Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод истории государства и права России





История государства и права России принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых на юридических факультетах высших учебных заведений Российской Федерации. Ее важнейшая задача – сформулировать у студентов научное представление об основных путях возникновения, становления и развития российской государственности и российской правовой системы, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов происходило развитие и смена типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов в конкретный исторический период. История государства и права России, как наука историческая и юридическая, рассматривает государственные и правовые институты с момента их возникновения до настоящего времени в их взаимосвязи и взаимодействии. Она дает возможность оценить своеобразие каждого исторического периода существования государства и права, а с другой стороны – проследить закономерности и преемственность в их развитии, а также особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

Данная наука – история государства и права России, выполняет еще одну задачу – разоблачение и научное опровержение фальсификаторов истории государства и права России, начиная с норманнской лжетеории происхождения древнерусского государства и кончая показом несостоятельной и клеветнической сущности западных антинаучных «теорий» и «концепций» о якобы присущей русскому народу и русскому государству характерных черт восточного деспотизма. Именно история государства и права дает возможность глубже понять не только прошлое, но и правильно оценить современное состояние российского государства и права, прогнозировать их дальнейшее развитие.

Когда речь идет о методе истории государства и права России, то ставится вопрос как изучается история государства и права. Историка – правовая наука использует различные методы – как общефилософские, такие как диалектический метод, так и свои специфические методы. Прежде всего это хронологический метод. Государственно – правовые явления возникают и развиваются не изолировано, а в определенной системе, поэтому их анализ требует применения системного метода. Исторический метод подходы к государству и праву как развивающимся и изменяющимся во времени явлениям, что позволяет раскрыть их содержание и взаимоотношения. Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно – правовых явлений России и других стран в целях выявления их общих черт, различий и особенностей развития. Кроме того, сравнивают также и отдельные государственно – правовые институты в процессе их эволюции, что дает возможность проследить изменения, происшедшие с этими институтами, и выявить их причины. Статистический метод способствует более глубокому анализу количественных сторон исторического процесса, выявления исторической протяженности, темпов распространения, развития и других сторон процесса. Применяется умозаключение по аналогии – делают вывод о сходстве двух или более явлений с другими сходными явлениями, но в других определенных отношениях. Обычно это делают, когда сведения об этих явлениях неточны, неполны или фрагментарны, что бывает, как правило, при исследовании древнейших исторических периодов. Возможно использование и других методов исследования.

 

2. Периодизация истории государства и права России

Изучение истории государства и права России осуществляется в определенной хронологической последовательности, связанной с выявлением закономерных этапов развития государства и права. История государства и права России можно разделить на следующие периоды:

1. Государство и право Древней Руси (IX – XI вв.);

2. Государство и право Руси периода княжеской раздробленности (XII – XIIV вв.);

3. Образование Русского централизованного государства и развития права (XIV – середина XVIвв.);

4. Государство и право в период сословно – представительной монархии в России (середина XVI – XVII вв.);

5. Становление и развитие абсолютной монархии в России (XVIII вв.);

6. Государство и право в первой половине XIX в.;

7. Государство и право Российской империи во II половине XIX – начале XX вв.;

8. Государство и право в период буржуазной республики (март – октябрь 1917г.);

9. Создание Советского государства и права (октябрь 1917 – 1918 гг.);

10. Советское государство и право в году гражданской войны (1918 – 1920гг.);

11. Государство и право в период НЭПа (1921 – 1929гг.);

12. Советское государство и право в 1930 – 1941 гг.;

13. Советское государство и право в период великой Отечественной войны и годы восстановления народного хозяйства (1941 – 50-е гг.);

14. Советское государство и право в период кризиса социализма (60-е – 80-е гг.);

15. Государство и право России после развала СССР.

Тема 2
Государство и право Древней Руси в IX –XI вв.

1. Образование Древнерусского государства.

Начальный этап в истории российской государственности связан с образование Древнерусского государства. Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовало с конца IX до середины XI вв., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Указанную территорию с древнейших времен населяли многочисленные земледельческие племена восточных славян, а также десятки народов финского, датского, тюркского и крымского происхождения. Отдельные восточнославянские племена объединились в крупные политические и военные союзы, упоминаемые в древнейших летописях: поляне, славяне, вятичи, древляне, дреговичи, радимичи и др. Поэтому важнейшей особенностью мировоззрения поселения Древнерусского государства, можно сказать, генетическое отсутствие племенного эгоизма, широкая распахнутость по отношению к другим языкам и народам.

Исследования показали, что восточные славяне жили соседскими общинами, основным занятием которых было земледелие. Уже в середине I тысячелетия разложение трудового строя привело к появлению личной собственности на орудия труда и частному пользованию пахотных участков, развитию ремесел и торговли. Рост производительности труда создал возможность эксплуатации и породил социальное неравенство. В сельской общине выделяется верхушка, которая обогащается помимо эксплуатации за счет военной добычи и рабского труда. Разорившиеся крестьяне также попадают в зависимость к богатым землевладельцам. В VI – VIII вв. восточные славяне составили значительную часть населения. Главное богатство – земля. Зачастую общинные земли захватывались силой, племенными вождями, с населения взимались подати, должников обращали в рабов. Постепенно из родоплеменной знати и рабочих общинников складывается господствующий класс. Возрастает авторитет князей – военачальников и дружинников, обеспечивающих охрану от внешних врагов и захват военной добычи. Полюдье – вначале добровольно приносимая дань, - становится обязательной.

Возникновение государства было подготовлено не только социально – экономическими процессами, но и необходимого погашения военных конфликтов, поддержания мира, организацией обмена и торговых отношений. Кроме того, сложный рельеф местности и множество лесов и болот делали непроходимыми дороги, затрудняли развитие торговли. Все это создавало условия для деления власти вождей племенных союзов и их ближайшего окружения. Постепенно создаются специальные органы политической власти, складывающиеся в особую систему.

Источники VIII в. свидетельствуют о существовании трех больших политических объединений восточных славян: Куавия, Славия, Арталия. Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути древнерусская держава сложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания» в постоянной борьбе со степью.

В 882 г., согласно летописи новгородский князь Олег, предварительно заняв Смоленск и Любег, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. «Се буди мати градом русьским» - говорил Олег. Сам же Олег стал титуловаться великим князем. Под его властью объединилась Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев). Это объединение стало поворотным в судьбах восточных славян, позволило контролировать великий водный путь «из варяг в греки» и дало Олегу возможность приступить к подчинению своей власти остальных восточнославянских земель. Высшая политическая власть в Древнерусском государстве с центром в Киеве (Киевская Русь) была представлена великим князем. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья. Со времени первых легендарных русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжеская власть становилась индивидуально наследственной, что придавало ей легитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей, принадлежавших к княжескому роду. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государственная. Великий князь стал назначать своих многочисленных сыновей и родственников в другие земли в качестве князей, оттесняя местную знать от власти. В X в. Древнерусское государство приобрело черты раннефеодальной монархии. Огромное значение имело принятие Русью христианства. Церковь укрепила авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную. В 996 году собор русских епископов торжественно заявил князю Владимиру Святославичу: «Ты поставил еси от Бога на казнь злыи, а добрыи на милованье». Опорой власти великого князя киевского была дружина, которая стала средством принуждения и управления, взимания дани, защиты собственных интересов и население страны от врагов.

Дружина проживала на княжеском дворе в особом помещении – гриднице – и находилась на полном содержании князя. Дружинники различались по своему положению. Старшая дружина, состоявшая из богатых и знатных людей и приближенных князя, носила название «бояр», «мужей». Младшая дружина называлась «гриди», «гридь», «гридьба», а также «отроки», «детские», «дети Боярские», при этом возраст дружинника не имел значения, «отроком» мог быть и старый человек. Старшая дружина участвовала в совещаниях с князем. Из членов дружины в течение данного времени и состоял примитивный аппарат княжеского управления.

Князь вместе с дружиной ходил «в полюдье» - так назывались походы за сбором доли, которая первоначально собиралась главным образом мехами, а в XI в. уже преобладали деньги.

ИЗ числа дружинников князь назначал посадников в отдельные центры своего государства. В X – XI вв. существовало и практика «кормлений», когда князь даровал своему вассалу право сбора доли (или части ее) в свою пользу с той или иной волости без владения самой волостью.

При князьях и посадниках имелись тиуны – лица, выполнявшие различные функции. Обычно тиуны назначались из дворовых слуг князя. Они заведовали княжеским хозяйством на селях и на княжеском дворе и в зависимости от этого назывались «тиуны сельские» и «тиуны дворские». Они присутствовали на суде князя или посадника. Но не редко они замещали их на суде, т.е. выполняли функции судей низшей степени.

Существовали и другие должностные лица: мытинки, взимающие «мыть» (торговую пошлину», вирники, собирающие «виры» (судебные штрафы за убийство человека) и «продажи» (штрафы за другие виды преступлений), «пятенщики» собирали «пятно» (пошлину за продажу лошадей).

Княжеская власть и ее представители на местах не могли полностью заменить деятельность крестьянской общины – «мира», выполнявшей с глубокой древности судебные, административные и финансовые функции. Общинные порядки были приспособлены к потребностям государства. Община, например, была обязана разыскивать убийц и воров (в противном случае ей грозили высокие штрафы), судебные дела разбирались только в присутствии представителей крестьян.

Войско при необходимости набиралась из населения по мере надобности. Собиралось оно из всех гостей государства. Дружинники обычно были конные, войско – пешее. Князь должен был снабжать войско оружием. Из старших дружинников князь назначал и военачальников – воевод и тысяцких. В распоряжении князя был также флот – не только речной, но и морской. Летописи сообщают о морских походах на черноморские берега и в Каспийском море.

Особое место в Древнерусском государстве занимала – церковь – всесильная как в духовном, так и в политическом отношении организация. ВО главе ее стоял поставленный (назначаемый) патриархом Константинопольским митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно – административными округами – епархиями. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Русская церковь была тесно связана с Константинопольской патриархией и до 1448г. формально подчинялась ее юрисдикции.

Признав христианство государственной религией, светская власть позаботилась о материальном обеспечении церковной организации. По распоряжению князя Владимира Святославича в конце Xв. В церковную казну ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов – десятина. Церковь обладала правом собственности на обширные территории – «вотчины», что позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян, проживающих на этих землях. Священнослужители и их имущество было освобождено от налогов и повинностей.

В конце Xв. церкви было пожаловано право суда и сбора судебной пошлины по делам семейно – бытового характера. Особый класс находился в повиновении церкви, а не князю: иерархи, священники, монархи церковно – служители; лица, находившиеся на попечении церкви – старые, увечные, богатые, изгои (т.е. лица, лишенные прав гражданского состояния, оказавшиеся вне своего сословия); лица, зависимые от церкви – холопы («челядь»), перешедшие в дар церкви от светских владельцев.

В Древнерусском государстве действовало вече – народное собрание, в котором участвовало все взрослое население города, а иногда и жители пригородов и даже деревень. Одной из его функций было комплектование народного ополчения и выборы его военачальников – тысяцкого, сотских, десятских. Со временем тысяцкий стал назначаться князем из своих приближенных.

В XI – XIIвв. Все случаи упоминания вечевых собраний в летописях связаны с исключительными ситуациями, когда в результате военной угрозы, стихийных бедствий или значительного голода княжеская администрация оказывалась не в состоянии решить проблемы. Исключением из этого составляли только Новгород с его «пригородом» Псковом и в какой-то мере Полоцк. В целом сложившийся строй Древнерусского государства, характер власти князя и окружавшей его знати исключали возможность систематического функционирования народных собраний.

Древнерусское государство имело дипломатические отношения со многими государствами Западной Европы, Византией (часто воевала с ней) и другими ближайшими соседями. Объединение Восточных славян в единое государство обеспечивало дальнейшее развитие их экономики, международных связей, формирование трех братских народностей (русской, белорусской, украинской).

Существующая норманнская теория, по которой государство восточных славян создали варяги (норманны), опровергается тем, что во время появления варягов в Новгороде там уже сложилось государство, а сами славяне имели гораздо более высокий уровень социально – экономического и социально – политического развития чем варяги. Еще в XVIIIв. Неосновательность норманнской теории доказана в М.В. Ломаносовым.

Особенностью государственного устройства России было то, что она на протяжении всей русской истории вплоть до 1917 г. Россия всегда оставалась по форме правления монархией. После 1917 г. в управлении страной также сохранялись определенные черты монархической власти.

Особенности государственного устройства России определялись, главным образом, следующими факторами:

1. географическое положение: отсутствие естественных границ приводило к постоянной военной угрозе со стороны недружелюбных соседей: печенегов, половцев, хазар, татар, немцев, шведов и др. Подсчитано, что с XI по XV век Россия имела в среднем один год войны на один год мира, а с XV по XX век – два года войны на один год мира. Следовательно, географическое положение диктовало необходимость сильной центральной власти для организации обороны.

Географическое положение России во многом определяло и ее геополитическое положение, а точнее, геополитическое одиночество. Как отмечал в свое время император Александр III, у России есть только два союзника: это ее армия и ее флот. В этих условиях только сильное государство имело шансы на геополитический успех.

2. Огромный размер территории государства: Россия больше Китая в 5 раз, США – в 3 раза, Франции – в 44 раза. Но чем больше размер территории, тем более сильная власть требуется для ее освоения и удержания.

3. Многочисленность населения при его слабой плотности. Труднее объединить в государстве, заставить подчиняться единым законам 160 млн., чем 5 млн. человек.

4. Национальная, языковая, религиозная, бытовая, хозяйственная дифференциация населения: на территории страны проживало до 170 национальностей, представители которых исповедовали до 30 религий. Население страны говорило и продолжает говорить более чем на сотне языков, принадлежащих к различным языковым семьям. Образ жизни и способы ведения хозяйства также кардинально отличаются в разных частях страны. В этих условиях только сильная власть способна обеспечить государственное единство.

5. По оценке В.О. Ключевского: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной территорией».

Эти и другие условия определяли необходимость сильной власти на Русской земле. Как только эта власть по субъективным или объективным причинам ослабевала, в стране начинались смута и народные бедствия. Это факт позволил И. Ильину прийти к мысли, что в России возможны либо единовластие, либо хаос, и к республиканской форме правления Россия не способна. Не опровергая данного утверждения, позволим себе только заметит, что монархическая форма правления в России фактически изжила себя еще в начале ХХ века.

В развитии древнерусской государственности большую роль играли личности киевских князей. Одним из первых был легендарный Олег, который занял в 882 г. Киев, а к 907 г. Предпринял большой поход на Византию. Его преемники – Игорь, который считается сыном Рюрика, Ольга и Святослав – продолжали политику расширения территории государства. Особенно прославился своими походами Святослав, завоевавший вятичей, разгромивший Хазарский каганат, захвативший значительную часть Булгарии на Дунае. Самым знаменитым киевским князем был Владимир, получивший прозвище Красное Солнышко (978 – 1015). Период его правления это время расцвета Киевской Руси, укрепления государственности. При нем и по его инициативе произошло историческое событие огромного значения, оказавшее влияние на всю последующую историю нашего государства.

Речь идет о принятии христианства по византийскому образу, о крещение Руси, которое началось в 988 г. За это Владимир впоследствии был канонизирован Русской православной церковью. Крещение Руси оказало огромное, определяющее влияние на ее дальнейшее развитие, в том числе и на развитие государственности, а также права. Вместе с единством веры постепенно стало приходить осознание единства государства. С христианством пришла также идея единства церкви и государства.

После смерти Владимира великим князем стал его сын Ярослав Мудрый, внесший значительный вклад в развитие русского права. После Ярослава Русь фактически начинает вступать в новый период своего развития – период феодальной раздробленности. Особенно активизировались процессы раздробленности после князя Владимира Мономаха (1113 – 1125), когда усилились новые центры: Владимир, Галич, Новгород. Концом Киевского государства ряд исследователей считают захват и разграбление Киева князем Андреем Боголюбским в 1169 г.

 

Date: 2015-08-24; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию