Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные международные конфликты и противоречия





Несмотря на формирование государственного и торгового интересов, в международных отношениях XVI—XVII вв. динас­тический и конфессиональный принципы продолжали играть важную роль.


В конце XV в. возник острейший династический конфликт между французскими королями и германскими императорами. Его предпосылкой явились давние притязания обеих монархий на территории, протянувшиеся по левому берегу Рейна от Аль­пийских гор до побережья Северного моря и пролива Ла-Манш. Зерна этого конфликта были посеяны еще в 843 г., когда по Верденскому договору империя Карла Великого была разделена на три части, ставшие прообразом будущих госу­дарств Франции, Германии и Италии. Причем, левобережье Рейна досталось итальянскому королю Лотарю (от имени кото­рого происходит название Лотарингии). Разумеется, итальян­ский король не мог контролировать земли, отделенные от его основных владений высокогорьем Альп. Эта обширная терри­тория и стала яблоком раздора между французскими и немец­кими властителями. Так зародился один из вековых междуна­родных «антагонизмов» в Европе.

Его обострению в конце XV в. способствовало то, что Франция, победив в Столетней войне, встала на путь активной территориальной экспансии, подчиняя себе одно за другим со­предельные феодальные владения. В 1494 г. она развязала войну с целью захвата Италии. Начались т.н. Итальянские войны Франции, завершившиеся лишь в 1559 году. Одновре­менно более активную внешнюю политику стала проводить и сама Империя. С 1438 г. императорами избирались представи­тели австрийского дома Габсбургов, которые с конца XIII в. правили в т.н. Восточной марке, образованной еще Карлом Ве­ликим, и других подвластных землях. Со временем название этого феодального владения трансформировалось в привычное нашему слуху «Австрия» (Остмарк — Острайх — Остеррайх). Многие из территорий, на которые претендовали французские короли, издавна входили в состав Священной Римской импе­рии германского народа, либо также были объектом притяза­ний императора. Поэтому столкновение обеих монархий из-за раздела или передела земель на Рейне и в Италии было вполне предсказуемым. Правда, им удалось благодаря компромиссу разрешить спор о наследстве герцога Бургундского Карла Сме­лого, который погиб в 1477 г., не оставив наследника по муж­ской линии. Единственная его дочь Мария вышла в том же году замуж за Максимилиана Австрийского, ставшего в 1493 г. германским императором. Благодаря этому браку в состав на­следственных владений Габсбургов вошли обширные террито­рии на северо-западе Европы — Бургундия, Франш-Конте, Артуа, Пикардия, Голландия и Зеландия. Однако французский король Людовик XI, недовольный таким поворотом событий, вторгся со своими войсками в Артуа и Пикардию. Согласно Аррасскому договору, положившему в 1482 г. конец этой


войне, Габсбургам пришлось уступить французскому королю шпадную часть Бургундии.

Раздел Бургундии, однако, не привел к примирению Габс­бургов с французскими королями. Император Максимилиан I женил своего сына Филиппа на дочери Фердинанда Арагон­ского и Изабеллы Кастильской, Хуане, прозванной Безумной (она страдала душевной болезнью). У Филиппа и Хуаны родил­ся сын Карл, который после смерти «католического короля» Фердинанда в 1516 г. был провозглашен королем-соправителем Испании. После смерти своего деда императора Максимилиа­на 1 Карл унаследовал владения Габсбургов в северо-западной и центральной Европе. В 1519 г. он был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V и стал самым могущественным из монархов Европы. Нельзя забывать, что благодаря открытиям мореплавателей и завоеваниям кон­кистадоров в его владении оказалась и обширная колониальная империя Испании. Опираясь на несметные богатства своей державы, над которой, по словам современников, «никогда не заходило солнце», Карл V попытался установить гегемонию Габсбургов в Европе.

Таким образом, вскоре после триумфальных побед второй половины XV в. международное положение Франции снова ухудшилось. На суше со всех сторон — в Нидерландах, Италии и на Пиренейском полуострове — она была окружена владе­ниями Габсбургов. Это обусловило одну из долговременных целей внешней политики Франции — прорыв враждебного ок­ружения или хотя бы ослабление тисков, которые сдавливали ее извне.

Вскоре после своего избрания император Карл V предъявил притязания на всю Бургундию и на захваченное Франциском I Миланское герцогство, которое находилось в вассальной зави­симости от Священной Римской империи. Началась война, во время которой на стороне Карла V стояли папа Адриан VI, Ве­неция и английский король Генрих VIII. В битве при Павии в 1525 г. французы потерпели сокрушительное поражение, а Франциск был взят в плен. Он был вынужден подписать с им­перией Мадридский договор, который обязывал его отречься от притязаний на Милан и отдать Габсбургам Бургундию. Од­нако в это время могущество, которого Карл V добился в ре­зультате победы над Францией, стало внушать опасения его со­юзникам. Новый папы Климент VII образовал в 1527 г. против императора Священную лигу, в которую вошли Франция, Анг­лия и некоторые итальянские государства. Папа освободил Франциска I от обязательств, принятых им по Мадридскому договору. В ходе новой войны императорские войска взяли и разграбили Рим, из которого папе пришлось спасаться бегст-


вом. Война закончилась в 1529 г. т.н. «дамским миром», заклю­ченном в Камбрэ по поручению обоих монархов Луизой Са-войской (матерью Франциска I) и Маргаритой Габсбург (тет­кой Карла V и правительницей Фландрии). По условиям этого договора, Франция отказывалась от притязаний на Милан, а император — от Бургундии. В ознаменование своего триумфа 24 февраля 1530 г. в Болонье Карл V принял из рук папы рим­ского императорскую корону.

Чтобы вырваться из окружения Габсбургов, Франция в те­чение двух столетий не только вела длительные и упорные войны, но выстроила систему антигабсбургских «тыловых» со­юзов на востоке Европы, призванных отвлечь силы Империи, «уравновесить» ее могущество.

В ходе Итальянских войн Франция сблизилась с Османской империей, которая как раз расширяла свою агрессию на Балка­нах, где ее основным противником была монархия Габсбургов. В 1535 г. французы и турки подписали «Договор о мире, друж­бе и торговле», предоставлявший французским купцам значи­тельные льготы и привилегии. Это была т.н. первая «капитуля­ция» (от лат. слова «капитул» — статья, параграф). Фактически сложился турецко-французский военный союз против Габсбур­гов. В дальнейшем к антигабсбурскому союзу удалось привлечь и другие государства восточной и северо-восточной Европы. В 1573 г. Франция добилась избрания польским королем фран­цузского принца Генриха Валуа, что обеспечило династический союз обоих государств. Однако Генрих пробыл польским коро­лем всего лишь около года. После смерти в 1574 г. своего стар­шего брата французского короля Карла IX он покинул Поль­шу, чтобы занять французский трон под именем Генриха III. В дальнейшем Франция стала искать подходы и к Швеции, кото­рая во второй половине XVI в. также встала на путь внешней экспансии в Северной Европе. Постепенно из этих государств ей удалось создать т.н. «Восточный барьер», враждебную Габс­бургам группировку, на которую она опиралась в своей борьбе с их гегемонией на протяжении XVII и первой половины XVIII века.

Уже в конце XVI в. притязания Франции на территории по левому берегу Рейна получили обоснование в теории «естест-. венных границ», автором которой являлся Сюлли, первый ми­нистр короля Генриха IV. Это была вполне светская и рацио­нальная теория, не нуждавшаяся в аргументации династическо­го или конфессионального характера. Она обосновывала право Франции на аннексию левого берега Рейна объективной, как бы «научной» необходимостью обладания удобными и безопас­ными границами, опирающимися на какой-нибудь природный рубеж, вроде морской береговой линии и высоких труднопрео-


долимых гор на севере, западе и юге. Такой естественной пре­градой на востоке, по мысли государственных деятелей Фран­ции, должна была стать река Рейн.

Династические противоречия в Европе начала Нового вре­мени тесно переплетались с торговыми и колониальными. В XVI в. Испания и Португалия, первыми проложившие морские пути в Индию и Америку, занимали монопольное положение на мировых торговых путях и в колониях. В 1494 г. Испания и Португалия заключили в испанском городе Тордесильяс дого­вор о разделе сфер колониальных владений в Западном полу­шарии. Он уточнил линию раздела, установленную папскими буллами в предыдущем году. Согласно Тордесильясскому дого­вору, демаркационная линия проходила через оба полюса и пересекала Атлантический океан на расстоянии 370 лиг (свыше 2 тыс. км) от самой западной части островов Зеленого Мыса. Расположенные к востоку от этой линии земли признавались владениями Португалии (как впоследствии оказалось, в их числе и Бразилия в Южной Америке), а к западу от нее — Ис­пании. После плавания Магеллана, в результате которого уда­лось уточнить представления о размерах поверхности Земли и расположении основных частей света, в 1529 г., между обеими державами был подписан Сарагосский договор о разделе владе­ний в бассейне Тихого океана. Оба договора были аннулирова­ны лишь в 1777 году.

Другие государства Европы, не столь преуспевавшие, как Испания и Португалия, в области географических открытий, завидовали их успехам и также стремились овладеть новыми источниками обогащения. Первыми вызов испано-португаль­скому господству на морях бросили Англия и Голландия (Се­верные Нидерланды, образовавшие в конце XVI в. независимое государство), экономика которых в большой мере зависела от морской торговли. Не располагая в XVI в. сильным военным флотом, они долгое время пытались избежать прямого столк­новения с Испанией и Португалией. Они попытались найти альтернативные морские пути в страны южной и восточной Азии, в частности, северо-западный (в обход Северной Амери­ки) и северо-восточный (в обход Азии) по Северному Ледови­том океану. С этой целью оба государства снарядили несколько морских экспедиций, которыми руководили англичане М. Фробишер, Дж. Дейвис, Г. Гудзон, У. Баффин, голландец В. Баренц. Ввиду безуспешности этих поисков они для оживле­ния торговли со странами южной Азии решили воспользовать­ся традиционным торговым путем по территории Российского государства. С этой целью в Англии в 1554 г. была образована Московская компания, получившая от английского правитель-


ства право монопольной торговли с Русским государством, а по волжскому пути и со странами Востока.

Лишь во второй половине XVI в. Англия и Голландия со­здали сильный флот и попытались сокрушить морское могуще­ство Испании и Португалии. Началась эпоха борьбы англичан и голландцев против португальцев и испанцев на море и в ко­лониях. Одной из ярких ее форм было поощряемое правитель­ствами Англии и Голландии пиратство, целью которого был грабеж судов, везущих в порты Европы колониальные товары, а также контроль над морскими путями мировой торговли. Самым известным английским пиратом XVI в. был Френсис Дрейк, который неоднократно участвовал в морских экспеди­циях с целью захвата судов испанских работорговцев, грабежа испанских владений в Вест-Индии. В 1577 г. он с эскадрой из 5 кораблей отплыл из Англии, прошел через Магелланов про­лив и, двигаясь на север вдоль западного побережья Америк, грабил испанские колонии. В 1580 г. с громадной добычей Дрейк вернулся в Англию, совершив таким образом второе после плавания Магеллана кругосветное путешествие.

Франция отчасти следовала примеру Англии и Голландии, снарядив несколько экспедиций с целью поиска северо-запад­ного прохода в Индию. В результате французские мореплавате­ли Дж. Веррацано и Ж. Картье открыли восточный берег Се­верной Америки и р. Св. Лаврентия. Однако Франция, в отли­чие от Англии и Голландии, была крупным континентальным государством, обладавшим сильной армией и протяженными сухопутными границами. Это позволило французам прибегнуть к другим способам борьбы за контроль над колониальной тор­говлей.

Вся торговля с Востоком сходилась в Европе в двух основ­ных точках. Это были Северная Италия (в особенности Генуя и Венеция, которые издавна доминировали в средиземномор­ской торговле) и Северные Нидерланды. Все испанские или португальские суда, которые везли товары из Америки, Индии, Китая в Европу, практически не заходя в порты Пиренейского полуострова, направлялись в Амстердам, Антверпен и другие гавани Северных Нидерландов. Тому имелась веская причина. Северные Нидерланды и Северная Италия находились на двух концах главного внутриевропейского торгового пути по Рейну и другим рекам, от которого отходили ответвления в разные стороны. Издревле в Италию доставлялись товары с Востока, которые затем по Рейну отправлялись в Нидерланды, откуда они перераспределялись по всему европейскому Северу. В об­ратном направлении везли золото и серебро. Таким образом, здесь издавна имелась необходимая торговая инфраструктура — капиталы, складские помещения, удобные гавани и пр. Когда


через Атлантический океан пролегли новые пути мировой тор­говли, они естественным образом замкнулись на портах Север­ных Нидерландов. В меньшей мере — на портах Северной Ита­лии, которые по-прежнему обслуживали главным образом сре­диземноморскую торговлю.

Ярко выраженное, начиная с XVI в., стремление француз­ских королей овладеть левым берегом Рейна (включая Нидер­ланды), а также распространить свое влияние за Альпийские горы, мотивировалось не только династическими противоре­чиями с Габсбургами, но и торгово-финансовыми соображе­ниями. Франция стремилась прибрать к рукам все денежные и товарные потоки, которые проходили через Нидерланды и Се­верную Италию. Габсбурги, защищая свою монополию на ми­ровую торговлю, старались этого не допустить. В XVI в. Фран­ция не сумела добиться поставленной цели. По мирному дого­вору 1559 г. в Като-Камбрези, которым завершились Итальян­ские войны, она отказалась от притязаний на господство в Италии, на два столетия перешедшей под контроль Испании и Империи. Однако борьбу за присоединение Нидерландов Франция продолжала и в XVII, и в XVIII веках.

Date: 2015-08-24; view: 837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию