Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие самопознания





Познание человека может быть направлено либо на познание внешнего мира, либо на познание самого себя, т.е. самопознание. Но что такое самопознание? В литературе на этот вопрос даются разные ответы. По мнению С.Л. Рубинштейна, самопознание – это свойство «отдавать себе отчет в своем отношении к миру и другим людям» (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. М., 1957). С точки зрения А.Г. Спиркина, самопознание – «это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни» (Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. М., 1972. С. 148 – 149). «Самопознание, – пишет В.Г. Маралов, – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми» (Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. М., 2002).

Недостаток всех этих и других существующих в литературе определений самопознания, на наш взгляд, состоит в том, что они осуществляются через перечисление тех или иных сторон индивида, которые отражаются в процессе самопознания.

Но если каждый человек – это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как космос, то ясно, что ни в одном определении понятия самопознания нельзя охватить всего того, что в процессе его отражает индивид. Каков выход из этой проблемной ситуации: определение понятию самопознание надо дать, а сделать это через перечисление того, что в процессе самопознания отражается в индивиде, нельзя. На наш взгляд, вначале надо дать самое абстрактное, общее определение понятия самопознания, а затем постепенно наполнять его конкретным содержанием.

Второй недостаток многих существующих определений понятия самопознания состоит, на наш взгляд, в том, что в них к самопознанию относится только осознанное самопознание индивидом самого себя. Но возникает следующий вопрос: «А разве стихийно индивид себя не познает?» А.Н. Леонтьев справедливо указывал на необходимость различать: 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя (см.: Большой психологический словарь. СПб., 2003. С. 486).

С учетом сказанного можно дать следующее исходное, а значит самое абстрактное, определение понятия самопознание: самопознание – это такое познание, в котором субъектом и объектом является отдельный индивид. Из этого определения самопознания следует, что его содержанием является отражение индивидом самого себя и формирование определенного образа себя. Наполнение этого определения конкретным содержанием связано, с одной стороны, со структурированием объекта самопознания, а с другой – с соотношением понятия самопознание с целым «гнездом» понятий, начинающихся с прибавки «само» и характеризующие «самость» индивида. Это самоощущение, самовосприятие, самонаблюдение, самообъяснение, самооценка, самопроектирование, самоопределение, самоподготовка, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самодеятельность, самореализация, самоуправление, самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина, самоутверждение и другие, а также противоположные им понятия: самоотчуждение, самодовольство, самоуправство, самолюбование, самомнение и т.п. Но вопрос о соотношении этих понятий, то есть представление их в определенной системе, в нашей литературе почти не разработан. Исключением является работа Г.К. Чернявской «Трудный путь к самому себе» (СПб., 1994), в которой она предприняла первую попытку систематизации названных выше понятий. В качестве основания она берет важнейшие вопросы, неизбежно встающие перед каждым человеком. Эти вопросы были сформулированы И. Кантом «Все интересы моего разума (интеллектуальные и практические), – писал он, – объединяются в следующих трех вопросах: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен знать? 3) На что я могу надеяться?» (Кант И. Соч. Т.3 / И. Кант. М., 1964. С.66).

В соответствии с этими вопросами можно говорить о «блоках» внутреннего движения личности к самореализации: когнитивном, поведенческом и регулятивном. Когнитивный блок представляет собой ответ на первый из заданных Кантом вопросов: «Что я могу знать?» Сюда Г.К. Чернявская относит: самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценку и самомодель, которые определенным образом между собой взаимосвязаны.

Ко второму, поведенческому блоку, отвечающему на вопрос: «Что я должен делать?» – она относит самоподготовку, самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Каждая из этих категорий характеризует определенный этап формирования личности, ее деятельности, направленной на становление себя как субъекта этой деятельности.

Третий блок – «На что я могу надеяться?» – имеет две функции: с одной стороны, этот блок выступает целью когнитивного и поведенческого, так как формируется на их основе и отражает надежду и цель личности на пути к себе. С другой стороны, категории этого блока оказывают непосредственное, регулирующее влияние на первые два блока, стимулируя самодеятельность личности и регулируя ее. К этому блоку относятся самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина.

Личность осуществляет самопознание, саморазвитие, самодисциплину в процессе свободной деятельности, которую обычно называют самодеятельностью и которая определяется внутренними потребностями индивида. Если самодеятельность условно можно называть фундаментом указанных выше блоков, то завершением его является самореализация личности. Ее можно считать главной и основной системообразующей категорией всего «гнезда» понятий, раскрывающих «самость». Процесс же, описываемый этими понятиями, можно считать процессом самореализации личности (см.: Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе / Г.К. Чернявская. СПб., 1994. С. 44 – 46).

Положительным в подходе Г.К. Чернявской является попытка выделения «блоков» понятий, относящихся к самости индивида и рассмотрение самопознания во взаимосвязи с самореализацией.

Однако принятие за основание выделения «блоков» понятий трех кантовских вопросов вызывает определенные сомнения. Во-первых, из первого кантовского вопроса не совсем ясно то, о возможности какого знания идет речь. «Что я могу знать о мире вообще, в том числе и о себе самом?» или «Что я могу знать только о себе самом?». Но даже если речь идет о знании самого себя, то тоже остается неясным, о каком знании самого себя идет речь – о предметном, оценочном или проектном. Во-вторых, ответы на два других кантовских вопроса: «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» – тоже предполагают получение определенного знания и выступают лишь вариациями первого кантовского вопроса. Это, с одной стороны, а с другой – вопрос: «Что я могу знать?» – предполагает познавательную деятельность, которая находится и в сфере ответа на вопрос: «Что я должен делать?». Кроме того, надежда человека есть проявление его веровательного отношения и не может быть полностью сведена к его самоуправлению. Не совсем логично и рассмотрение самоуправленческого «блока» после поведенческого.

А.Я. Голубчиков в развернутом генетическом цикле самоопределения индивида выделяет взаимосвязь самопознания, самопроектирования, самоуправления и самореализации. При этом самопознание предполагает решение задач: а) насколько полно я выражаю сущность и идеалы рода, б) в чем типичность и своеобразие меня как личности, в) в чем выражается моя уникальность? Самопроектирование характеризуется созданием многовариантного проекта, имеющего в структуре смысложизненную детерминанту и по содержанию охватывающую основные формы активности индивида. Самоуправление полагает целью управление своей природной организацией, психикой и жизнедеятельностью во всех процессах самоопределения. Самореализация является цикличной взаимосвязью самообучения (совершенствования навыков деятельности), самовоспитания и самообразования как опредмечивания основных форм активности индивида. В свою очередь, самореализация побуждает к познанию мира и самопознанию, самопроектированию и самоуправлению (см.: Голубчиков А.Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ): автореф. дис… д-ра филос. наук А.Я. Голубчиков. Екатеринбург, 1993. С. 8, 35). В подходе А.Я Голубчикова заслуживает внимания рассмотрение самопознания индивида в цикле взаимосвязи с другими проявлениями его «самости». Однако нам представляется спорным:

1) противопоставление самопознания и самопроектирования. Самопроектирование, на наш взгляд, связано с познанием индивидом своего будущего и тоже относится к самопознанию;

2) трактовка феномена самоопределение индивида нам представляется слишком расширительной. Самоопределение следует связывать, прежде всего, с формированием своего отношения, своей позиции к чему-либо. Поэтому самопроектирование совпадает с самоопределением;

3) не учитывается и то, что в самоуправлении нуждается и сознательное самопознание и сознательное самопроектирование.

На наш взгляд, к фундаментальным вопросам человеческого бытия, которые каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе, относятся: «Кто я такой?», «Почему я такой?», «Кем я хочу, могу и должен стать?», «Как мне стать тем, кем я хочу, могу и должен стать?». Ответ на первых три вопроса связан с самопознанием, самообъяснением, самооценкой и самопринятием себя, а ответ на третий вопрос связан с самопроектированием, раскрывающимся через самодиагностирование, самопрогнозирование, самоцелеполагание и самопланирование. Ответ же на четвертый вопрос, с одной стороны, связан с самоуправлением индивида, раскрывающимся через самоустановку, самоорганизацию, самодисциплину, самостимулирование и самоконтроль, а с другой – связан с самореализацией, которая выступает в виде объективации идеальных замыслов в жизнь и опосредуется самообразованием, самовоспитанием, саморазвитием, самофункционированием и самоутверждением. Рассмотрение самоуправления и самореализации в единстве связано с тем, что это процессы в реальной жизни находятся в органической взаимосвязи и выделены могут быть только в абстракции.

Итак, самопознание, независимо от того, понимается оно в узком или широком смысле слова, оказывается неразрывно связанным с самореализацией. Отношение же самопознания и самореализации индивида в определенном смысле может рассматриваться как проявление отношения познания и практики. Это дает основание для следующего определения понятия самопознания: «Самопознание – это такое познание, в котором субъектом и объектом является отдельный индивид и смысл которого состоит в обеспечении его самореализации». Но в определенном отношении и самопознание может рассматриваться как вид самореализации индивида (этот вопрос специально будет рассмотрен в соответствующем разделе книги).

Рассматривая вопрос о содержании понятия самопознание, нельзя обойти вопрос о соотношении самопознания и научного познания, науки. Например, Д.Т. Судзуки в книге «Дзен-буддизм и психоанализ» в главе о самопознании, фактически противопоставляет самопознание и научное познание. Он пишет: «Дзен предлагает избрать направление, противоположное науке, если только мы хотим поближе познакомиться с Я. Научное познание противоположно самопознанию, так как научное познание связано с противопоставлением субъекта и объекта познания, познает объект извне, есть объективное познание». «Личность должна познавать саму себя, не покидая собственных пределов». «Ученые, включая теологов и философов, стремятся быть объективными и избежать любых форм субъективности». Личность же «живет именно личностно-субъективной, а не концептуализированной или онаученной жизнью». «Личность, познавшая себя, отнюдь не склонна теоретизировать, не пишет книг, не дает другим навязчивых советов; она всегда живет своей уникальной, свободной и творческой жизнью. Здесь я знает себя изнутри, но никогда со стороны» (цит. по: Шевцов А.А. Введение в самопознание / А.А. Шевцов. СПб., 2003. С. 121, 122, 123).

Позиция Д.Т. Судзуки, на наш взгляд, далеко не бесспорная. Самопознание, в сравнении с научным познанием, действительно имеет свою специфику:

1) в научном познании субъект противостоит объекту познания. В самопознании же субъект познания одновременно является и объектом познания;

2) научное познание нацелено прежде всего на познание общего, самопознание – на познание уникального, единичного в конкретном человеке;

3) самопознание может осуществляться и вненаучными формами познания: обыденным познанием, религиозным, астрологическим и т.д.

Но следует ли из сказанного, что самопознание противоположно научному познанию? На наш взгляд, не следует. Более того, самопознание каждого человека в современном обществе, достигшем величайшего научного прогресса, должно стремиться быть максимально научным. Зачем, к примеру, студентам вузов нужны усваиваемые теоретические знания наук о человеке? Прежде всего для того, чтобы осуществлять самопознание на научной основе и на научной основе строить свою Я-концепцию. В человеческой деятельности действует следующий закон – все научные знания могут быть использованы в практической деятельности человека, только пройдя через горнило его самопознания, ибо, чтобы он ни делал, он должен знать, зачем он это делает и как это делать.

Однако в какой бы мере в процессе самопознания не использовались научные знания, результатом его не является создание науки об этом самопознании. Результат процесса самопознания каждым индивидом самого себя – динамичная Я-концепция, которая является сугубо личностным знанием. Самопознание – это всегда познание отдельным индивидом своего Я. А.А. Шевцов пишет: «…я сомневаюсь, что самопознание может быть наукой. Его надо просто делать. Но я не прав в этом, потому что для того, чтобы делать, надо знать – как. Знать и уметь. А этому можно учиться. Значит, может существовать и наука. Если не наука самопознания, то уже точно наука о том, как обучать и обучаться самопознанию» (Шевцов А.А. Введение в самопознание. С. 568).

Наука или теория самопознания – это система тех знаний, которые помогают учиться самопознанию, выступают его методологией.

Построение научной концепции самопознания предполагает получение ответов, прежде всего, на следующие вопросы:

1. Каково значение самопознания в жизни человека?

2. Что представляет собой субъект и объект (предмет) самопознания и какова их структура?

3. Какова методология самопознания?

4. Что представляют собой движущие силы самопознания?

5. Как развертывается процесс самопознания?

6. Каковы результаты самопознания?


Date: 2015-08-24; view: 3097; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию