Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 19. Злая баба





 

Жил-да-был один еврей, богобоязненный, честный и вообще славный малый. И голова была у него на плечах, и руки, откуда надо росли. И учиться он успевал, и денежки в дом приносить. В общем, все у него было хорошо, кроме…

Кроме жены, которая вместо того чтобы дорожить своим сокровищем, величать его «золотцем» и потчевать блинами, пилила его день и ночь, ругала последними словами и однажды довела до того, что не выдержало его сердце и он сказал себе: «Все! Совсем озверела злая баба! Больше ни дня не проживу с нею под одною крышей! Развожусь – и точка!»

Но одно дела сказать, а другое – осуществить сказанное. И не то чтобы у нашего еврея характеру не хватило, а просто был он хасидом и без мудрого совета и благословения своего Ребе ничего в жизни не предпринимал.

А посему запряг он свою лошадку, сел в телегу и поехал не то чтобы в совсем далекое, но и не в близкое местечко – повидать святого праведника и излить перед ним горечь своей души.

Жена от злости так и примерзла к крыльцу, да не с платочком, а со скалкой. Но делать нечего: муж едет за советом, так что беснуйся – не беснуйся, а надо ждать.

 

Долго ли коротко, а добрался хасид до двора своего Ребе и попросил наставления, как поступить, когда уже и жизнь не мила из-за несносной бабы. Только Ребе, вместо того чтобы сразу ответить, посмотрел на несчастного еврея и сам задал вопрос: «А ты знаешь, кем ты был в своей прошлой жизни?»

«Да откуда же мне знать?» – удивился хасид. А Ребе подумал минуту и предложил рассказать ему кое-что из истории. И вот его рассказ:

«Давным-давно, во времена существования 1-го Иерусалимского Храма, была в народе Израиля очень сильная, с ума сводящая тяга к идолопоклонству[97]. И находились даже такие евреи, которые успевали за один день поучаствовать в семи различных культах – послужить семи различным божкам.

Когда души таких евреев после смерти поднялись на Небеса, каждому из них был вынесен приговор Высшего Суда.

Поначалу Небесным обвинителям было трудно придти к однозначному решению, ведь по закону Торы за каждый отдельный акт сознательного злостного идолопоклонства, полагалось бы казнить нарушителя. Но не посылать же его душу обратно на землю для того, чтобы казнить его по семь раз на дню. Да и невозможно это. Но тогда что же делать?

И вот, решение нашлось. Сказано, что злая жена – горше смерти. Вот и приговорили Высшие судьи каждого бывшего идолопоклонника, для его же блага, к женитьбе на злой женщине».

– Так что – добавил Ребе – имей в виду: ты один из тех людей, которые поклонялись семи идолам за день, и нет у тебя другого пути к искуплению, как дурная жена. А теперь решай сам: хочешь ли ты разводиться.

Послушал наш хасид своего учителя, вздохнул глубоко и вышел вон. А там телега с лошадкой – пора домой возвращаться.

И вот едет несчастный семьянин домой, смотрит на дорогу, которая ведет его к родному местечку, и душа у него замирает от предвкушения встречи.

Жена, естественно, на крыльце, и скалка наготове, а он, зато, улыбается, руки тянет и нежно говорит: «Я вернулся к тебе, моя дорогая!»

 

И мы возвращаемся. Чтение закончено, привычный мир никуда не делся. Но, может быть, нам станет теперь немного веселее по нему путешествовать?

Как бы этого хотелось!

 

Библиография

 

Танах (Хумаш с комментариями Раши, Пророки и Писания)

«Ялкут Реувени» – сборник мидрашей и кабалистических комментариев к Торе, составленный раби Реувеном Кацем

«Ликутей сихот» – сборники бесед 7-го Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона

«Шеар агилгулим» («Врата реинкарнаций») раби Ицхака Лурии Ашкенази

«Мидраш Раба»

«Пиркей Авот»

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Тора – (ивр. досл. учение) —

1. Откровение, дарованное Всевышним Израилю через Моше, учителя нашего. Состоит из Письменного и Устного Учения. Вся совокупность классического еврейского представления о мироздании.

2. Пятикнижие Моше.

3. Свиток Торы, написанный на пергаменте, который читают в синагогах в понедельник, четверг, субботу, праздники и посты.

 

[2] Дарование Торы – Синайское откровение, произошедшее в 2448 году от с.м. [1312 до н.л.], во время которого Б-г передал Тору народу Израиля.

 

[3] Моше (2368–2488 от с.м.) [1392–1272 до н.л.] – сын Амрама и Йохевед, из колена Леви, брат первосвященника Аарона и пророчицы Мирьям. Моше – величайший из всех пророков, посланный Б-гом избавить еврейский народ из египетского рабства. Человек, получивший на горе Синай Письменную и Устную Тору и передавший ее еврейскому народу. Умер Моше 7 Адара в день своего рождения, прожив ровно 120 лет.

 

[4] Шмот – вторая книга в Пятикнижии Моше.

 

[5] 613 заповедей – комплекс заповедей Торы, адресованных народу Израиля.

 

[6] Мошиах (ивр. букв. помазанник, Мессия) – человек из рода Давида, избранный Б-гом для того, чтобы стать идеальным Королем народа Израиля, избавить его от нынешнего изгнания, привести весь мир к благоденствию, а все человечество – к моральному совершенству. Потенциальный Мошиах должен быть величайшим мудрецом Торы, должен влиять на всех евреев, приводя их тем самым к точному исполнению повелений Торы, он должен вести войны Б-га и собирать евреев в земле Израиля. Если же ему удалось выполнить все вышесказанное и построить Третий Храм в Иерусалиме, то такой человек безусловно является Мошиахом. Вера в приход Мошиаха является одним из основных принципов иудаизма. В 5751 г. от с.м. [1991] более ста компетентных раввинов подписали постановление, имеющее статус еврейского закона, о том, что в нашем поколении потенциальным Мошиахом является Любавичский Ребе.

 

[7] Раши – аббревиатура, составленная из звания и личного имени раби Шломо Ицхаки, он же Шломо бен Ицхак; (4800 от с.м., Труа (Франция) – 4865 от с.м., там же) [1040–1105]. Величайший праведник и мудрец, комментатор Письменной Торы и Талмуда. По его комментариям учатся все евреи, начиная с маленьких детей и кончая величайшими мудрецами своего времени.

 

[8] Кабала (ивр. досл. получение, предание) – часть еврейского учения, уровень толкования Торы, выявляющий скрытый, тайный смысле стихов, содержащий символические описания Всевышнего и Божественных процессов. Раскрытия этого уровня Торы ранее удостаивались лишь избранные мудрецы. Согласно еврейскому закону, изучать кабалу можно лишь мужчинам-евреям, знающим Тору, женатым и достигшим возраста 40 лет. В то же время, есть мнение, что в последних поколениях, близких к приходу Мошиаха, повсеместное распространение кабалистического знания является заповедью. Один из возможных путей разрешения этого внешнего противоречия появился с распространением Торы хасидизма (см. сноску 12), сделавшей учение кабалы доступным для любого человека.

 

[9] Яаков (2108–2255 от с.м.) [1652–1505 до н.л.] – младший из близнецов, родившихся у Ицхака и Ривки, третий (после Авраама и Ицхака) из праотцов. Имя Яаков объясняется историей его рождения: он показался на свет, держась за пятку (на иврите «экев») своего старшего брата Эсава. Его жизнь была полна испытаний. Победив в схватке с ангелом, он получил второе имя Исраэль, обозначающее могущество и власть. Лишь последние семнадцать лет своей жизни Яаков провел в покое и довольстве. Перед смертью он благословил своих 12 сыновей и 2 внуков – сыновей своего любимого сына Йосефа. 10 сыновей Яакова и 2 сына Йосефа стали родоночальниками 12 колен Исраэлевых.

 

[10] Адам (0–930 от с.м.) [3760–2740 до н.л.] – первый человек, тело которого было вылеплено Б-гом из земного праха. Создав тело Адама, Творец вдохнул душу в его ноздри и поместил его в Райский Сад, называемый Ган Эден. Адаму было разрешено вкушать плоды всех деревьев сада, кроме Древа Познания Добра и Зла (см. Берешит, 2).

По приказу Б-га Адам дал названия всем животным, но не нашел среди них помощника, достойного человека. Тогда Бог усыпил Адама и сделал из одной из сторон его тела женщину, получившую имя Хава (Ева) и ставшую прародительницей всего человечества.

Хава и Адам вкусили запретный плод Древа Познания Добра и Зла, совершив тем самым первый в истории человечества грех. В результате этого греха Адам и Хава были изгнаны из Ган Эден и утратили положенное им изначально бессмертие. Появившись на свет в шестой день творения мира, Адам умер в возрасте 930 лет.

 

[11] Тора истины – устойчивое словосочетание, характеризующее Тору. Неодократно употребляется в еврейской литературе, например, в книгах пророков Малахи и Нехемьи, а также в Теилим (Псалмах).

 

[12] Межрич – бывшее еврейское местечко, ныне село в Острожском районе (Украина), в 4 км от Острога. Родина прославленного хасидского праведника раби Дов Бера.

 

[13] Хасидизм – религиозное движение, основанное раби Исраэлем Баал-Шем-Товом. Учит тому, каким образом каждый еврей может служить Всевышнему в любви и трепете, от всей души. Один из основополагающих тезисов, раскрытых хасидизмом, таков: обычные, простые евреи через искренность в служении, через изучение сокровенного смысла Торы и связь с праведниками могут достигнуть близости к Творцу.

 

[14] Хабад (ивр.) חב"ד – аббревиатура от «хохма» («мудрость»), «бина» («понимание») и «даат» («знание»). Это три кабалистические понятия, обозначающие особые каналы влияния Творца в сотворенных им мирах, а также 3 категории, характеризующие мыслительные способности человека. Хабад – хасидское течение (второе его название Любавичский хасидизм), доносящее до своих последователей тайны Торы простым и понятным языком.

 

[15] Гилгулим – буквально «перевороты», в переносном значении «перевоплощения душ».

 

[16] Хумаш – Пятикнижие Моше.

 

[17] Хивейцы – один из семи народов, населявших территорию земли Кнаан (будущей земли Израиля) до завоевания ее евреями.

 

[18] Кнаанеи – один из народов, населявших землю Кнаан, заповеданную Б-гом праотцам и всему еврейскому народу и в будущем ставшую землей Израиля.

 

[19] Призеи – соседская народность (наряду с эмореями, хетами, хивеями, гиргашеями и йевусеями), жившая по соседству с кнаанеями.

 

[20] Колена Израиля – племена потомков двенадцати сыновей Яакова, образовавшие, согласно Торе, израильский народ.

 

[21] Мера за меру – важнейшее правило, на принятии которого зиждется еврейское представление о Высшей справедливости.

 

[22] Хупа – еврейская свадьба; также хупой называют балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания жениха и невесты.

 

[23] Шиттим – название местности вблизи древнего города Йерихона.

 

[24] Моав – историческая область в западной Иордании на восточном берегу Мертвого моря. Согласно Торе, Моав – предок моавитян – произошел от инцеста между племянником еврейского праотца Авраама Лотом и его старшей дочерью.

 

[25] Баал-Пеор – языческое божество, культ которому заключался в очень странном действии: в публичном отправлении человеком естественных потребностей перед статуей этого идола.

 

[26] Мидьянитяне – народность, жившая на восточном берегу Иордана.

 

[27] Элазар – 3-й сын первосвященника Аарона.

 

[28] Ципора – мидьянитянка, перешедшая в иудазим и ставшая женой Моше. Старшая дочь Итро.

 

[29] Итро – тесть Моше, бывший служитель разнообразных языческих культов, перешедший в иудаизм.

 

[30] Гиюр (от слова «гер» – «пришелец») – процесс перехода неевреев в иудаизм. Непременным условием этого перехода является принятие обязательства исполнять все заповеди Торы, совершение обрезание (для мужчин) и погружение в микву.

 

[31] Раби Акива – один из величайших еврейских мудрецов. Родился в начале 1-го века (по н. л.) и прожил 120 лет. Происходил из семьи геров. До 40 лет был пастухом и малограмотным человеком. В него влюбилась дочь его работодателя – Рахель, которая поставила условие: она создаст с ним семью, если Акива пойдет изучать Тору. Они поженились, и он начал обучение с азов. По прошествии нескольких лет отправился к великим учителям того поколения, а через 24 года вернулся, приведя с собой тысячи учеников. С 80-ти до 120-ти лет раби Акива был главным Учителем Торы своего поколения, а через плоды своих трудов – и всех последующих поколений. Именно раби Акива предложил революционное по тем временам решение: оформить и записать все основные аспекты Устной Торы, что было сделано впоследствии его учениками и учениками его учеников.

 

[32] Песах – центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца Нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 – вне Израиля.

 

[33] Шавуот – еврейский праздник, отмечаемый 6 Сивана, на 50 день после начала Песаха. Основной религиозный смысл праздника – дарование евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта. За пределами земли Израиля праздник отмечается 2 дня.

 

[34] Лаг баомер – еврейский праздник. Отмечается на 33 день так называемого счета Омера (50 дней между началом Песаха и Шавуотом). В еврейском колендаре это 18 число месяца ияр. В этот день прекратили умирать ученики раби Акивы. В этот же день спустя много лет умер Рашби (раби Шимон Бар Иохай), величайший ученик раби Акивы – автор основной кабалистической книги «Зоар».

 

[35] Талмуд – (ивр. Учение) – уникальное произведение, представляющее собой запись дискуссий мудрецов Земли Израиля (Талмуд Йерушалми) и Вавилона (Талмуд Бавли). Составление Талмуда было завершено в 5 веке н. э. Это свод правовых и религиозных положений иудаизма. Во многих случаях Талмуд выносит законодательные решения, разрешающие спор между мудрецами.

 

[36] Эвель – сын Адама и Хавы, убитый своим старшим братом Каином.

 

[37] Ган Эден (ивр. райский сад) – первоначально место пребывания первых людей до их грехопадения и изгнания оттуда, ныне место пребывания душ праведников.

 

[38]Евреи верят, что после прихода Мошиаха такое положение вернется и беременность будет длиться всего 9 часов.

 

[39] Запретный плод – плод с Древа Познания Добра и Зла, который был запрещен Адаму и Хаве в пищу до наступления субботы, но, соблазненные Змеем, они нарушили запрет.

 

[40] Допотопный период – эпоха от сотворения мира до начала всемирного потопа.

 

[41] Мидраш (ивр. изучение, толкование) – часть Устной Торы, организованная в соответствии с последовательностью стихов Письменной Торы. Сборники мидрашей начали впервые записывать в период Мишны (II–III вв. н. э.). Наиболее известные книги мидрашей называются: Мехильта, Сифра, Сифрей, а также Мидраш Раба, Мидраш Танхума и Ялкут Шимони.

 

[42] Мидраш Раба – сборник объяснений и толкований Танаха (аббревиатура названий трех частей Письменной Торы: собственно Тора (Закон), Невиим(Пророки) и Ктувим (Писания). Всего Танах включает 24 книги, составляемый в Стране Израиля начиная со II в. н. э. Названия его частей складываются из названия соответствующей книги Танаха и имени Раба: «Берешит Раба», «Шмот Раба» и т. п.

 

[43]Все это имеет отношения к именам и словам на святом языке – иврите. Ведь, как известно из кабалы, именно с помощью ивритских букв Б-г творил мир. Поэтому сочетания этих букв до сих пор несут в себе энергию творения и определяют картину мира и всех его явлений.

 

[44] Ноах (1056–2006 от с.м.) [2704–1754 до н. э.] – сын Ламеха, праведник, живший в десятом поколении после Адама. Ноах и его семья были спасены Б-гом от потопа. Все ныне существующее человечество происходит именно от него, и потому кодекс из 7 заповедей, данных Б-гом всему человечеству, называется заповедями потомков Ноаха.

 

[45]Надо заметить, что еврейская традиция с опаской относится к астрологии. С одной стороны, звезды, действительно, имеют влияние на людей. С другой стороны, это влияние ограничено. Евреи, соблюдающие заповеди Торы, неподвластны звездам, ибо реализуют свободу выбора во всей полноте и сами ответственны за свою судьбу.

 

[46] Шинар – историческая местность на территории древнего Вавилона и, предположительно, современного Ирака.

 

[47]Цитата из «Интернационала» – бывшего гимна СССР, впоследствии КПСС.

 

[48] Мишна (ивр. «учение») – компиляция Устной Торы, составленная в Земле Израиля ок. 3960 г. от с.м. [200 г. н. э.] главой того поколения раби Йеудой а-Наси и его сподвижниками. 63 трактата мишны сгруппированы в шесть разделов (сдарим).

 

[49] Пиркей Авот – трактат мишны из раздела «Незикин» (ивр. «Ущербы»). Пиркей Авот состоит из этических наставлений очень высокого уровня, превышающих даже требования буквы еврейского закона.

 

[50] Раби Гилель (3648–3768 от с.м.) [112 до н. э. – 8 г. н. э.] – один из величайших мудрецов мишны, родился в Вавилоне. Несмотря на свое происхождение из королевского дома Давида, он был чрезвычайно беден и работал дровосеком. В последствии же он стал главой Санедрина – Верховного Суда, состояшего минимум из 71 мудреца и обладавшего полномочиями объяснять слова Торы на основании принципов, полученных по традиции, и вводить постановления, отвечающие нуждам времени и поколения.

 

[51]Обычно принято переводить название этого моря как «Красное». Но это ошибка. Оригинальное название моря на иврите ימ סוף (Ям Суф) и им являлся один из заливов Средиземного моря.

 

[52] Йом-Кипур (ивр. (יוֹם כִּפּוּר‎ в переводе День Искупления, хотя на русский язык обычно переводится как Судный День – в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять Дней Раскаяния, начинающиеся в Рош Ашана (Новый год).

 

[53] Пророк Йона – (ивр. יוֹנָה‎, голубь), сын Амитая – танахический пророк, относящийся к так называемым «малым пророкам», описан в Книге пророка Ионы.

 

[54] Нинве – по описаниям, приведенным в Танахе, огромный город, из конца в конец которого было три дня ходьбы, город, куда был послан пророк Йона для того чтобы предупредить жителей об угрозе уничтожения и возможности раскаяния.

 

[55] 10 казней – описанные в Хумаше бедствия, обрушившиеся на египтян за отказ египетского фараона освободить порабощенных евреев.

 

[56] Раби Элазар сын Азарьи – один из выдающихся мудрецов ешивы (дома учения) в городе Явнэ, ставшем центром еврейской мудрости после разрушения Храма и изгнания мудрецов из Иерусалима. Некоторое время он был главой ешивы, а затем – верховным судьей. Раби Элазар происходил из коэнского (священнического) рода Эзры, который был духовным руководителем народа в период возведения Второго Храма.

 

[57] Пасхальная Агада – канонический сборник, описывающий последовательность домашней пасхальной службы (Седер), которую евреи Израиля проводят в первый вечер пасхальной недели, а в диаспоре в первые два вечера. Агада, написанная на иврите и частично на арамейском языке, содержит повествование об исходе евреев из Египта, основанное на Хумаше и многочисленных мидрашах и толкованиях, а также пасхальные истории, объяснения символов и обрядов пасхального застолья, песни, молитвы и благословения.

 

[58] Седер (ивр. «порядок, последовательность») – название традиционной пасхальной службы.

 

[59] Бен-Зома – раби Шимон бен-Зома, великий учитель Мишны, 2-й век н. э.

 

[60] Иерусалимский Храм – (ивр. בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‎, Бейт а-Микдаш, то есть «Дом Святости») являлся центром религиозной жизни еврейского народа на протяжении почти тысячи лет между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой горе (ивр. הַר הַבַּיִת‎, Ар а-Баит) в Иерусалиме, куда, как минимум, три раза в год, на главные праздники, стекался весь народ.

 

[61] Рабан Гамлиэль – один из законоучителей Талмуда, носивших почетный титул рабан (по-арамейски – «наш учитель»). Глава ешивы в Явнэ. Прямой потомок царя Давида по линии раби Гилеля. Сын рабана Шимона бен Гамлиэля, возглавлявшего Санедрин до разрушения Храма.

 

[62]Здесь необходимо оговориться, что рабан Гамлиэль действовал отнюдь не ради личных интересов, но ради интересов всей общины. Он пытался установить жесткие правила и приводить споры к единому мнению лишь для того, чтобы Израиль не раздирали противоречия и ссоры.

 

[63] Гмара (арам. «Учеба») – другое название Талмуда.

 

[64] Пророк Шмуэль (в переводе с ‎иврита его имя означает «услышанный Б-гом») – танахический пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.), руководивший народом в один из самых тяжелых и смутных периодов в его истории. Основоположник монархического строя, помазавший (специальным маслом, заповеданным Творцом) на царство первых двух царей Израиля.

 

[65] Шауль – первый еврейский царь из колена Биньямина.

 

[66] Давид – второй еврейский царь, сменивший царя Шауля. Происходил из колена Йеуды. Царствовал 40 лет (ок. 1005 – 965 до н. э.). Также был большим мудрецом и праведником. Автор книги «Теилим» («Псалмы»), идеальный властитель, из рода которого, согласно еврейскомутрадиции, выйдет Мошиах.

 

[67] Эйн-Дор – деревня в Галилее.

 

[68] Меиль (на иврите «плащ», «пальто») – особый плащ, который носил пророк Шмуэль.

 

[69] Плиштимляне – древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы). Неоднократно упомянут в Торе, а также в ассирийских и египетских источниках.

 

[70]Цитата из Талмуда (трактат «Брахот»).

 

[71] Йосеф – один из сыновей Яакова, родоначальник двух колен: Менаше и Эфраима. Был продан своими братьями в рабство, позднее стал вторым человеком после фараона в египестком государстве.

 

[72] Святая Святых (на ивр. «Кодеш а-кодашим») – самое сокровенное место сначала в Переносном Святилище, а затем и в Иерусалимского Храме.

 

[73] Коэн (ивр. כּהֵן‎, мн. ивр. כהֲנִים‎ – коани́м) – представитель еврейского сословия священнослужителей из рода потомков Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Переносном Святилище, а впоследствии в Иерусалимском Храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии при условии соблюдения ряда определённых ограничений.

 

[74]Во время существования 1 Храма 18 персвосвященников были потомками Пинхаса, во время Храма – восемьдесят.

 

[75] Элияу – пророк времени разделенного (на две части: Израиль и Иудею) царства.

 

[76] Ахав – царь израильский. Вследствие брака с дочерью сидонского царя Эфбаала, он ввел в свое царство языческие культы и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать пагубную для народа деятельность царя. Ахав с переменным успехом вел с сирийским царем три войны, в последней из которых был убит.

 

[77] Жестоковыйный – так характеризуется в Торе народ Израиля за свое упрямство. Жестоковыйный – значит упрямый, от словосочетания «жесткая выя (шея)».

 

[78] Элиша – танахический пророк, избранный ученик пророка Элияу. С его именем связывается множество чудес, описанных в Книгах Царств (Мелахим 1 и 2).

 

[79] Обрезание (на иврите «Брит мила» – «Союз обрезания») крайней плоти – одна из немногих заповедей в Торе, предписанных еще до синайского Откровения. Проводится с еврейскими мальчиками на 8-й день после рождения.

 

[80] «Перекуют мечи на орала» – цитата из книги пророка Йешаяу (2:4).

 

[81] Йезевель – жена израильского царя Ахава, дочь сидонского царя Эфбаала (или Этбаала), который достиг престола через убийство брата. Дочь унаследовала от него деспотическое высокомерие, непреклонную настойчивость, кровожадную жестокость и более всего фанатическую преданность языческим культам. Сделавшись царицей израильского народа, она презирала его религию и поставила своей целью водворить в Израиле идолопоклонство. Ахав полностью подпал под её влияние, из-за чего послужил причиной множества народных бедствий. Когда Йезевель переполнила чашу своих беззаконий, она была сурово наказана Творцом: выброшенная из окна, она была растоптана всадниками и растерзана собаками.

 

[82] Баал (в переводе с иврита «господин») – первоначально нарицательное обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.). Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя – творцом всего мира. Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём, при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

 

[83] Гора Кармель – горный массив на северо-западе Израиля. С запада хребет ограничен Средиземным морем, с севера – Хайфским заливом и долиной Звулун.

 

[84] Ашейра – культовое дерево, которое обычно находилось на возвышенной местности, а под этим деревом устанавливался идол.

 

[85]Цитата из Талмуда (трактат «Йевамот»).

 

[86] «И возлюби ближнего как самого себя!» – заповедь, записанная в Торе в книге «Ваикра» (глава «Кдошим», 13:18). По мнению раби Акивы, эта заповедь является важнейшим правилом Торы.

 

[87] Ицхак (2048–2228 от с.м.) [1712–1532 до н. э.] – сын Авраама и Сары, второй из праотцев Израиля. Первый человек, обрезанный на восьмой день после рождения по повелению Б-га. Женился на Ривке, которая родила ему близнецов: Яакова и Эсава. Передав свое благословение Яакову, Ицхак умер в возрасте 180 лет.

 

[88]Буква «к» вставлена для того чтобы избежать написания и произнесения слова, которое является одним из имен Б-га и которое нельзя произносить всуе, вне канонического текста Торы и молитв. Что касается ивритской буквы «шин» ((ש, то она, написанная без огласовки, может быть озвучена и как «с» и как «ш».

 

[89] Рашаб (5621, Любавич – 5680, Ростов) [1861–1920] – аббревиатура, под которой известен Ребе Шалом Довбер (Шнеерсон). Пятый Любавичский Ребе.

 

[90]Таковыми в еврейской традиции считаются, например, римляне и некоторые другие европейские народы, принимавшие активное участие в генодице евреев.

 

[91] Раби Ицхак Лурия Ашкенази, он же Аризаль, или Ари – акроним выражения «Элоки рабби Ицхак, зихроно левраха», что означает «Божественный раби Ицхак, благословенной памяти» (5294 от с.м., Иерусалим – 5332 от с.м., Цфат) [1534–1572]. Один из величайших мудрецов, открывший свой путь в понимании тайной Торы, часто называемый лурианской кабалой или кабалой Аризаля. Открытое Аризалем тайное знание показывает, как каждая выполненная евреем заповедь продвигает все мироздание к его конечной цели – приходу Мошиаха. Многие из введенных им обычаев и правил молитвы были приняты всеми еврейскими общинами. Лурианская кабала стала основой учения хасидизма и в частности учения хасидизма Хабад.

 

[92] 7-й Любавичский Ребераби Менахем-Мендл Шнеерсон – родился в 1902 году в украинском городе Николаеве. Далее жил в Екатеринославе (Днепропетровск), Петербурге, затем в Польше, Германии, Франции и, наконец, в США (в Нью-Йорке). Является величайшим мудрецом поколения, автор сотен книг, содержащих удивительные открытия во всех областях еврейских знаний. Имеет также блестящее светское образование. Не имеет подобия по силе влияния на мир (включая нееврейский мир и даже глав государств). По мнению многих ответственных раввинов современности является потенциальным Мошиахом.

 

[93] Освобождение (ивр. Геула) – предсказанный пророками период благоденствия, связанный с приходом Мошиаха. Существуют две главные стадии избавления: это эпоха Мошиаха и грядущий мир. Согласно традиции, уже на первом этапе (не связанном с изменением законов природы) все будут заняты познанием Б-га, евреи получат полное материальное и духовное освобождение, будут изучать Тору на самом высоком уровне и станут великими мудрецами. С завершением эпохи Мошиаха наступает грядущий мир и происходит воскрешение из мертвых. Вера в воскрешение из мертвых является одним из важнейших принципов иудаизма.

 

[94] Золотой телец – золотой идол, сделанный евреями на сороковой день после поднятия Моше на гору Синай, когда, по их мнению, он уже не имел шансов вернуться, чтобы продолжать ими руководить. Телец, в соответствии с их планами должен быть стать новым посредником между ними и Б-гом, но был уничтожен спустившимся с горы Моше. (См. «Шмот», 32:1–6, 20–28).

 

[95] Ман – «Небесный хлеб» – чудесная пища, которая выпадала для евреев ежедневно (за исключением суббот) в течение сорока лет их блуждания по пустыне. Ман принимал все желаемые вкусы, был очень питательным и полностью усваивался.

 

[96]Цитата из книги «Шмот» (3:8).

 

[97]Считается, что в наше время уже невозможно понять, что это было, ибо Всевышний убрал из еврейского сердца соблазн язычества. Мы можем только представить, что эта тяга была подобной стремлению к особо вкусной пище или другим телесным удовольствиям.

 

Date: 2015-09-03; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию