Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие самопроектирования





 

В настоящее время без проектирования трудно представить себе государственное управление обществом, управление предприятиями и учреждениями, разумную организацию своей жизни отдельным человеком. Люди проектировали всегда. Об этом прежде всего свидетельствует созданный в социуме мир второй природы – мир объектов материальной культуры. Но мышление проектами, сознательное и повседневное применение проектного подхода – явление последней трети XX века.

«Наше время, – пишет Луков В.А., – выдвинуло на передний план более обширную и более привлекательную для думающих людей задачу – утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами)» (Луков В.А. «Социальное проектирование. М., 2003. С. 3). В целом это верное утверждение. Но при этом следует иметь в виду, что проектное мышление может быть как истинным, так и ложным. Поскольку гарантом истинного проектирования является опора на культуру, то важнейшим направлением развития современного человека выступает формирование проектной культуры, культуры проектного мышления в процессе познания будущего. Основой же этой культуры является использование в деятельности научных знаний. При этом следует отметить, что научное проектирование деятельности – это не удел только ученых, политиков, руководителей – оно доступно каждому. Необходимо только овладеть знаниями по проектированию.

Но что представляет собой самопроектирование? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо ответить на вопрос о том, какова сущность проектирования вообще. В современной литературе однозначное определение понятия «проектирования» пока отсутствует. В.И. Курбатов и О.В. Курбатова в книге «Социальное проектирование» выделяют следующие наиболее часто встречающиеся дефиниции проектирования в отечественной и зарубежной литературе; проектирование – это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта; проектирование – приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата; проектирование – это конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий; проектирование – это моделирование предполагаемых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате; проектирование – это принятие решений в условиях неопределенности (См.: Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2001. С. 11).

Из приведенных дефиниций понятия «проектирование» очевидно, что большинство из них определяется через понятие «конструирование». Однако понятие «конструирование» само нуждается в определении. Что касается определения понятия «проектирования» вообще через моделирование, то оно неприемлемо, так как моделирование является лишь одной из форм проявления проектирования.

В «Словаре по социальной педагогике» (М., 2002) проектирование определяется как «одна из форм опережающего отражения действительности, процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов».

Для наших целей существенно отметить то, что в литературе социальное проектирование, разновидностью которого является самопроектирование, также чаще всего определяется через конструирование. Так, например, В.И. Курбатов и О.В., Курбатова обобщая различные определения проектирования в литературе, считают, что «социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности. Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности» (Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. С. 11). По мнению В.А. Лукова «социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, требованиям и ресурсам» (Луков В.А. Социальное проектирование. С. 7). Но что представляет собой конструирование в социальной деятельности? Это – додумывание, придумывание, переструктурирование человеком окружающего мира и самого себя. Обоснованные идеальные конструкции позволяют человеку достаточно уверенно действовать и оценивать результаты деятельности. Конструированием определяется принципиально творческий характер проектирования.

Способность человека к проектированию, конструированию – родовое качество человека. Животное функционирует и развивается через приспособление к окружающей среде на основе генетической программы, инстинктов. Человек же на основе сознания функционирует и развивается через изменение среды и самого себя. Благодаря творческой способности сознания он открыт к постоянным изменениям, нововведениям. Эта открытость – условие разработки и осуществления проектов. Но открытость человека не безгранична. Она должна опираться на знание объективных законов бытия, представленных в виде верных обыденных представлений, научных знаний, культуры, которые устанавливают объективные границы разумному проектированию. Если же человек в процессе проектирования не опирается на культуру, то он в реальном мире и в своей жизни творит хаос.

Под самопроектированием мы будем понимать конструирование индивидом своей будущей деятельности (Я-идеального), в которой определяются цели, ресурсы, порядок действий и их условия, а также желаемый результат. Особенностью самопроектирования является то, что в нем субъектом всегда является отдельный индивид, а объектом его не только внешний мир, но и он сам. Самопроектирование мы рассматриваем как вид самопознания индивида, связанный с одной из форм опережающего отражения человеком своего будущего. В первой части книги «Основы самопознания и самореализации личности», «Теоретические основы самопознания личности» мы уже высказывали критические замечания в адрес тех авторов, которые противопоставляют самопознание и самопроектирование, тем самым исключая второе из первого. Мы же исходим из того, что объектом самопознания является и прошлое индивида, и настоящее, и будущее.

Самопроектирование – это единственный способ получения над временем своей жизни власти, ведение со временем непрерывного и никогда непрекращающегося «сражения», управления временем. Время неумолимо, его нельзя задержать и тем более остановить, его можно лишь использовать. «Люди часто плывут по течению времени! А между тем утлый челнок наш снабжен рулем; зачем же человек несется по волнам, а не подчиняется собственным стремлениям» (А. Данте). «Время – конь, а ты объездчик; мчись отважно на ветру. Время – меч; стань крепкой клюшкой, чтобы выиграть войну». «Тот, кто не научился у течения времени, не научится уже ничему и ни у какого наставника» (А. Рудаки, персидско-таджикский поэт. Ок. 860 – 941).

Самопроектирование – это сеть, которой человек ловит непрерывно текущее время своей жизни, это способ превращения времени в свое главное богатство, в свой бесценный капитал. Прагматическим выражением этой мысли являются известные слова американского писателя и ученого Б. Франклина (1706 – 1790) «Время – деньги». Разумеется, в некоторых критических, экстремальных условиях, когда для размышления времени фактически нет, мы действуем, полагаясь только на интуицию, на свой опыт. Но в таких ситуациях мы бываем далеко не всегда. Поэтому коль нам дан интеллект, то мы должны, мы просто обязаны в той или иной степени свои будущие действия обдумывать, сознательно ставить цели. Еще один из семи мудрецов Древней Греции Периандр Коринфский (666 – 586 до н.э.) советовал: «Обдумывай все заранее». ««До», а не «после» должен думать муж сметливый» (Эпихарм, греческий комедиограф и философ. 550 – 440 до н.э.).

У древнегреческого баснописца Эзопа есть басня «Лягушки». Две лягушки, когда их болото пересохло, пустились искать, где бы повеселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда и прыгнуть. Но другая сказала: «А если и здесь вода пересохнет, как нам оттуда выбраться?» Басня учит не браться за дело, не подумав.

«Раскается в своих деяниях тот,

Кто, не подумав, действовать начнет»

(Фирдоуси, персидский и таджикский поэт. Ок. 940 – 1020 или 1030).

«Без цели и без расчета,

Порывом увлечена,

Date: 2015-08-24; view: 1846; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию