Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие этнической и национальной культур

На уровне современного обыденного сознания часто можно наблюдать смешение понятий "этнической принадлежности" и "национальной специфики" культуры. Часто национальное смешивают с родством "по крови", тем, что непосредственным образом связано со строением тела, цветом кожи и волос. Другими словами, наблюдается явная подмена понятий "этническое" и "национальное".

Проблему взаимосвязи и взаимообусловленности национального сознания и национальной культуры необходимо начинать рассматривать с генетически обуславливающих их понятий "этнос" и "этническое".

"Этнос (греч. еthenos – группа, племя, народ) – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общим языком, культурой и самосознанием". Данное понятие рассмотрение в науке получило лишь с XIX века, когда выделилась наука этнография, основным материалом изучения которой становятся данные этноэкспедиций. В рамках культурологии данная область знания входит под именем "культурная антропология" (Ф. Боас, Б.К. Малиновский, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс и другие). В целом в истории культурологической мысли к проблеме определения понятия "этнос" существует ряд подходов: демографический, аксиологический, адаптивно-деятельностный и другие.

Первоначально при изучении этносов выявлялись элементы этнической культуры людей, которых объединяли в основном кровные, родственные связи. "Этническая культура является тем, что выделяет людей из "животного царства" на самых ранних ступенях развития". К этнической культуре принято относить бытовые привычки, мифы как формы "коллективного бессознательного", обычаи, обряды, особенности одежды, фольклор. Она формируется стихийно и передаётся в устной форме. "Обряды, обычаи, поверья, легенды, фольклор сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека – его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха, органической пластики, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи".

Таким образом, этническая принадлежность начинает определяться первоначально кровным родством, а затем усвоением дописьменной этнической культуры в непосредственном жизненном процессе, не требуя при этом ни индивидуальности, ни специальных усилий. Другими словами, сообщества людей, сформировавшиеся на определённых территориях, имеющие биологические (внешний вид), социальные (специфические взаимоотношения), культурные (язык, материальные и духовные наработки культуры), психологические (особенности темперамента, психологические черты и самосознание) особенности, могут считаться носителями определённой этнической культуры. Основными этническими чертами являются язык, культура (религиозные верования, традиции, обряды, фольклор и т.д.), этническое сознание.

Основными предпосылками национального объединения людей являются письменность и государство. И хотя в определении нации отмеченные категории не выделяются: "Нация (лат. nation – племя, народ) – полисемантическое понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи", всё же национальное тесным образом связано с социально-экономической и политической сферами общественного развития. "Но существует и другая трактовка нации как общности людей, объединённой не столько кровным родством, сколько национальной экономикой, национальным государством, а также национальной культурой". Нация начинает представлять собой объединение людей, живущих на больших территориях и утративших не только кровное родство, но и незнакомых друг с другом. Другими словами, в историческом плане национальное объединение людей происходило в рамках определённых государств, в период осознания нациями своей, прежде всего, этнической идентичности, но не только. "Специфика нации – активная, деятельностная ориентация её соплеменников на политико-государственные символы и ценности, идентифицирование себя с государственной целостностью, поведенческий этатизм". Этот период у разных национальных культур проходил в разное время и по-разному. Проблема наблюдалась там, где в рамках одного государства сосуществовали разные этносы, которые могли претендовать на то, чтобы именно их этническая культура легла в основу национальной. Какой в национальном плане можно считать культуру Великого княжества Литовского белорусской или литовской, или русской (такие точки зрения тоже есть)? Что можно сказать о национальной специфике культуры Речи Посполитой? На эти вопросы мы попытаемся ответить позже.

Если для этнической общности самосознание являлось одним из важных элементов определения их индивидуальности, то в национальной культуре зачастую происходит переориентация на ценности и символы, которые важны, прежде всего, для государства. При этом, следует учитывать, что этническая культура представляет собой совокупность элементов, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности (это отмечалось выше), в то время как национальная культура наряду с обыденной, идущей из этнической, включает и специализированные области деятельности человека, которые сформировались в более поздний период. Это связано с тем, что национальную специфику имеют не только те явления культуры, которые пришли из этнической (как первичной по отношению к национальной), но и области культуры, созданные в рамках деятельности специалистов-профессионалов (наука, философия, искусство). "Существенное отличие специализированной национальной культуры от собственно этнической заключается в том, что если последняя развивается преимущественно на собственной основе, то профессиональные национальные школы могут формироваться на заимствованиях из других национальных культурных компонентах, образцах и целых сфер". Например, русское барокко приобрёло национальное своеобразие при том, что сам стиль был заимствован из западноевропейской культуры.

Исторические типы культуры система оснований, по которым наука, типологизируя культуры, развивалась с глубокой древности. В принципе сложилось четыре подобных типа оснований:

а) по духовно-культурным чертам (преимущественно религиозным характеристикам и тем, как они выражаются в различных нравах, обычаях, социальных установлениях);

б) по природно-географическим условиям их существования (в основном это концепция хозяйственно-культурных типов);

в) по художественно-стилевым признакам той или иной культуры или эпохи;

г) по стадиям исторического развития.

Менталитет (от лат. mentalis – умственный, духовный) – мироощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллективности и индивидуального сознания. Менталитет – совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Целостный образ жизни человека определяется менталитетом, объединяющим ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и др.) с миром бессознательных психических состояний.

Ментальность – душевный склад, душевный облик, типичный для людей данной культуры. Это психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов людей, преимущественно этнически и религиозно детерминированных. Ментальности складываются исторически, как одна из адаптивных форм поведения, доведенного до такой степени автоматизма, что исполняется людьми почти механически. Рожденные в глубинах личностной структуры, они отражают общий порядок социального опыта, свойственного данному обществу, но не становятся предметом самосознания. Это специфический тип эмоциональной реакции на мир и характерные жизненные ситуации, основанный на наиболее устойчивых элементах миропредставления данного исторического коллектива людей.

Ментальности обнаруживаются в автоматизме психологических, вырабатываемых веками, реакций на типовые события и ситуации. Поэтому характерно, что основными исследователями природы ментальностей и их исторической эмпирики являются специалисты по исторической психологии.

Феномен ментальностей наиболее специфичен своей социальной нестратифицированностью – это одна из немногих черт, объединяющих дворянина и крестьянина в качестве представителей одного этноса и одной конфессии. Видимо, именно по этому признаку и следует выделять ментальности из всего остального комплекса поведенческо-эмоциональных стереотипов культуры, так или иначе поддающихся сословной дифференциации. Смысл ментальностей по-своему глубоко символичен для культуры. Представляется, что ментальности самим фактом своего происхождения и существования отражают высочайший уровень стандартизированности большинства социокультурных коллизий, характерных для того или иного народа. Они свидетельствуют, что повседневная жизнь по крайней мере традиционного общества на 99% состоит из повторяющихся социальных ситуаций, типологизированных взаимодействий и т.п.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличия восточной и западной культур? Как они проявляются в ментальности народов?

2. Назовите признаки, характерные для общечеловеческой, мировой культуры? Как вы понимаете понятие «мировая культура»?

3. Что характерно для «белорусской ментальности»?


<== предыдущая | следующая ==>
Стадиальный подход | Лекция 8. Минеральные воды

Date: 2015-08-24; view: 573; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию