Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Байлук, В.В





Человекознание

 

Основы самопознания

и самореализации личности

 

 

Книга первая

Основы самопознания личности

 

 

Екатеринбург 2010


УДК

ББК

Б

Рецензенты:

 

 

Байлук, В.В.

Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности: в 2 кн. Кн.1. Основы самопознания личности / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – с.

 

«Основы самопознания личности» – это первая книга монографии «Основы самопознания и самореализации личности». Вторая книга – «Основы самореализации личности». В воззрениях уже первых греческих философов настойчиво звучал призыв: «Познай самого себя».

В первой части первой книги «Предметное и оценочное самопознание личности» рассматриваются следующие вопросы: сущность самопознания и его значение в жизни человека, субъект и объект самопознания, движущие силы самопознания, методология самопознания, самопознание как процесс, самосознание, самопознание и Я-концепция, самопознание Я-самости как целостности.

Во второй части первой книги «Самопознание как самопроектирование» рассматриваются такие вопросы как: сущность самопроектирования и его структура, самопроектирование как процесс, соотношение самопроектирования с верой, надеждой, оптимизмом и пессимизмом, самопроектирование и проблема смерти.

Книга обильно усеяна золотыми россыпями мудрых мыслей замечательных людей, которые учат прежде всего тому, как правильно жить.

Рекомендуется философам, психологам, педагогам, менеджерам и всем другим специалистам, работающим в системе «человек – человек», аспирантам вузов и всем студентам.

 

УДК

ББК

 

 

© ГОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет», 2010

© Байлук В.В., 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………..  
Часть I. Предметное и оценочное самопознание личности….  
Глава 1. Понятие самопознания…………………………………  
Глава 2. Значение самопознания в жизни человека………….  
Глава 3. Субъект и объект (предмет) самопознания………….  
3.1. Понятие субъекта и объекта самопознания………………  
3.2. Структура объекта самопознания…………………………  
3.2.1. Я-единые (Я-инвариантное, Я-сущностное и Я-управляющее)………………………………………………  
3.2.2. Множественные Я (деятельностные Я, антропогенные Я, социокультурные Я и темпоральные Я)………..  
3.2.3. Я-зеркальное……………………………………….......  
3.2.4. Я-энигматическое………………………………….......  
Глава 4. Движущие силы самопознания……………………….  
4.1. Одиночество как фактор самопознания………………….  
4.2. Противоречие между ориентацией личности на самореализацию и недостаточным знанием себя – основная движущая сила самопознания…………..    
4.3. Противоречие между стихийной, иррациональной стороной жизнедеятельности человека и концептуальной – как источник самопознания………...    
4.4. Противоречие между иррациональными сторонами жизни человека в виде своеобразных «призраков» или «идолов» и развивающимся у него концептуальным сознанием………    
4.5. Противоречие между наличными способами, технологиями деятельности человека и стремлением его к формированию новых, определяемых Я-идеальным……………    
4.6. Противоречие между стремлением человека к самореализации и так называемыми трудными состояниями его внутреннего мира……    
4.7. Противоречие между метафизичностью прошлой и настоящей жизни человека и диалектичностью его мышления сегодня………………      
Глава 5. Методология самопознания..…….………….…………  
5.1. Диалектическая методология самопознания…………......  
5.2. Гносеологическая, общенаучная и специально-научная методология самопознания………...  
5.3. Самопознание, познание других людей и образование  
Глава 6. Самопознание как процесс: уровни и этапы…..........  
6.1. Стихийное и сознательное, эмпирическое и концептуальное самопознание..…………………………  
6.2. Эмпирическое и теоретическое самопознание и их методы………………………………………………….  
6.3. Оценочное самопознание ………………………………....  
6.4. Проектное самопознание (самопроектирование) ……….  
6.5. Взаимосвязь предметного, оценочного и проектного самопознания …………………………….....  
6.6. Закономерности самопознания …..…………………….....  
Глава 7. Самосознание, самопознание и Я-концепция……….  
7.1. Самосознание, самопознание и их соотношение………..  
7.2. Сущность, структура и функции Я-концепции и ее соотношение с самопознанием и самосознанием    
Глава 8. Препятствия самопознания……………………………  
Глава 9. Самопознание Я-самости как целостности………….  
9.1.Трудности самопознания личностью своего тела и духа  
9.2.Самопознание личностью своего тела……………………  
9.3. Самопознание личностью субъективной реальности (субъективности)…………………...………....  
9.4. Самопознание личностью духовного и бездуховного содержания своей жизнедеятельности …………………..  
9.5. Самопознание воздействия тела человека на его духовность и воздействие его духовности на тело ……..    
Часть II. Самопознание личности как самопроектирование (проектное самопознание)………………………………………..  
Глава 10 Человек и время его жизни……………………………  
Глава 11 Сущность и структура самопроектирования………  
11.1.Понятие самопроектирования………………………  
11.2.Соотношение самопроектирования с близкими ему по смыслу понятиями……  
11.3.Связь самопроектирования со смысложизненными понятиями………………………………………………………  
11.4.Структура самопроектной деятельности……………….  
11.4.1.Субъект и объект самопроектирования……………  
11.4.2.Цели и средства самопроектирования……………  
11.4.3.Результат самопроектирования……………………  
11.4.4.Объективное, субъективное, стихийное и сознательное в самопроектировании……………………..  
Глава 12. Самопроектирование как процесс самопознания личностью своего Я-идеального……………………..………….    
12.1. Какова логика самопроектирования?…………………  
12.2. Рождение замысла проекта…………………………….  
12.3.Самодиагностирование как самопознание потребностей и возможностей……………………………………..  
12.4.Постановка целей и целеобразование…………………  
12.4.1. Цели…………………………………………………  
12.4.2.Идеалы………………………………………………  
12.4.3.Мечты……………………………………………….  
12.4.4.Мотивы……………………………………………….  
12.5.Целеполагание как «стыковка» целей и средств………  
12.6.Самопроектирование как определение пространственно-временных параметров деятельности…………………….  
12.6.1.Общие проблемы учета пространственно-временных параметров в самопроектировании……………  
12.6.2.Планирование как конкретная форма использования своего времени и жизненного пространства………….  
12.7.Проблемы формирования альтернативных вариантов проекта………………………………………………………….  
12.8.Выбор и принятие решения……………………………  
12.9.Самопроектирование и судьба человека……………….  
Глава 13. Самопроектирование, вера, надежда, оптимизм и пессимизм…………………………………………………………...  
13.1. Какова природа веры? …………………………………  
13.1.1.Вера и веровательное отношение…………………  
13.1.2.Вера иррациональная и рациональная……………  
13.1.3.Вера человека в самого себя и в то, что находится вне его………………………………………………………...  
13.1.4.Вера, знание и истина……………………………….  
13.1.5.Вера и сомнение……………………………………  
13.2. Надежда и безнадежность……………………………..  
13.3. Соотношение веры и надежды, неверия и безнадежности……………………………………………………………….  
13.4. Вера, надежда и здоровье……………………………...  
13.5. Пессимизм и оптимизм………………………………...  
13.6. Некоторые способы овладения оптимизмом…………  
13.6.1.Самоубеждение как способ формирования оптимизма…………………………………………………………  
13.6.2.Самовнушение как способ формирования оптимизма……………………………………………………...  
Глава 14. Самопроектирование и проблема смерти. Жизнь против смерти……………………………………………………...  
Заключение………………………………………………………....  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Каждый человек живет в определенной природно-космической и социальной среде, и его жизнь, так или иначе, определяется этой средой. Поэтому, естественно, возникает вопрос о том, что в жизни каждого человека зависит от среды, условий жизни, а что – от него самого. Этот вопрос можно выразить и по-другому: «В какой мере человек творится обстоятельствами своей жизни, а в какой мере он может творить себя сам?»

Но творение человеком самого себя, превращение своей жизни в жизнетворчество – это не произвол. Каждый человек живет в мире законов Космоса, законов общественной жизни и своих собственных законов (они определяются способностями человека, его темпераментом, особенностями памяти, лево- и правополушарного мышления и т.д.). Последние законы определяют его уникальность. Поэтому продуктивным, созидательным творчеством, ведущим к подлинному человеческому счастью, наслаждению жизнью, будет только то творчество, которое опирается на знание законов Космоса, социума и уникальности самого человека, которое осуществляется в резонанс с этими законами.

У каждого человека есть только два предельных варианта выбора жизненной траектории: либо согласовывать свои деяния со знанием законов бытия, либо игнорировать их. Первое свое конкретное выражение находит в культуре, второе – в антикультуре, в абсурде жизни (наркомании, алкоголизме, садизме, терроризме и т.д.), первое выражается в утверждении в жизни жизни, второе – в утверждении в жизни смерти. Всех, игнорирующих объективные законы бытия, эти законы беспощадно наказывают болезнями, страданиями, преждевременной смертью.

Овладение умением жить в согласии с объективными законами бытия в различных видах своей активности (профессиональной, нравственной, семейной, оздоровительной и т.д.) проявляется в достижении человеком относительного равновесия с природой, обществом и самим собой, выступает как «искусство жить». А это предполагает и в принципе невозможно без познания самого себя, включающего как отражение себя на неосознанном, стихийном, эмоционально-интуитивном уровне, так и на уровне осознанном, рационально-концептуальном. Результатом всего процесса самопознания является образ нашего целостного Я. Так как образ Я есть то, на основе чего каждый человек строит свои отношения с другими людьми, самореализует, выполняет себя в мире, то отсюда становится понятным огромное значение самопознания в человеческой жизни. Поэтому не удивительно, что в воззрениях уже первых греческих философов настойчиво звучал призыв «Познай самого себя!» По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге «Протагор», семь мудрецов Древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мюсон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: «Познай самого себя». «Кто знает себя, - утверждал афинский мудрец Сократ, – тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а, не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий».

Жизнь каждого человека, независимо от того, знает он это или не знает, хочет того или не хочет, складывается из самопознания и самоосуществления (самореализации), воплощения в жизнь своих проектов, т.е. из диалектики мысли и действия, слова и дела, индивидуального познания и индивидуального бытия. Все знания, относящиеся к самопознанию и самореализации отдельного человека, конституируют экзистенциальную (экзистенция в переводе с латинского означает существование) онтогносеологию (онтология в переводе с греческого – учение о бытии, гносеология – учение о познании).

Если выражение «экзистенциальная онтогносеология» перевести на более понятный язык, то это будет означать человекознание и человековедение, взятые в их единстве и в применении к отдельному человеку. В общем это область знания об истинном познании человеком самого себя и истинном пути в жизни или истинной жизни. При этом нам представляется, что содержание терминов «человекознание» и «человековедение» в главном совпадает: в знание человека входит и знание того, как познавать ему мир и себя, и знание того, как действовать в мире, а вести человека – значит вести ему себя, с одной стороны, по дорогам познания мира и себя самого, а с другой – вести по дорогам реальной жизни, по дорогам бытия. Так как нам предпочтительнее термин «человекознание», то его мы предпослали названию всей книги в целом. Однако человекознание здесь означает не знание о человеке вообще, а только знание о человеке на уровне конкретного, отдельного индивида.

Свою задачу мы видели прежде всего в том, чтобы собрать воедино знания, относящиеся к указанной области познания и представить их в системе, в их логической взаимосвязи. Первая книга «Основы самопознания личности» – первая попытка на этом пути. С одной стороны, «в этой книге я лишь составил букет из чужих цветов, а моя здесь только ленточка, которая связывает их» (М. Монтень, французский философ-гуманист. 1533 – 1592). В ней, наряду с попыткой относительно полного освещения проблематики самопознания, впервые, может быть, в отечественной и зарубежной литературе все темы сопровождаются золотыми россыпями изречений, мудрых мыслей десятков и сотен деятелей мировой культуры (философов, психологов, писателей, поэтов, ученых, композиторов и т.д.), в которых «результаты мышления великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное» (Л. Н. Толстой) и которые практически отсутствуют в официальных учебниках по философии, психологии и другой учебной и научной литературе по гуманитарным дисциплинам. Главная ценность мудрых высказываний, изречений состоит в том, что они учат прежде всего тому, как правильно жить.

«Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться» (Геродот, древнегреческий историк. Между 490 и 480 – около 425 до н.э.). «Есть у древнейших обильный запас изречений. Много для жизни полезных советов может в нем каждый найти» (Феокрит, древнегреческий поэт. III в. до н.э.). «Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее». «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать» (Л. Н. Толстой).

Но с другой стороны, в предлагаемой работе высказано и немало новых идей, соображений, которые, надеется автор, являются далеко не тривиальными и способны вызвать интерес у достаточно широкого круга читателей. Это прежде всего самая богатая на сегодняшний день концептуальная модель Я-единых и Я-множественных, это идеи о движущих силах, пусковых механизмах самопознания, о модусах тела, о душе, духе и их соотношении, о духовном и бездуховном, о воздействии тела на духовность и воздействии духовности на тело, о структуре и процессе самопроектирования, о вере, надежде, пессимизме и оптимизме, способах формирования оптимизма.

Особенностью данной работы является и то, что в ней автор стремился относительную строгость научно-философского содержания все время сочетать с доступностью его изложения, т.е. стремился и не «улететь» в абстрактное теоретизирование, в академизм, но и не «раствориться» в описании фактов повседневной жизнедеятельности отдельного человека.

Так как работа рассчитана прежде всего на читателя мыслящего, ищущего в жизни истину, путь к самому себе, то в ней широко представлен дискуссионный материал, зафиксирована открытость многих обсуждаемых проблем поиску, что, как надеется автор, вовлечет читателя в творческий диалог, сделает непосредственным соучастником поиска истины.

На кого рассчитана эта работа? Так как ее содержание фактически общезначимо, то автор надеется, что она в тех или иных отношениях будет полезна всем. Особенно полезна она будет тем, кто находится в трудном поиске самого себя, своего места в жизни. Поэтому самое заветное желание автора состоит в том, чтобы хоть в какой-то мере помочь в первую очередь людям молодым, особенно студентам, всем вступающим на путь самостоятельной жизни и ищущим ее истинный смысл.


Date: 2015-08-24; view: 1473; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию