Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «культура». Функции культуры. Культура и Цивилизация





КУЛЬТУРА и ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Понятие «культура». Функции культуры. Культура и Цивилизация.

§ 2. Уровни культуры.

§ 3. Структура культуры.

§ 4. Формы выражения культуры.

ТЕМА 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Теория культурно-исторических типов.

§ 2. Цивилизационный подход к истории культуры.

§ 3. Теория психоанализа.

§ 4. Теория культуры Фридриха Ницше.

§ 5. Игровая концепция Йохана Хейзинги.

Литература

1. Драч, Г.В. Культурология. Учеб. пособие / Г.В. Драч. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 65-125.

2. Каверин, Б.И. Культурология: Учеб. пособие / Б.И. Каверин; Под. ред. В.В. Дибижева. – М.: Юриспруденция, 2001. – С. 66-78.

 

1. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – С. 45-67, 408-500.

2. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. – Спб.: Азбука, 2000. – 232 с.

3. Хейзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 544 с.

4. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 800 с.

Понятие «культура». Функции культуры. Культура и Цивилизация.

Культура является одним из ключевых понятий составляющих систему понятийного аппарата культурологи. Существуют многочисленные определения сущности и сути культуры, в каждом из которых раскрываются ее особые стороны и черты.

Первоначально понятие культуры относилось к процессу обработки земли, в результате чего она становилась пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. Данный принцип (обработки, ухода, возделывания) в последствии стали применяться и к духовной жизни человека. Принято считать, что впервые подобное определение культуры было упомянуто Цицероном, в смысле облагораживания телесно-духовно-душевного склада человека.

Культура – духовный опыт человечества, который может быть воплощен в материальных объектах.

Рассматриваемая с данной точки зрения, культура включает в себя различные области деятельности человека. Это и нравы, и социальный опыт, и мораль, и искусство, религия, труд, характер одежды, бытовые условия, архитектурные конструкции, письменность, наука, техника.

Многозначность термина «культура» дает представление об обширности сфер ее соприкосновения в рамках человеческого существования, а следовательно и выполнения разнообразных функций:

1. Мировоззренческая функция. Затрагивая различные стороны трактовки понятия «культура», мы, несомненно, приближаемся к вопросу формирования более четкого ясного взгляда на мир, заново переосмысливаем его, принимая во внимание весь спектр культурно-исторических традиций как прошлого так и настоящего. Культура корректирует наши представления о мироздании, уточняет место человека в мире, формирует взгляд на окружающую действительность.

2. Познавательная функция. Знакомство с культурными традициями, выявление новых аспектов многогранности мира, приобщает к новым знаниям, расширяет кругозор, дает бесценный опыт предшествующего. Познавая различные стороны мировых культурных достижений, мы получаем информацию способную помочь более легкой адаптации к окружающему миру, сохранению целостности нашего существования. Познание, как процесс, выявляет способность человечества идти вперед, создавая новое пространство культурного бытия.

3. Воспитательная функция. Культурные достижения сохранили в себе опыт образовательного и воспитательного характера свойственного различным странам и народам.

4. Социализирующая функция. Культура как социальное явление, в первую очередь направлена на формирование личности человека. Особый аспект данной функции, проявляется в феномене «социальной памяти» или опыта. Использование опыта культурно-исторических традиций, позволяет глубже понять сущность человеческого бытия. Выявить границы культурного пространства, определить горизонты личностного формирования.

5. Интегративная функция. Человек существо общественное. Развиваясь как биологический вид человек, становится человеком лишь внося в свою жизнь социальный аспект. Современные исследования говорят не только о биосоциальной природе человека, но и об его интегральной сущности. Интегративная функция культуры в своей основе опирается на процесс сохранения и поддержания целостности общества. Общие культурные традиции сближают, давая возможность более глубокого понимания и взаимопроникновения. Диалог возможен лишь тогда, когда мы понимаем своих оппонентов. Учитывая особенности их культурного и исторического развития.

6. Коммуникативная функция. Культура как средство взаимодействия и общения позволяет лучше воспринимать и трансформировать различные знания, приобретать новую информацию, социальный опыт. Коммуникативная функция культуры также проявляет себя в образовательном и воспитательном процессе. С самого первого дня рождения ребенок оказывается окруженным своеобразной социокультурной средой, которая в дальнейшем с одной стороны формирует его личностные, индивидуальные качества, с другой стороны, вводит человека в интересный, насыщенный информацией мир природной и социальной реальности.

7. Информативная функция. Культура выступает как средство постижения и освоения окружающей действительности. Получая и накапливая информацию мы не только приобретаем социальный опыт трансформации в реальность, но и расширяем наши знания, за счет культурных традиций других народов.

8. Нормативная функция. Данная функция связанна с созданием культурных норм и распространением их на все стороны жизни и деятельности человека. Сложившиеся в народной традиции нормы общественной жизни, сохраненные и трансформированные через вековой опыт, являются основой морально-этических и юридических норм и законов.

9. Преобразовательная функция. Знакомство с уже имеющимися достижениями человеческой культуры, позволяет находить новые возможности их применения для большего социального комфорта. Учитывая наличие воспитательного аспекта в культуре, следует учесть и ее способность в преобразовании не только окружающего мира, но и человеческой личности.

В настоящее время, одной из важнейших проблем теории культуры, остается вопрос соотношения понятий «культуры» и «цивилизации». Данная проблема активно разрабатывалась в работах таких философов как О. Шпенглер, А. Тоинби, К. Ясперс, Н.Я. Данилевский.

Наиболее четкое различие понятий «культуры» и «цивилизации» прослеживается в направленности субъект объектных отношений.

Культура идет по пути от субъекта к объекту, где в качестве субъекта выступает человек, который формирует окружающий мир, а в качестве объекта приложения его усилий выступают все культурные достижения.

Цивилизация появляется в процессе развития техники и промышленного производства, что позволяет сформировать удобно-комфортное существование человека в окружающем мире. Таким образом, в цивилизационном пространстве, уже сам человек, становится объектом испытывающим влияние внешнего, цивилизационного мира.

Создавая некое техногенное пространство, человек оказывается заложником собственных желаний. Усложняется процесс воспринимаемости проявлений индивидуальности, а культура из сферы облагораживания, переходит на этап потребления.

2. Уровни культуры.

Принято выделять три основных уровня культуры: элитарный, массовый, народный. Наиболее остро в XX - начале XXI века был поставлен вопрос массовой культуры.

Массовая культура – один из пластов культуры эпохи развития индустриального и постиндустриального общества, представляющий сумму социокультурных феноменов получивших широкое распространение в данном, конкретном обществе.

Аналоги массовой культуры встречаются с древнейших времен, их можно обнаружить в ритуальных действиях, совместных мероприятиях, шествиях. Однако, как феномен, массовая культура складывается в период Нового времени, когда широкий интерес к развитию науки, послужил толчком к росту промышленного производства, увеличению городского населении и формированию основ индустриального общества.

Наивысший расцвет массовая культура достигает в XX веке. Этот процесс тесным образом связан с широким тиражированием и трансляцией информации, что как следствие повлекло за собой деградацию традиционных форм культуры. Особую роль в тиражировании и распространении массовой культуры играют средства массовой информации. Их деятельность направлена на формирование общественного сознания, массовой мифологии, общественного мнения, превращая в позитивную социальную норму единообразие, похожесть, уравнивание. Ведущими факторами данного процесса выступает серийное производство, сбыт и потребление, спрос и предложение. Главный принцип массовой культуры: «будь как все». Среди характерных элементов массовой культуры следует особо выделить моду и рекламу.

Философский анализ массовой культуры, наиболее подробно был проведен Х. Ортега-и-Гассетом в работе «Восстание масс». Его главным тезисом стали слова: «Сегодня весь мир становится массой». Основной чертой массовой культуры он называет посредственность. Большинство населения не считает наличие этого качества чем-то негативным, напротив, масса навязывает данное состояние всем и повсюду, выдвигая требованием времени лозунг – «будь как все».

Элитарная (высокая) культура – совокупность высших, наилучших достижений, образцов мировой и национальной культуры.

Элитарная культура зачастую носит эзотерический характер, поскольку ее ориентация направлена на восприятие и оценку узким кругом «посвященных».

В доиндустриальный период элитарная культура соответствовала культуре высших сословий, противопоставлявших свою культуру – культуре народных масс (низшего сословия). Однако, начиная с эпохи Возрождения, появляется идея о том, что элитарная культура свойственна особому слою людей, высокопрофессиональной духовной и художественной элите, которая формируется на основе исключительных творческих способностей, а не в зависимости от сословной или классовой принадлежности.

Идеи особой культуры, свойственной только духовной и творческой элите, но недоступной для понимания большинством населения, проповедовал в своих работах Ф. Ницше. Он считал истинную культуру, прерогативой сверхчеловека, единственного творения вселенной способного создать, понять и оценить культурные достижения.

К элементам высокой культуры относят классическую литературу и поэзию, изобразительное искусство, конный спорт, фехтование, яхты, классическую музыку, балет, оперу, театр, этикет, изысканную кухню, вино, высокую моду.

Народная культура представляет собой особый уровень в общей системе культуры. С одной стороны, она имеет черты характерные для массовой культуры, с другой она обладает свойствами, реализующимися только в рамках элитарного уровня.

Понятие народной культуры тесно связано с понятием фольклора.

Фольклор – народное творчество созданное в результате коллективной деятельности и отражающее его жизнь, воззрения и идеалы.

Народная культура создается всем народом. Ее авторы остаются неизвестными и анонимными. Народная культура передается из поколения в поколение, акцентируя в себе весь пласт народной мудрости.

Среди наиболее известных проявлений русской народной культуры можно назвать производство Гжели, Дымковскую игрушку, Хохломскую роспись.

3. Структура культуры.

Культура представляет собой целостную систему, включающую в себя множество структурных составляющих. Наиболее общее деление культуры это определение ее как материальной и духовной.

К материальной культуре относятся средства производства, предметы труда, техника, материальные ценности. Традиционно, в материальной культуре выделяют три группы, особым образом соединяющие включенные в нее элементы. Так к особым элементам материальной культуры следует отнести культуру производства, которая включает в себя процесс создания материальных благ, а также результаты трудовой деятельности; культуру быта, объединяющую предметы каждодневного пользования, дающую информацию социального и имущественного характера; физическую культуру (спорт) касающуюся представлений о физической красоте и здоровье человека.

К духовной культуре относятся наука, искусство, литература, философия, мораль, язык, религия, идеология. Остановимся на таком важном элементе духовной культуры как язык.

Считается, что развитый звуковой язык существует около пятидесяти тысяч лет. Одной из главных особенностей языка является тот факт, что язык явление коллективное, общественное. Не случайно главной функцией языка выступает коммуникативная деятельность (функция общения).

Речь, реализация языка, строится на основе его элементов, к которым относятся понятия знака и символа. Знак материализует предмет передавая информацию. Каждый знак имеет двойное значение, поскольку выступает как символ, в виде буквы или звука, и в тоже время как наполненный смысловым содержанием образ предмета. Фиксируя речь с помощью знаков и символов, мы формируем систему письма.

И материальная, и духовная культура находятся в диалектическом единстве, создавая общекультурную картину мира. Содержанием культурной картины мира выступает объективно-смысловое представление о реальности. Пространство и время здесь конкретно и наполнено предметным смыслом. Социальная жизнь формирует эстетическую оценку событий свойственную данному конкретному поколению (пирамиды древнего Египта, во времена их строительства, считались олицетворением величия и божественного порядка, несущего мистико-символическое значение, сегодня мы наслаждаемся ими как древним историческим памятником, не вкладывая в них никакого реального религиозно-политического смысла).

К особым типам культуры также относятся такие понятия как субкультура, контркультура, маргинальная культура.

Субкультура – часть общей культуры конкретного общества, своеобразная система норм и оценок, ценностей, обычаев и традиций присущих определенной социальной группе.

Любая социальная группа формирует свою собственную субкультуру, которая корректируется в зависимости от сферы приложения деятельности индивидов составляющих ядро этой группы (молодежная субкультура, студенческая субкультура, профессиональная субкультура).

Контркультура – неприятие различными социальными группами норм господствующей культуры, а также создание новой альтернативной культуры.

Чаще всего понятие контркультуры применимо к особым группам молодежи, противопоставляющим свой образ жизни, свои идеалы, традиционным нормам общественной жизни (например культура хиппи).

Маргинальная культура – культура свойственная индивидам находящимся на краю той или иной культуры.

Подобная культура формируется в среде мигрантов и иммигрантов, оказавшихся внутри чуждой им культуры и пытающихся в короткие сроки, сохраняя свои основные культурные устои, приспособить и трансформировать их в соответствии с местными традициями.

2. Типология культуры.

В социально-философской и культурологической литературе проблема типологии культуры рассматривается с середины XIX века. Это было время появления основных культурологических теорий таких как: теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, Дж. Фейблман), цивилизационного подхода к истории культуры (О. Шпенглер, А. Тоинби), теории психоанализа (З. Фрейд, К.Юнг), философии культуры Ф. Ницше, игровая концепция культуры Й. Хейзинги.

1. Теория культурно-исторических типов. Основателем данной теории традиционно считается русский социолог, исследователь и идеолог славянофильства Н.Я. Данилевский (1822-1885). В своем фундаментальном труде «Россия и Европа» он изложил социологическую теорию обособленных «культурно-исторических типов». В своем исследовании Данилевский исходит из того факта, что существует целый ряд «культурно-исторических типов», которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Их существование аналогично существованию любого биологического организма, который в процессе развития последовательно проходит через три стадии: становления, дряхления, гибели. Кроме того, он выделяет четыре разряда культурной деятельности, к которым относятся те или иные культурно-исторических типы. Это 1. Деятельность религиозная, охватывающая собою отношения человека к Богу, твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека. 2. Деятельность культурная, объемлющая отношения человека к внешнему миру. Во-первых, как теоретическое - научное, во-вторых, как эстетическое - художественное и, в-третьих, как техническое – промышленное. 3. Деятельность политическая, касающаяся отношений людей между собою как членов одного народного целого, и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам. 4. Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно - применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания и обработки их.

По мнению Данилевского только славянский тип культуры объединил в себе все четыре разряда деятельности и поэтому его развитие наиболее перспективно в рамках общемирового процесса.

2. Цивилизационный подход к развитию культуры. Сторонники цивилизационного подхода к развитию культуры в своих концепциях исходят из понимания культуры как локального явления. Каждая культура создает собственное видение мира, которое может быть понятно лишь носителям данной культуры. Ключевые концепции в рамках цивилизационного подхода к развитию культуры были представлены О.Шпенглером и А.Тоинби.

Ключевая работа О.Шпенглера «Закат Европы» представляет собой анализ причин развития и упадка западноевропейской цивилизации. Идея Шпенглера основывалась на наличии множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Каждая культура проходит определенный цикл развития, единый для всех путь, представленный Шпенглером в виде смены времен года.

Первая фаза (весна) может быть условно названа мифосимволической фазой. Новое создание только пробуждается и всей полнотой души создает основы нового взгляда на мир. Следующая фаза (лето) время формирования ранней культуры, появляются города, формируется наука, складывается философский взгляд на мир. Третья фаза (осень) период умственного творчества, время могущества разума и просвещения. Этот этап фактически завершает развитие культуры и подготавливает почву для ее перехода в цивилизацию. И, наконец завершающая фаза (зима). Это время господства цивилизации. Творческие силы угасают, философия становится профессиональной, наука оперирует застывшими формами, не создавая ничего нового.

По мнению Шпенглера только восемь культур прошли полный цикл развития. Это Египетская, Индийская, Китайская, Вавилонская, «Аполлоновская» (Греко-римская), «Магическая» (византийско-арабская), «Фаустовская» (западно-европейская) и культура Майя. Все они перешли в стадию цивилизации и погибли, уступив место для нового цикла. Предположительно место «Фаустовской» (западно-европейской) культуры займет Русско-сибирская культура имеющая все предпосылки для перехода в завершающую стадию то есть в цивилизацию.

Идеи А. Тоинби изложены в его фундаментальной работе «Исследование истории», процесс создания которой длился более тридцати лет. Он увеличивает количество культур перешедших грань цивилизации и выделяет их порядка двадцати одной. Однако, отмечая при этом, что полный цикл развития прошли всего лишь десять.

По мнению Тоинби существует две общие фазы в развитии цивилизаций. Во-первых, это стадия возникновения и роста цивилизации или «жизненный порыв». Во-вторых, это стадия надлома, упадка и разложения цивилизации или период «истощения жизненных сил». Цивилизации в состоянии сами регулировать путь своего развития. Роль регулятора, в данном случае отводится элите, которая обязана отвечать на «вызовы окружающего мира». Кроме того на элите (творческом меньшинстве) лежит обязанность выдвижения идей и поиска путей развития всей цивилизации. Если элита не в состоянии справиться с этим, то наступает этап второй фазы – упадок, разложение и гибель. Рассуждая о роли элиты, Тоинби отмечает и такой факт, с течением времени сама элита может стать проблемой в развитии цивилизации, если у нее хватит сил разрешить данное противоречие, то цивилизация продолжит свой путь развития, до следующего кризиса.

3. Теория психоанализа. Психоаналитическое направление в культурологи объединяет в себе сложившиеся в психоанализе учения, раскрывающие психологическую обусловленность культурного творчества. Основные принципы теории психоанализа были определены в концепции З.Фрейда и К. Юнга. По мнению Фрейда, к культуре относятся все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю и защищают от сил природы. Источником культурного творчества, по мнению автора, является сублимация запретных импульсов либидо, поскольку именно сублимация влечений, делает возможным проявление высших форм психической деятельности (научной, художественной, идеологической), таким образом, в частности проявился гений Леонардо да Винчи и Ф.М. Достоевского.

Концепция Юнга, в первую очередь касается ключевых понятий его философии: коллективного бессознательного и концепции архетипа.

Коллективное бессознательное – часть психики, все элементы которой никогда не приобретались индивидуально, а своим существованием обязаны наследственности.

Содержание коллективного бессознательного, составляют в основном архетипы.

Архетип – формальный образец поведения или символический образ на основе которого оформляются конкретные наполненные содержанием образцы, соответствующие в реальной жизни стереотипам человеческого поведения.

Архетипы коллективного бессознательного могут проявить себя во снах, видениях, мифах, сказках, галлюцинациях. Они вобрали в себя все богатство мифологической символики. И именно мифология, как способ обработки архетипа, обеспечивает диалектическое единство и многообразие культуры. Все мифологизированные процессы в первую очередь являются символическим выражением внутренней драмы души. Процесс творчества складывается из бессознательно одухотворенного архетипа переведенного на язык современности, в конечном итоге воплощаясь в художественном произведении.

4. Философия культуры Фридриха Ницше. Сам Фридрих Ницше (1844-1900) называл себя «революционером духа», поскольку своей концепцией опроверг доминирующую в классической философии веру в разум. Основной движущей силой мирового процесса он считал волю к власти, реализация которой является основой в становлении мира. Истинную природу мира возможно понять только через искусство, поскольку «оно одно способно обратить эти вызывающие отвращение мысли об ужасе и нелепости существования в представления, с которыми еще можно жить»[1]. К тому же искусство исполняет задачу консервирования, а также «некоторого разукрашивания погасших, потускневших представлений»; разрешая эту задачу, по мнению Ницше, оно плетет связующую нить между различными эпохами и заставляет возвращаться духов прежних времен.

Однако само искусство, раздираемо существенными противоречиями, в основе которых лежат два противоположных начала. Преклоняясь перед культурой античности и считая ее высшим проявлением человеческой культуры, Ницше называет эти противоположности неким Аполлоновским и Дионисийским началом.

Согласно древнегреческой мифологии – Аполлона считали богом света, покровителем искусства, поэзии и музыки. Главным качеством, всего того к чему был причастен Аполлон, было состояние утонченной красоты и гармонии. Дионис, напротив, считался богом безудержного веселья, стихийного порыва. Он нарушает тишину и гармонию, ввергая все в хаотический круговорот. Всякая культура это синтез Аполлоновского и Дионисийского, только их гармоническое единство способно создать основу для созидания. Высшая цель искусства в символе братского союза обоих божеств, но, по мнению Ницше, современная буржуазная культура (культура толпы) убила аполллоновское начало, нарушив тем самым гармонию и красоту культуры. Жизнь есть источник радости, восклицает Ницше, но всюду где пьет толпа, все родники отравлены.[2] Спасение Ницше видел в появлении сверхчеловека, одинокого гения, способного силой восстановить потерянное равновесие.

5. Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги. Йохан Хейзинга (1872-1945), автор оригинальной концепции в которой основу трактовки культуры составляет понятие игры. По его мнению, культура возникает в форме игры, через которую и происходит процесс выражения понимания жизни и мира. С течением времени игровой элемент культуры, в некоторой степени ассимилируется, кристаллизируясь в поэзии, праве, науке, политике, однако в любой момент он вновь может проявить себя, вовлекая личность и массы в большую игру. Этот процесс, описан в фундаментальной работе Хейзинги «Осень Средневековья»[3]. В этой книге дается обширное исследование социокультурного феномена позднего средневековья в Бургундском герцогстве (XIV-XV вв.).

Рассматривая все аспекты повседневной жизни, автор выявляет многочисленные факты игрового элемента, сформировавшие пласт «осени средневековья», когда, по словам Хейзинги, жизнь все еще сохраняла колорит сказки, в которой к запаху роз примешивался запах крови. Это и турниры, и казни, и мораль, и сословность и многое другое, что определяет пространство человеческого бытия. Игра, пронизывая все стороны человеческой деятельности, в конечном итоге создает почву для формирования логического продолжения преемственности культурных традиций, что в данном случае проявилось в возникновении феномена эпохи Возрождения. Через игровое действие, Хейзинга выявляет закономерную связь между варварской роскошью, мрачностью и причудливой унылостью франко-бургундского мира XV столетия и упоительно прекрасным зарождением эпохи Ренессанса.

 


[1] Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. – СПб.: Азбука, 2000. – 232 с.

[2] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: АСТ, 2003. – 352 с.

[3] Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 554 с.

 

Date: 2015-08-24; view: 610; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию