Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементарный звук





ЛикБез для руководителей сельских Домов Культуры

 

Пролог

Работая в сфере поставки музыкального и светового оборудования в сельские учреждения культуры, мы столкнулись с проблемой крайней неосведомлённости руководителей этих учреждений в вопросах звукового и светового оформления своего клуба или дворца культуры. Казалось бы, директор клуба и не обязан разбираться в технических тонкостях и нюансах звуко-света (авт.), у него и административных дел и забот предостаточно. И мы полностью с этим согласны, НО! Зачастую именно в сельских клубах, ввиду их мизерного финансирования и слабой самоокупаемости, руководителю приходится совмещать в одном лице несколько должностей и профессий. Кроме своих прямых административных и хозяйственных обязанностей, быть и художественным руководителем, и звукооператором и светооформителем и много кем ещё (дай им Бог здоровья на это всё). Задача архисложная.

Данная брошюра написана нами, именно с целью помочь, «подковать» хотя бы в общих чертах, руководителя сельского клуба в вопросах звукового оборудования.

В нашем ненаучном «трактате», мы намеренно не станем углубляться в физику процессов, природу звука, частотные характеристики и технические параметры. Многие термины, используемые нами, носят довольно условный характер, и могут вызывать у профессиональных звукоинженеров приступы гомерического хохота и припадки сарказма, ну да простим им это. Наша задача дать, хотя бы примерное понимание предмета. А для этого, все средства хороши!)

Итак, поехали!

 

Элементарный звуковой тракт

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши…

(песня)

Звуковой тракт. Страшно звучит, да?) А ничего страшного в нём нет!

Давайте рассмотрим его на примере всем известного кассетного магнитофона типа «бумбокс» (см.рисунок):

                               
   
   
     
 
         
 
 
 
   
     
 


| - ИСТОЧНИК ЗВУКА. В случае с рисунком, это кассета с кассетоприёмником.

 

 

|| - УСИЛИТЕЛЬ ЗВУКА. Это, то место в магнитофоне, где находятся «всякие

крутилки, регуляторы, ручки и переключатели». В этом месте происходит чудесное

превращение очень тихого звука в громкий и его частотная корректировка

эквалайзером.

На самом деле он состоит из двух усилителей, предусилителя и усилителя оконечного, но об этом чуть ниже.

 

 

- ДИНАМИК (Громкоговоритель, Акустическая система(AC), Звуковая колонна).

Часто, в просторечии, просто «колонка».

 

Вся огромная и сложная звуковая система, которую мы видим на больших сценах по телевизору или на концертах, уместилась в маленький «бумбокс». Это ли не чудо?!)))

 

 

От простейшего к простому.

Теперь, когда мы увидели, что всё на самом деле не так уж и сложно, начнём потихоньку усложнять. То есть, перейдём от подопытного магнитофона к нашим, так сказать «баранам» - музыкальному оборудованию для нашего клуба.

 

 

 

ИСТОЧНИК ЗВУКА

Микрофоны, электромузыкальные инструменты, MP 3/СD/DVD, ноутбуки и пр.

           
   
 
   
 

 

 


 

 


УСИЛИТЕЛЬ ЗВУКА

Микшерный пульт («сердце» звуковой системы, предусилитель) и оконечный усилитель

 

 

ДИНАМИК

Акустические системы, сабвуферы, сценические мониторы

 

В нашем случае:

 

Источники звука:

Mp 3, CD, DVD – плеера; Ноутбуки (планшеты, компьютеры); Микрофоны; Синтезаторы, Электрогитары и прочее подобное.

 

Усилитель звука:

Здесь остановимся поподробнее. Как говорилось выше, усиление звука происходит последовательно в двух усилителях и соответственно в два этапа. Для чего это нужно, оставим за рамками нашего повествования, просто поверьте на слово и примите как данность))).

Первое усиление звука происходит в ПРЕДУСИЛИТЕЛЕ (полное название – ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ), здесь же имеются регуляторы высоких (HF), средних (MF) и низких (LF) частот. Всё это великолепие носит гордое название ЭКВАЛАЙЗЕР, часто обозначается «EQ» и необходим для того чтобы обрезАть «лишние» либо добавлять «нужные» частоты (у звукоинженеров это называется «частотная коррекция»).

Вводим в наш лексикон новое понятие - МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ (MIXER). Именно он является предусилителем и корректором частот (EQ). На этом его предназначение и функции не заканчиваются, но об этом позже.

Итак звук откорректирован по частоте и немного усилен, и его уже можно услышать в наушниках, но этого всё ещё недостаточно, для того чтобы подать его на акустические системы (ДИНИМИК). Динамики его просто не воспримут - слишком слаб… Усилить наш усиленный, но всё ещё слабый звуковой сигнал, призван ОКОНЕЧНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ! По виду обычно, это громоздкие тяжёлые чёрные ящики с одной кнопкой вкл./выкл. и двумя регуляторами громкости, для левого и правого каналов, которыми регулируют громкость от «ничего не слышно!!!» - до «ну очень громко!!!».)

Всё. Готово!

 

Динамик:

Подаём сигнал на колонки и наслаждаемся.)

 

Теория – наше всё!

В начале нашего «труда», мы обещали не углубляться в технические дебри. Поэтому, наши поверхностные читатели могут отложить брошюрку. Теперь они знают всё!)))

Пытливому же читателю, мы предлагаем углубиться с нами чуть дальше в тему, много времени это не займёт, однако прибавит уважения и морального веса в глазах продавцов музыкального оборудования

и коллег по культуре. И что самое важное, поможет тратить и так невеликие деньги рачительно и с пониманием, на что эти деньги идут.

 

 

Сердце звуковой системы – МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ.

 

Микшерный пульт (Микшерский пульт, Микшер, Mixer) – практически у любой хозяйки дома, на кухне, есть нехитрый, но очень полезный прибор для взбивания или смешивания продуктов – миксер. Вот и в нашем случае, наш предусилитель и эквалайзер выполняет ещё и такую функцию. Он смешивает и распределяет сигналы от разных источников. Все без исключения ИСТОЧНИКИ ЗВУКА (микрофоны, ноутбуки и пр.) с которыми мы работаем, подключаются ко ВХОДНЫМ КАНАЛАМ микшерного пульта.

 

Входные каналы бывают:

1. Микрофонные - в этих каналах обычно есть встроенные микрофонные предусилители, что необычайно полезно для качества звука микрофонов.

2. Линейные – эти каналы предназначены для электромузыкальных инструментов, плееров, ноутбуков и прочего.

При выборе микшерного пульта для вашего клуба, определитесь, сколько микрофонных входов необходимо для вашей работы. Сколько певцов и акустических инструментов (звук от таких инструментов «снимается» так же микрофонами) обычно исполняют что-либо на сцене одновременно. Определились? Тогда прибавьте к этому количеству ещё 2, а лучше 4 микрофонных канала и покупайте пульт. Это будет несколько дороже, зато через год, когда количество исполнителей увеличится или в ваш клуб на гастроли, неожиданно приедет вокально-инструментальный ансамбль, вам не придётся бегать в поисках другого микшера или тратиться на новый.

Количество линейных (инструментальных) каналов менее важно, по той причине, что обычно их всегда 2 и более, а значит хватает почти во всех случаях. К тому же, не занятые микрофонами, микрофонные каналы, вполне можно использовать для музыкальных инструментов.

 

 

Каждый канал входной секции имеет свой индивидуальный регулятор громкости, благодаря этому легко осуществить баланс громкости между источниками звука. То есть, сделать тише фонограмму или поднять громкость микрофона. Чтобы ничего не выпирало и не терялось в общем звуковом миксе.

 

Регуляторы громкости (фэйдеры, ползунки) расположенные на микшере в нижней части, позволяют одному человеку регулировать громкость и частотные характеристики (EQ) источников сигнала (микрофоны, гитары, синтезаторы, плееры) не бегая от одного источника к другому и крутя ручки громкости на каждом из них, а чинно восседать, с серьёзной миной, в центре зала и «отстраивать» звуковую картину. К тому же, здесь же, обычно находятся и усилители, и процессоры обработки, и блоки сетевого (220 в) питания и много чего ещё. Значит всё будет находиться в одном месте, под присмотром и контролем. Это удобно.)

 

На микрофонных каналах есть ещё один регулятор громкости, он называется регулятор чувствительности. Как правило у разных источников звука, разный по силе выходной ток, и для того чтобы привести все источники в более-менее ровное по громкости состояние и нужны эти регуляторы. Если источники сигнала постоянные, одни и те же микрофоны и инструменты, то единожды отстроенные регуляторы чувствительности уже не «крутятся». Звуковой баланс между инструментами отстраивается исключительно регуляторами громкости.

 

Иногда производители пультов, встраивают в микрофонные входные каналы очень полезную штуковину – компрессор (Compressor). Обычно это отдельный, довольно сложный прибор с большИм количеством регулировок. Но в недорогих микшерах возможности настройки компрессора ограничивается одним регулятором. Зато «бюджетненько».))) «Компрессор» - наиполезнейшая вещь, для вокалистов и инструменталистов. Этот прибор делает звучание вокала или гитары, да любого инструмента, более ровным (без провалов по громкости) и плотным.

Когда исполнитель пропевает или проговаривает текст, подача каждого слова не равномерна по громкости и подаче. Какое то слово или фраза звучит громче, какое-то тише. Компрессор поднимает громкость тихой фразы или слова, или даже отдельной буквы, и подавляет уровень громкой. В результате, мы слышим, что вокалист поёт ровно, без провалов и всплесков по громкости. Главная заповедь пользования компрессором - «не навреди». Если выставить слишком высокий уровень компрессии – звук станет зажатым, монотонным, безжизненным, механическим. Потеряется динамика исполнения. К тому же микрофоны с высоким уровнем компрессии более склонны «заводиться» от обратной связи (это когда микрофон начинает очень неприятно пищать). Так что аккуратнее пожалуйста. Пользуйтесь правилом – «лучше НЕДО, чем ПЕРЕ». Ну и слушайте ушками.

 

Если «компрессор» относится к группе приборов динамической обработки. То следующий прибор, относится к группе пространственной и модуляционной обработки.

Новое словосочетание!)))

ПРОЦЕССОР ЭФФЕКТОВ (FX) – это прибор который сделает вокал вашего певца насыщенным и украсит его. Эффекты: ЭХО, ДИЛЭЙ (повтор), РЕВЕРБЕРАЦИЯ разных по объёму помещений, безусловно привнесут в звучание вокала благозвучие и ощущение законченности образа, а модуляционные эффекты, такие как ХОРУС (эффект хора), ФЛЭНЖЕР (эффект звуковой воронки), ОКТАВЕР (эффект, как будто с вами вместе поёт ещё кто-то, но на октаву ниже и/или выше) – привнесут оригинальную «фишку» и своеобразие.

Наличие встроенного процессора эффектов – вещь, не обязательно присутствующая в микшере, но крайне полезная для исполнителей. Микшеры со встроенным процессором эффектов несколько дороже, чем без него.

Если вы уже приобрели микшерный пульт без встроенного процессора эффектов, не расстраивайтесь. Такие процессоры продаются и отдельными приборами. Правда цена такого прибора, часто сопоставима с ценой микшерного пульта. Однако и количество эффектов и варианты настроек, в таких приборах несоизмеримо больше и качество обработки намного выше. Решать вам.

 

Осталось разобраться с выходной секцией. Обычно она расположена в правой части микшера.

Здесь мы видим, входные и выходные разъёмы (называются «петля эффектов» и обозначаются

SAND FX) для подключения внешних устройств обработки звука, так называемых «улучшайзеров»

звука (внешних процессоров эффектов, компрессоров, многополосный эквалайзеров, гейтов,

деэссеров, энхэнсеров и др.), кнопки и регуляторы маршрутизации сигнала. Если есть, встроенный процессор эффектов. Обо всём этом вы подробно прочитаете в инструкции к вашему пульту.

Наш музыкальный «миксер» не только смешивает звуковой сигнал, но и раздаёт его туда, куда нам удобно. То есть, на главный выход (MAIN OUT), на мониторный выход (MONITOR OUT), на внешний процессор эффектов (SAND FX), на наушники (PHONES) и т.д. Короче, может послать звуковой сигнал туда - куда нам угодно.)))

 

В выходной секции,, есть ползунок (фейдер) или регулятор общей громкости и выходные разъёмы основного (MAIN OUT), левого и правого каналов. Отсюда звук поступит на оконечный усилитель.

 

«Громче музыка играй!» или «Без физики – ни куда!»

Если с микшерным пультом всё более-менее понятно, то с оконечным усилителем и акустической системой надо ещё разбираться. Начнём без промедления!)))

 

Оконечный усилитель мощности и Акустические системы рассмотрим их вместе, так как эти «ребята» работают в паре и взаимозависимы. Усилитель по своим техническим характеристикам должен соответствовать акустической системе и наоборот. Важными параметрами при их выборе и подборе друг к другу являются: выходная мощность (Вт) и сопротивление (Ом).

Как выбрать, что нужно именно вам?

Акустические системы.

Обычно на акустических системах указаны параметры:

Выходная мощность (Вт) и сопротивление динамиков, чаще всего это 4 или 8 Ом. Крайне редко, бывает

и 2 и 16 Ом.

Если сопротивление колонки, величина более-менее постоянная, то выходная мощность – цифра довольно условная. Производители, указывают «рабочую» мощность (RMS), она же номинальная и максимальную выходную мощность (Peak). Прошу не путать с потребляемой мощностью, в случае с активными колонками (!!!)

 

Выглядит это так:

8 Ом;

300 Вт (RMS) / 600 Вт (Peak)

Следует учесть, что и та и другая цифры «немного» завышены, но ориентироваться надо именно на номинальную мощность (RMS)

 

Желательно приобретать усилитель и колонки с «запасом» по мощности. То есть, вы знаете, что 200 Ватт выходной мощности вам, вроде как хватит, озвучить ваш зал или танцпол. Берите аппаратуру номинальной выходной мощностью 300, а лучше 400 Ватт. Аппаратура, работающая не на пределе своих возможностей, а в полсилы – звучит «чище», «прозрачнее» и прослужит гораздо дольше.

 

Ещё один важный технический параметр акустических систем – звуковое давление (дБ). Чем больше эта цифра – тем лучше. Правда и дороже). Для мероприятий на улице (тут имеется ввиду именно танцевально-песенное мероприятие, например - музыкальный фестиваль) необходимо, чтобы акустические системы были способны выдавать 131-133 дБ (и более) звукового давления. Но это в идеале. Обычно это 92, 96, 98 или 102 дБ… Для небольшого помещения и этого достаточно.

Из нашей практики, для клуба, площадь зала которого 50 м2 – вполне достаточно 500 Вт-700 Вт (RMS) номинальной мощности и 102 дБ звукового давления.

 

Усилитель мощности.

 

Бывают одноканальные (моно) или двухканальные (стерео). В технических характеристиках усилителя обычно указывают выходную мощность (Вт) при определённом сопротивлении нагрузки (Ом) Нагрузка в данном случае – это сопротивление нашей колонки.

Например:

400Вт на канал при 2 Ом / 250 Вт на канал при 4 Ом / 150 Вт на канал при 8 Ом

Подключив акустическую систему с сопротивлением 8 Ом, мы получим только 150 Вт выходной мощности. Подключив к этому же усилителю колонку с сопротивлением 4 Ома, получим уже 250 Ватт выходной мощности. И так далее. Логика ясна?

 

И всё же расчёт, нужной именно вам, мощности звука - дело сложное, необходимо учесть множество факторов, поэтому просто доверьте это профессионалам.

Внимание!

Немаловажный фактор, при покупке звукового оборудования,

Это способность продавца обеспечить оперативный гарантийный ремонт и пост-гарантийное обслуживание аппаратуры. Заменить вышедший из строя компонент акустической системы или трансформатор в усилителе.

Date: 2015-09-03; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию