Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие выводы 1 page





Западноукраинская Народная Республика оставила заметный след в процессе развития украинской национальной государственности. Впервые после Галицко-Волынского периода западноукраинский народ получил нацио­нальную независимость. Были проведены важные реформы во многих сфе­рах государственной жизни. К достижениям ЗУНР следует отнести со­здание действенной системы центральных и местных органов власти и управления, реформирование системы органов здравоохранения, образования, издательского дела, создания боеспособной Украинской галицкой армии.

Активной была и внешнеполитическая деятельность ЗУНР. Предста­вители республики побывали в США, Канаде, Франции, Германии, Великой Британии, Аргентине, Бразилии, где информировали власти об украинском народе, государстве, добиваясь ее официального признания и помощи.

Постоянные переговоры между ЗУНР и УНР привели к объединению двух украинских государств. Но это заметное и долгожданное событие в исто­рии Украины не имело желаемых последствий. По мнению одного из участ­ников Акта воссоединения М. Шаповалова, оно было "больше теоретико-юридическим, чем фактическим". Хотя ЗУНР превращалась в Западно-украинскую Область УНР, на ее территории продолжала функционировать своя система органов власти и управления. Руководители двух украинских государственных образований в самые трудные моменты не могли достиг­нуть согласия, поступившись соборными интересами перед собственными.

Ошибкой ЗУНР и УНР была переоценка внешних сил как опоры в борьбе за независимость. Все эти силы преследовали собственные интересы, час­то противоположные интересам украинского народа.

Политические силы Украины не имели представления о том, куда вести народ: к социализму или к демократической государственности. Поэтому власть не имела поддержки ни в селах, ни среди рабочих в городах.

Однако борьба за украинскую государственность в 1917—1920 гг. не прошла бесследно. Главным достижением стало возрождение в сознании масс идеи украинской государственности. Возросло национально-государствен­ное сознание населения Украины, выросло новое поколение украинской ин­теллигенции, которое подхватило идею национально-государственного строительства.

Именно поэтому большевистское правительство России вынуждено было на первых порах после установления в Украине советской власти проводить политику, отвечающую интересам широких народных масс.

297 Рекомендованная литература

1. Історія держави і права України: У 2 ч. // За ред. А.Й. Рогожина. — К., 1996.- 4.2.

2. Історія України. Нове бачення: У 2 т. // За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 1996.-Т. 2.

3. КиваловС.В., Орзих М.Ф., Музыченко П.П. и др. Парламентское право Украины и Азербайджана: достижения и просчеты. 1917—1920. — Одесса, 2000.

4. Кулъчицътй B.C., Настюк M.L, Тищик Б.Й. Історія держави і права України. —Львів, 1996.

5. Малик Я., Вол Б., Чуприна В. Історія української державності. — Львів, 1995.

6. Нагаєвський І. Історія Української держави двадцятого століття. — Львів, 1993.

7. Субтельний О. Україна: Історія. — К., 1991.

8. Тищик Б.Й., Вівчаренко О.А. Українська Народна Республіка 1918— 1923 pp. — Коломия, 1993.

Глава 13

ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ (1917-1920 гг.)

• Общий исторический обзор.

• Государственный строй.

• Судебная система и другие правоохранительные и репрессивные органы.

• Формирование основ социалистического права.

• Общие выводы.

13.1. Общий исторический обзор

Октябрьский переворот 1917 г. в Петрограде открыл эру господства одной из самых страшных идеологий XX в., целью которой была всемир­ная социалистическая революция. Но в то время большевики еще не име­ли значительного влияния на население..Выборы во Всероссийское Учре­дительное Собрание, которые состоялись в ноябре — декабре 1917 г., по­казали, что в России большевиков поддерживает только 25% избирателей. В Украине за большевиков отдали свои голоса около 10% избирателей, тог­да как за украинские партии — 75%.

Для улучшения своего положения в Украине большевики, которые усматривали в Центральной Раде основного соперника в борьбе за власть, начали бешеную пропагандистскую кампанию. Центральная Рада изоб­ражалась как контрреволюционная, буржуазно-националистическая, ан­тинародная организация. Через большевиков Украины проводилась идея переизбрания Центральной Рады на Всеукраинском съезде Советов пу­тем обеспечения на нем необходимого большевикам состава делегатов.

Ярким проявлением агрессивности и классическим примером рево­люционной демагогии Петрограда относительно Украины явился "Ма­нифест украинскому народу с ультимативными требованиями к Украин­ской Раде" от 3 декабря 1917 г. В нем говорилось, что Центральная Рада "ведет двузначную буржуазную политику", которая выражалась в неже­лании Рады созвать Всеукраинский съезд Советов. Обвинение было наду­манным, поскольку съезд должен был открыться 4 декабря и об этом зна­ли в Петрограде. Унизительная форма ультиматума была необходима для вооруженного вмешательства во внутренние дела Украины.

299 Съезд представителей рабочих, армии и крестьян (Всеукраинский съезд Советов) открылся 4 декабря 1917 г. в Киеве. В его работе приняло участие более 2,5 тыс. делегатов. Большевики, оказавшись в значительном мень­шинстве, поняли, что им не удастся осуществить государственный пере­ворот. Выразив возмущение ультиматумом, съезд высказал полную под­держку Центральной Раде.

В этих условиях большевики покидают киевский съезд и отправляют­ся в Харьков, где 11—12 декабря 1917 г. под охраной советских войск был инсценирован альтернативный съезд советов. На нем 200 делегатов пред­ставляли только 89 советов из 300 существующих в Украине. Съезд про­возгласил установление советской власти в УНР и избрал Центральный исполнительный комитет советов, который, в свою очередь, создал На­родный Секретариат — правительство советской Украины. 17 декабря ЦИК советов Украины опубликовал манифест о низвержении Центральной Рады и Генерального Секретариата, игнорируя тот факт, что последние имели власть на 3/4 территории Украины.

25 декабря 1917г. началась оккупация Украины советскими войсками.

Советское правительство находилось в Киеве три недели. Условия Брест­ского соглашения заставили Народный Секретариат перебраться из Киева в Полтаву, а оттуда 9 марта 1918 г. — в Екатеринослав. Здесь 17—19 марта состоялся II Всеукраинский съезд Советов, а 21 марта новоизбранный ЦИК советов Украины переехал в Таганрог, который стал последним местом его пребывания на украинской земле,

В июле 1918 г. в Москве был проведен учредительный съезд КП(б)У, которая создавалась как областная организация РКП (б). Это позволяло РКП(б) более активно вмешиваться в украинские дела.

28 ноября 1918 г. в Курске было создано Временное рабоче-крестьян­ское правительство Украины.

После весеннего контрнаступления Красная армия к маю 1919 г. взя­ла под свой контроль почти всю территорию Украины. В начале января 1919 г. Временное рабоче-крестьянское правительство переехало в Харь­ков. 6 января Украина провозглашается Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР). 25 января было декларировано о необ­ходимости объединения УССР с РСФСР на принципах социалистичес­кой федерации.

Национализация, которая происходила под лозунгами перехода от капиталистического к социалистическому способу производства, окон­чательно развалила подорванный мировой войной рыночный механизм, ликвидировала частную инициативу, свела до минимума товарно-денеж­ные отношения. Перестали действовать экономические законы. Их ста­рались заменить административными решениями, прежде всего центра­лизацией управления, путем создания сети вертикальных структур, вве­дения различных мобилизаций и принудительных работ.

Разрыв экономических связей между городом и деревней обострил продовольственную проблему. 12 апреля 1919 г. советское правительство Украины издало декрет о введении продразверстки.

Вследствие введения политики "военного коммунизма" и диктатуры пролетариата обострилось внутриполитическое положение в Украине. В ответ на давление тоталитарной системы развернулось антибольшевист­ское движение крестьянства. Фактически в Украине началась крестьян­ская война, которую официальная пропаганда называла "куркульской контрреволюцией". Только в июле 1919 г. было зафиксировано 207 анти­коммунистических выступлений на территории УССР. Вся крестьянская Украина восстала против большевиков. Особую роль в этой войне сыгра­ли крестьянские партизанские отряды под командованием атаманов Гри­горьева, Зеленого, Махно, Орловского, Соколовского.

9 мая 1919 г. кавалер ордена Красного Знамени атаман Григорьев издал универсал к украинскому народу с призывом к борьбе с большевиками. "Народ украинский, народ замученный!.. — писалось в универсале. — Ты работаешь день и ночь, ты светишь фитилем, ты ходишь в постолах и в штанах из мешка, вместо чая ты пьешь горячую воду без сахара, а те, кото­рые обещают тебе светлое будущее, эксплуатируют тебя, с тобой воюют с оружием в руках, забирают твой хлеб, реквизируют твою скотину и уверя­ют тебя, что все это в пользу народную (...) Народ украинский! Бери власть в свои руки! Пусть не будет диктатуры ни отдельного лица, ни партии! Пусть живет диктатура трудового люда, пусть живут мозолистые руки кре­стьянина и рабочего. Долой политических спекулянтов! Долой насилие справа, долой насилие слева! Пусть живет власть советов народа Украи­ны!" Крестьянское движение было одной из главных причин падения со­ветской власти в Украине летом 1919 г. Под давлением деникинцев и объе­диненной армии УНР к концу августа 1919 г. советские правительствен­ные учреждения вынуждены были срочно покинуть Киев. Советская власть в Украине, потеряв военную поддержку, политический авторитет и социальную опору, упала вторично.

В начале осени 1919 г. большинство территории Украины оказалось под властью генерала А. Деникина. И хотя деникинекая власть ликвидирова­ла политику "военного коммунизма", декларировала восстановление сво­бодной торговли, неприкосновенность права собственности и обещала провести земельную реформу, она не нашла поддержки у крестьянства Украины. К социальным мотивам неприятия белогвардейского режима в Украине добавился и национальный. Впоследствии в тылу Деникина раз­вернулось массовое повстанческое движение. Важнейшую роль в разгро­ме деникинцев сыграли отряды Н. Махно.

27 сентября 1919 г. махновцы нанесли сокрушительный удар по бело­гвардейцам около с. Перегоновки. За два недели боев от деникинцев было

301 освобождено около половины территории Украины. Успехи махновцев использовала Красная армия, которой удалось вытеснить белогвардей­цев из Северной Украины. В начале января 1920 г. подразделения Рево­люционной повстанческой и Красной армий встретились около Алек-сандровска. Махновцы заявили о своем намерении вести совместную борьбу с белыми. Однако другого мнения было командование Красной армии. Махно и его сторонники были объявлены вне закона и вынужде­ны были отступить. К концу января 1920 г. советская власть в Украине была восстановлена.

Снова началась национализация, была восстановлена трудовая повин­ность, проводились массовые репрессии против махновцев, В течение года в Украине были созданы органы принудительных работ, оборудовано 18 концентрационных лагерей.

Жестокая политика советской власти привела к развертыванию повстанческого движения. Возобновила свою деятельность Революцион­ная повстанческая армия под руководством Н. Махно.

После победы над Врангелем все усилия большевиков были сосредо­точены на ликвидации повстанческого движения в Украине. Наступле­ние Красной армии вызвало революционный всплеск в Западной Украи­не. В Тернополе 8 июля 1920 г. было создано временное советское прави­тельство Восточной Галиции — Галицкий революционный комитет во гла­ве с В. Затонским, а на местах — уездные, городские и сельские ревкомы. Было провозглашено создание Галицкой советской социалистической рес­публики. Галицкий ревком издал декреты об установлении советской вла­сти в Восточной Галиции, об аннулировании всех законов австро-венгер­ской монархии и Польши, о конфискации помещичьих и церковных зе­мель, о национализации банков и промышленности и др. Однако в 1920 г. большевикам не удалось закрепить советскую власть в Западной Украине и добиться ее воссоединения с УССР.

Борьба повстанцев против большевистского режима продолжалась до осени 1921 г. 28 августа 1921 г. Н. Махно с небольшим отрядом перешел границу Украины и был интернирован на территории Румынии.

Однако гражданская война продолжалась. Крестьянство упорно сопро­тивлялось диктатуре пролетариата и "военному коммунизму". Оно было последней силой, которая продолжала борьбу с большевиками. Положить конец гражданской войне мог только политический компромисс между враждующими сторонами. Еще весной 1921 г. Ленин принимает решение о переходе к новой экономической политике. Введение нэпа прекратило гражданскую войну и на долгие десятилетия утвердило советскую власть в Украине.

13.2. Государственный строй

I Всеукраинский съезд Советов, который работал 11—12 декабря 1917 г. в Харькове, принял резолюцию "Об организации власти в Украине", в которой указал, что "Украина провозглашается Республикой советов ра­бочих, солдатских и крестьянских депутатов".

Высшим органом власти провозглашался Всеукраинский съезд Советов. В перерывах между съездами его функции должен был исполнять Цен­тральный исполнительный комитет (ЦИК). В состав ЦИК входил 61 член. Первым председателем ЦИК был избран Ю. Медведев. II Всеукраинский съезд Советов увеличил состав ЦИК до 102 членов. ЦИК формировался по партийной принадлежности, поскольку большевики вынуждены были в то время мириться с существующей многопартийностью.

Свою работу ЦИК проводил через отделы: агитационный, хозяйствен­ный, связи, военный. ЦИК из своего состава избирал Президиум, компе­тенция которого ограничивалась организацией работы его пленумов.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государствен­ной власти советской Украины было правительство — Народный Секрета­риат. Формирование правительства было компетенцией ЦИК. 4 марта 1918 г. председателем Народного Секретариата был назначен Н. Скрыпник. Центральными органами управления были секретариаты, которые воз­главляли народные секретари. В официальных документах советской вла­сти использовалось название — Украинская Народная Республика.

6 января 1919 г. декретом Временного рабоче-крестьянского правитель­ства Украины устанавливается новое название государства — Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР).

17 декабря 1917 г. было создано 11 народных секретариатов: военных дел; внутренних дел; труда, торговли и промышленности; финансов; зем­леделия; продовольствия; межнациональных дел; народного образования; путей сообщения; почт и телеграфов; судебных дел.

Впоследствии народный секретариат межнациональных дел был пе­реименован в народный секретариат иностранных дел.

Законодательного определения компетенция Народного Секретариа­та не имела.

29 января 1919 г. правительство советской Украины стало называться Советом Народных-Комиссаров УССР. Центральные органы управления получили название "народные комиссариаты". Их возглавили народные комиссары.

Формирование высших органов власти и управления в советской Украине полностью зависело от Москвы. 28 ноября 1918 г. по указанию ЦК РКП(б), который игнорировал существование Народного Секретариа­та как правительства Украины, в Курске было создано Временное рабоче-крестьянское правительство Украины, которое даже не старалось прово-

303 дать самостоятельную государственную политику. 25 января 1919 г. в Харь­кове оно декларировало необходимость объединения УССР с РСФСР на принципах социалистической федерации. Украинская государственность в УССР имела сугубо формальный характер. 11 декабря 1919 г. создается Всеукраинский революционный комитет — фактически высший законо­дательный и исполнительный орган советской власти в Украине. Его пред­седателем стал Г, Петровский. 27 января 1920 г. Всеукрревком аннулиро­вал все декреты правительства УССР, которые касались функционирова­ния органов власти, и заменил их российскими декретами. Свои полно­мочия Всеукрревком сложил во второй половине февраля 1920 г. Была вос­становлена деятельность ВУЦИК и СНК Украины.

Местные органы власти. По мере распространения советской власти на территорию Украины Народный Секретариат отменял должности губерн­ских, уездных и городских комиссаров, установленные Центральной Радой.

Местными органами власти были провозглашены советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и их исполнительные комитеты. Поэтому главной задачей, стоящей перед советской властью, была боль­шевизация местных советов.

28 ноября 1918 г. Временное рабоче-крестьянское правительство Украины приняло "Временное положение об организации власти на местах". В нем указывалось, что советская власть в Украине восстанавливается с учетом опыта государственного строительства в РСФСР. Положение требо­вало немедленной организации на местах военных ревкомов, а в селах — комитетов бедноты. Эти чрезвычайные органы власти должны были со­здаваться местными организациями КП(б)У.

Как при формировании местных советов, так и при выборах исполко­мов обеспечивалось пропорциональное представительство в них фракций основных политических партий.

Хотя Украина официально имела статус независимой советской рес­публики, свободное избрание местных советов на ее территории не про­водилось. Вместо этого создавались чрезвычайные органы власти — рев­комы и военные ревкомы, формирование которых было прерогативой большевистской партии. К концу 1920 г. ревкомы составляли большин­ство в общей структуре государственных органов власти. В губерниях и уездах создавались специальные "тройки", в волостях — "четверки", ко­торым предоставлялась неограниченная власть на местах.

В исполнении власти на местах заметная роль принадлежала комен­дантам и комиссарам, которые назначались, как правило, ревкомами.

При формировании местных органов советской власти абсолютное большинство в них сохранялось за членами КП(б)У, которые в губернских исполкомах в 1920 г. составляли 91,1% общей численности.

К лету 1920 г. большевики устранили с политической арены все другие партии и КП(б)У превратилась в основной элемент государственного аппарата. Решения Политбюро ЦК КП(б)У всегда предшествовали постанов­лениям ВУЦИК и СНК УССР, т. е. основы тоталитарной государственно­сти начали формироваться не к концу 20-х годов, а в их начале.

30 апреля 1920 г. ВУЦИК и СНК одобрили постановление о создании комитетов незаможных крестьян (комнезамов), которые отличались от комитетов бедноты (комбедов), во-первых, по составу, в который входи­ли середняки, поскольку украинское село было середняцким, в отличие от российского; во-вторых, комбеды создавались как бы взамен сельских советов, а комнезами были образованы параллельное сельскими совета­ми и действовали под их руководством. Комнезами сыграли активную роль в укреплении советской власти на селе, в частности в проведении продо­вольственной политики.

13.3. Судебная система и другие правоохранительные и репрессивные органы

Ликвидация судебной системы и других правоохранительных органов была составной частью большевистской программы полного развала ос­татков структур государственного аппарата царского режима, Временно­го правительства, Центральной Рады, Гетманата и Директории.

Судебные органы. Юридическим оформлением начала советского су­дебного строительства в Украине было постановление Народного Секре­тариата Украины "О введении народного суда" от 4 января 1918 г.

Народные суды уездов и городов были главным звеном судебной си­стемы. Согласно постановлению создавались участковые, уездные и город­ские народные суды. Постановления и решения народного суда были окончательными и не подлежали апелляционному и кассационному об­жалованию.

Постановление от 4 января 1918 г. предусматривало создание револю­ционных трибуналов. 23 января 1918 г. принимается Положение о рево­люционных трибуналах, в котором были регламентированы вопросы их организации и процессуальной формы деятельности.

В первый год своей деятельности советская власть увлекалась идеей перераспределения компетенции между государственными и обществен­ными органами в пользу последних. Не обошло это и судебную систему. Постановлением Народного Секретариата от 20 января 1918 г. из компе­тенции народного суда изымался целый ряд дел. Так, жилищные вопросы передавались на рассмотрение жилищных камер при местных советах, земельные вопросы подлежали рассмотрению в крестьянских земельных комитетах, дела, связанные с социальным страхованием, рассматривались в страховых органах, примирительных камерах, трудовые споры должны были решаться в отделах работы местных советов.

305 19 февраля 1919 г. СНКУССР принял декрет о суде, которым отменял все суды, организованные предыдущими режимами. Среди юридических актов, которые формировали судебную систему, следует назвать Времен­ное положение о народных судах и революционных трибуналах УССР от 20 февраля 1919г., декрет СНК УССР "Об утверждении Верховного Касса­ционного суда" от 16 апреля 1919 г., инструкцию Народного комиссариата юстиции УССР "О судоустройстве** от 12 мая 1919г.

В системе судов, создаваемых советской властью, центральное место принадлежало революционным трибуналам, которые учреждались по од­ному на губернию. Количественный состав трибунала устанавливал губис-полком, но он не мог быть меньше 15 человек. Дела рассматривались в составе пяти, а с марта 1920 г. — в составе трех членов трибунала. Члены трибунала избирались губисполкомом сроком на 6 месяцев. Предваритель­ное следствие осуществляли особые народные следователи. Для выполне­ния функций обвинения и защиты создавались коллегии обвинителей и коллегии правозащитников. К компетенции трибуналов относились дела о контрреволюционных преступлениях, государственной измене, шпио­наже, должностных преступлениях, спекуляции и т. д. В 1920 г. ревтрибу­налам были переданы также дела о бандитизме, разбое, грабеже, разворо­вывании и некоторые другие преступления.

Для рассмотрения дел особой важности в конце мая 1919г. был создан Верховный революционный трибунал, который действовал как суд пер­вой инстанции.

По Временному положению от 20 февраля 1919 г. были ликвидирова­ны уездные и городские народные суды. На основе участковых судов со­здавался единый народный суд. Количество таких судов в каждом городе и уезде и район его действия определялись в городах — городскими сове­тами, а в уездах — уездными исполкомами советов. Как кассационная инстанция в каждом уезде был создан Совет (съезд) народных судей. В него входили все народные судьи уезда.

В соответствии с Положением СНК УССР "О народных судах" от 26 октября 1920 г. создавались губернские Советы народных судей, кото­рые имели постоянный состав — председатель, его заместители и от двух до пяти постоянных членов. В Совет входили также все народные судьи губернии, которые принимали участие в его заседаниях по очереди.

При рассмотрении уголовных дел народный суд действовал в составе народного судьи и двух или шести народных заседателей, которые изби­рались общим собранием городского совета в городах и исполнительны­ми комитетами советов в уездах.

Для занятия должности народного судьи обязательным был стаж по­литической работы. Народный суд рассматривал дела о посягательстве на жизнь, об изнасиловании, нанесении тяжких телесных повреждений, раз­бое, грабеже, подделке документов и знаков денежной оплаты.

В Красной армии для борьбы с контрреволюционными, военными и другими преступлениями были созданы революционные военные трибу­налы. Положение об особых военных трибуналах было принято 11 декаб­ря 1918 г.

К внесудебным репрессивным органам следует отнести также Все-украинскую чрезвычайную комиссию, которая по примеру РСФСР была создана декретом Временного рабоче-крестьянского правительства Украи­ны 12 декабря 1918г. Председателем ВУЧК был назначен И. Шварц, а по­том М. Лацис.

30 мая 1919г. ВУЦИК утвердил Положение о Всеукраинской и местных чрезвычайных комиссиях. В соответствии с этим Положением ВУЧК по борьбе с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом создавалась как отдел Наркомата внутренних дел. В1920 г. ВУЧК была переподчинена СНК УССР. В структурном отношении ВУЧК подразделялась на отделы: юридический, который вел расследование и готовил дела в ревтрибуна­лы; отдел иностранного контроля для борьбы с контрреволюционной де­ятельностью представителей иностранных государств; оперативный, в компетенцию которого входило предупреждение и раскрытие контрре­волюционных преступлений. Местные чрезвычайные комиссии создава­лись местными советами на правах их отделов. Члены чрезвычайных ко­миссий назначались и отзывались исполкомами местных советов. По вер­тикали местные ЧК подчинялись ВУЧК.

17 мая 1920 г. ВУЦИК принял декрет о создании Центрального управ­ления чрезвычайных комиссий для борьбы с контрреволюцией, спекуля­цией и должностными преступлениями (Цупчрезком). За всю работу ЧК отвечал начальник Цупчрезкома, который подчинялся СНКУССР. В со­ставе Цупчрезкома был создан политический отдел для борьбы с анархо-бандитизмом и с украинской националистической контрреволюцией. Немного позднее был создан отдел для борьбы с контрреволюцией, сабо­тажем и спекуляцией на транспорте.

Прямое руководство деятельностью ЧК осуществляла большевистская партия. Это привело к грубым нарушениям законности, поскольку главной задачей деятельности ЧК была ликвидация идеологических противников.

На основании изданного в конце ноября 1918 г. декрета Временного рабоче-крестьянского правительства Украины "Об организации власти на местах" при военно-революционных комитетах были созданы отделы на­родной милиции, которые проводили борьбу с грабежами и хулиганством, поддерживали революционный порядок и действовали на общественных началах.

5 февраля 1919 г. правительство приняло декрет об организации совет­ской милиции на штатной основе. Постепенно создавались уголовный розыск, общая, судебно-уголовная, промышленная, железнодорожная, речная и морская милиция.

Организация и деятельность общей милиции регламентировалась Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, разработан­ной НКВД в середине 1919 г.

Ілавньїми задачами милиции была борьба с преступностью, охрана общественного порядка и др. Всю систему милиции возглавляло Главное управление советской милиции НКВД Украины. На местах (в губерниях и уездах) создавались местные управления милиции, которые находились в двойном подчинении — НКВД и местным исполкомам Советов.

На работу в милицию принимались лица, которые достигли 21 года и имели рабочее или крестьянское происхождение.

Компетенция железнодорожной милиции была определена постанов­лением СНК УССР "Об организации железнодорожной милиции" от 18 июня 1919 г. Железнодорожная милиция вела борьбу с преступлениями на транс­порте, охранял а железнодорожные сооружения, присматривала за очищени­ем железнодорожного полотна и порядком на станциях. Аналогичную ком­петенцию имели речная и морская милиция, На промышленную милицию возлагалась охрана заводов, фабрик и других промышленных объектов.

Летом 1919 г. в связи с усложнением военного положения Советской республики были приняты меры по милитаризации милиция. 30 июля Совет обороны Украины издал постановление "О милитаризации милиции", согласно которому 1/3 рядового и 1/5 командного состава милиции по очереди должны были пребывать на фронте.

Окончательно система милицейских органов сложилась к середине 1920г.

В период гражданской войны с целью "изоляции враждебных элемен­тов" создавались лагеря принудительных работ, которые подчинялись НКВДиВУЧК.

13.4. Формирование основ социалистического права

Главной особенностью формирования советской правовой системы в Украине было то, что она создавалась как однородная системе права боль­шевистской России. Это была рецепция в ее наиболее простой форме ->• приспособление права одного государства к условиям другого. При отсут­ствии той или иной правовой нормы как главный источник права исполь­зовалось революционнее правосознание. Приоритет революционного правосознания над другими источниками права основывался на господ­стве в те годы психологической теории права, которая считала важней­шим аспектом правовой действительности не норму права и правоотно­шения, а правосознание.

Конституционное право. Основы государственного строительства были определены первыми российскими декретами советской власти, действие которых было распространено и на Украину. Как высшие, так и местные

органы власти и управления строились по образцу большевистской Рос­сии. Главным звеном государственного механизма были советы, которые большевики рассматривали как наиболее приемлемую для них форму дик­татуры пролетариата. 8 февраля 1919г. СНКУкраины принял постановле­ние "Об организации местных органов Советской власти и порядке управления", где поставил вопрос о передаче власти советам. Юридиче­ски система советов в масштабах всей Украины была утверждена первой советской Конституцией Украины.

Конституция УССР 1919 г. Проект Конституции УССР был обсужден на III съезде КП(б)У, который состоялся в начале марта 1919г. Съезд при­знал необходимым принять для УССР Конституцию РСФСР, допуская ее изменения в зависимости от местных условий.

Date: 2015-08-24; view: 253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию