Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможно, ещё чего-нибудь, так что будьте внимательны





Учебник Есина

· Учебник Махониной (по которому и читал тов. Шевцов Н.В.)

· Мои конспекты (запись лекций, стало быть, тот же благословенный учебник, только очень кратко и, возможно, не очень точно)

· Википедия (ДА, она, а что делать!!!)

Просто разные источники в Инете

Чего здесь нет:

Го года – тема совершенно какая-то безумная. Прилагаю отдельным файлом просто кусок из учебника Махониной и мой несчастный конспект – если это кому-нибудь пригодится.

Возможно, ещё чего-нибудь, так что будьте внимательны.


«Новое Время»

Газета политическая и литературная - выходила в Петербурге в 1868 - 1917 (по 26 октября), 5 раз в неделю, с 1969 - ежедневно. Изд-ред. - с 26 февраля 1874, изд. - А.С.Суворин, ред. М.П.Федоров; с 1899 - Ф.И.Булгаков; с 1904 - Ф.И.Булгаков и М.А.Суворин; с 1908 - М.А.Суворин; с 1912 - издание "Т-ва А.С.Суворин - "Новое время"Ведущими публицистами "Нового времени" в разное время были В.П.Буренин, М.О.Меншиков, В.В.Розанов. Газета не менее преуспевающего журналиста-издателя Суворина «Новое время» также в период войны 1877—1878 гг. заметно увеличила круг своих читателей. Петербургская бюрократия, офицерство, значительная часть интеллигенции стали подписчиками этой газеты. Постоянная критика военного руководства, администрации, широкая внутренняя и иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию А.П. Чехова создавали несомненный успех изданию. Суворин не жалел денег на рабочих и издания периодики. У него на предприятии были особые условия, и содержание типографии обходилось ему недёшево. Рабочие – бесплатные коммунальные услуги и др.

 

1911 г. – Первой информационной газетой в России стало «НОВОЕ ВРЕМЯ» под руководством А.С. Суворина. На протяжении 36 лет это была самая влиятельная русская газета, с мнением которой считались правительственные чиновники, министры, его должны были учитывать даже оппозиционно настроенные круги русского общества. Исследование деятельности газеты — дело очень трудное, потому что «Новое время» дружно ругали современники, в последующие десятилетия, в советское время, негативное отношение к газете и ее издателю резко усилилось.

Пущенная в оборот М.Е. Салтыковым-Щедриным в начале 80-х годов XIX в. язвительная кличка «Чего изволите?» намертво прилипла к газете. Самого Суворина сатирик с сомнительной обоснованностью называл «флюгером», ему в вину ставилось «искательство» перед сильными мира сего, поддержка самодержавия, охранительство и т.д.

 

«Новое время» стало не только самой интересной информационно насыщенной газетой рубежа XIX и XX вв., но очень долго, вплоть до революции 1905 г., оно было и одним из самых влиятельных органов периодики.

С газетой Суворина старались не портить отношения крупные чиновники и министры. Сохранились, например, письма С.Ю. Витте редактору-издателю газеты. Прозорливый политик Витте учитывал роль «Нового времени» и влияние прессы на общество. Именно поэтому оппозиционно настроенные современники называли газету «министерской», рупором правительства, неофициальным официозом. По свидетельству Витте, Николаю II давали целиком «Санкт-Петербургские ведомости» и «Новое время», из остальных газет делались вырезки.

Несмотря на таких высокопоставленных читателей, как царь, министры и сановники, современники называли «Новое время» обывательской газетой. А. Петрищев в статье, опубликованной в «Русском богатстве» в 1912 г., отмечал, что «Новое время» «рассчитано на успех в иной, не писательской, не интеллигентской среде». И дальше: «Пестрая масса читателей — сила нешуточная».

 

А.С. Суворин приступил к работе в своей уже газете «Новое время» как раз тогда, когда разразилась русско-турецкая война, и сразу же отправляется на театр военных действий, его корреспонденции снискали популярность и его газете. Он писал живо, образно, с болью за судьбы славянства, считая славянский вопрос русским вопросом и связывая освобождение славян с освобождением России. При «Новом времени» создаются славянские комитеты, фонды помощи славянам, бьет ключом суворинская энергия. Такие настроения были созвучны и настроению всего российского общества.

Газета быстро набирала обороты, как из-за своей мобильности, умело подхватывая звучащее у всех на устах, так и из-за хлестких фельетонов и передовиц Суворина и Буренина. Действительно, как выражался современник, провидение, похоже, специально подготовило эту войну для «Нового времени», которое к концу ее стало одним из наиболее распространенных периодических изданий в империи.

Суворин, бойкий газетчик, имел нечто большее в своей предприимчивой натуре, чем только журналистский нюх. Чувство инициативы, любовь к нововведениям, умение «сделать» журналиста, чутье на газетного человека — вот его качества как редактора. Один из его сотрудников в начале века писал, что главным талантом его была «особенная способность или искусство делать журналистов. Именно делать, а не только отыскивать».

Особая атмосфера царила в редакции «Нового времени», когда еще Суворин был в силах. Алексей Сергеевич говорил: «Настоящий редактор не должен покидать газету ни на минуту», «дверь редакторского кабинета должна быть всегда открыта для кого угодно». И действительно: все, что приходило в редакцию, — все неизменно и внимательно прочитывалось, более того, был принят хороший литературный стиль (это шло от Суворина), и все тщательно исправлялось перед набором.

Журналистский азарт и пристрастие питал Суворин к литературным новостям, слухам и скандалам. Как-то это уживалось в нем одновременно: хороший литературный вкус (это отмечали все, даже недоброжелатели из демократов) и страсть к скандальному факту из области литературных кулуаров.

Одним из первых Суворин угадал в Чехове крупную величину в литературном мире и начал печатать его рассказы на страницах «Нового времени» без ограничений и жестких рамок времени.

Она немало мешала Суворину как литератору: необходимость все время следить за подпиской, держать нос по ветру, уметь определить читательский интерес раньше его рождения — вот что такое популярность «Нового времени».

Газета при Суворине держалась на умении привлечь таланты и заставить их работать на себя, на непризнании узких партийных рамок, недаром он называл свою газету «парламентом» и не стеснял сотрудников «направлением», отчего на ее страницах нередко возгорались ожесточенные споры даже между постоянными сотрудниками. Газета держалась и на хлесткой литературной, театральной критике, и на отклике на любой мало-мальски скандальный повод, и на самом Суворине-журналисте с его «Маленькими письмами»-передовицами, и на организованной внелитературной среде.

К газете были присовокуплены и еженедельные литературные приложения, сначала «Еженедельное Новое время», «Литературный журнал», а впоследствии их заменил журнал «Исторический вестник», издаваемый с 1880 года С.Н. Шубинским.

Книжные магазины Суворина находились в Петербурге, Москве, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону и Одессе. Кроме того, Суворин, как уже говорилось, приобрел в 1883 году за 10 000 рублей железнодорожное контрагентство, которое позволяло продавать продукцию его типографии по Николаевской, Варшавской и Нижегородской железным дорогам. Именно это было тем могущественным рычагом, который позволял А.С. Суворину и его продукции обращаться к огромному количеству читателей.

Большое значение для успешности газеты имели и другие организационные моменты, хорошо продуманные Сувориным. В частности, это налаженная сеть сбыта «Нового времени»: публикация объявлений, приносившая стабильный доход; организация Товарищества с кредитами крупнейших банков и вкладами солидных пайщиков; хорошо поставленное типографское дело с новейшими печатными машинами, выписанными из-за границы; и даже то, что Суворин редко когда экономил на гонорарах.

Так, только благодаря умело организованному типографскому производству удалось Суворину не только печатать свою газету с приложениями, но и приступить к выпуску книг (в дальнейшем это позволило профессору Кирпичникову назвать его «Наполеоном книжного и издательского дела России»). При типографии была открыта первая в России частная школа типографского дела, в курс которой входили и иностранные языки. За весь период существования, с 1884 по 1911 год, школа выпустила 320 учеников, многие из которых влились в ряды служащих типографии. Особо отметим социальные гарантии, принятые для тех, кто работал над газетой: служащие типографии, магазина и конторы «Нового времени» образовали в 1898 году Ссудно-сберегательное и Взаимно-вспомогательное товарищество, похоронную кассу, основной капитал для которых был дан Сувориным. Кроме того, для них была устроена бесплатная амбулатория с выдачей лекарств.

Особую любовь питал Алексей Сергеевич к книжному делу. Страстный собиратель книг, он сумел создать у себя хорошую библиотеку, которая после его смерти была передана в Румянцевский музей. Самостоятельным издателем он становится в 1872 году, когда выпустил первый «Русский календарь», издававшийся впоследствии ежегодно и так горячо любимый публикою.

Среди книжных изданий А. Суворина особую и самую большую часть составляли книги известной на всю Россию «Дешевой библиотеки». По сведениям на 1910 год, в ней вышло 366 названий тиражом более 5 миллионов экземпляров. Самым значительным событием было издание к 50-летию смерти Пушкина 10-томного Собрания сочинений великого русского поэта тиражом 100 тысяч экземпляров. Так читающая Россия смогла получить в свою домашнюю библиотеку собрание любимого поэта. Буквально в первые же месяцы после выхода оно было распродано.

Кроме этой серии, Суворин основал еще «Научную дешевую библиотеку» и «Новую библиотеку». Среди них почти все ценные сочинения иностранцев о Древней Руси, иллюстрированные истории Петра Великого и Екатерины II Брикнера, «Император Александр I», «Император Павел I», «Император Николай I» Шильдера. Кроме дешевых изданий массового тиража, печатались и уникальные художественные издания, роскошные по тем временам «Дрезденская галерея», «Лондонская галерея», «Императорский Эрмитаж», Рембрандт, «Историческая портретная галерея», «Палестина» сына Суворина, Алексея.

Гордость Суворина составляли и справочные издания, выходившие ежегодно и являвшие собой серьезное подспорье деловому Петербургу и Москве — «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия» и уже упоминавшийся «Русский календарь».

По словам известного публициста, «"несколько, 5-6 строк в "Новом Времени" играют больше роли, чем столбцы в других газетах". Чем же это достигнуто? Отнюдь не числом подписчиков, так как есть более распространенные, нежели "Новое Время", газеты: но вот 35 лет уже, как "Новое Время" сделало своими читателями все видное в России, в каком бы отношении оно ни было "видно"; все в ней сильное, все в ней влиятельное, все в ней образованное и реально идущее вперед, все в ней что-нибудь задумывающее, предпринимающее и решающее».


Газета «Русское слово»

 

Краткое изложение

Принадлежала издателю И.Д. Сытину. Идею издания подсказал Чехов – дешёвая, общедоступная, народная; ориетнир – «Новое время». У Сытина не складывались отношения с властями, и газету издавали через подставное лицо – Александрова. Деньги давал Плевако (известный адвокат) и Сытин. Привака защищал участников Морозовской стачки. С 1901 г. – во главе газеты зять Сытина.

Дорошевич – «король русского фельетона», с ним поговорил Сытин в 1901 г., но тот был занят в газете «Россия». Но потом «Россия» закрылась, и Дорошевич стал главредом «Русского слова». У Дорошевича был слегка чеховский стиль. Начинал он в газете «Московский листок», как и Гиляровский. 1893 г. – в Одессе, работает в «Одесском листке». 1897 г. – поехал на Сахалин как журналист. При подписании контракта с Сытиным Дорошевич выдвинул такие условия: 1) удалить всех сотрудников с реакционными взглядами; 2) редактору должна была быть предоставлена полная автономия в редакционных делах; 3) Сытин не должен был вмешиваться в редакционные дела; 4) издаваемая газета не должна была быть похожа на журнал «Русское слово» Писарева; 5) Сытин должен был опубликовать сахалинские очерки Дорошевича. Дорошевич: «Независимость – моя сила. Единственная». Дорошевич должен был давать в воскресные номера статьи о Москве и так далее. Нагрузка у него была большая.

Сборник Гиляровского «Москва-газета». Она учит журналистике.

Дорошевич поднимает зарплату сотрудников невероятно высоко, устанавливает строгую дисциплину. Воспользовался опытом западных изданий (Парижских и т. д.). Дом для редакции – на манер большой парижской газеты (у каждого – своя комнатка). Без доклада к Дорошевичу было нельзя.

Личное Сытинское издание – журнал «Вокруг света» (издатель и т.д.). Как в европейском издании, Дорошевич распределил всех сотрудников по отделам, во главе каждого отдела поставил редактора. На каждое заседание должен был приходить Сытин. Обычно номер подписывался в печать в 22.00, но до последнего момента информация в газете менялась. Дорошевич пытался приучить читателей провинции читать про самих себя. «Русское слово» называли «фабрикой новостей». Одним из первых стал использовать телефон и телеграф, по которым информацию получали круглосуточно. Самая дешёвая газета. Освещала различные события. 1916 г. – тираж составлял 700 000 экз., 1917 – 1 200 000 экз.

Сытин – из Костромской губернии. Поступил в лавку купца, после чего пошёл в «офени» - (коробейники, книгоноши). Работал там в 1866 – 1876 гг., потом сам занялся издательским делом.

1890 г. – Сытин выпускает календари. Тиражи – миллионные. Target group – крестьяне.

1884 г. – начал печатать книги издательства «Посредник» - оно было основано публицистом и близким другом Толстого – Владимир Георгиевич Чартков. Чартков был аристократом (род. 1854, Петербург – ум. 1936, Москва). 1881 г. – Чартков выходит в отставку и «идёт в народ». 1883 г. – знакомится с Толстым и становится пропагандистом его идей. Это и есть издательство «Посредник». Испортил репутацию – водился с «духоборами». Издавал запрещенные произведения Толстого. 1901 – 1905 гг. – Чартков, «Свободное слово». Выпустил произведения Толстого – посмертные. 1917 – 1920гг. – Чартков – главный редактор журналов «Голос Толстого», «Единение». 1928 г. – Чартков приступил к изданию полного собрания сочинений Толстого в 90 томах. Под его редакцией вышло 72 тома.

Сытин стал заниматься периодикой. «Вестник спорта и туризма», «Модный журнал», «Нужный в деревне», «Раннее утро», «Вечерние известия».

 

Нормальное изложение

Ярким примером характерного для XX в. разделения редакторских и издательских функций служит история самой популярной в России газеты «РУССКОЕ СЛОВО». Именно она сменила начавшее клониться в годы первой русской революции к упадку «Новое время» и стала самой читаемой и влиятельной вплоть до 1918 г. История этой газеты связана с именами двух очень известных и влиятельных в газетно-издательском мире людей — И.Д. Сытина и В.М. Дорошевича.

По словам И.Д. Сытина, идея газеты при издательстве принадлежала А.П. Чехову. Почти при каждой встрече с издателем он повторял: «Сытин должен издавать газету. И не какую-нибудь, а дешевую, народную, общедоступную».

Сытин не мог сразу получить право на издание своей газеты, так как был «не в чести» у властей. Поэтому право на издание «Русского слова» было дано приват-доценту Московского университета А.А. Александрову. Александров истинным владельцем газеты не был, деньги на издание были выделены самим Сытиным, часть денег дал известный русский адвокат Ф.Н. Плевако.

Есть мнение, что Александров был первым издателем газеты, у него Сытин купил право на издание в 1897 г. Но сам И.Д. Сытин в своих воспоминаниях рассказал, что Александров был подставной фигурой и только после длительных мытарств было получено окончательное свидетельство на право издания «Русского слова» самим издателем. Таким образом, формально Сытин издавал «Русское слово» с 1897 г., фактически с 1895.

С 1901 г. во главе газеты встал Ф.И. Благов — зять Сытина, о котором все знавшие его вспоминали с любовью и уважением. После долгих поисков редактора, который смог бы создать газету, достойную известной издательской фирмы, И.Д. Сытину удалось договориться с В.М. Дорошевичем. Договор о сотрудничестве был заключен с ним еще летом 1901 г., но в это время «король русского фельетона» был занят в газете «Россия». 13 января 1902 г. «Россия» была закрыта и Дорошевич стал редактором «Русского слова».

При подписании контракта с И.Д. Сытиным В.М. Дорошевич поставил ряд условий: 1-е — удалить всех сотрудников, известных своими реакционными взглядами; 2-е — газета «Русское слово» Сытина — Дорошевича ничем не должна напоминать журнал «Русское слово» Д.И. Писарева, братьев Курочкиных и других нигилистов 60-х гг.; 3-е — предоставить редактору полную автономию в редакционных делах. На этом пункте В.М. Дорошевич настаивал особо. В 1903 г. он прислал из Италии Н.В. Туркину, возглавлявшему редакцию в Москве, большое письмо на 20 страницах, в котором среди прочих рекомендаций по ведению газеты еще раз подчеркнул свое требование: не позволять ни Сытину, ни кому-либо другому вмешиваться в дела издания. «Независимость — моя сила. Единственная», — писал он. Сам Дорошевич обязан был давать в воскресные номера статьи о Москве и 52 материла по текущим вопросам общественной жизни. Авторская нагрузка редактора составляла около 64 тысячи строк в год, 5300 — в месяц, 175 строк в день.

По свидетельству Гиляровского, став редактором «Русского слова», Дорошевич «развернулся вовсю», увеличил до небывалых размеров гонорары сотрудникам, ввел строжайшую дисциплину в редакции, «положительно неслыханные в Москве порядки, должно быть по примеру парижских и лондонских издательств, которые он осматривал во время своих частых поездок за границу».

Дорошевич, как в европейских газетах, распределил сотрудников по отделам и во главе этих отделов поставил редакторов: военный редактор, московский и т.д. Каждое утро он собирал заведующих отделами на совещания, на них приходил и Сытин. Издатель построил дом для редакции и типографии, тоже по примеру больших парижских газет. Типография была снабжена новейшими печатными машинами, весь третий этаж занимало «Русское слово», на четвертом помещались редакции журнала «Вокруг света» и «Искры» — приложения к газете, сначала печатавшегося с текстом, а потом состоящего из одних иллюстраций.

К 22.00 номер газеты был готов, по в процессе печатания, до последней минуты, на полосу вносились свежие новости, в 4 часа утра помер выходил и попадал на самые ранние поезда, развозившие «Русское слово» в разные города России. Между петербургскими и московскими газетами существовало соревнование в борьбе за влияние на провинциальную печать. Как вспоминали сотрудники казанских газет, работа над очередным номером начиналась там в 5 часов вечера, когда приходили поезда со столичными изданиями. Основными орудиями производства были ножницы и клей, т.е. из полученных газет и журналов вырезались интересные для каждого города материалы и перепечатывались местным органом периодики. «Русское слово», приходившее одним из первых благодаря четкому графику, в этом соревновании победило.

В.М. Дорошевич создал практически первую в стране информационную газету европейского типа. Он увеличил корреспондентскую сеть в России и за границей. Главное внимание он требовал уделять провинциальной жизни. В упомянутом письме Н.В. Туркину он объявлял 1903 г. годом «похода на провинцию», считал необходимым приучить жителей провинции читать про самих себя28.

Дорошевич заключил соглашение с европейскими политическими газетами об обмене информацией, и газета получала сведения о зарубежных событиях не только от собственных корреспондентов. Современники называли «Русское слово» «фабрикой новостей». Последние известия часто без обработки шли прямо в печатную машину, что естественно повышало оперативность газеты. Для более быстрого получения информации «Русское слово» одним из первых в России заменило почтовую связь телеграфной и телефонной, короткие сообщения, полученные по телефону, публиковались отдельной рубрикой. Дорошевич потребовал круглосуточного использования телефонных линий Московского телеграфного агентства. Прямая телефонная линия в редакцию была проведена в 1917 г., а до этого курьер на белой лошади скакал между телеграфным агентством и редакцией, доставляя новости.

Но славу «Русскому слову» приносили не только оперативные новости. В газете сотрудничали крупнейшие русские журналисты: Осип Дымов, Петр Пильский, Николай Шебуев, Алексей Яблоновский, Василий Немирович-Данченко, Владимир Гиляровский, священник Григорий Петров и др. Сытин приглашал и русских писателей, кроме В.Г. Короленко и А.П. Чехова, в газете сотрудничали все.

Непросто складывались и отношения Дорошевича с Сытиным, который вопреки подписанному контракту выражал свое недовольство делами и пытался постоянно что-то менять. В 1911 г. Дорошевич хотел уйти из газеты, Сытин искал нового редактора. Он рассматривал кандидатуры П.Б. Струве, А.В. Амфитеатрова, А.А. Суворина-сына, А.Р. Кугеля. С середины 1912 г. редактором стал Н. Валентинов (Вольский). В 19 лет он был членом РСДРП, сначала принадлежал к ленинцам, затем перешел к меньшевикам. Он хотел сделать «Русское слово» демократической газетой. Но Дорошевич снова вернулся и редактировал газету до 20 мая 1917 г., когда он сложил свои полномочия и во главе встал редакционный комитет. При всех разговорах, что Дорошевич газетой занимался мало и уделял ей недостаточное внимание, именно он определял основной характер издания и был его творческим вдохновителем.

Популярность газеты стремительно росла. В период русско-японской войны «Русское слово» имело 20 военных корреспондентов. Кроме В.И. Немировича-Данченко, репортажи под рубрикой «Вражеская страна в военное время» вел В.Е. Краевский, который с подложным паспортом на имя британского подданного Перси Палмера совершил рейд по тылам японской армии. С.Ю. Витте, внимательно следивший за публикациями прессы, писал о периоде русско-японской войны: «Самые толковые военные статьи, почти всегда предвещавшие будущее, появлялись в «Русском слове». Газета имела компетентные источники информации в министерстве иностранных дел России.

Наиболее откровенно свои взгляды «Русское слово» сформулировало после Манифеста 17 октября 1905 г., который в редакции встретили с восторгом. Газета писала 18 ноября: «Призыв всех к общей культурной работе и содействие справедливому распределению благ культуры между всеми сынами России без различия племени, вероисповедания и сословий — вот слово, с которым «Русское слово» шло и идет к своим читателям». Газета Сытина—Дорошевича не приветствовала насильственного пути решения проблем страны, она уповала на реформы и культурологическую работу.

Летом 1905 г. «Русское слово» получило предостережение с запрещением розничной продажи за статью о беспорядках в Иваново-Вознесенске. 18 декабря 1905 г. во время Декабрьского воору­женного восстания в Москве был сожжен выстроенный за год до этого корпус типографии Товарищества Сытина на Пятницкой улице. Сам Сытин считал, что типографию сожгли не восставшие рабочие, а солдаты по приказу адмирала Дубасова, усмирявшего вторую столицу. Кстати, рабочие типографий Сытина во всеобщей стачке не участвовали.

Большой успех приносили газете специальные номера, посвященные известным людям или знаменательным событиям: в 1910 г. — 50-летию А.П. Чехова, 1911 г. — реформе 1861 г. и Александру II. Самыми знаменитыми стали номера, посвященные смерти Л.Н. Толстого в 1910 г. и убийству Г. Распутина в декабре 1916 г.

Успех «Русского слова» обеспечивал рост тиража. Кстати, это была самая дешевая газета среди ежедневных изданий — 7 рублей в год. В 1916 г. тиражи превысили уровень 700 тысяч экземпляров, а после февраля 1917 г., по свидетельству С. Срединского, тираж достиг рекордного для России показателя — 1 млн. 200 тыс.33

 


«Биржевые ведомости»

 

Краткое изложение

Массовые издания не были элитарными (логично), они должны были приносить прибыль, поэтому их содержание было лёгким. «Нельзя выпускать проправительственную газету; журнал должен быть оппозиционным». У этих газет было много разных приложений. Пример – «Биржевые ведомости». В посольстве у Проппера (это фамилия такая. Прим. ред.) Витте сказал: «Он типичный предприниматель. Он хочет выпускать газету». Поэтому под эгидой Витте в России вышли «Биржевые ведомости». Это была газета для элиты (опять логично). Второе издание – в виде массовой газеты со многими приложениями, распространялась в провинции. Это был журнал «Огонёк». В 1923 году, уже после революции, он был возрождён.

Проппер (однако, фамилия оказалась говорящая. Прим. ред.) восстановил против себя всю редакцию, прижимал их всех к ногтю и не давал денег (подлец! А жить на что??? Просто прим.).

 

Нормальное изложение

"Биржевые ведомости" были образованы в 1861 г. из "Коммерческой газеты", слившейся с "Журналом для акционеров". Основателем и издателем-редактором "Биржевых ведомостей" был К.В.Трубников. В марте {112} 1874 г. он продал половину издания В.А.Полетике - видному в то время предпринимателю, занявшемуся издательской деятельностью, когда его дела пошатнулись. С марта 1875 г. (по версии В.Я.Лаверычева - в конце 1874 г. газета перешла в полную собственность В.А.Полетики. Собрав все свои средства, он приобрел газету и типографию "Биржевых ведомостей" за 200 тыс. руб. Новый владелец стремился поставить дело на широкую ногу и сделать из газеты коммерчески выгодное предприятие. Но издание теряло популярность и вскоре прекратило существование. В 1879 г. вышли только тридцать номеров, а с февраля этого года Полетика переименовал газету в "Молву".

Новая жизнь "Биржевых Ведомостей" началась после того, как в 1880 г. газету приобрел Станислав Максимилианович Проппер. Биографические сведения о нем достаточно скудны. Известно, что он был австрийским подданным и, начиная издательскую деятельность, купил газету с аукциона за 13 руб. 50 коп., одолженные у приятеля. Обстоятельства этого приобретения еще требуют дополнительного изучения.

Один из редакторов газеты И.И.Ясинский по поводу деловых качеств и методов своего патрона заметил, что Проппер одно время прибегал к шантажу, объявляя в биржевом отделе те фирмы, которые отказывались печатать объявления, некредитоспособными. Делал он это ловко между строк. В банках его называли "револьвером". На бирже - "зайцем".

Иные впечатления о Проппере сохранил А.Е.Кауфман, тоже одно время бывший редактором "Биржевых ведомостей". Он характеризует С.М.Проппера, как "человека с большими организаторскими способностями, с несомненным издательским чутьем". Кроме того, А.Е.Кауфман отмечает, что "успех издательских предприятий С.М.Проппера тем более достоин примечания, что он начал их, по его собственным словам, без всяких почти средств, будучи, как иностранный подданный, мало знаком с русской жизнью и литературою". Об отсутствии средств на первых порах пишет и И.И.Ясинский, указывая, что газета печаталась всего в 500 экземплярах.

Второе издание «Биржевых ведомостей» — массовая газета, рассчитанная на провинциальную аудиторию, — в качестве приложения издавало журналы: «Общедоступные моды», «Здравие семьи», «Знание и искусство», «Новое слово». Издание выходило в течение семи лет тиражом до 150 тыс. экземпляров. Выходило также огромное количество выпусков «Библиотеки для саморазвития». Но наибольший успех имел журнал «Огонек», тоже выпускавший­ся как приложение к «Биржевым ведомостям». Когда началась Первая мировая война, С.М. Проппер хотел закрыть журналы «Новое слово» и «Огонек», но редактор «Огонька» Бонди предло­жил печатать в журнале крохотные портреты всех награжденных или раненых. «Тогда каждый офицер пожелает иметь журнал, где появилась его физиономия, тем же желанием загорятся его родные и близкие знакомые», — писал в своих воспоминаниях писатель и журналист, многолетний сотрудник газеты И.И. Ясинский19. К 1915 г. тираж «Огонька» вырос до 800 тыс. — цифра по тем временам невиданная.


«Россия»

 

Газета «РОССИЯ», существовавшая всего три года, вошла в историю русской журналистики как первая массовая газета европейского типа. Она адресовалась широким массам населения без социальных, сословных, образовательных и материальных различий.

«Россия» вышла в апреле 1899 г. Инициаторами ее создания стала группа сотрудников «Нового времени» во главе с А.В. Амфитеатровым, порвавшая отношения с А.С. Сувориным. Они хотели создать орган периодики, который смог бы противостоять влиянию «Нового времени». Редактором стал Г.П. Сазонов. В молодости он в 1903—1905 гг. участвовал в раз­личных левых газетах, но после 17 октября примкнул к Союзу русского народа, впоследствии имел влияние на Г. Распутина, редактировал газету «Голос земли», которую Распутин поддерживал6. В «России» Сазонов сотрудничал в период «левых» увлечений.

«Россия» имела хорошую материальную базу. Московские купцы во главе с С. Мамонтовым собрали по подписке капитал в 180 тыс. рублей, но Сазонову эти деньги не дали. Ведение дел в га­зете было поручено зятю С. Мамонтова — финансисту М.О. Альберту, который истратил на газету еще 120 тыс. собственных средств. Во все уголки страны были отправлены уполномоченные для сбора подписки.

«Россия» быстро завоевала симпатии читателей. Это заставило Главное управление по делам печати внимательно присмотреться к газете. В докладе министра внутренних дел Сипягина царю содержится интересная, сделанная на основе наблюдений внимательного и умного цензора характеристика газеты: «Газета представляет собой новый для России тип повременного издания (выделено мной. — С.М.), который весь свой успех основывает на бойких и сенсационных фельетонах, авторами коих были наиболее популярные в этом роде газетные сотрудники Амфитеатров и Дорошевич. Публика обыкновенно с нетерпением ждала этих фельетонов, и номера «России», в которых они появлялись, раскупались нарасхват. Таким образом, не устойчивые читатели, а улица составляла цель издания и последняя поддерживала и обусловливала характер газеты».

В этом отзыве речь идет не о «вредном» направлении газеты, что всегда было характерно для цензорских характеристик, здесь отмечено главное своеобразие «России» — ее тип, новый для рус­ской журналистики. По мнению авторов доклада, этот тип отличался от остальных двумя основными чертами: своеобразием аудитории («улица») и особой манерой подачи материала (бойкие, сенсационные фельетоны в основе всех публикаций). Расчет на «улицу», на купившего газету прохожего, а не на постоянного подписчика предполагал широкую розничную продажу, которая входит в обиход именно с появлением массовых газет на рубеже XIX и XX вв.

«Россия» имела большой успех перед первой русской революцией, когда повысился интерес к общественным проблемам, публика с восторгом принимала любое критическое выступление печати, тем более облаченное в блестящую литературную форму. После октября 1917 г. известный театральный критик и журналист А.Р. Кугель в своих воспоминаниях так писал о «России»: «Она была еще развязнее, чем «Новое время», еще бойчее, и в то же время будто бы была газета либеральная».

Газета «Россия» осталась в памяти у современников и потомков как «амфитеатровская» не только потому, что надо было как-то отъединить эту газету от правительственной «России», выходившей позже, но и потому, что фельетон А.В. Амфитеатрова «Господа Обмановы», как было сказано выше, стал причиной большого скандала и закрытия газеты.

В «России», кроме фельетонов, он публиковал статьи о свободе печати, сатирические сказки, в которых причудливо переплетались сказочная символика, привычные газетные обороты с публицистическим стилем. В «стихирах», используя форму торжественных церковных песнопений, он высмеивал царских чиновников и российские события.

Фельетон «Господа Обмановы», первая часть которого была опубликована в «России», а вторая вместе с первой вышла отдельной книгой в 1905 г. в Берлине, высмеивал царскую семью. Очень прозрачные имена и фамилии — Никандр Алексеевич, Марина Филипповна, Горевозцев и другие — позволяли безошибочно узнать прототипов: Николая I, императрицу Марию Федоровну, Победоносцева, Александра II и Александра III и самого царствующего императора. Сатира была злая, но очень остроумная, и узнавший себя в Нике-Милуше Николай II не смог сдержать негодования. Газету закрыли, редактора и автора отправили в ссылку. Амфитеатров стал известен всей России.

Коллеги фельетониста по газетному цеху задавались вопросом, на что рассчитывал А.В. Амфитеатров, отдавая фельетон в печать, ведь он не мог не осознавать риска и для себя, и для газеты. Вот что записал в «Дневнике» А.С. Суворин со слов своего сына — Михаила, встречавшегося с фельетонистом накануне: «Он (Амфитеатров. — С.М.) вечером приехал из Пскова, где написал фельетон, отправил его в редакцию и сказал: «Вероятно, не напечатают. Это будет третий фельетон, который отвергается. По крайней мере, не скажут, что я ничего не делаю». Утром он увидел фельетон напечатанным и сказал: «Не догадались». И был все время весел и доволен». Возможно, Амфитеатров надеялся, что и царь «не догадается» или сделает вид, что не догадался, чтобы не раздувать скандал. Но эти надежды не оправдались.

Как всегда, было много слухов. Одни обвиняли Амфитеатрова в том, что он решил погубить газету, которая предпочитала печатать Дорошевича, а не его. Другие считали виноватым Суворина, который будто бы заплатил фельетонисту огромные деньги, чтобы он способствовал закрытию газеты-конкурента. Суворин в «Дневнике» это с негодованием отрицал. «Россия» была закрыта.


«Вестник Временного правительства»

В ночь с 1 по 2 марта формируется Временное правительство. Его возглавляет князь Львов, раньше он возглавлял Всероссийский земский союз. 2 марта – царь отрекается от престола. Соглашение между исполкомом и Временным комитетом – 2 органа власти. Устанавливается двоевластие.

Рупором проводимой им политики стал его официальный орган «Вестник Временного правительства», который стал продолжением «Правительственного вестника» и сохранил его дореволюционную нумерацию. Содержание «Вестника Временного правительства» в марте 1917 г. не позволяет судить о каких-либо кардинальных переменах во внутренней и внешней политике страны. Пришедшее к власти мирным путем Временное правительство продолжало прежний курс царизма. Эта политика не устраняла существовавших в обществе противоречий. Они, как и прежде, продолжали существовать, побуждая к активной деятельности все политические партии России, занимавшие различные позиции по вопросам войны, мира, земли, дальнейших судеб революции.

В материалах «Вестника Временного правительства» отразились процессы возрождения российской прессы в первые дни после февральских событий, ее отношение к новой власти. 5 марта 1917 г. «Вестник» писал, что все газеты – «Русское слово», «Речь», «Биржевые ведомости», «Новое время», «День» и др. – приветствуют Временное правительство и призывают поддерживать его. В этом же номере сообщалось о том, что назначен комиссар по делам печати.

В 1-м номере – после отречения (7-е марта) писала: «Страна должна была освободиться, чтобы успешно закончить свою борьбу с внешним врагом».

Рубрики газеты «Речь»: «Известия за день» и т. д.


«Московский листок» (1881-1918 г.)

Издатель – Н. И. Пастухов. О жизни Москвы, Московской губернии. Блестящая оперативная работа журналистов. В газете было очень много описаний происшествий. Он создал народную газету, которую читать было легко. Газета, выходила в Москве в 1881 (с 1 августа) - 1918 (январь №№1-10), ежедневно. Издатель-редактор - Н.И.Пастухов (иногда обязанности редактора исполнял В.Н.Пастухов); в 1915 - 1918 - М.М.Смирнов. В редактировании газеты принимали участие (в разное время) - Н.Кичеев, И.Герсон, Е.Валле,с 1905 - Ф.К.Иванов, в 1917 - А.В.Смиренский, А.В. Смирнов.

Один из первых в России органов бульварной прессы, рассчитанной на обывателя. Печатал скандальный материал из быта купцов, романы о знаменитых разбойниках. Основные отделы: По улицам и переулкам, Советы и ответы, По городам и селам.

Нормальное изложение

«Листки» появились в России во второй половине XIX в. Старейшими были «Петербургский листок», «Московский листок», «Одесский листок». После революции 1905 г. они начали возникать повсеместно.

Репутация этих газет была весьма сомнительной, их не принимали всерьез современники, ими не занимались исследователи русской журналистики. Больше других «повезло» «МОСКОВСКОМУ ЛИСТКУ» (1881 — 1918), издававшемуся Н.И. Пастуховым, о нем рассказал в своей книге «Москва газетная» Вл. Гиляровский, начинавший свой журналистский путь в этой газете. «Безграмотный редактор приучил читать безграмотную свою газету охотнорядца, лавочника, извозчика, трактирного завсегдатая и обывателя, мужика из глухих деревень». Гиляровский очень точно определил основную читательскую аудиторию «Московского листка», совершенно новую и непривычную для начала 80-х, когда газета вышла в свет. В пастуховской газете отражалась жизнь Москвы, Московской губернии и смежных с ней городов. «Уже в первый год издатель «Московского листка» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием множества городских происшествий, как бы чудом на другой день попадавших на страницы газеты». Чуда, конечно, не было — была блестящая оперативная работа журналистов. Вл. Гиляровский рассказал, как ему, репортеру, удавалось так быстро поспевать к месту событий и сообщать о них в редакцию.

Н.И. Пастухов был хоть и «безграмотным», но опытным редактором. До «Московского листка» и одновременно с ним он издавал «Московскую газету» и журнал «Развлечение». Его целью было создание не еще одной газеты «направления» во второй столице — конкурировать с признанными обществом «Русскими ведомостями» он, естественно, не мог, — а газеты, по его определению, народной, рассчитанной на среднего и мелкого горожанина, для которого чтение «Русских ведомостей» было делом непосильным. Пастухов приучил всю Москву читать не только свою газету, но и периодику вообще. Его «кабацкий листок», как и «Новое время», все ругали и все читали.

Газета снискала популярность не только из-за оперативного освещения всех городских событий, но и благодаря отделу «Советы и ответы», который сразу же после своего появления вызвал прирост тиража, так как каждый москвич из торгового мира боялся попасть в хлесткие и злободневные заметки, публикуемые в отделе. Правда, он довольно быстро был закрыт. Но в основном все отделы «Московского листка» появлялись постоянно в одном и том же месте и в одно и то же время. Печатались и романы.

В «Московском листке» литературный отдел, традиционный для газет XIX в., играл заметную роль. В издании подобного типа его значение нельзя преувеличить: Пастухов приучал новую аудиторию к чтению беллетристики, хотя и не лучшего качества. Занимал свое место и традиционный воскресный фельетон, основанный на сценках из народного или купеческого быта.

Но главным в газете был не фельетон, а репортаж — жанр для русской журналистики новый, вызывавший опасения деятелей печати. Для современников в репортерах воплощались худшие черты «газетных людей». Их изображали малообразованными, нечистыми на руку, всеми отовсюду гонимыми. Несчастным и неприкаянным изобразил репортера в одноименном фельетоне В.М. Дорошевич. Но вопреки неприязни журналистов, с повышением ин­формационной роли газеты репортаж — описание только что произошедших событий — занял свое место в русской газете.


 

«Газета-копейка»

Оказать влияние на массы, привлечь их на свою сторону старались не только партийные издания, но и массовые газеты бульварного типа, так называемые газеты-копейки. Первая подобная ежедневная «Газета-копейка» вышла в Петербурге в 1908 г. под редакцией М.Б. Городецкого и В.А. Анзимирова. Она издавалась двумя выпусками — утром и вечером, имела несколько приложений: «Журнал-копейка», «Листок-копейка», «Веселый балагур», «Альбом "Копейки"» и др. Один номер стоил 1 копейку (против цены 5 копеек других газет).

Городские новости, скандальные истории, авантюрная беллетристика, неглубокий комментарий событий политической жизни — таково ее содержание. Среди читателей газеты были городские мещане, мелкие служащие, чиновники, рабочие, хотя многие передовые рабочие понимали ее развлекательный, оглупляющий характер.

С 1909 г. подобная газета-копейка издавалась теми же издателями в Москве. Во многих других городах России были свои газеты-копейки («Киевская копейка» и др.).

 

Самыми популярными изданиями бульварного типа стали «Газеты-Копейки», которые вслед за Петербургом, как грибы, появлялись во многих городах России. Это были дешевые газеты (цена номера — 1 копейка, в крупных городах — 5 копеек), рассчитанные на малоимущие слои, на самого неподготовленного читателя, который активно приобщался к общественной жизни в период войн и революций.

«Копейки» имели широкое распространение среди рабочих. «Значение газеты в жизни рабочих определялось не только объемом, политической информацией и периодичностью издания, они предъявляли к ней те же требования — универсальность содержания, широта охвата действительности, — что и в других сферах культурного потребления, тем более что многим рабочим газета заменяла книгу. Нетребовательного читателя копеечная пресса привлекала обилием низкопробной беллетристики». Рабочие не могли тратить много денег на книги, и дешевые газеты, доступные, повсеместно распространенные, стремились заполнить образовавшуюся пустоту, давая на своих страницах самое разнообразное чтение: и информацию, и статьи с комментариями, и сенсации, и скандалы, и беллетристику.

Интересная особенность подачи материала: сообщения о событиях сопровождаются редакционными статьями, разъясняющими для неподготовленного читателя значение и смысл каждого события.

Несмотря на свое пренебрежительное отношение к «Копейкам», радикальные партии пытались поставить этот тип издания на службу своим интересам из-за аудитории. Группа социал-демократов, жившая на Капри, планировала купить «Киевскую Копейку» и, переведя ее в Петербург, приспособить для своих целей. В.И. Ленин отверг этот план.

Петербургская «Газета-Копейка» предлагала своим читателям «Журнал-Копейку» и «Листок-Копейку», «Альбом-Копейку» и «Всемирную панораму», «Искорки», «Дом и хозяйство», «Здоровую жизнь», «Волны», «Зеркало жизни», «Веселого балагура», 52 книжки «Библиотеки сенсационных романов», сборники русской литературы, 12 выпусков энциклопедического словаря и т.д. Как видно по названиям, были учтены самые разнообразные вкусы читателей.


Русская мысль (журнал)

Краткое изложение

Наряду с "Вестником Европы", как орган либеральной буржуазии выступила в Москве " Русская мысль " [с 1880] (см.), издававшаяся В. М. Лавровым под редакцией славянофила С. А. Юрьева, после смерти к-рого в 1884 руководство Ж. перешло к В. А. Гольцеву. "Русская мысль", как и "Вестник Европы", долгие годы оставалась одним из популярных "толстых" Ж. Этой популярности "Русской мысли" способствовали как ее разнообразное содержание, так и состав сотрудников (Н. Шелгунов, Скабичевский, Г. Успенский, Златовратский, Каронин, Нефедов, Астырев, Мамин-Сибиряк, Гаршин, Альбов, Баранцевич, Станюкович, Эртель, Потаненко, Луговой, Мачтет, Боборыкин,

Изложение из Википедии

«Ру́сская мысль» — самый распространённый и один из лучших ежемесячных литературно-политических журналов в России, число подписчиков которого доходило до 14000. Выходил в Москве с 1880 г. Закрыт большевиками в 1918 году наряду с другими «буржуазными» органами печати; выпуск журнала возобновился за рубежом — в Софии, затем в Праге, и, наконец, в Париже. В 1927 году журнал прекратился.

Date: 2015-08-24; view: 407; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию