком воеводствах создавались воеводские сеймики и их исполнительные органы — комитеты. Компетенции сеймиков принадлежали разнообраз­ные второстепенные вопросы. Решения сеймиков преимущественно тре­бовали санкции президента государства.

Воевода как представитель правительства мог приостановить любое решение сеймика, которое не требовало санкции президента, а также лю­бое решение воеводского комитета. Правда, ст. 21 закона запрещала го­сударственным органам проводить на территории этих воеводств коло­низаторскую политику, а ст. 24 обещала даже "основать украинский уни­верситет". Однако закон о воеводской автономии никогда не был воп­лощен в жизнь. На должности воевод и старост в уездах принимались, как правило, лица польской национальности. В1924 г. был издан закон о запрете украин­ского языка во всех государственных и муниципальных учреждениях, в том числе сельских.

В 30-х годах территориальные органы польской правительственной ад­министрации подразделялись на общую администрацию и специальную. Общая администрация выполняла задания, которые относились к компе­тенции органов внутренних дел. Функции специальной администрации были связаны с деятельностью органов местного управления. Общая ад­министрация имела следующую систему: в воеводствах управление воз­главляли воеводы, а в уездах — уездные или городские старосты. В город­ских и сельских гминах (общинах) не существовало отдельных органов общего управления. Их функции выполняли органы территориального самоуправления. Воевода назначался на должность президентом по пред­ставлению министра внутренних дел. Как орган воеводской администра­ции воевода выступал в двойной роли — он возглавлял и общую, и специ­альную администрации.

Воевода представлял правительство на территории воеводства. Он кон­тролировал деятельность всей правительственной администрации, был вправе приостановить распоряжение органов специальной администра­ции, осуществлял руководство государственной полицией, функции ко­торой в 1934 г. были значительно расширены. Свои полномочия воевода осуществлял при помощи воеводского управления, которое подразделя­лось на отделы.

Во главе общей администрации уезда стоял староста, которого назна­чал министр внутренних дел. Староста подчинялся воеводе. Он представ­лял правительство на территории уезда.

Аппарат управления воевод и старост состоял из секторов и отделов. Основное место в этом аппарате занимал отдел безопасности. Важную роль играли административные отделы, которые фактически были органами административно-уголовной юстиции и осуществляли наравне с органа­ми суда и прокуратуры карательную политику Они имели право осуждать к тюремному заключению сроком до 3 месяцев и взимать штрафы до 3 тыс. злотых. Например, во Львовском воеводстве за 1937 г. администра­тивными отделами было осуждено 94 116 человек.

Второстепенное значение в аппарате уездных старост и воевод имели секторы и отделы здравоохранения, социального обеспечения, сельского хозяйства и др., поскольку этой деятельности польское правительство в Западной Украине фактически не уделяло никакого внимания. Старостам и воеводам подчинялся полицейский аппарат, который подразделялся на комиссариаты и постерунки (полицейские участки).

Управление выделенными городами (с населением более 70 тыс. чел.) с 1925 г. осуществлял городской староста, который имел такие же права и обязанности, как и уездный староста.

Оккупация западноукраинских земель панской Польшей стала перио­дом застоя в экономике края. Доля больших промышленных и торговых предприятий в западноукраинских землях составляла только 7%. Много промышленных предприятий было ликвидировано или переведено в цен­тральную Польшу. Только в 1929—1930 гг. промышленность Западной Украины сократилась более чем на 40%. Чрезвычайно низким был жизнен­ный уровень рабочих, заработная плата которых составляла 50% заработ­ка польских рабочих, а продолжительность рабочего времени — 15—16 часов. В годы экономического застоя и кризиса (1929—1933 гг.) во Львове, например, насчитывалось около 40 тыс. безработных.

По данным переписи 1939 г. 75,6% населения Западной Украины было занято в сельском хозяйстве, 7,9% — в промышленности. Около 2 тыс. крупных землевладельцев владели более 1 тыс. га земли. Вместе с тем бо­лее 50% всех крестьянских хозяйств имели не больше 2 га каждое. Тяжелое экономическое положение, социальное и национальное угне­тение приводили к усилению борьбы народных масс Западной Украины против иностранных захватчиков.

Северная Буковина. Более жестоким террором сопровождался захват Румынией Буковины. Политика Бухареста еще в большей мере, чем поли­тика Варшавы, основывалась на пренебрежении правами украинского народа. 18 декабря 1918 г. румынский король подписал декрет о при­соединении Буковины к Румынии. Окончательно Буковина и Бессарабия были переданы Румынии по условиями Севрского мирного договора (ав­густ 1920 г.). Здесь было официально введено положение военной осады, которое продолжалось до 1928 г. Но и после замены военного управления гражданским политика террора не прекращалась. Следует отметить, что Румынское государство образовалось вследствие объединения Валахии и Молдовы в 1859—1862 гг., а независимость получило только в 1878 г. По­этому удивительной была политика государства, население которого на собственном опыте знало, что представляет собой колониальный и нацио­нальный гнет. В то время как польская власть не отрицала совместное сла­вянское прошлое поляков и украинцев, Бухарест объявил украинцев Буко­вины "украинизированными румынами". Специальный декрет министер­ства образования Румынии от 24 июля 1924 г. гласил: "Граждане румын­ского происхождения, которые утратили свой материнский язык, долж­ны отдавать своих детей только в государственные или частные школы с румынским языком обучения". К концу 1924 г. в Буковине были закрыты все украинские школы. Тотальная румынизация охватила все население Буковины и Бессарабии. Даже фамилии менялись на румынский образец. Румынское господство привело к упадку промышленности края. Если в 1922 г. здесь насчитывалось 617 действующих предприятий и мастерских, то в 1929 г. — 532, а в 1935 г. — 276. Рабочий день продолжался 11—14 часов. Постоянно снижался жизненный уровень рабочих и служащих. Если ин­декс заработной платы в 1923 г. повысился в! 8 раз, а в 1928 г. — в 28 раз по сравнению с 1914 г., то индекс стоимости жизни возрос за тот же период в 42 раза. Безработица в 1930 г. охватила 20% промышленных рабочих.

В глубоком кризисе пребывало сельское хозяйство. Сохранялось по­мещичье землевладение. Крестьяне облагались многочисленными нало­гами, которые имели феодальный характер: государственными, уездными, сельскими. Взимался налог за проезд дорогами, за въезд в город, пользо­вание пастбищами и др. Налоги забирали почти весь доход крестьянских хозяйств.

В феврале 1938 г. в Румынии был установлен открыто реакционный, фашистский режим генерала И. Антонеску.

Закарпатская Украина. В лучшем положении находилось украинское население Закарпатья. Однако демонстрируя благосклонное отношение к украинскому народу, правительство Чехословакии мало что делало для экономического развития края.

В Чехословакии, наиболее развитой в промышленном отношении стра­не Центральной Европы, Закарпатью отводилась роль экономически за­брошенной провинции. Определенное развитие получила лесная и лесо­химическая промышленность. Рабочие подвергались беспощадной экс­плуатации. Им платили в полтора — два раза меньше, чем в центре страны, соответственно хуже обеспечивались и условия их работы.

Не в лучшем положении находилось и сельское население. Помещи­кам принадлежало в три раза больше земли, чем крестьянским хозяйствам. Чешская администрация внешне более благосклонно, чем румынская и польская власти, относилась к развитию народного образования. Одна­ко полное отсутствие украинских высших учебных учреждений обрекало украинский язык и культуру на второстепенность.

Не спасало положения и "признание" языка местного населения офи­циальным языком "Подкарпатской Руси". Ведь в "Генеральном уставе", который регулировал этот вопрос, речь шла не об украинском, а о "русин­ском языке, т. е. разговорном языке подкарпатских русинов". Влиятель­ные местные средства информации более откровенно объясняли суть "ру-синофикации". Газета "Русский край" настаивала: "Среди народов вооб­ще, а среди славян в частности никогда не было ничего украинского, а такое означает, что не было и украинского языка".

Но это была точка зрения сторонников "москвофильства", которая не стала государственной политикой официальной чешской власти.

Карпатская Украина. Мюнхенским соглашением 1938 г. часть террито­рии Чехословакии была передана Германии. У закарпатских украинцев появилась надежда на получение автономии для Закарпатья.

3 октября 1938 г. только что созданный Русский национальный совет выдвинул требование реальной автономии от центра. Правительство Че­хословакии вынуждено было согласиться на это. 11 октября было создано первое правительство так называемого Карпаторусского государства. Пред­седателем правительства стал Андрей Бродий, который уже через две не­дели был арестован как венгерский агент. 26 октября 1938 г. премьером был назначен Августин Волошин. 22 ноября 1938 г. был принят закон Че­хословацкой Республики о Конституции Карпатской Украины. На этой основе автономное правительство развернуло работу по подготовке вы­боров в Сейм Карпатской Украины. Однако последнее слово в разреше­нии проблемы "Подкарпатской Руси" принадлежало Германии, и карпат­ские украинцы надеялись на ее поддержку.

Тем временем правительство венгерского диктатора Хорти выдвинуло свои претензии на Закарпатье. 2 ноября венский арбитраж объявил реше­ние о передаче Венгрии части Закарпатской Украины с городами Ужго­род, Береговое и Мукачево. Затем столица Карпатской Украины была пе­ренесена из Ужгорода в Хуст.

Правительство Волошина принялось за построение украинской госу­дарственности. Началась украинизация образования и администрации. 12 ноября 1939 г. состоялись выборы в Сейм — высший законодательный орган страны. Украинское национальное объединение получило на вы­борах 86,1% голосов. Во внешней политике украинское правительство ориентировалось на Германию. Однако Гитлер решил передать все Закар­патье Венгрии.

В ночь с 14 на 15 марта немецкие войска вступили на территорию Че­хословакии, а венгерские — на территорию Закарпатья.

15 марта 1939 г. Сейм провозгласил Карпатскую Украину независимым государством. Сейм издал закон, который содержал следующие пункты:

1. Карпатская Украина является независимым государством;

2. Названием государства является: Карпатская Украина;

3. Карпатская Украина является республикой во главе с президентом, избранным Сеймом Карпатской Украины;

4. Государственным языком Карпатской Украины является украинский язык;

5. Цветами государственного флага Карпатской Украины являются си­ний и желтый.

Волошин обратился к Германии с просьбой принять Карпатскую Украину под свой протекторат, но она посоветовала украинцам не оказы­вать сопротивления венграм.

Однако закарпатские украинцы не собирались прощаться с государ­ственностью, которую только что провозгласили. Несколько тысяч бой­цов военизированного формирования "Карпатская Сечь" вступили в не­равный бой с 40-тысячной венгерской армией. В боях полегло около 5 тыс. закарпатцев. Закарпатская Украина была оккупирован а фашистской Вен­грией. Главной причиной падения Карпатской Украины было то, что она не получила международной поддержки. С открытой неприязнью отно­силось к ней руководство СССР, усматривая в ней опасный очаг украин­ской самостоятельности. В речи на XVIII съезде ВКП(б) 10 марта 1939 г. Сталин героическую борьбу карпатских украинцев охарактеризовал словами: "Муравей, который хочет приручить слона". Карпатская Украина просуществовала несколько дней, но оставила глубокий след в борьбе за национальную государственность. Западноукраинское население получи­ло несколько важных уроков. Главный из них — ошибочность ориента­ции на поддержку других государств. Провозглашение независимого го­сударства имело большое историческое значение, поскольку продемон­стрировало непреодолимое стремление украинского народа к созданию собственного государства.

Эволюция украинского национализма. В 20-е годы украинский нацио­нализм, который возник в XIX в. как форма протеста против российского великодержавного шовинизма, исчерпал себя. Потеря украинцами нацио­нальной государственности болезненно отразилась на их сознании. Ста­ло понятным, что для того чтобы отстоять собственную государственность, необходим новый тип украинца, безоговорочно преданный нации и идее независимого Украинского государства. Идеологией для украинцев но­вого типа и должен был стать интегральный национализм, главным твор­цом которого был Дмитрий Донцов. В 1926 г. во Львове вышла его книга "Национализм". Д. Донцов утверждал, что нация — это абсолютная цен­ность, и не существует высшей цели, чем построение независимого госу­дарства. Поскольку политика — это борьба народов за выживание, то кон­фликты между ними являются неизбежными. Для автора имел смысл толь­ко один закон — "закон борьбы... закон вечного соперничества наций". Таким способом прокладывался путь навязывания обществу "единой нор­мы поведения", отстаивалась необходимость "единой организации" с "единым вождем".

Интегральный национализм не давал четкого представления о типе государства после получения независимости. Ничего не было сказано о социально-экономической организации общества, разве только то, что оно будет опираться на сотрудничество между государством, кооперативами и частным капиталом. Согласно идеям Донцова политическая система будущего государства должна основываться на власти одной националис­тической партии. Во главе государства должен стоять вождь, который пользуется неограниченной властью.

Историческое развитие Д. Донцов характеризовал как "вечное движе­ние народов к экспансии и подбою" и в связи с этим подразделял все на­роды на те, которые покоряют, и те, которые подчиняются. Обосновы­вался тезис " исключительности одной нации".

Радикализм украинского интегрального национализма объяснялся недоверием его идеологов к легальным методам борьбы.

В одно и то же время почти при одинаковых условиях рождаются украинский интегральный национализм, немецкий национал-социализм, итальянский фашизм, советский социализм. Источником всех этих идео­логий был политический, экономический и национальный кризис, с которым столкнулись народы Европы в 20—30-е годы. Ничего, кроме тота­литаризма, эти идеологии породить не могли.

Украинский интегральный национализм стал основой Организации украинских националистов, которая была создана в Вене в 1929 г. Склон­ность ОУН к радикальным действиям, стремление любой ценой добиться независимости государства привлекали в эту организацию украинскую мо­лодежь. По приблизительным подсчетам, накануне Второй мировой вой­ны, ОУН насчитывала около 20 тыс. чел.

В 30-е годы ОУН стала важнейшим фактором политической жизни за-падноукраинского населения.

Общие выводы

30-е годы стали Голгофой украинского народа. В горниле тоталитарно-репрессивного режима была уничтожена трудовая и умственная элита на­рода. Генофонд украинской нации получил сокрушительный удар. Предпо­сылкой возникновения командно-административной системы у правления стала монополия большевистской партии на власть. Уничтожение оппози­ции ускорило формирование тоталитарного режима. Произошло полное сра­щивание партийной власти с властью государственного аппарата. В1939 г. Сталин указывал: "Кадры партии — это командный состав партии, а по­скольку наша партия стоит при власти — они являются также команд­ным составом руководящих государственных органов". Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

При сложившейся командно-административной системе государствен­ные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партий­ных органов и в рамках централизованного управления ведомственного ап­парата. Сформированная привилегированная прослойка бюрократии зани­мала руководящие должности в партийных, советских, военных, хозяйствен­ных, репрессивных органах. Борьба в руководстве партии привела к укреп­лению единовластия. Режим личной власти Генерального секретаря партии, который также получил функции главы государства, становится харак­терной чертой советской политико-государственной системы почти до середины 50-х годов.

В 30-е годы были уничтожены остатки государственной самостоятель­ности Украины. Централизация власти, характерная для тоталитарного режима, привела и к централизации правовой системы. Главной тенденци­ей развития права становится преимущество общесоюзного законодатель­ства над республиканским. Эта тенденция проявлялась в двух направлени­ях: расширении прямого воздействия общесоюзных нормативных актов и в рецепции соответствующих общесоюзных актов республиканским законо­дательством.

Правовым венцом тоталитарного режима стали Конституция СССР 1936г. и Конституция УССР 1937г. Для истории человечества они были образцом политического цинизма и юридической догмы.

Не менее тяжелым оказался данный период и в жизни украинского на­селения Восточной Галиции, Волыни, Закарпатья, Буковины, Хотынщины и Измаильщины. Разделенные между тремя государствами, оторванные от основного массива этнической территории, они оставались верными исто­рическим стремлениям и традициям украинского народа в борьбе за воссое­динение. Об извечном стремлении украинского народа к национальной госу­дарственности объявила на весь мир Карпатская Украина. Становилось все более ощутимым, что следующий исторический период положит конец од­ной из наибольших исторических несправедливостей по отношению к украинскому народу и он навеки объединится в едином государстве.

 

 

Рекомендованная литература

1. Білас І.Г. Репресивно-каральна система в Україні 1917—1953: Суспільно-політичний та історико-правовий аналіз. — К., 1994. — Кн. 1.

2. Бенько ОМ. Державно-правові аспекти політичного терору в Україні (1917-1953 pp.). -K., 1994.

3. Вегеш М., Задорожний В. Велич і трагедія Карпатської України. — Ужгород, 1993.

4. Голод 1932—1933 років на Україні: очима істориків, мовою доку­ментів. — К., 1990.

5. Історія адвокатури України. — К., 1992.

6. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Ба­бий. - К., 1976.

7. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й. Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2.

8. Історія України. Нове бачення / За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 1996.

9. Конквест Р. Жнива скорботи: Радянська колективізація і голодо­мор: Пер. з англ. — К., 1993.

10. Кульчицький B.C., Настюк М.І., Тищик Б.Й. Історія держави і права України.— Львів, 1996.

11. Національні відносини в Україні у XX ст.: 36. док. і матеріалів. — К., 1994. Глава 16

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945 гг.)

• Общий исторический обзор.

• Западноукраинские земли на первом этапе Второй мировой войны.

• Государственныйстрой.

• Правоохранительные органы.

• Правовая система.

• Общие выводы.

16.1. Общий исторический обзор

В конце 30-х годов в Европе окончательно сформировались два тота­литарных режима — гитлеровский и сталинский. Ненависть к демокра­тии роднила Германию и СССР. При всех противоречиях, разделяющих две идеологии, фашистскую и коммунистическую, единой у них была ко­нечная цель — мировое господство.

Ради достижения этой цели два претендента на "мировую корону" Сталин и Гитлер заключили соглашение, которое стало прелюдией Вто­рой мировой войны. 23 августа 1939 г. в Москву прибыл министр ино­странных дел Германии Риббентроп. После беседы Риббентропа со Стали­ным и Молотовым был подписан советско-немецкий договор о ненапа­дении. В истории он получил название "пакт Молотова — Риббентропа". Как выяснилось позже, 23 августа 1939 г. был подписан еще один чрезвы­чайно важный документ — Тайный дополнительный протокол. Если за­ключение пакта можно было толковать как попытку предотвращения вой­ны, то совсем другие размышления вызывают тайные договоренности в пакте, существование которых Советский Союз в течение полувека кате­горически отрицал. Только в декабре 1989 г. эти материалы были опубли­кованы для широкого ознакомления. По Тайному протоколу Сталин по­лучил согласие расширить территорию СССР почти до границ 1913 г. Именно территориальный выигрыш и распределение сфер влияния в Ев­ропе были основной целью советско-немецкого сговора. Согласно пакту СССР фактически становился союзником Германии.

1 сентября 1939 г. гитлеровские войска пересекли границу Польши, началась Вторая мировая война. Разделение Польши было зафиксировано

Тайным протоколом. Так, ст. 2 протокола свидетельствовала, что "в слу­чае территориальных и политических преобразований на территориях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев — Висла — Сян. Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих стран сохранение незави­симого Польского государства, будет окончательно решен только ходом будущих политических событий. В любом случае оба правительства ре­шат эти вопросы путем товарищеского согласия". Немецкое правитель­ство усилило давление на советское руководство с целью принуждения его к ведению войны против Польши с востока.

17 сентября 1939 г. советское правительство отдало приказ Красной Армии вступить на территорию Западной Украины и Западной Белорус­сии, чтобы "взять под свою защиту жизнь и имущество населения Запад­ной Украины и Западной Белоруссии".

22 сентября 1939 г. советские войска вошли во Львов. В тот же день в Брест-Литовске в честь победы над Польшей состоялся совместный па­рад советских и немецких войск.

28 сентября 1939 г. военно-политический союз двух государств был скреплен новым "Договором о дружбе и границе", который подтверждал включение западных территорий в состав СССР. Этот договор создавал условия для решения проблемы Буковины и Бессарабии. В ст. 3 Тайного протокола указывалось: "Относительно Юго-Восточной Европы совет­ская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Немецкая сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях".

26 июня 1940 г. советское правительство отправило Румынии ноту, тре­буя возвратить Бессарабию и Северную Буковину, население которых свя­зано с Украиной, как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава.

В связи с затягиванием ответа Румынией советское правительство 28 июня в ультимативной форме предъявило требование освободить Бес­сарабию и Северную Буковину. 30 июня вся территория Бессарабии и Се­верной Буковины была занята советскими войсками. Заканчивался пер­вый этап Второй мировой войны. Чтобы продемонстрировать миру неру­шимость дружеских связей, 11 февраля 1940 г. между Советским Союзом и Германией было заключено хозяйственное соглашение, которое преду­сматривало поставки в Германию советского сырья в обмен на промыш­ленные товары.

Однако с самого начала военно-политического и экономического со­трудничества двух тоталитарных режимов было понятно, что этот союз является временным. Германия использовала СССР, а Советский Союз — Германию. Тактическая цель была достигнута. Гитлер приступает к осу­ществлению стратегической цели — полному завоеванию мира.

379 18 декабря 1940 г. генеральным штабом вооруженных сил Германии был разработан план нападения на СССР, который получил название "план Барбаросса". В инструктивном дополнении к нему говорилось: "Война против России — один из важнейших этапов борьбы за существование не­мецкого народа. Это древняя битва германцев против славянства, защита европейской культуры от московитско-азиатского нашествия, оборона против европейского большевизма. Цель этой войны — разгром сегодняш­ней России, поэтому она должна вестись с небывалой жестокостью".

Между тем после завершения немецким генштабом разработки плана "молниеносной войны" против СССР в лесных массивах восточной части Польши, которые получили кодовое название "район Винтер", к февра­лю 1941 г. началась концентрация и подготовка "армии вторжения". Она насчитывала 5,5 млн солдат и офицеров, имела на вооружении 4,3 тыс. танков, до 5 тыс. самолетов, 47,2 тыс. пушек и минометов. Армия вторже­ния была распределена на три группы армий — "Север", "Центр" и "Юг". Причем на направлениях главных ударов немецкие войска имели 6— 8-кратное преимущество над советскими. Положение советских войск ухудшалось тем, что основное их количество размещалось вплотную к границе, а где находилось незавершенное строительство так называемой оборонной линии Молотова, которая интенсивно сооружалась на украин­ской территории вдоль границы. Система же оборонных сооружений на старой границе, "линия Сталина", была разоружена и планомерно раз­рушалась.

22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Очень важное место в планах немецкого командования отводилось взятию в кратчайшие сроки Украины с ее огромными сырьевыми ресур­сами и плодородными землями. За счет этого Гитлер старался усилить во­енную экономику, создать выгодный плацдарм для скорой победы над СССР и достижения мирового господства. По плану Барбаросса в Украи­ну ворвались 57 дивизий и 13 корпусов группы армий "Юг". Им противо­стояли 80 дивизий Киевского и Одесского военных округов, превращен­ных после начала войны в Юго-Западный и Южный фронты. Концентра­ция в республике этой наиболее многочисленной советской военной груп­пировки объясняется утверждением Сталина о том, что именно юго-за­пад будет целью главного удара немецкой армии. Однако первый и тяже­лейший удар немецкая армия нанесла на центральном направлении. Со­отношение в боевой технике было также в пользу советских войск. Если у немцев и их союзников на юго-западном направлении насчитывалось 850 танков, 16 000 пушек и 1300 самолетов, то у советской стороны — соот­ветственно 5625,17 000 и 2700. Более 80% этой техники было устаревших конструкций. Правда, при умелой организации дела наладить стойкую оборону можно и при такой боевой технике. Но это преимущество совет­ских войск растаяло уже в первый месяц войны. После трех недель войны

Date: 2015-08-24; view: 447; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию