Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И сколько глаз всегда живет во мне!





(А. Аррани, ширванский поэт. XV век).

А восприятие человека человеком, как отмечают психологи, устроено так, что результат его – образ другого человека – предстает в сознании воспринимающего как реальный, живой человек. И если человек не осмысливает свое отношение к тем людям, которыми «населено» его сознание, то эти люди, в виде образов его сознания, становятся способными часто непосредственно влиять на его жизнь. Они могут определять способы реагирования на те или иные обстоятельства, подсказывать решение тех или иных проблем в сложных жизненных обстоятельствах (подражание кому-то, боязнь кого-то, мысленное обращение к человеку, которого уже нет в живых и т.д.). Немецкий философ М. Хайдеггер (1889 – 1974) отмечал, что «безличные «люди» (das Мan) орудуют в нас и через нас вместо нас». Тем самым «населяющие» сознание человека люди приобретают статус его бытийных онтологических Я. Эти множественные Я, мы будем называть антропогенными множественными Я.

Множественные Я человека обусловливаются и множеством социокультурных факторов. Значительное количество разнообразных представлений, ценностей, стереотипов поведения, технологии действия, предрассудков, суеверий, разного рода социальных мифов и т.д. навязываются человеку средой, культурой и антикультурой вследствие некритического к ним отношения. Поэтому очень часто одни его ценности, представления, установки, принятые роли противоречат другим. Сталкиваясь между собой, все они стремятся регулировать жизнь человека. «Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой» (М. Монтень). Поэтому нередко жизненные решения принимаются человеком под воздействием случайно оказавшихся «под рукой» (всплывших в памяти) социокультурных феноменов. В этом случае он совсем не ведает, что творит в жизни, ибо творит жизнь свою вслепую. Воспринятые из разных источников разноплановые социокультурные образования, как считает А.И. Зеличенко, могут непроизвольно объединяться в комплексы, образуя самостоятельные множественные Я. В свете этого, классические «фрейдовские комплексы» («комплекс неполноценности», «комплекс Эдипа» и т.д.) выступают лишь как частные случаи таких комплексов (см.: Зеличенко А.И. Психология духовности / А.И. Зеличенко. М., 1996. С. 62). Когда ни одно из этих множественных Я не знает и не помнит о существовании другого множественного Я, то тогда происходит полное «раздвоение», «растроение» и т.д. Я-самости человека, и он становится разорванным. При этом следует отметить, что одни из социокультурных феноменов могут соответствовать его Я-инвариантному, а другие – противоречить, выступая как его Я-искаженное, Я-ложное. Все множественные Я человека, детерминированные социокультурными феноменами, мы будем называть социокультурными множественными Я.



Очевидно, что социокультурные множественные Я неразрывно связаны с деятельностными и антропогенными множественными Я и выделены могут быть только в абстракции.

Множественные Я человека обуславливаются также модусами времени: его прошлым, настоящим и будущим. Так как время жизни человека неотделимо от ее пространственных условий, то выделение связанных со временем множественных Я предполагает учет и пространственных параметров его жизнедеятельности (ответ на вопрос: «Когда что–либо происходило, происходит или будет происходить?» – всегда предполагает ответ на вопрос: «Где что-либо происходило, происходит или будет происходить?»). Но для удобства мы эти множественные Я будем связывать только со временем и называть их темпоральными множественными Я («темп» в переводе с итальянского означает время). Их конкретным наполнением, содержанием в те или иные периоды или отрезки времени является сочетание, конфигурация выделенных нами выше Я-единых (Я-сущностного и Я-управляющего) и всех множественных Я (деятельностных Я, антропологических Я и социокультурных Я). В них в определенном отношении входит и Я-самопознающее человека, ибо объектом самопознания может выступать и его самопознание, осуществлявшееся, например, в прошлом. Разумеется, в каждом из модусов времени (прошлое, настоящее и будущее) конфигурация указанных Я будет иметь свою специфику. Так, например, прошлое человека можно структурировать с точки зрения таких относительно самостоятельных объектов самопознания, как детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и старость. Каждый из этих объектов будет представлять определенное сочетание различных Я человека. Можно темпоральные Я связывать с работой в той или мной организации, местом проживания и т.д. Так как весь прошлый опыт человека хранится в его памяти в виде информации, то объекты его самопознания могут рассматривать и как его определенные информационные центры или «банки данных». В этом случае, например, детство человека, его учеба в школе или работа в том или ином учреждении могут рассматриваться как определенные «информационные центры». Поэтому самопознание своего прошлого выступает как актуализация определенной информации из указанных «информационных центров», ее переработка и осмысление. Понятие «информационный центр» является важным инструментом ориентации человека в своем внутреннем мире, управления самопознанием.



Результатом самопознания человеком своего прошлого и настоящего является гносеологический образ его Я-реального, а результатом самопознания будущего – Я-идеальное.

В зависимости от условий жизни различные множественные Я в разной степени укоренены в сознании и бытии человека. Одни из них могут сохраняться в течение всей жизни (например, некоторые комплексы неполноценности, привычки, сформировавшиеся в детстве), а другие быть временными (увлечения, например, каким-либо видом спорта, писателем и т.д.). Но если все множественные Я рассматривать в целом, в их соотношении с едиными Я, то они соответственно выступают как изменчивое, динамичное и относительно устойчивое (так, например, какой бы трудовой деятельностью человек ни занимался, в каждой из них он проявляет свою способность трудиться вообще).

Отметим еще раз то, что все множественные Я человека между собой тесно связаны, пересекаются и поэтому выделены могут быть только в абстракции.

 








Date: 2015-08-24; view: 155; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию