Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из журнала «Театр и искусство», осень 1912г





Госпожа Вяльцева серьезно занемогла. Постигшая ее в пути во время последнего турне сильная простуда осложнилась плевритом, от которого артистка слегла. Ближайшие ее концерты, в Петербурге и в Москве, отменены.

Вернувшейся в Петербург «певице радостей жизни» врачебный консилиум вынес приговор - лейкемия. С января 1913 года вся российская печать начала размещать сводки о состоянии здоровья «Несравненной».
Утром 22 января мальчишки-торговцы выкрикивали спешащим по Невскому прохожим сенсацию: «Несравненная будет спасена! Уникальная операция Вяльцевой! Муж пожертвовал певице свою кровь!»»

Из газеты «Петербургский листок», 22 января 1913г.

А. Д. Вяльцевой произведена 21 января чрезвычайно редкая в медицинской практике операция переливания крови в артерию левой руки. Кровь для операции взята от ее мужа – г-на Бискупского. Как теперь выяснилось, произведенная операция трансфузии крови имела благоприятный результат. 24 января был произведен анализ крови больной, давший очень благоприятные результаты: обнаружено увеличение кровяных шариков на 3 процента. Поднявшаяся у больной температура также учитывается как благоприятный симптом. Если в течение 7 дней процентное отношение гемоглобина будет хотя бы немного увеличиваться, тогда только можно будет сказать, что кризис вполне миновал».

Но тогдашня медицина оказалась бессильна… Доктора совершили трагическую ошибку - умиравшей артистке влили кровь не той группы. В начале ХХ века наука ведь только догадывалась о существовании такого понятия. Когда возможности официальной медицины были исчерпаны, поседевший от горя Василий Викторович был готов на все, лишь бы хоть как-то отсрочить неизбежное. Приглашали модного тогда тибетского целителя Бадмаева, лечившего самого Гришку Распутина… Тщетно. Не помог и специально выписанный из Лифляндии профессор Розендорф, пытавшийся впрыснуть больной новое для того времени лекарство – фосфоцид. А. Д. Вяльцева при жизни была законодательницей моды: ее драгоценности, туалеты и прически обсуждались поклонниками, журналистами и музыкальными критиками. Обворожительная в жизни, она позаботилась и о том как ей надлежит выглядеть после смерти. Предчувствуя скорый уход, за несколько недель до кончины артистка пригласила свою портниху обсудить фасон платья, в котором желала отправиться в последний путь. Вечером 4 февраля 1913 года все было кончено. С лица Анастасии Дмитриевны скульптором В.И.Демчинским была снята посмертная маска. «…Тело покойной лежало на кровати белого клена под белым кружевным покрывалом. В ногах стоял букет белой сирени и мимозы. У изголовья – четыре подсвечника, обтянутые белым флером, и маленький складень из трех икон, который сопровождал ее во всех поездках… Согласно последней воле, парикмахер сделал ей прическу, с которой она всегда выступала на сцене...» Это не было обычной дамской прихотью. Фирменная прическа Вяльцевой («с напуском») наряду с шикарными туалетами и роскошными драгоценностями была частью хорошо продуманного образа. Артист В.И.Воронов вспоминал показательный случай: «Снималась она на фотографии и выступала всегда с одной и той же прической – «с валиком». Публика привыкла и иначе не представляла себе лица своей любимицы. И вдруг, на одном концерте Вяльцева появилась с другой модной прической. Зал замер; в первый момент зритель не узнал Вяльцевой. Потом начался ясный протест против новой прически артистки: зал зашумел. А.В.Таскин, всегдашний аккомпаниатор артистки, пытался взять несколько аккордов, но в зале поднялся невообразимый шум протеста. Вяльцева стояла виноватая и растерянная. Публика настойчиво просила ее уйти и причесаться по-прежнему… Был объявлен антракт, после которого Вяльцева вышла со своей старой прической. Публика была в восторге, и концерт прошел с огромным успехом». Похороны сопровождались едва ли не большим ажиотажем, чем концерты примы. Петербург не знал ничего подобного ни до ни после. Толпа, следовавшая за прахом покойной, с каждым шагом нарастала и скоро представляла собою сплошную лавину на протяжении от Морской улицы до Литейного проспекта. К воротам Александро-Невской лавры подошли уже десятки тысяч человек. Над колонной провожающих плыл венок из белых лилий и сирени, перевитый траурной лентой с надписью: «От безумно любящего мужа, навек преданного памяти безоблачной, долгой совместной жизни и убитого горем невозвратной потери своего сказочного счастья, - своей единственной, дорогой, незабвенной милой Настюше». У гроба, сменяя друг друга, дежурили Матильда Кшесинская, Анна Павлова, артисты цыганского хора Шишкина, труппа Малого театра, столичная знать… Через несколько дней после смерти дивы стали известны подробности ее последних распоряжений. Зная о приближающейся неминуемой смерти, все четко расписала: завещала открыть в Петербурге больницу, туда же направить и средства, оставшиеся после продажи ее недвижимости с аукциона. Она дала городу четыре года на то, чтобы было принято решение: либо организовать больницу ее имени для рожениц, либо приют для внебрачных детей. Видно, эта тема была ей близка из-за собственной незаконнорожденности. В случае если город откажется от подобной благотворительной акции, Вяльцева распорядилась продать дома и направить деньги в Санкт-Петербургский университет для учреждения стипендий крестьянским детям. Населению Петербурга прима оставила без малого шестьсот тысяч рублей, которые так и не поступили в кассу опеки. Дума согласилась принять дар Вяльцевой, но бумаги долго двигались по разным инстанциям, а потом началась революция, и вместо больницы там открылся политический клуб для рабочих «Новая жизнь». Так вышло, что Анастасии Вяльцевой, в отличии от многих ее коллег по сцене, не пришлось сниматься в кино. Но ее имя однажды все-таки появилось на афише синематографа - «Не пропустите премьеру сезона! Только в «Колизее» демонстрация документальной картины «Похороны Вяльцевой»!..» Даже смерть «Несравненной» превратилась в грандиозное шоу. В 1914 году родственники заказали скульптору Серафиму Судьбинину (учившемуся, между прочим, у самого Родена) мраморное надгробие. Из множества эскизов выбрали изображавший возвышающуюся в полный рост артистку возле креста. Через некоторое время в журнале «Рампа и жизнь» прошло известие, что памятник готов, но так как он был изготовлен в Париже, может быть привезен в Россию только после окончания войны. Впоследствии след памятника затерялся во Франции, где Судьбинин оказался в эмиграции. В годы Первой мировой войны вдовец «дивы» Василий Викторович Бискупский стал генералом, командовал кавалерийской дивизией и был, по выражению своего однополчанина барона Врангеля, «лихим и отчаянно смелым офицером». В 1918 году он возглавил армию гетмана Скоропадского в Одессе, в 1919-м эмигрировал в Германию, где вновь женился. Скончался генерал летом 1945-го, в Мюнхене. Говорят, все стены его квартиры были увешаны портретами «любимой Настюши». К его офицерской судьбе мы еще вернемся в самом конце повествования, и потому прошу вас, читатель, запомнить это имя – «Василий Бискупский»**.

* * *

После смерти великой певицы ушлые импресарио попытались создать новые проекты, подаваемые зрителю, не иначе, как «новая Вяльцева». Летом 1915 года газеты писали о предстоящем концерте некой Наташи Ростовой (псевдоним Екатерины Сангуровой), которая «имеет внешнее сходство с А.Д.Вяльцевой, обладает вяльцевским тембром и исполняет весь ее репертуар». Антрепренер «старлетки» требовал, чтобы она выходила к публике в тех же нарядах, что и «Несравненная». Не помогло. Фальшивую «примадонну» освистали. Среди подражательниц попадались, безусловно, одаренные вокалистки. Скажем, Наталья Тамара или Нина Дулькевич. Но стать достойной заменой ни одна из них не смогла. Собственно, на эстраде Российской империи с начала века ХХ и до октября 1917 «летала» этакая «птица-тройка» «женщин из русских селений»: уже помянутая Вяльцева (родом из Орловской губернии), Надежда Плевицкая (из курской деревеньки) и москвичка Варя Панина. За каждой из них следовал рой из подражателей, и к «жужжанию» некоторых из них мы еще прислушаемся. Пока же поговорим о «божественной» (по выражению А.Блока) Варе Паниной...

* В то время – Алтухово относилось к Орловской губернии.
**Здесь и далее в главе, фрагменты выделенные курсивом цитируются по книге С.П.Кизимовой «Несравненная Анастасия Вяльцева»

Глава из книги «ЗВЕЗДЫ ЦАРСКОЙ ЭСТРАДЫ», серия «Русские шансонье», издательство «ДЕКОМ», Нижний Новгород, 2011г. Автор-составитель М.Э.Кравчинский. © Шансон - Портал. 13 ноября 2011 года.

А.Вяльцева И А.Д.Таскин 1910 А.Вяльцева - визитное фото Анастасия Дмитриевна знала толк в дорогих украшениях В последний путь Несравненную провожали сотни тысяч человек Звезда оперетты Серафима Бельская, чьи слова вдохновили Настеньку учиться пению Н.О.Холева. Около 1899г. Несравненная рекламирует входящие в моду граммофоны. Фото начала ХХ века. А.Вяльцева А.Вяльцева Посмертная маска А. Д. Вяльцевой, снятая скульптором В. И. Демчинским. Реклама концерта Вяльцевой в Екатеринодаре. 1908г. С мужем Василием Бискупским Супруг Королевы эстрады Василий Бискупский (1878-1945). В годы Второй Мировой он возглавил управление по делам русской эмиграции в Германии Хористка петербургского театра "Аквариум" Чайка русской эстрады Чайка русской эстрады

----------------------------------------------

 

Date: 2015-08-22; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию