Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй России в период роста капиталистических отношений (начало XIX в.)





По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40—80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государственным секретарем. Совет был ликвидирован в 1917 г.

Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления. С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

В 1802 г. началась министерская реформа. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры должны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятельности, но фактически они были ответственны перед императором.

Министры и товарищи министров (помощники) назначались императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра, низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.

Для решения межведомственных вопросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляющие на правах министров, председатель Государственного совета, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначением императора.

В 1812 г. было принято Учреждение Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д. С усилением роли канцелярии значение Комитета министров стало падать.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий.

В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.

В 1802 г создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы — станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался

губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

6. Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Передовые военные идеи развивались такими полководцами, как Румянцев, Суворов, Кутузов. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе. После Отечественной войны 1812 г. российский император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.

2. Правовое положение населения в период роста капиталистических отношений (начало XIX в.)

Во второй половине XVIII — начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы — буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.

Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.

Среди личных прав дворян можно отметить: право на дво­рянское достоинство, право на защиту чести, личности и. жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие, право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.

С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.

С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недворяне были уволены с военной службы.

Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить два следующих момента.

С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.

С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

Наиболее преданных служителей церкви власть стремилась привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Таким образом самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.

4. Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных,.

В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам — Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.

В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

В целях развития промышленности в 1818 г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы государственных крестьян и регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некоторые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на две г ильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию — розничные.

Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления.

Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т д.

Горожане имели свой сословный суд.

 

Date: 2015-08-24; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию