Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие выводы 3 page





Советское государство, как и любое другое, нуждалось в миллионах специалистов. Для выходцев из рабочего класса была открыта "зеленая улица" при поступлении в высшие учебные заведения. От абитуриентов соответствующего социального происхождения не требовалось ни свидетельства об окончании средней школы, ни сдачи вступительных экзаме­нов. Однако облегченные правила приема не решали проблему пролета­ризации высшей школы: от студентов требовались знания. Поэтому при вузах стали возникать рабочие факультеты. Первые из них открылись в 1921 г. при Киевском политехническом и Харьковском технологическом институтах. На рабфаки откомандировывались комсомольцы и коммуни­сты, члены комнезамов, красноармейцы.

После ликвидации (с 1920 г.) университетов научные исследования в УССР сосредоточились преимущественно в учреждениях Украинской Академии наук (УАН). Учредительное собрание УАН состоялось в ноябре 1918г. Возглавил Украинскую Академию наук великий ученый, осново­положник геохимии и биогеохимии В. Вернадский. В первый состав дей­ствительных членов УАН вошли также историки Д. Багалий и А. Леви­цкий, экономисты М. Туган-Барановский и В. Косинский, востоковед А. Крымский, литературовед М. Петров, лингвист С. Смаль-Стоцкий, пра­вовед Ф. Тарановский, биолог М. Кащенко, механик С. Тимошенко, гео­лог П. Тутковский.

В связи с отказом в апреле 1921 г. В. Вернадского от выполнения своих обязанностей президентом Академии Наук УССР был избран прежний министр науки и культуры в правительстве гетмана П. Скоропадского, один из ведущих организаторов украинской академической науки М. Ва­силенко. В июне 1921 г. правительство УССР одобрило положение, соглас­но которому Академия признавалась высшим научным государственным учреждением республики. После заключения Рижского мира с Польшей стало ясно, что Украину, как и во времена революции 1917— 1918 гг., пере­сечет государственная граница. Поэтому Академию наук УССР назвали Всеукраинской Академией наук (ВУАН). Этим названием декларирова­лось намерение объединить в рамках одной организации научную интел­лигенцию всей Украины.

В 20-е гг. в ВУАН существовали три отдела — историко-филологиче­ский, физико-математический и социально-экономический. В первом из них особенно плодотворно работали Институт украинского научного языка, Этнографическая и Археологическая комиссии. С 1921 г. был орга­низован Археологический институт. После приезда в Украину в 1924 г. М. Грушевского существенно оживились исследования по отечественной истории.

В количественном составе интеллигенции не произошло особых из­менений по сравнению с дореволюционным периодом. Однако следует принять во внимание, что революционные и послереволюционные собы­тия привели к гибели или к эмиграции большого количества специалис­тов. В середине 20-х годов интеллигенция республики приблизительно на треть состояла из новых людей, особенно в категории руководящего персо­нала. Интеллектуальный и даже просветительский уровень нового попол-

321 нения существенно уступал досоветской интеллигенции. Среди новых кадров было много так называемых "выдвиженцев" пролетарского про­исхождения без специальной подготовки. В своей управленческой дея­тельности они вынуждены были опираться на консультации дипломиро­ванных специалистов.

14.2. Новая экономическая политика в Украине

8 начале 1921 г. кризисная ситуация достигла взрывоопасного преде­ла. Восстание матросов и рабочих Кронштадта, крестьянские волнения в южных губерниях Украины заставили правительство отказаться от прод­разверстки. Юридической основой реформы стал "Проект постановления ЦК о замене разверстки натуральным налогом", одобренный ЦК РКП(б) 18 февраля 1921 г. Этот документ был разослан в партийные комитеты гу­берний и национальных окраин. В нем предлагалось заблаговременно к началу посевной кампании определить общую сумму налога, с тем чтобы крестьяне знали, сколько хлеба будет требовать от них государство. После уплаты налога им предоставлялось право свободного распоряжения из­лишками сельхозпродукции, в том числе реализовать хлеб "в местном хо­зяйственном обороте", что означало не что иное как восстановление сво­бодной торговли, рыночных отношений.

X съезд РКП(б), который состоялся в марте 1921 г., принял решение о предоставлении возможности крестьянам использовать остатки продук­ции в местном товарном обороте.

Исходя из решений X съезда чрезвычайная сессия ВУЦИК 27 марта 1921 г. приняла постановление "О замене продовольственной разверстки натуральным налогом". Впоследствии СНКУССР издал декрет о формах и размере налога, который был значительно меньшим по сравнению с продразверсткой. Впервые словосочетание "новая экономическая поли­тика" встречается в резолюции майского (1921 г.) пленума ЦК РКП(б). Она предусматривала нормальный денежный оборот, создание сети орга­низаций и предприятий государственной торговли, прежде всего опто­вой, регулирование частной торговли при помощи банков, кредитных уч­реждений и налоговой политики.

9 августа 1921 г. В. Ленин подписал "Приказ Совета Народных Комис­саров о введении в жизнь начал новой экономической политики". В соот­ветствии с ним в государственной собственности оставались только боль­шие предприятия. На других заводах и фабриках допускалось частное хо­зяйствование, но через аренду. К середине 1923 г. в Украине было сдано в аренду около половины всех предприятий.

Средние и большие предприятия объединялись по отраслевым, тер­риториальным или отраслево-территориальным признакам. Такие объе­динения были названы трестами. Их составные части теряли производственную, коммерческую, а иногда и юридическую самостоятельность, поскольку не имели статуса юридического лица. Почти одновременно с трестами создавались синдикаты, организации, которые занимались тор­говыми операциями, сбытом продукции. По темпам восстановления круп­ная промышленность отставала от мелкой. После проведения в октябре 1922 г. денежной реформы появились средства, которые были направле­ны на электрификацию и развитие машиностроения. В 1925—1926 гг. был превзойден довоенный уровень промышленного производства.

Менее впечатляющих результатов достигла новая экономическая поли­тика в сельском хозяйстве. В 1923 г. было завершено перераспределение земли. Землепользование бедняцко-середняцких хозяйств увеличилось в полтора раза. В мае 1923 г. все налоги с крестьянского двора были сведены в единый сельскохозяйственный налог в денежной форме. На деньги, полученные по этому налогу, государство покупало зерно на рынке. Однако большая часть незаможников освобождалась от уплаты налога, и в 1925 г. налог не уплачивала пятая часть крестьянских дворов, т. е. фактически все незаможники. В то же время зажиточные, фермерские хозяйства переобла­гались налогом, и главное бремя налогов лежало на них. Это негативно сказалось на наращивании производства сельскохозяйственной продукции этими хозяйствами. Они просто не были заинтересованы в этом. Село уже не могло обеспечивать все потребности государства в зерне. Советская власть не была заинтересована в развитии единоличных, фермерских хо­зяйств. Ее программной целью было создание совхозов и колхозов. В осно­ве переобложения налогом лежали не экономические, а политические рас­четы. Освобождая от налогов незаможников, большевистская партия го­товила себе социальную опору для будущих глобальных преобразований в селе.

В мае 1923 г. в газете "Правда" появилась статья В. Ленина "О коопе­рации". В ней Ленин пересмотрел свою точку зрения на кооперацию, ко­торую ранее считал приемлемой только для капиталистического строя. В статье был сформулирован фундаментальный вывод — строй цивилизо­ванных кооператоров при совместной собственности на способы произ­водства — это и есть социалистический строй. Это означало одно: вместо того чтобы коллективизировать крестьян-владельцев, необходимо было создавать условия для кооперативного движения. Кооперативы не нуж­дались в отчуждении собственности, и крестьяне с охотой шли в них. Осо­бенно быстро развивались сельскохозяйственные виды кооперации — животноводческие, сахарно-свекольные, машино-тракторные и др. К на­чалу 1928 г. в сельскохозяйственную кооперацию было привлечено свыше половины крестьянских хозяйств Украины. Следовательно, решалась про­блема с крестьянином-владельцем.

Но руководство большевистской партии проигнорировало последние советы вождя. В партии одержали победу силы, которые стояли за сохранение ее диктатуры в политической и экономической жизни. После про­возглашения курса на индустриализацию усиливается давление на нэп­манов. Полным отказом от начал нэпа в сельском хозяйстве было прове­дение сплошной коллективизации, которая началась к концу 1929 г.

С ликвидацией нэпа утвердилась жесткая командно-административ­ная система руководства народным хозяйством.

14.3. Государственный строй

Изменения в государственном строе УССР были связаны прежде все­го с тенденцией к объединению экономических, политических, военных усилий советских республик. Следует Подчеркнуть, что инициатива тако­го объединения исходила из центра, от аппарата большевистской партии в Москве.

Создание Союза ССР. Еще в середине 1919г. партия большевиков про­вела под вывеской братского союза объединение жизненно важных сфер деятельности республик — обороны, экономики, труда, финансов, транс­порта, почты и телеграфа, управление которыми осуществлялось из Мос­квы. 28 декабря 1920 г. был подписан договор между РСФСР и УССР о военном и хозяйственном союзе. В преамбуле договора подчеркивалась независимость и суверенность обоих государств. Однако при помощи объе­диненных наркоматов партийная власть активно вмешивалась во внут­ренние и внешние дела Украины. Фактически к началу 1921 г. оформи­лось унитарное государство — Россия, под властным влиянием которой находились Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. Большевист­ская партия взяла на себя основную часть государственных полномочий. Следовательно, существовало государство с довольно централизованным управлением, которое не имело только одного — общего названия. Мос­ковские партийные лидеры считали необходимым "автономизировать" советские республики, т. е. сравнять их правовой статус с автономными единицами, которые входили в состав Российской Федерации. Напротив, лидеры советских республик (прежде всего Украины и Грузии) стреми­лись к большей самостоятельности.

Процесс "автономизации" возглавил нарком по делам национально­стей РСФСР И. Сталин. Назначенный в апреле 1922 г. на новую в партии должность генерального секретаря, он имел возможность оказывать дав­ление в этом направлении одновременно по партийной и государствен­ной линиям. В августе 1922 г. была создана комиссия политбюро ЦК РКП(б) для подготовки решения об усовершенствовании отношений меж­ду республиками. Сталин отстранил от работы в комиссии представите­лей республик и фактически сам подготовил проект решения под назва­нием "О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". В нем предусматривалось вхождение национальных республик в Российскую Федерацию на правах автономии. Необходимо подчеркнуть, что Сталин своим планом не придумал ничего нового, он только организационно оформил отношения между советскими республиками, которые сложи­лись к этому времени, поскольку партия все сделала для того, чтобы эти отношения не превышали уровня автономных.

"Автономизация" вызвала противодействие в партийных организациях советских республик, прежде всего в Украине. Негативно отреагировал на нее и Ленин, который в письме к политбюро обосновывал новую форму объединения. Предлагалось, чтобы Российская и Закавказская федерации вместе с Украиной и Белоруссией образовали равноправный союз. Ок­тябрьский пленум ЦК РКП(б) принял ленинский план объединения и образовал конституционную комиссию, которая высказалась за трехсту­пенчатую систему центрального управления — единые, объединенные и автономные наркоматы. Единые наркоматы имели неограниченную власть натерритории всей федерации, объединенные осуществляли связь по линии "центр — республика". Статус автономных в республиках со­храняли наркоматы юстиции, внутренних дел, образования, здравоохра­нения, земледелия и социального обеспечения. 10 декабря 1922 г. в Харь­кове открылся VII Всеу край не кий съезд Советов, который одобрил Дек­ларацию о создании Союза ССР и проект основ Конституции CCCR Де­легаты съезда обратились ко всем республикам с призывом немедленно приступить к законодательному оформлению единого государства и пред­ложили созвать общесоюзный съезд.

30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра открылся I Всесоюзный съезд Советов. Он принял решение о создании Союза ССР, утвердил Декларацию о создании СССР и Союзный Договор. Согласно этим документам четыре советские республики — РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР — образовали единое союзное государство. Договор определял структуру общесоюзных органов власти и их компетенцию. В систему цен­трального управления входили союзные, союзно-республиканские и рес­публиканские наркоматы. Был избран Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР в составе 371 члена, 88 из которых представляли Украину. Также были избраны четыре председателя ЦИК, от Украины — Г. Петровский.

Интересно, что непосредственно в день работы I съезда Советов В. Ле­нин, отстраненный тяжелой болезнью от политической жизни, изменил свою точку зрения относительно нового объединения. В письме "К во­просу о национальностях, или об "автономизации" он негативно отозвался о создании СССР и выразил сожаление, "что не вмешался довольно энер­гично и довольно резко в печально известный вопрос об автономизации, который официально называют, кажется, вопросом о Союзе Советских Социалистических Республик". В письме он предложил снова возвратить­ся к проблеме создания СССР, с тем чтобы сохранить союз только двух ведомств — военного и дипломатического, а во всех других сферах госу­дарственной деятельности восстановить самостоятельность республик. Теперь трудно понять, почему Ленин так кардинально изменил свою по­зицию относительно нового союза.

Доработка Договора и Декларации продолжалась в 1923 г., когда была создана специальная комиссия для выработки Конституции СССР.

В процессе подготовки проекта Конституции развернулась жесткая политическая борьба. Сталин и его сторонники старались максимально ограничить суверенитет республик. Комиссия при СНК УССР во главе с X. Раковским подготовила свой проект Союзного Договора, который за­щищал суверенные права республик. Но надежды на то, что центральное партийное руководство прислушается к голосу Украины, оказались на­прасными.

6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР приняла постановление об одобрении Основного Закона СССР. Окончательное утверждение Консти­туции СССР должно было произойти на II съезде Советов Союза ССР. Накануне II съезда Советов состоялись съезды Советов союзных респуб­лик, которые также одобрили Конституцию СССР. 31 января 1924 г. Кон­ституцию СССР окончательно утвердил II съезд Советов СССР.

По Конституции УССР 1919 г. Украина была унитарным государством. В 1924 г. волей большевистской партии в ее составе появилось автономное вкрапление.

Преследуя стратегические политические цели, большевистское руко­водство СССР принимает решение о создании молдавской государствен­ности. Однако поскольку большая часть молдавской территории находи­лась под властью Румынии, было решено разместить эту государственность на украинской территории. По переписи 1926 г. 48,5% населения Молдав­ской АССР составляли украинцы и только 30,1% — молдаване. По указа­нию из Москвы 29 июля 1924 г. ЦК КП(б)У принял решение о создании Молдавской автономной республики. Это решение было подтверждено постановлением ВУЦИК "О создании Автономной Молдавской ССР" от 12 октября 1924г.

19—23 апреля в г. Балта (ныне районный центр Одесской области) состоялся I Всемолдавский съезд Советов, который подтвердил провоз­глашение Молдавской АССР и принял Конституцию МАССР. 10 мая 1925 г. IX Всеукраинский съезд Советов утвердил Молдавскую АССР в составе УССР.

Проблема украинского населения так называемой Приднестровской республики, которая существует сейчас, была заложена политикой боль­шевистской партии в те годы, поскольку в состав Молдавской АССР вклю­чили районы, где в основном проживали украинцы.

Создание Союза ССР и принятие союзной Конституции внесло суще­ственные изменения в структуру органов власти и управления УССР.

Высшие органы власти и управления. Структуру органов власти в начале 20-х годов определяла Конституция УССР 1919 г. К высшим органам вла­сти и управления относились Всеукраинский съезд Советов, ВУЦИК, Президиум ВУЦИК и СНК.

Всеукраинский съезд Советов рассматривал важнейшие вопросы раз­вития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, фи­нансов, культурного строительства и др. Его решения имели высшую юри­дическую силу. С 1926 г. изменилась периодичность созыва Всеукраинских съездов Советов. Теперь они собирались не ежегодно, а один раз в два года.

Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет (ВУЦИК) был высшим органом власти в период между Всеукраинскими съездами Сове­тов. После принятия Конституции СССР 1924 г. полномочия ВУЦИК ре­гулировались Положением о ВУЦИК от 12 октября 1924 г. Оно определя­ло порядок избрания ВУЦИК, срок полномочий, периодичность созыва сессий (трижды в год).

В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти УССР был Президиум ВУЦИК. Его деятельность, состав регулировались Указом о порядке работы Президиу­ма ВУЦИК от 1 июля 1926 г. Указ предусматривал создание Малого Пре­зидиума ВУЦИК, который играл роль внутреннего вспомогательного орга­на. Он готовил вопрос на заседания Президиума, организовывал их проведение.

В связи с принятием Конституции СССР 12 октября 1924 г. было утверждено новое Положение о Совете Народных Комиссаров УССР. По­ложение подробно определяло состав СНК, в который входили председа­тель, его заместители, председатель Высшего Совета Народного Хозяй­ства, уполномоченные наркоматов СССР при УССР, народные комисса­ры. Тенденция к созданию командно-административной системы приве­ла к усилению исполнительной власти за счет законодательной. СНК по­лучил право рассмотрения и решения важнейших общегосударственных вопросов, в том числе принятия нормативных актов.

Центральное управление в отдельных сферах деятельности государства осуществляли народные комиссариаты.

В Украине по Конституции 1919 г, функционировало 16 народных ко­миссариатов. После принятия Конституции СССР 1924 г. народные ко­миссариаты были поделены на общесоюзные, объединенные и самостоя­тельные (культурные). Фактически в ведении УССР было шесть самостоя­тельных, или культурных, наркоматов: внутренних дел, земледелия, юсти­ции, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Объеди­ненные наркоматы УССР находились в двойном подчинении: соответству­ющему объединенному наркомату СССР и ВУЦИК УССР. Всего было пять объединенных наркоматов: Высший Совет Народного Хозяйства, финан­сов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, внутренней торговли. К

327 общесоюзным наркоматам относились военно-морской, внешней тор­говли, иностранных дел, почты и телеграфа, путей сообщения. 12 октяб­ря 1924 г. было утверждено Общее положение о народных комиссариатах УССР. В 1927—1929 гг. был принят ряд положений об отдельных наркома­тах, в которых четко определялись права, обязанности и структура нарко­матов.

Местные органы власти и управления. Процесс укрепления советов шел сверху донизу. Партийное руководство пришло к выводу, что лучшей систе­мы, через которую можно эффективно управлять обществом, существо­вать не может. Местные советы и исполкомы признавались едиными пол­номочными органами государственной власти на местах.

В 1921—1922 гг. был принят ряд постановлений, которые регулирова­ли перевыборы местных советов, сроки созыва съездов советов губерний и уездов. Существующая система административно-территориального разделения осложняла эффективный контроль за местным управлением.

В1922 г. в Украине началась админис?пршпивно-терршпориалышярефор­ма. Ее правовые основы были заложены постановлением ВУЦИК "Об упорядочении и ускорении работ по административно-территориально­му делению УССР" от 1 февраля 1922 г. Одесская и Николаевская губер­нии были объединены в одну — Одесскую, Запорожская губерния была присоединена к Екатеринославской, Кременчугская губерния была рас­формирована. В результате реформы количество губерний в Украине со­кратилось с 12 до 9.12 апреля 1923 г. ВУЦИК одобрил постановление "О новом административно-территориальном делении Украины", которым утвердил новое деление республики на округа и районы. Реформа приве­ла к значительному уменьшению количества административно-террито­риальных единиц: вместо 102 уездов стало 53 округа и вместо 1989 волос­тей — 706 районов. Количество сельских Советов сократилось с 15 696 до 9307. Это был важный шаг на пути централизации управления.

От старого административно-территориального деления в Украине остались еще губернии. Президиум ВУЦИК постановлением "О ликви­дации губерний и переходе к трехступенчатой системе управления" от 3 июня 1925 г. ликвидировал с 1 августа 1925 г. деление республики на гу­бернии. Отныне территория УССР подразделялась на 41 округ, 680 райо­нов, 10314 сельсоветов. Было также создано 12 национальных районов и 549 национальных сельсоветов, что свидетельствовало о толерантности украинцев по отношению к другим национальностям. Окончательный пе­реход к трехступенчатой системе управления завершился в 1929 г.

Ликвидация губерний способствовала приближению партийного цен­тра к местным органам власти, их непосредственному вмешательству в дела местного управления. И хотя советы считались полновластными орга­нами, работали они под постоянным контролем и надзором партийных органов.

Большое значение в местном управлении играли комитеты незамож­ных селян (комнезами). Часто на селе они были единственными органа­ми советской власти и подменяли своей деятельностью сельсоветы. 27 мая 1922 г. ВУЦИК принял Закон о комнезамах, который устанавливал их пра­ва и обязанности в условиях новой экономической политики. Законом были расширены административные полномочия комнезамов. Обязан­ности комнезамов сводились к активному участию в борьбе с контррево­люцией, охране порядка (борьба с бандитизмом, контрреволюцией, пьян­ством и кулаками), помощи правительству в проведении социалистичес­кого землеустройства, содействию органам советской власти в проведе­нии различных государственных обязательств, сборе сырья, к активному участию во всех видах кооперации и стремлению овладеть ими в интере­сах незаможного крестьянства, содействию хозяйственному строительству с проявлением собственной инициативы в электрификации села, учас­тию в работе рабоче-крестьянской инспекции и в судебных учреждениях, участию в деле народного образования и др. Следовательно, перед объе­динением незаможников стояли две задачи: защита политических и эко­номических интересов незаможного крестьянства и содействие органам советской власти в деле государственного и хозяйственного строительства в селе. Этазадачн осуществлялись как путем содействия государственным органам, так и непосредственным участием незаможников в работе госу­дарственного аппарата. Однако со временем комнезамы, которые были созданы как вспомогательный орган по установлению советской власти на селе, выполнили свои задания и их деятельность вступала в противоре­чие с деятельностью сельских советов. 16 ноября 1925 г. ВУЦИК и СНК принимают декрет "О комитетах незаможных селян УССР", по которому комнезамы были превращены в добровольные общественные организа­ции защиты интересов сельской бедноты.

В 1925 г. принимается ряд нормативных актов, которые определяли права и обязанности всех местных органов государственной власти. Важ­нейшими среди них были Положение об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах, Положение о районных съездах со­ветов и районных исполнительных комитетах, Положение о сельских со­ветах, Положение о городских и поселковых советах рабочих, крестьянс­ких и красноармейских депутатов.

Наибольшее значение партийная власть уделяла развитию сельских советов. 12 октября 1927 г. ВУЦИК принял новое Положение о сельских Советах, по которому они становились высшими органами власти на под­ведомственной им территории. Одновременно принимается и новое По­ложение о городских Советах рабочих, крестьянских и красноармейских депу­татов, по которому городские советы получили право составлять бюдже­ты городов и распоряжаться кредитами.

Судебная система и другие правоохранительные органы

Новая экономическая политика требовала перестройки судебной си­стемы. Правовой основой судебной реформы стало постановление ВУЦИК от 16 декабря 1922 г., которое утвердило "Положение о судоустройстве Украинской ССР". Этот документ был почти точной копией "Положения о судоустройстве РСФСР" от 31 октября 1922 г.

В соответствии с Положением в Украине создавалась единая система судебных органов: народный суд, губернский суд, Верховный суд УССР. Временно разрешалась деятельность военных трибуналов — по делам о преступлениях против Красной Армии; военно-транспортных трибуна­лов — по преступлениям на транспорте; особых трудовых сессий народ­ных судов — по делам о преступных нарушениях Кодекса законов о труде; земельных комиссий — в земельных делах; арбитражных комиссий — по делам о спорах между государственными организациями относительно имущественных прав.

Народный суд был главным звеном судебной системы и действовал в составе постоянного народного судьи или постоянного народного судьи и двух народных заседателей.

В 1924 г. принимаются общесоюзные "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик". В связи с переходом на трехступенчатую си­стему управления IX Всеукраинский съезд Советов 23 октября 1925 г. утвердил новое "Положение о судоустройстве Украинской ССР", по ко­торому судебная система приняла следующий вид: народный суд, окруж­ной суд, Верховный суд УССР.

Положение регламентировало не только организацию и деятельность судебных органов, но и прокуратуры, следователей, коллегии защитни­ков, нотариата и т. д.

Государственная прокуратура ЗССРбыла создана по образцу прокуратуры РСФСР. "Положение о прокурорском надзоре" было принято ВУЦИК 28 июня 1922 г. Оно предусматривало создание государственной прокурату­ры УССР как отдела в составе наркомата республики. Согласно "Положе­нию о судоустройстве Украинской ССР" государственная прокуратура УССР оставалась в составе Наркомюста УССР. Нарком юстиции был одновремен­но и генеральным прокурором республики. Он осуществлял общее руко­водство отделом прокуратуры Наркомюста УССР. Местными органами про­куратуры были прокуратуры округов, которые непосредственно подчиня­лись генеральному прокурору УССР. Положение 1925 г. определяло права и обязанности прокуратуры УССР в целом и каждого ее органа отдельно.

Через несколько месяцев после утверждения прокуратуры была созда­на советская адвокатура. "Положение об адвокатуре" от 2 октября 1922 г. предусматривало создание при губернских советах судей коллегий защит­ников по гражданским и уголовным делам. На членов коллегий защитни­ков возлагалась задача судебной защиты и участия в организации и дея­тельности юридических консультаций.

В связи с тем что в "Положение о судоустройстве Украинской ССР" 1925 г. в течение 1925—1929 гг. были внесены многочисленные изменения, возникла необходимость принятия нового Положения. Оно было утвер­ждено ВУЦИК и СНК УССР 11 сентября 1929 г. Положение сохранило действующую судебную систему — народный суд, окружной суд, Верхов­ный суд УССР. Народные судьи районов избирались окружными съезда­ми советов, а в городах и поселках — пленумами городских и поселковых советов. Окружной суд состоял из пленума, гражданского отдела, уголов­ного отдела, чрезвычайной сессии и особой сессии по делам о несостоя­тельности кооперативных организаций. Положение определяло также состав Верховного суда УССР.

До 1929 г. следственный аппарат пребывал в двойном подчинении — суда и прокуратуры. По положению 1929 г. следственный аппарат переда­вался прокуратуре. Судебные исполнители были как при окружных су­дах, так и при народных.

Положение 1929 г. имело отдельный раздел, посвященный организа­ции и деятельности Главного Суда АМССР — высшего судебного органа на территории этой республики.

Кроме единой судебной системы в Украине в 1926—1929 гг. действова­ли специальные суды — дисциплинарные суды и военные трибуналы. Служебные проступки рассматривались согласно Положению о дисцип­линарных судах от 3 февраля 1926 г. Они создавались при ВУЦИК (Глав­ный дисциплинарный суд) и при окружных исполнительных комитетах (окружные дисциплинарные суды). Дисциплинарные суды применяли такие взыскания, как замечание, предупреждение, строгий выговор, пе­ревод на другую должность, увольнение с работы и др. Эти суды были от­менены в 1927 г.

Дела о военных и некоторых других преступлениях, совершенных воен­нослужащими, рассматривались военными трибуналами согласно "Поло­жению о военных трибуналах и военной прокуратуре" от 20 августа 1926 г. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, армиях, флотах, корпусах, дивизиях. Общее руководство их деятельностью осуще­ствлял Верховный суд УССР. В каждом военном трибунале были военный прокурор и его помощники.

Для улучшения работы народных судов и их разгрузки в Украине были созданы общественные (товарищеские) суды. Они организовывались на заводах, фабриках, в общественных и государственных учреждениях. Из­бирались общественные суды общим собранием рабочих и служащих сро­ком на один год. Они рассматривали мелкие дела, которые не имели боль­шого социального значения и за которые предусматривалось наказание в виде предупреждения, общественного осуждения, штрафа в 10 руб.

Date: 2015-08-24; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию