Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX-XI века





Архитектура. С принятием христианства самым распространенным из архитектурных типов стала базилика (иногда с атриумом, двойными притворами и баптистерием, например, Большая базилика в Плиске), способная вместить много молящихся. В области церковного строительства был достигнут синтез архитектуры, пластической декорации вне и внутри здания, мозаики и стенной живописи. В письменных источниках встречаются свидетельства о нескольких типах построек: базилике как соборной церкви (7 были созданы по приказу царя Бориса), а также круглых и, упоминаемых в текстах XI в. (например, в Житии св. Климента Охридского), «белых церквах». Центрические постройки имели крестовый план, нередко конхи, завершающие рукава креста (мартирий, обнаруженный под фундаментом Большой базилики (после 865); дворцовая Круглая, т. н. Золотая, церковь в Преславе, 10-е гг. X в.; триконх в Плиске и др.). Храмы возводились на месте языческих святилищ (Большая и Дворцовая базилики в Плиске, церкви в Преславе, Мадаре, а также в центрах раннего христианства и древних епископских кафедрах. Известно более 40 базилик, 20 из которых располагались в жилых кварталах и усадьбах Плиски, 4 в Преславе (Дворцовая базилика, Гебе-килисе, Сакалова могила, Черешето), в Дуросторе (совр. Силистра) и др.

В последней четверти IX в. в городах и около них строились монастыри, ставшие центром духовной жизни и художественных ремесел; здесь переписывали книги, изготовляли драгоценную утварь и др. Например, в монастырях, расположенных в окрестностях населенных пунктов Равна, Черноглавци и др., возводились базилики, некоторые монастырские храмы были сходны с постройками раннехристианского Востока (Плиска, Силистра). В других церковных зданиях отразилось влияние Рима и протороманских моделей Далмации и Адриатического побережья (базилика в центре Преслава, 866-867, и в монастыре близ Равны, 889). В преславский период (кон. IX-X в.) под византийским влиянием в связи с активным строительством церквей для небольшого числа молящихся в городах, имениях и монастырях стали появляться крестово-купольные храмы константинопольского и преславского типов (с вписанным в плане крестом (купол опирается на колонны или свободно стоящие опоры), уменьшенным предалтарным пространством, 3 входами и фасадами, украшенными лепниной).

Скульптура. Необходимость украшения христианских храмов привела к появлению мастерских, специализировавшихся на изготовлении элементов декоративной пластики из камня для построек 2-й болгарской столицы – Великого Преслава. В 3-й четв. IX – нач. X в. при строительстве Дворцовой базилики были применены массивные архитектонические элементы из известняка со стилизованной протороманской декорацией, созданные, очевидно, под влиянием искусства Адриатики. В то же время, например в Большой базилике в Преславе, для украшения литургически важных частей храмов использовали декоративные элементы более раннего времени, а также привезенные из Константинополя.

Архитектура времени правления царя Симеона (893-927) отличалась полихромным убранством (мозаики, стенные росписи, расписная керамика, инкрустация по камню), каменной пластической декорацией снаружи и внутри здания. Замечательным памятником той эпохи является Круглая (Золотая) церковь в Преславе (ок. 906). Ее богатое скульптурное убранство, в котором использованы античные, визант. и вост. (араб.) художественные мотивы, сродни лучшим постройкам Константинополя (например, церкви Богородицы Панахранты (Фенари-Иса) в монастыре Константина Липса, 908). Ок. 60-х гг. X в. в украшении храмов проявляются местные особенности: например, на фасаде небольшой церкви в местности Аврадака (в окрестностях Преслава) выполнены львиные протомы (передняя половина фигуры), свойственные протороманскому и раннему романскому стилям. Рельефы с христианскими сюжетами в этот период не встречаются. В преславской декоративной пластике преобладал раскрашенный рельеф, инкрустированный кусочками стекла, керамики и др. Наиболее часто применялся низкий рельеф и ажурный орнамент, о широком применении пластических деталей, исполненных в технике высокого рельефа, говорить трудно, сохранились лишь немногие детали украшений церквей после X-XI вв. в Силистре и Шуменской крепости.

Монументальная живопись. Ряд памятников монументальной живописи, созданных в эпоху 1-го Болгарского царства, ныне находятся вне территории Болгарии. Первый слой росписи ротонды св. Георгия в Сердике ранее датировался концом X в., напоминая лучшие образцы византийской миниатюры этого времени, в настоящее время исследователи относят его создание к 1-й половине XI в. В живописи периода 1-го Болгарского царства преобладали черты официального стиля, связанного с византийским искусством, и декоративные изображения раннехристианского времени с обобщенной моделировкой. Влияние византийского классицизма заметно в 1-м живописном слое росписи церкви св. Ахиллия на оз. Преспа (совр. территория Греции) и в росписи церкви с. Герман (не сохранилась), которые были созданы в том районе представителями одной мастерской в кон. X – нач. XI в. На развитие болгарского изобразительного искусства оказала влияние и провинциальная живопись Византийской империи, сохранившая черты, свойственные доиконоборческому периоду и восточному искусству более позднего времени. Иконография и система распределения образов и сцен в храмах отражают переходный этап после иконоборчества.

Керамика. Преславская расписная керамика использовалась при украшении гражданских и храмовых построек с конца IX-X в. Самые ранние образцы керамических икон были обнаружены в 1909 и 1927 гг. в монастырях, расположенных в местности Патлейна около Преслава и среди руин Круглой церкви в Преславе. Раскопки на месте мастерских, находки бракованной продукции, инструментов и материалов показывают, что производство керамики осуществлялось в широких масштабах и было связано с разработкой богатых залежей светлых пород глины в районе Преслава, а также с привлечением сюда мастеров, вероятно выходцев из ближневосточных христианских стран. Ими была создана художественная школа, работы которой отличались от других школ (Никомидии, Константинополя, Салоник) использованием различных моделей керамики, начиная от разработанных в раннехристианском искусстве Сирии, Палестины, Египта, М. Азии и Константинополя. Технология изготовления керамических икон заключалась в нанесении на формованные и обожженные рельефные плитки сначала коричневого контура рисунка, затем ангоба или минеральных красок типа охры и дополнительных цветов (светло-коричневого, розового, красного, темно-фиолетового, зеленого), после чего раскрашенную поверхность покрывали прозрачной глазурью. Керамические иконы представляли собой монументальные или переносные образы, части иконостаса, использовались как инкрустация каменных архитравов и др. К концу IX в. относятся керамические иконы, выполненные в мастерской в местности Тузлалыка: рисунок погрудных изображений апостолов и евангелистов плоский и несколько грубоватый. Небольшие иконы из т. н. Дворцового монастыря дают представление о келейном иконостасе. Из плиток составлялись панно, иногда больших размеров, как, например, в Круглой церкви монастыря в местечке Патлейна, откуда происходит многосоставная керамическая икона вмч. Феодора Стратилата (СНАМ), являвшаяся, вероятно, элементом украшения храма, аналогичным стенной живописи.

Тенденция к архаизации в преславской керамике объясняется ее ориентацией на иконографические образцы, характерные для восточных провинций империи периода раннего христианства. В X в. стиль росписи постепенно трансформировался под влиянием образцов византийского искусства этого периода. Развитие керамики прекратилось, вероятно, в период нашествий печенегов во 2-й пол. XI в.

Миниатюра. Появление миниатюр в произведениях рукописных мастерских Плиски и Преслава в IX-XI вв. было связано с переводом и переписыванием византийских богослужебных книг. О характере орнаментики (заставки, орнаменты и виньетки) таких рукописей, как Саввина книга, Супрасльская минея и Ассеманиево Евангелие, испытавших непосредственное влияние византийских памятников IX-XI вв. и развивавшихся в русле общего стиля преславского искусства, можно судить по поздним спискам произведений болгарских раннесредневековых школ (Плиска, Преслав, Охрид) русского происхождения, сохранившим стиль оригиналов. В русских списках XI-XII вв. (Остромирово Евангелие, Учительное Евангелие Константина Преславского, Изборник Святослава и Слова сщмч. Ипполита, еп. Римского) преобладает влияние византийских миниатюр т. н. «цветного стиля» 2-й пол. X в., а также заметна связь болгарских переводчиков и переписчиков раннего времени со скрипториями и книжниками Константинополя (возможно, со Студийским монастырем). По мнению русских исследователей, миниатюры Остромирова Евангелия связаны с искусством Константинополя середины XI в., притом что текст восходит к преславскому оригиналу IX-X вв. В списках Учительного Евангелия Константина Преславского и Слов сщмч. Ипполита, епископа Римского, сохранились образы болгарских государей – Бориса I и Симеона. Болгарское происхождение оригиналов, с которых были сделаны списки (в т. ч. миниатюры), устанавливается по воспроизведенным в них припискам. К деятельности монастырских скрипториев относится не только иллюстрирование рукописей, но и роспись керамики и настенных изображений в технике граффито, например, в монастыре в окрестностях Равны (886) сохранилось более 2 тысяч таких рисунков и надписей.

Мелкая пластика. Среди образцов мелкой пластики из металла, датируемых IX-X вв., в основном представлены литые кресты, энколпионы, небольшие иконы. В традиционной технике обработки кости изготавливались не только кресты, но и изображения – имитации византийских изделий из слоновой кости, выполненные в виде плоского рельефа. В Велико-Тырнове была обнаружена часть изготовленного в византийской мастерской триптиха X в. с изображением композиции «Успение Пресв. Богородицы». Уникальным предметом константинопольской мастерской является золотой крест-энколпион из Плиски, изготовленный около середины IX-X в. (СНАМ). Он представляет собой реликварий с вложенными один в другой 3 крестами, во внутреннем из которых находится частица Животворящего Древа Господня. На кресте изображены праздники (Благовещение, Рождество Христово, Введение во храм, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение Христово и Успение Пресв. Богородицы), образы Богородицы Никопеи, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, архиепископа Николая Мирликийского, сопровождающиеся надписями на греческом языке. По сторонам Распятия – Богородица и св. Иоанн Богослов. Ряд этих памятников, созданных в Константинополе, как и золотой дискос из Преслава (XI в.), пластинка с изображением павлинов из Преславского клада (все в СНАМ) и другие, свидетельствуют о проникновении из Византии в Болгарию произведений высокого уровня, служивших образцами для местных мастеров. В музеях Болгарии хранятся тысячи крестов с рельефными или выгравированными изображениями, представляющие широко распространенную в средние века массовую продукцию различных мастерских. В их числе – памятные кресты, в основном X в., из святых мест (Египта, Малой Азии). С начала XI в. распространение получают нагрудные иконы и кресты, в т. ч. из камня.

Date: 2015-08-24; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию