Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эгоизм — сердцевина капиталистической идеологии 3 page





Финансисты, с точки зрения еврейского (французского) мыслителя Ж. Аттали, в конечном счете возвысятся над миром как его надгосударственная и наднацинальная элита, превратившись в мировое правительство. Используя современные информационные технологии, они превратят нашу планету в единое финансово-экономическое пространство, в котором в товар превратится даже сам человек, а о его достоинствах будут судить только по одному критерию — количеству денег в его кошельке. Впрочем, сами деньги приобретут форму магнитных карточек. Где деньги, там и власть. Ж. Аттали напоминает: «Власть измеряется количеством контролируемых денег. “Козлом отпущения” при том является тот, кто оказывается лишенным денег и кто угрожает порядку, оспаривая его способ распределения».

Символично, что ежегодный экономический форум, проводимый в швейцарском городе Давосе, называют «неформальным саммитом хозяев мира»351.

* * *

Итак, основа изменений, которые произошли с обществом начиная с XVIII и с нарастающей силой с XIX века, — это превращение капитала в стержень, вокруг которого вращаются все сферы жизни общества. Неслучайно слово «капитал» легло в основу названия новой социальной системы.

§3. Этап обесчеловечивания No 2 — «Элита»

Один поэт сказал: «Первый король был счастливый воин!»

Насчет основателей нынешних наших финансовых династий

мы можем, пожалуй, прозаически сказать,

что первый банкир был счастливый мошенник.

Неизвестный автор

Формирование буржуазии

Одним из первых названий слоя общества, состоящего из людей, занимающихся бизнесом и обладающего собственностью на средства производства, было «буржуазия».

В период Средних веков в странах Западной Европы слово «буржуа» первоначально обозначало жителей городов вообще.

Развитие ремесел, товарного производства привело к классовому расслоению городского населения, из которого стали выделяться элементы буржуазии уже в современном значении этого слова. Считается, что временем рождения буржуазии является XV век.

Возросшее влияние экономики на жизнь общества выбросило наверх наиболее способных в коммерческом плане людей — новую буржуазную элиту. Новые властители расширяли сферы своего влияния, это вело к рекрутированию из различный слоев общества новых представителей элиты, затем усиленная элита еще больше расширяла влияние на общество, короче говоря — процесс развивался по нарастающей.

Причем очень важно понять, что процесс появления элиты закономерен. Время всегда выдвигает адекватную ему элиту, поэтому наивно думать, что одну элиту можно убрать и поставить на то же место другую. Действие такой меры будет временным, и все равно власть потихоньку вернется к прежней элите, ведь это ее среда, она наиболее предрасположена к существующим условиям и чувствует себя в них как рыба в воде.

Понятие «буржуазия» скомпрометировало себя, и дело здесь не в коммунистической идеологии. Если мы откроем самую крупную дореволюционную русскую универсальную энциклопедию, выпущенную акционерным издательским обществом в 1890–1907 гг., Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, то прочтем:

«Буржуазный, в переносном смысле, мещанский, самодовольно-эгоистичеекий, мелочноприличный».

Поэтому понятие буржуазии в странах, где она пришла к власти, было заменено на более благозвучное «бизнес», «крупный капитал» и др. Особого значения процесс замены понятий не имеет, т. к., в конце концов, не в понятиях дело, а в их сути.

Вертикальная социальная мобильность и исторический кумир

Для того чтобы разобрать вопрос о характеристиках докапиталистической элиты в сравнении с капиталистической, нам необходимо познакомиться с понятиям «вертикальная социальная мобильность».

Вертикальная социальная мобильность — социальная мобильность, связанная с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включая изменение социального статуса.

Исторический кумир — образ идеального героя данной исторической эпохи. Исторический кумир представлен в сознании общества не как конкретная личность, а как квазиличность — личность, не связанная с конкретным, реально существующим индивидом, но, тем не менее, представленная в сознании других людей наподобие реальной личности, благодаря процессу персонализации. Эта квазиличность включена в социум и оказывает влияние на другие личности не меньшее, а иногда и большее, чем реально существующие люди: им подражают, с ними связывают свои идеалы, о них создают произведения искусства, на их примере могут воспитываться целые поколения.

Исторический кумир — это не только идеальные цели, на которые ориентируется большинство членов народа, но и представления о деятельности и способах достижения этих целей.

Вертикальная социальная мобильность докапиталистической эпохи

Итак, какова была вертикальная социальная мобильность докапиталистической эпохи, т. е. каким образом можно было достичь вершин власти?

Прежде всего, по праву рождения. Этот способ мы рассматривать не будем, так как он не претерпел значительных изменений. И раньше сыну простого человека точно так же нельзя было равняться на детей дворян, как сейчас нельзя равняться на отпрысков нефтяных магнатов. То же самое касается династических браков. Представители высшего света, как правило, выбирают спутника жизни из своего окружения. Достаточно вспомнить последние высокосветские браки в России. Поэтому здесь речь не идет о вертикальной социальной мобильности. Все, так сказать, остаются на своих местах.

Нас же интересует формы вертикальной социальной мобильности, т. е. способы, благодаря которым люди с низов поднимались до вершин власти в стабильном обществе. Итак, это происходило благодаря:

воинской доблести. Тем, кто проявлял отвагу на поле брани, жаловали дворянские чины и поместья. Первая элита России — князь со своей дружиной — была воинской. Из 92 римских императоров 36 стали таковыми благодаря военной службе;

нововведениям в духовных сферах: религии, искусстве, науке. Изучив биографии 144 пап, П. Сорокин пришел к выводу, что 28 из них — выходцы из низших слоев, а 27 — из средних.

Полководцы, священнослужители, композиторы, ученые — вот кумиры того времени. Именно на них все равнялись, именно им подражали и завидовали, у их ног лежал весь мир, и их имена оставались в истории. Раньше пробиться наверх можно было благодаря доблести, святости, духовному таланту. Все эти качества сплачивало в единую ценностную иерархию стремление служению обществу.

Комплексный портрет исторического кумира докапиталистической эпохи выглядел так: альтруизм, воинская доблесть, высокая нравственность, ум.

Нравственность докапиталистической эпохи

Средние века — эра господства христианства. Нравственность христианства стала образцом нравственности всего общества. Церковная часть элиты общества старалась соответствовать идеалу святости, а идеалом считалась жизнь Христа, которому, в силу своих возможностей, пытались подражать церковные иерархии.

Светская часть элиты имела свой моральный кодекс — кодекс рыцарской чести. К числу главных добродетелей рыцаря относились, опять же, верность христианству, верность своему государю, верность данным обетам, защита слабых и униженных, готовность прийти на помощь сотоварищам, служение прекрасной даме, забота о рыцарской чести. Оскорбленный рыцарь, дабы честь его не была запятнана, обязан был смыть оскорбление кровью обидчика.

Был также составлен список основных грехов. В христианском мире общепринятым стал перечень семи грехов в формулировке Григория I Великого352:

гордыня;

сладострастие;

алчность;

гнев;

зависть;

чревоугодие;

лень.

Обратим внимание на то, что данные грехи не просто грехи, а смертные грехи. Смертные грехи – особо опасные грехи, которые, в случае нераскаянности, могут привести к вечной гибели. Теперь эти грехи являются наименованиями сортов мороженого.

Неидеальность докапиталистической эпохи

Конечно, далеко не все представители докапиталистической элиты были сплошь гении, альтруисты, герои и высоконравственные личности. Наивно так думать. Великие люди — вообще редкость. Поэтому мы говорим не о каждом конкретном представителе докапиталистической элиты, а об общем историческом кумире, о герое того времени.

Важно не то, кто в конкретные исторические отрезки времени приходит к власти, а то, каков нравственный императив эпохи. Важно то, какими люди хотят стать, на кого они хотят быть похожи, кто их кумиры. И нравственный императив докапиталистической эпохи соответствовал портрету исторического кумира, приведенному выше. Поэтому если верховная власть и была отчасти представлена людьми недостойными, они существенным образом не влияли на атмосферу общества и были вынуждены подстраиваться под чуждые им настроения.

Среда благоволила не только тем, что выталкивала на верх социальной лестницы одаренных людей, но тем, что способствовала развитию таланта выдающегося человека. В сто крат легче стать Пушкиным, когда твои современники — Бетховен, Наполеон, Гегель. И во сто крат сложнее, когда твои современники — Сорокин353, «Тату»354 и Абрамович355. Атмосфера великого незримо влияет на каждого. Казалось бы, как влияет величие Наполеона на величие Бетховена? Жили в разных странах, один — полководец, государственный деятель, другой — композитор. Однако одна из красивейших сонат Бетховена посвящена Наполеону и лишь впоследствии была переименована в «Героическую». Не было бы Наполеона, не было бы сонаты. Конечно, это мелочь, но очень показательная мелочь. Каждый великий человек тянет за собой других. Это как на беговой дорожке: даже слабые бегуны показывают хорошие результаты, если в забеге принимает участие хороший спортсмен, за которым тянутся остальные. Резюмируя, можно привести слова Г. Гейне: «Один великий гений формируется другим не столько за счет подражания, сколько в результате общения: один алмаз шлифует другой».

Тот, кто занимался спортом, прекрасно знает, как воодушевляет поддержка трибун, заставляет творить то, что без этой поддержки было бы невозможно. Атмосфера, царившая в обществе, и была теми трибунами, которые способствовали развитию таланта. В сегодняшнем обществе Пушкин не написал бы ничего, он просто не был бы даже замечен, спился где-нибудь в безызвестности.

Почему сегодня нет великих художников, поэтов, композиторов, политиков? Может, их стало меньше рождаться? Нет, процент выдающихся людей хоть и мал, но постоянен. Значит, сегодня рождается гораздо больше великих людей, чем раньше, ведь 1 % от миллиарда — в 6 раз меньше, чем 1 % процент от 6 миллиардов. Следовательно, великих людей сегодня в несколько раз больше, чем раньше, но они не нужны этому обществу. И это не только их личная трагедия, это прежде всего трагедия общества.

Как надо действовать при капитализме?

Вспомним обыкновенный рынок и любого коммерсанта на этом рынке. Он стремится обсчитать, обвесить, всучить залежалый товар, разрекламировать то, что никто не покупает, обмануть вас в вопросе о стране-производителе, о составе ткани и т. д. Помимо этого, он стремится не допустить на рынок чужих торговцев, дать взятку контролеру весов, ветеринару и т. д. Открываем книгу Аристотеля «Афинская полития», минуло более двух тысяч лет, а ничего не изменилось. Аристотель пишет, что необходимо избрать рыночных надзирателей, на которых будет возложена обязанность «наблюдать за всеми товарами, чтобы их продавали без примеси и без подделки»356.

Рынок — это модель капиталистической экономики, собственно, она и носит название «рыночной». Рынок является уменьшенной копией любого бизнеса: обман покупателя, «кидалово» партнеров, взятки чиновникам — обязательные атрибуты коммерческой деятельности. «Бизнесмен — обыкновенный лавочник, только во много раз увеличенный»357.

Чем больше бизнес, тем выше покровители. Если торговец с рынка платит патрульному, то крупный бизнесмен — высокопоставленному чиновнику. Торговец говорит, что его товар лучший на рынке, вам одному, крупный бизнес то же самое внушает с помощью рекламы миллионам. Причем крупный обман всегда изощреннее. Привлекаются известные актеры, спортсмены, которые убеждают вас, что пользуются только этой зубной пастой, только этим кремом, только этими специями. В общем-то, все понимают, что это обман, но по-другому нельзя, точнее, можно, но не долго: до тех пор, пока тебя не обойдет пронырливый конкурент.

Далее мы разберем вопрос об историческом кумире капиталистической эпохи. Как мы увидим, качества капиталистического кумира, мягко говоря, не совсем идеальны, но это не значит, что абсолютно все представители бизнес-элиты — кладезь отрицательных качеств. Нет, может быть, даже наоборот, представители бизнес-элиты — отличные люди, но среда, в которой они вращаются, вынуждает их поступать соответствующим образом. Иначе нельзя. Ведь на войне сражаются не патологические убийцы, но законы военного времени таковы, что человек должен убивать. Иначе нельзя.

«Самых умных и энергичных Рынок превращает в паразитов (да-да, именно превращает, сами они такими могли и не стать, их такими сделали, виновата система, а не люди). Сегодня богатые модники напоминают глистов. Скользкие, блестящие, упитанные, ничего не дают, потребляя самое лучшее за счет принесения вреда обществу. Получается как в грустной современной шутке: “успешный бизнес приходит во власть и превращает ее… в успешный бизнес”»358.

Более того, многие представители бизнес-элиты не только изначально не обладают отрицательными качествами, но признают разрушительную суть капитализма. Так, Дж. Сорос359 признает:

«В соответствии с рыночным фундаментализмом вся общественная деятельность и человеческие отношения в том числе должны рассматриваться как деловые, основанные на договорах отношени, и сводиться к общему знаменателю — деньгам. Деятельность должна регулироваться, насколько это возможно, самым навязчивым способом — невидимой рукой конкуренции, ведущей к увеличению прибылей. Вторжения рыночной идеологии в области, столь далекие от коммерции и экономики, разрушают и деморализуют общество»360.

Но еще раз повторим: все эти рассуждения ничего не изменят. На войне как на войне. Война есть война. Капитализм есть капитализм.

Кроме того, весь протест против духовной деградации общества у представителей элиты дутый и сходит на нет, как только речь заходит о возможности потерять хоть толику своей прибыли. Когда вопрос встает ребром: или разглагольствования о вреде капитала, или потеря этого капитала, все разговоры о вреде последнего сразу же заканчиваются. Как говорится в китайской пословице, «легко быть святым, сидя на горе Тянь-Шань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре…».

Характеристика капиталистической элиты (алчность)

А каковы качества новой элиты нашего общества? Часто говорят, что для успеха в бизнесе нужны ум, напористость, целеустремленность, воля. Как заявил председатель Совета директоров управляющей компании «Альфа-Капитал» Б. Сачер, основу предпринимательства составляют такие качества,

«как стремление к совершенству, способность к адаптации, изобретательность, эффективность, ответственность и открытость»361.

Все это обман. Хотя, вполне понятно, почему СМИ, находящиеся под контролем бизнеса, так расхваливают его представителей.

А правда такова: главное качество, способствующее успеху в бизнесе, — безудержная любовь к деньгам. Зачем человеку наживать второй, третий, десятый миллиард? Ему одного-то хватит, и внукам останется. Только патологическая любовь к деньгам вынуждает зарабатывать больше, чем нужно. Во время экономического кризиса 1980-х годов в США некто покончил жизнь самоубийством только потому, что потерял два миллиарда из пяти, причем оставшимся деньгам ничто не угрожало. Почему же он наложил на себя руки? Потому что к каждому миллиарду относился как к своему ребенку, и их потеря была для него трагедией.

Можно вспомнить, что Рокфеллер, узнав, что его незастрахованное судно с грузом попало в шторм, в спешном порядке приказал застраховать корабль. Когда 150 долларов взноса были уже уплачены, миллионер узнал, что транспорт давно пришел в порт. После этого случая он весь день ходил хмурый — ведь 150 долларов выброшено на ветер! Неважно, что у него были миллионы, — каждый потерянный доллар казался бесценной утратой. В учебнике по бизнесу такое поведение ставится в пример, а затем проповедуется «любите деньги, и тогда деньги будут любить вас».

В сознании капиталиста нет места жалости, стыду, состраданию, поскольку конкуренция — это успех одного за счет неудачи другого. Если капиталист не изживет в себе рудименты человеческой духовности, он естественным образом проиграет в конкурентной борьбе тому, кто с этими качествами уже распрощался, — таков неумолимый закон этого общественного строя. В этом отношении интересно, что «американские ученые пришли к выводу, что люди, у которых поврежден отдел мозга, отвечающий за эмоции, лучше прочих умеют делать деньги»362.

Первые барыши самый богатый человек XX века Дж. Рокфеллер363 получил, будучи ребенком, от продажи конфет сестрам. Он покупал конфеты в магазине, разбивал на мелкие кучки и продавал сестрам. Самое интересное то, что он не стеснялся рассказывать об этом первом бизнесе, а его потомки даже гордились этой врожденной коммерческой жилкой. В биографии Рокфеллера пишется:

«Джон Рокфеллер родился 8 июля 1839 года в штате Нью-Йopк. Его отец, Уильям Эйвери Рокфеллер, был распутником, конокрадом, шарлатаном, двоеженцем и лгуном, при этом очень любил дeньги. Поэтому воспитанием ребенка занималась мать — убежденная баптиcткa. К счастью, от отца будущий миллиардер унаследовал только любовь к дeньгaм»364.

Когда Дж. Рокфеллер вырос, он продолжил внедрение рыночной отношений в уже в собственную семью. Все семейные отношения были пропитаны жадностью и духом рынка. Например, Рокфеллер своего сына до восьми лет одевал в девичьи платья — в семье было принято донашивать друг за другом старые вещи. Дома был создан макет рыночной экономики: дочь была «генеральным директором», а все дети вели подробные бухгалтерские книги. Каждый ребенок получал два цента за убитую муху, десять центов — за заточку карандаша и пять — за час занятий музыкой. День воздержания от конфет стоил два цента, каждый последующий оценивался уже в десять центов. Короче говоря, «в деньгах счастье» — таково известное жизненное кредо Рокфеллера365.

Конечно, мы можем столкнуться с различными идеями, в соответствии с которыми для бизнесмена не главное деньги, и в конкуренции побеждают не те, для кого деньги — самое главное. Мы не будем говорить хрестоматийное, что отдельные исключения бывают в любом правиле, не будем разбирать каждый отдельный случай. Скажем одно: данные утверждения аналогичны тому, как если бы мы говорили, что в забеге побеждают не те, кто лучше всего бегает, а хромые, одноногие и т. д., в заплыве побеждают не самые лучшие пловцы, а те, кто не умеют плавать, и т.д.

Характеристика капиталистической элиты (эгоизм)

Второе качество капиталистической элиты — эгоизм. В свое время альтруизм был доминантой поведения элиты. Даже преследуя эгоистические корыстные цели, человек стеснялся признаться в этом и утверждал, что действует в интересах общества.

Теперь же эгоизм не скрывается и не камуфлируется, более того, это качество всячески воспевается. Возникают концепции, утверждающие, что, если каждый станет как можно больше стремиться к личной выгоде, от этого выиграет все общество. Все будут совершенно счастливы: человек, делающий добро себе, делает добро всем.

В таком случае стоит отменить уголовное преследование грабителей, мародеров, да и вообще всех преступников — ведь они тоже стремятся к наибольшей личной выгоде, а значит, обществу от этого только лучше. Но нам ближе пример из нашей недавней истории. В конце 1980-х годов появился тезис «Сильные республики — сильный центр» (чем сильнее будут республики, тем сильнее будет союзное государство — СССР), аналог концепции о личной выгоде, ведущей напрямик к выгоде общей. Чем все это кончилось для СССР, мы прекрасно знаем.

Бизнесмен No 1 и компания

Немногие знают, что у самого богатого на сегодняшний день человека в мире или, как его любят называть, «гениального» Уильяма (Билла) Гейтса нет высшего образования. Гейтс ограничился школьным, причем чуть не был отчислен за неуспеваемость даже из школы.

Как же он стал самым богатым человеком? Может быть, он гениальный программист и школьных знаний ему вполне достаточно? Своим восхождением Гейтс обязан компании IBM. В биографии обычно встречается следующая фраза:

«Первые пять заказчиков Microsoft обанкротились. В 1979 году Билл Гейтс был отчислен из университета за прогулы и неуспеваемость, но этот факт не сильно расстроил студента, поскольку ему поступило предложение от IBM создать операционную систему для первого в мире персонального компьютера»366.

Речь идет о некогда популярной операционной системе MS-DOS. Операционная система — важнейшая часть программного обеспечения, это то, без чего не работает ни один компьютер. Операционная система MS-DOS к тому моменту стала необходимым условием работы 90 % всех компьютеров в мире.

Какое чудо, все заказчики разорились, из Гарвардского университета отчислили за неуспеваемость, и вдруг IBM поручает Гейтсу «разработать операционную систему для первого в мире персонального компьютера». Почему такая компания как IBM купила операционную систему у выпускника школы Гейтса? Наверное, он разработал что-то гениальное?

Ни для кого не секрет, что операционную систему, которую «будущий знаменитый бизнесмен Билл Гейтс» продал IBM, была разработана не Гейтсом, а куплена им у Тима Патерсона367. Вся гениальность Гейтса заключалась в том, что он заменил ее название с QDOS (Quick and Dirty Operating System) на MS-DOS. Здесь напрашиваются два очевидных вопроса. Во-первых, почему гений-программист не разработал операционную систему сам, а купил ее у другого человека? Появляются кое-какие сомнения относительно гениальности Гейтса. Но главный вопрос заключается в том, почему операционную систему купили у Гейтса, а не у самого разработчика? Просто загадка! Однако загадка разгадывается просто. В прессе не раз сообщалось, что IBM работала мама «будущего знаменитого бизнесмена».

«…милый Билл Гейтс – этакий Гарри Поттер, символ американской мечты для ИТР. В действительности этот милый парень никогда не участвовал в разработке ПО и не руководил работой фирмы Microsoft. Просто однажды IBM решила из налоговых соображений вывести в отдельное предприятие свое софтверное подразделение. Занималась этим в юридическом департаменте IBM мама Билла Гейтса»368

Часто утверждают, что не работа мамы Гейтса в IBM сыграла решающую роль. Дело в том, что мама Гейтса работала в правлении United Way вместе с главой IBM (председателем совета директоров Дж. Акерсом)369. Хотя все это нюансы, все и так понятно. Поэтому все эти слезные россказни о бедных родителях, не смогших заплатить за образование сына, талантливом мальчике-программисте, который поднялся с низов и стал миллиардером, являются лишь идеологическим обеспечением пропагандистского штампа, называемого «американская мечта».

«Читатели любят умильные сказки и трогательные истории о бедном мальчике, ставшем богатейшим человеком мира. Этакий живой пример исполнения “Великой американской мечты”. Поэтому, наверное, некоторые публикации о Билле Гейтсе представляют дело так, будто бы семейство юного Билла не то что не отличалось особой зажиточностью, а и вовсе едва ли не с трудом сводило концы с концами. Душещипательные рассказы о том, как из-за необходимости карманных денег несчастный Билли в юности вынужден был поигрывать в покер, способны даже выжать слезу из особо сердобольных особ. Успокойтесь. Все складывалось не так уж и плохо»370.

Не правда ли, напрашиваются кое-какие аналогии с российской действительностью? Можно вспомнить и самую богатую женщину России Батурину, являющуюся женой мэра самого богатого города России — Москвы, и сына мэра Санкт-Петербурга В. Матвиенко, который в тридцать с небольшим покупает крупнейшие банки371 и острова за границей372.

Причем это все не из ряда вон выходящие события, а обычная практика капитализма373. В 2004 году на взятках попался сын генерального секретаря ООН К. Аннан, которому регулярно платила деньги швейцарская фирма374. В этом же году на незаконной продаже оружия попался сын экс-президента Франции Миттерана375. В этом же году сына экс-руководителя Великобритании М. Тэтчер арестовали при попытке совершить государственный переворот в маленькой, но богатой нефтью африканской стране — Экваториальной Гвинее376. Этот список можно продолжать до бесконечности. Просто необходимо будет перечислить всех руководителей капиталистических держав.

Давно замечено, что, стоит человеку занять политический пост в капиталистической державе, как всех его родственников пробуждаются коммерческие таланты. Некоторые из них, правда, попадаются, но волноваться не стоит, никто из них не сядет. Короче, капитализм — везде одинаков.

Так что сказки Сачера о том, что главные черты бизнесмена — «стремление к совершенству, способность к адаптации, изобретательность, эффективность, ответственность и открытость» рассчитаны на людей недалеких. Можно вспомнить, что одной из самых первых удачных сделок Батуриной стал выигранный конкурс на обеспечение стадиона «Лужники» пластмассовыми креслами. Надо же, какая неожиданная удача! Получить заказ на изготовление пластмассовых кресел для самого большого стадиона страны. Явно, что для этого потребовалось не что иное, как «стремление к совершенству, способность к адаптации…».

К сказанному можно добавить слова одного из самых богатых людей США Д. Трампа:

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье»377.

Поэтому, как правило, оценивая карьеру каждого крупного бизнесмена, мы можем сказать: «где-то, кто-то, у кого-то».

Почему крупный бизнес подразумевает коррупцию?

Обязательный атрибут крупного бизнеса — коррупция. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить суть бизнес-процесса. Суть бизнеса заключается в перераспределении ресурсов. Любой бизнесмен должен придумать способ организации дела, чтобы в результате тем, кто создает продукт (товар или услугу) было заплачено меньше, чем стоит этот продукт на рынке. Это разница и составит прибыль. Чем сообразительнее окажется бизнесмен, тем больше будет эта разница, тем больше прибыль, тем успешнее дело.

Чтобы заработать деньги, надо трудиться. Чтобы заработать большие деньги, трудиться не надо. Трудом больших денег не заработаешь. Это общий бизнес-план для всех, ищущих деньги в России. Хочешь денег — работай. Хочешь больших денег — придумай способ их отсоса у работающих378

Если в мелком и в части среднего бизнеса собственник, занимающийся организацией перераспределения ресурсов, непосредственно сам задействован в производственном процессе, часто на нем вообще все дело держится, то в крупном бизнесе процесс управления переложен на плечи наемных менеджеров. В средине XX века в США возникает теория «революции менеджеров», выдвигающая тезис о произошедшем устранении власти капиталистов-собственников над корпорациями и банками и переходе ее в руки специалистов-управляющих. Возникнув в США (Минс, Бернхем, Друкер), затем эта теория становится популярной во многих других странах: Блюм (Франция), Стрейчи (Великобритания), Реннер (Австрия), Джилас (Югославия) и др.

В отличие от производства, бизнес, связанный только с перераспределением ресурсов, является самым успешным и высокорентабельным: банковское дело, торговля, консалтинг, реклама, страховое дело и др. Поэтому доля производственного сектора в развитых капиталистических странах постоянно падает. Очень выгодно также перераспределять природные ресурсы.

Государство является самым крупным игроком на рынке перераспределения ресурсов, в развитых странах государство перераспределяет до 50 % ВНП. Это громадные суммы. Участие в процессе государственного перераспределении ресурсов для бизнеса супервыгодно. Получив всего одну подпись, можно в течение года стать миллиардером.

Итак, государство контролирует и осуществляет процесс, лежащий в основе бизнес-деятельности, поэтому там, где существует крупный бизнес, всегда будет коррупция.

Бедные должны содержать богатых!

Суть капиталистической деятельности — перераспределение ресурсов. Это утверждение верно не только при оценке сути капитализма в рамках страны, но и при оценке функционирования международной экономической системы.

Всем известно, что производственный сектор в развитых странах с каждым годом сокращается, а растет сфера услуг. Всем известно, что благосостояние развитых стран растет. Однако далеко не все задумываются над взаимосвязанностью этих двух процессов. Ведь сфера услуг не создает стоимости379, сфера услуг лишь перераспределяет стоимость, созданную в производстве. Например, магазины торгуют только тем, что было создано в сфере производства, в сельском хозяйстве, в легкой или тяжелой промышленности.

Если промышленность ничего не произведет, то и торговать будет нечем. Если в развитых странах растет сфера услуг, то кто производит товары для реализации в этой сфере?

Эти товары производится за пределами развитых стран. Например, ни одна пара джинсов, традиционной американской одежды, не шьется на территории США. Последний фирмой, перенесшей свое производство в страны третьего мира (Бангладеш, Китай и др.), оказалась «Леви Страусс энд компани». Поэтому людям, любящим все фирменное и покупающим джинсы в фирменном магазине «Леви Страус» в Москве, необходимо знать, что они покупают фирменные бангладешские джинсы. Более того, по данным Американской ассоциации производителей одежды и обуви, 96 % всей одежды, приобретенной в США, было изготовлено в других странах380.

Date: 2015-08-24; view: 252; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию