Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовность и воздействия его духовности на тело





Посредством познания человеком воздействия своего тела на духовность (духовность человека в известной мере является интеграцией его духа и души) и духовности на тело достигается самопознание человеком себя как целостности, как Я-самости (О взаимосвязи телесного и душевно-духовного см.: Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия. Минск, 1999).

А) Патогенное и саногенное воздействие тела на духовность

В воздействии тела на духовность можно выделить два вида: а) патогенное (в переводе с греч. означает рождать страдания) или болезнетворное и б) саногенное (в переводе с латинского означает оздоровление), или благотворное. Патогенное воздействие имеет место при соматических заболеваниях, особенно хронических и тяжелых. Осуществляется это воздействие посредством двух основных механизмов: соматогенного и духогенного. Соматогенное воздействие связано с определенными нарушениями в функционировании нашего физического тела, многообразных его органов (отравление, язва желудка, ушиб и т.д.). От находящихся в этих органах рецепторов информация об аномалиях в их работе передается в наш мозг, и мы испытываем боль, переживаем физическое страдание. Духогенный механизм или, точнее, психодухогенный механизм реализуется в виде отражения в нашем сознании проявлений болезни и ее последствий. А последствия эти для заболевшего человека могут быть связаны с изменением его трудоспособности, социального статуса (например, переход на инвалидность), семейного положения (невозможность вести половую жизни) и т.д. При этом аномалии в организме влияют не только на сферу эмоций человека, но и на такие составляющие его субъективности, как интеллект и воля, интегрируясь в определенном состоянии его духовности. Так, например, во время болезни снижается объем восприятия и переработки информации, способность к обобщению и ассоциативному мышлению, растет количество ошибок при выполнении умственной работы, падает интерес к жизни, семье, людям и т.д., появляется невыдержанность, раздражительность. При соматических заболеваниях, наряду с изменением текущих духовных процессов, происходит формирование целостного гносеологического образа или духовного новообразования, отражающего весь ход болезни и перестройки под ее воздействием нашего внутреннего мира. Это духовное новообразование в литературе получило название «внутренняя картина болезни» (ВКБ). Она включает в себя четыре компонента. 1. Сенситивный (в переводе с латинского означает чувство) компонент. Он связан с непосредственным переживанием больным болезненных ощущений. 2. Рациональный – связан со знанием больного о своем заболевании, с размышлением о причинах его и возможных последствиях. 3. Эмоциональный – связан с реакцией на отдельные симптомы болезни, на болезнь в целом и ее последствия (страх перед возможным осложнением болезни, уверенность в излечении ее и т.д.). 4. Мотивационный – связан с практическим отношением к своему заболеванию. Выражается оно в определенном поведении и образе жизни в процессе болезни и реабилитации (восстановлении здоровья). Возможны три варианта поведения больного. Духовная капитуляция перед болезнью («ничего мне не поможет», «я не вылечусь никогда», «я умру»). Попытка ухода от болезни, игнорирование ее (уход в работу, злоупотребление алкоголем и т.д.). Борьба с болезнью, активное сопротивление ей. В этом случае больной на основе своего идеального образа болезни выстраивает определенную линию поведения, направленную на исцеление (ходит по врачам, занимается естественным оздоровлением, бросает курить и т.д.). При этом следует отметить, что нет однозначной зависимости между характером болезни и протеканием ее и типом отношения людей к болезни. Последнее зависит как от объективных, так и субъективных факторов: с одной стороны, от тяжести заболевания и длительности его, а с другой – от интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств личности, ее ценностных ориентаций, духовности. Нередко при тяжелом хроническом заболевании мотив сохранения здоровья, бывший до этого одним из многих и неведущим, может стать главным и смыслообразующим мотивом жизни, вытесняя почти все другие ее мотивы. Тогда полимотивированность поведения человека исчезает, и мотивационная его сфера становится одномерной. В этом случае любые события интерпретируются с позиции вреда или пользы здоровью. Но эгоистическая сосредоточенность человека в случае заболевания только на болезни, как это ни парадоксально, ведет к усилению ее негативных последствий. И, наоборот, стремление к сохранению человеком во время болезни хотя бы части форм своей активности ведет к тому, что болезнь протекает гораздо легче и имеет менее заметные негативные последствия, что создает более благоприятные условия для выздоровления.

Возможно ли при соматическом заболевании духовное развитие человека? Все сказанное выше позволяет на этот вопрос ответить утвердительно. Но в одном случае развитие духовности идет от высшего к низшему, а в другом – от низшего к высшему. Первое имеет место тогда, когда человек всецело сосредотачивается на своей болезни, что ведет к оскудению его духовности и может даже привести к деградации личности. Второе – когда человек, ведя борьбу с болезнью, в то же время не замыкается на ней, а стремится использовать разные возможности для обогащения связей с миром. Так, например, Н. Островский создавал свои художественные произведения, будучи слепым и почти полностью парализованным. Болезнь может послужить импульсом к самопознанию и переоценке своей жизни, стать источником духовного прозрения и т.д. «Добра частица есть во всяком зле, лишь надо мудро извлекать ее» (В. Шекспир).

В свете сказанного очевидна значимость вопроса об адекватности «внутренней картины болезни» характеру заболевания, тяжести и задачам его лечения. Ведь сформировавшаяся у больного «внутренняя картина болезни» оказывает существенное, а в некоторых случаях и решающее влияние на ход заболевания и процесс выздоровления. В зависимости от степени адекватности ВКБ, она может либо способствовать выздоровлению, либо препятствовать ему.

ВКБ – центральное духовное образование больного. Поэтому заболевший человек должен стремиться, прежде всего, к объективному самопознанию своей болезни и построению адекватного гносеологического образа ее. Анализ и корректировка созданной больным ВКБ должны быть в центре внимания и лечащих врачей. Но современные врачи (кроме психотерапевтов) этим практически не занимаются.

Построение адекватной ВКБ предполагает: 1) стремление к получению объективного знания о причинах и условиях возникновения болезни и формах ее проявления, а также о причинах и условиях, которые ведут к исцелению болезни. Разумеется, источником этих знаний должны быть данные разных анализов, обследований, а также заключения врачей. Но к последним мы должны сохранять определенное критическое отношение, так как, во-первых, врачи могут ошибаться, во-вторых, разные врачи могут давать разные заключения. Поэтому нужен и самостоятельный поиск истины. Но при незнании вопроса ни в коем случае нельзя строить в отношении своей болезни произвольных домыслов и тем более использовать любые попавшие под руку средства исцеления. Но в некоторых случаях наше незнание может быть даже лучше знания. Дело в том, что не каждому больному (особенно когда он очень мнителен), во избежание шока, врачу следует полностью объяснять характер болезни и степень тяжести ее; 2) формирование твердой установки на активную борьбу с болезнью, а когда это необходимо, то и на сотрудничество с врачами. И никогда, ни при каких обстоятельствах не терять веры в возможность своего исцеления. Даже в случае диагноза заболевания, считающегося на данном этапе развития медицины неизлечимым. Множество болезней, бывших в прошлом неизлечимыми, сегодня стали излечимы. Так будет и в будущем. Кроме того, наряду с официальной медициной, существует огромный арсенал технологий естественного оздоровления. Поэтому надо искать, искать и еще раз искать!

В чем выражается саногенное воздействие тела человека на его сознание, на его духовность? Выражение «в здоровом теле – здоровый дух» существует давно и известно всем. Однако наши представления о саногенном воздействии тела на духовность человека пока весьма скудны. Чем это объяснить? А тем, что современная официальная медицина пока является преимущественно учением о болезни, а не учением о здоровье. Поэтому сегодня врачи занимаются, прежде всего, тем, чтобы восстановить здоровье людей, они борются со следствиями заболеваний, а не с их причинами. В действительности же медицина, врачи должны заниматься, в первую очередь, обучением людей тому, как каждый человек может сам создавать свое здоровье и тем самым устранять те причины, которые вызывают болезни, «как жить так, чтобы не пускать болезни в тело» (П. К. Иванов). С.М. Бубновский отмечает, что «знание этого «предмета» (ЗОЖ – В. Б.) позволит избежать многих ошибок в прогнозе заболевания. В жизни, к сожалению, все по-другому. Я редко встречаю врачей, ведущих ЗОЖ. Это и является бедой системы. В институтах этот предмет не изучается абсолютно.

Изучаются поиски «философского камня» – быть здоровым, ничего для этого не делая. Проглотил какую-нибудь «кремлевскую таблетку» – и будь здоров!» (Бубновский С.М. Природа разумного тела или как избавиться от остеохондроза (Руководство для тех, кто не хочет стареть) / С.М. Бубновский. М., 2000. С. 7).

Здесь существенно отметить то, что в отличие от европейской и отечественной медицины, медицина восточная есть, прежде всего, учение о здоровье (аюрведа).

В саногенном воздействии тела на духовную сферу, видимо, можно выделить два направления: 1) изменение нашей духовной сферы в ходе физического выздоровления, когда осуществляется переход от преимущественно негативного состояния внутреннего мира к преимущественно позитивному; 2) оптимизация нашей духовной жизни путем укрепления физического здоровья посредством физической культуры, правильного питания, голодания и других форм воздействия на свое физическое тело.

Представляется целесообразным по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни» разработать и понятие «внутренняя картина здоровья».

По-видимому, в структуре «внутренней картины здоровья», как и в структуре «внутренней картины болезни», следует выделять сенситивную, рациональную, эмоциональную и мотивационную составляющие. Сенситивная составляющая связана с ощущением исходящей от нашего тела силы, бодрости, энергии, рациональная – со знанием об особенностях функционирования нашего организма в зависимости от воздействия на него тепла и холода, употребления тех или иных продуктов питания и т.д., а также со знанием о своих физических и психологических возможностях, эмоциональная – с уверенностью, оптимизмом, доброжелательностью, мотивационная – с установкой на реализацию своих физических и духовных возможностей, способностей, на совершенствование их посредством овладения новыми формами, способами, технологиями воздействия на свое физическое тело.

Очевидно, что ВКБ и ВКЗ представляют собой составляющие нашего сознания, причастного бытию. Они могут формироваться как стихийно, на уровне души, так и сознательно, то есть на концептуальном уровне, на уровне духа. Самопознание своей ВКБ и ВКЗ и сознательное формирование их позволяет в определенной мере управлять как процессом протекания болезней и их исцеления, так и их предупреждением и упражнением (не пускать болезни в себя), что является важнейшим проявлением оздоровительной самореализации личности.

Таким образом, рассмотрение патогенного и саногенного воздействия тела на субъективность человека, на его духовность воочию убеждают нас о принципиальном единстве тела, духа и души. Но в этом же убеждает и патогенное и саногенное воздействие субъективности, духовности человека на его тело.

 

Б) Патогенное и саногенное воздействие духовности на тело

Как духовность воздействует на наше тело, а точнее, на организм. Духовность, как отмечалось, включает в себя три составляющие: интеллект, чувства и волю, но непосредственно на организм она воздействует только через чувства, эмоции, которые всегда заключают в себя определенное ценностное содержание. В зависимости от того, являются ли эмоции положительными, хорошими или отрицательными, дурными, воздействия их на организм будет соответственно саногенным или патогенным. При этом одни из отрицательных эмоций (беспокойство, страх, злость, гнев, горе и др.) перевозбуждают организм, перенапрягают мышцы, что и вызывает неприятные переживания, страдания. Другие же из отрицательных эмоций (скука, тоска, уныние и т.д.), наоборот, вызывают слишком слабое возбуждение органов тела и мышц, и это тоже вызывает неприятные переживания. К положительным относятся те эмоции, которые вызывают оптимальное возбуждение органов и мышц и сопровождаются оптимальными переживаниями. Это такие чувства, как радость, любовь, вера, надежда, мужество, невозмутимость и др.

Но все эмоции вызывают изменения и в организме человека (во внутренних органах, кровеносных сосудах, эндокринных железах и т.д.) и его телесности (походке, мимике, выражении глаз и т.д.). Проиллюстрируем это на примере такого чувства, как гнев. В состоянии гнева в телесности человека происходят следующие изменения: покраснение лица, расширение зрачков, сжатие губ и кулаков, дрожание рук и часто дрожь в голосе… А вот некоторые изменения, происходящие в организме: мышцы у выходного отверстия желудка так сильно сжимаются, что из него ничего не выходит, и весь желудочно-кишечный тракт охватывает судорога. Вследствие этого некоторые люди во время гнева или после него испытывают острую боль в желудочно-кишечном тракте. Приступы гнева резко повышают частоту сердцебиений (число ударов может возрасти до 220 и выше). Резко поднимается кровяное давление (от нормального 130 до 230 и выше). Вследствие этого может произойти так называемый апоплексический удар (кровоизлияние в мозг, паралич). Происходит это потому, что кровяное давление у человека поднялось так высоко, что в его мозгу «лопнул» кровеносный сосуд. Когда человек рассержен, гневается, то коронарные артерии в его сердце сжимаются так сильно, что может начаться стенокардия («грудная жаба») или даже произойти роковая закупорка коронарных сосудов.

В различных источниках утверждается, что эмоции являются причиной от 50 до 90% всех болезней современного человека. Вот некоторые данные:

 

Физические проявления болезни Из них вызваны эмоциями (в процентах)
Болезни в шейных позвонках  
Спазмы в горле  
Боли, похожие на язвенные  
Головокружение  
Головные боли  
Несварение желудка  
Усталость  

 

Из этих данных следует, что ведущая роль в детерминации названных аномалий физического тела человека принадлежит его душе, духовным факторам, смысложизненным ориентациям. Все болезни, вызванные эмоциями, это физические болезни, болезни организма. И вызываются они не душевно-психическими отклонениями от нормы, не психопатологиями, а исключительно смысложизненным содержанием чувств человека.

Каков механизм воздействия чувств на организм? Эмоции воздействуют на человека через две системы: нервную систему и эндокринные железы. Как эмоции вызывают болезни через нервную систему? Под воздействием тех или иных отрицательных эмоций нервная система вызывает напряжение мышц в любой части тела: ногах, руках, спине и т.д. Так как мышцы связаны со всеми внутренними органами, то, будучи напряженными, они могут вызывать функциональную боль в желудке, позвоночнике, голове и т.д. Но при продолжительном действии напряженные мышцы могут вызывать настоящие болезни. Считается, например, что около 30% всех кожных заболеваний (псориаз, дерматит и др.) – следствие спазмов кровеносных сосудов, вызванных негативными эмоциями.

Один из механизмов отрицательного воздействия эмоций на организм выражается в следующем. Находясь в стрессовом состоянии (например, страхе), человек дышит более часто, чем обычно. Вследствие этого из организма активно удаляется углекислый газ (CO2) и содержание его падает до низкого уровня. Поэтому возникают онемение отдельных участков кожи, внутренняя дрожь, убыстрение сердцебиения, слабость, обморок.

Как эмоции воздействуют на организм через эндокринные железы? Благодаря исследованиям канадского биолога и врача Г. Селье (1907 – 1982) стало известно, что через эндокринные железы осуществляется определяющее воздействие эмоций на организм человека (см.: Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. Рига, 1992). Оказалось, что железы внутренней секреции не только регулируют нормальное функционирование организма, но они также управляют реакциями его на стресс, угрозы и на другие неблагоприятные факторы среды. При этом ведущая роль среди них принадлежит железе гипофиза. Гипофиз контролирует деятельность всех других желез (поджелудочной, щитовидной, половой и др.). При отрицательном эмоциональном состоянии гипофиз усиливает производство одного или большего числа из 12 гормонов в большем количестве. Например, эмоции, вызванные физическим воздействием на наш организм инфекции, мышечного напряжения, переохлаждения или перегрева, чрезмерной влажности или сухости, голода, заставляют железу гипофиза производить соматотрофический гормон (СТГ) в повышенном количестве, что ведет к усталости, слабости, тошноте и т.д.

Если производство указанного гормона увеличивается в течение продолжительного времени, то это ведет к астме, артриту, повышению кровяного давления и т.д. Неприятные же эмоции, вызванные психогенными факторами (страхом, завистью, мстительностью и т.д.) заставляют гипофиз производить адренокортикотрофический гормон (АКТГ), который вызывает язвы желудочно-кишечного тракта, разные формы диабета и другие заболевания.

Из сказанного следует непреложный вывод: за все свои отрицательные эмоции мы неизбежно расплачиваемся, платим непомерно дорогую цену. И относится это в первую очередь к тем эмоциям, которые связаны с нашими дурными, злыми, недобрыми делами и поступками. «Злой человек вредит самому прежде, чем повредит другому» (А. Августин).

Date: 2015-08-24; view: 637; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию