Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключительные и переходные положения





 

1. Подобного раздела не было ни в конституциях СССР, ни в прежних российских конституциях. Он впервые появился в действующей Конституции. Во многих конституциях зарубежных стран такого рода разделы являются традиционными. Назначение комментируемого раздела состоит в том, чтобы определить основные начала, на которых происходит переход от прежней Конституции и созданных на ее основе правовых и государственных институтов к реализации положений новой Конституции.

В пункте 1 данного раздела в полном соответствии с конституционным принципом о том, что неопубликованные законы не действуют, устанавливается, что настоящая Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования. Конституция была опубликована и вступила в силу 25 декабря 1993 г. Однако днем принятия Конституции, как установлено в абз. 2 п. 1 считается день всенародного голосования - 12 декабря 1993 г. Именно этой датой идентифицируется Конституция в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Естественно, вступление в силу новой Конституции требует официального установления о прекращении действия прежней Конституции. Без правового оформления прекращения действия любого нормативного правого акта он продолжает оставаться в числе правовых актов, даже если фактически утратил силу.

В абз. 4 п. 1 раздела второго говорится о Федеративном договоре. Необходимость этого обусловлена тем, что Договор по постановлению 6 Съезда народных депутатов РФ был включен в прежнюю Конституцию в качестве ее составной части. В действующую Конституцию он как единый акт не вошел, а, следовательно, надо было определить, действует ли он. В ст. 11 он упоминается как действующий акт. Поэтому, в Конституции 1993 г. надо было определить пределы действия Договора. Поскольку в нем имелись положения, не соответствующие принятой Конституции РФ, было определено, что в случае противоречия Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ. На это установление сослался Конституционный Суд как на одно из оснований его правовой позиции о том, что республики в РФ не обладают суверенитетом, а такое положение содержалось в той части Федеративного договора, которая касалась республик.

Приоритет положений Конституции РФ в п. 1 распространяется и в отношении других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ.

2. В пункте 2 раздела II решается важный вопрос о том, в каких пределах продолжают действовать законы и другие правовые акты, принятые до вступления в силу новой Конституции. При этом вполне естественно закрепляется приоритет конституционных норм. Признается, что законы и другие правовые акты применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Разумеется, эта формула охватывает и случаи полной утраты силы тех актов, нормы которых регулировали общественные отношения, прекратившие свое существование. Они обычно признаются утратившими силу и недействующими. Так, Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" были признаны утратившими силу ряд указов Президента, а также недействующими и не подлежащими применению как противоречащие Конституции многие законы или их отдельные положения.

3. Пункт 3 раздела II имел целью определить, продолжает ли сохранять полномочия и в каких пределах Президент, избранный до вступления в силу новой Конституции. На основе прежней Конституции Президент избирался на 5 лет, по действующей - на 4 года. Установлено, что Президент осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран, т.е. до истечения 5 лет. Кроме того, определено, что Президент осуществляет полномочия, установленные новой Конституцией. Последние значительно отличаются от тех, которые были установлены прежней Конституцией (см. комментарий к ст. 80 Конституции РФ).

4. Пункт 4 заключительных и переходных положений определяет, распространяются ли положения новой Конституции на продолжающий действовать Совет Министров - Правительство РФ, который сформирован на основе прежней Конституции. Поскольку сохраняются полномочия Президента, постольку продолжает свою деятельность и Правительство, но оно приобретает права, обязанности и ответственность Правительства РФ, установленные действующей Конституцией, и впредь именуется - Правительство РФ.

5. Пункт 5 комментируемого раздела решает аналогичные вопросы применительно к судебным органам и судьям. Осуществление судами правосудия осуществляется в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией, вступившей в силу.

Что касается судей всех судов, то предусмотрено сохранение ими своих полномочий до истечения того срока, на который они были избраны.

С учетом этого положения прекращаются полномочия тех судей Конституционного Суда РФ, которые были избраны Съездом народных депутатов РФ в соответствии с прежним Законом РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации" до достижения ими 65 лет, хотя по новому Федеральному конституционному закону "О Конституционном суде Российской Федерации" для судей, назначенных Советом Федерации, этот срок был установлен (до его изменения) в 70 лет (будет восстановлен с 1 января 2005 года).

6. В пункте 6 раздела II поясняются условия вступления в действие конституционных норм, предусматривающих осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей (ст. 123, 20). Поскольку для формирования института присяжных заседателей требовалось определенное время, указывалось, что до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Конституционного Суда уголовные дела, предусматривающие возможность применения наказания в виде смертной казни, не могли рассматриваться судами в тех субъектах РФ, где еще не был введен институт присяжных заседателей. В настоящее время суды присяжных заседателей действуют на территориях 83 регионов России. К 1 января 2004 г. процесс их формирования должен быть завершен.

В абз. 2 п. 6 предусматривались условия, необходимые для реализации конституционных норм, касающихся порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Их реализация связывалась с приведением уголовно-процессуального законодательства в соответствие с конституционными установлениями. Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса снимает условия, препятствующие их реализации. Он вступил в силу с 1 июля 2002 г.

7. В п. 7 определены сроки полномочий и особенности избрания Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания первого созыва. Поскольку выборы проходили одновременно с проведением всенародного голосования о принятии Конституции РФ, естественно ее нормы о выборах депутатов Государственной Думы и формировании Совета Федерации еще не были действующими. Поэтому было необходимо, прежде всего в правовой форме, учредить такого рода орган, как Федеральное Собрание, и определить его структуру. Это было осуществлено Указом Президента РФ от 21 октября 1993 г. "О поэтапной конституционной реформе", которым было утверждено "Положение о федеральных органах власти на переходный период". Надо было также определить порядок выборов этих новых органов, учреждаемых еще до вступления в действие Конституции РФ.

Такой порядок был установлен утвержденными Указами Президента РФ "Положением о выборах в Государственную Думу в 1993 году" от 1 октября 1993 г. и "Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания в 1993 г." от 11 октября 1993 г.

Установленный п. 7 раздела II Конституции РФ двухлетний срок полномочий палат Федерального Собрания был необходим и достаточен для разработки федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы и о порядке формирования Совета Федерации уже в соответствии с нормами Конституции РФ 1993 г.

8. В п. 8 комментируемого раздела определяется не урегулированный в правовых нормах вопрос о сроке первого заседания Совета Федерации и о том, кто открывает его первое заседание.

Данная палата Федерального Собрания первого созыва не формировалась, как это предусмотрено в Конституции, вынесенной на всенародное голосование, а избиралась, состояла из депутатов, а не из членов Совета Федерации.

Конституция не устанавливает срок полномочий Совета Федерации, как палаты, формируемой из представителей законодательных и исполнительных органов субъектов РФ - по два члена от каждого. Это означает, что Конституция не предусматривает одновременной смены всего состава Совета Федерации. Исключением из этого правила явились первые выборы в Совет Федерации по двухмандатным округам от каждого субъекта - поэтому возникла необходимость определить, когда созывается палата и кто открывает ее первое заседание.

Установлено, что Совет Федерации на свое первое заседание собирается на тридцатый день после избрания. Такой же срок определен и для Государственной Думы. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ (в отличие от Государственной Думы, первое заседание которой открывает старейший по возрасту депутат).

9. Пункт 9 раздела II как исключение из принципа разделения властей установил, что депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства РФ. Такое временное совмещение статусов было обусловлено особенностями переходного периода. Однако на депутатов - членов Правительства не распространялись положения о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей. Поскольку депутатами Совета Федерации могли избираться главы исполнительных, а также законодательных органов субъектов РФ, то в п. 9 определялось, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

 

──────────────────────────────

*(1) СЗ РФ, 1998, N 4, ст. 532.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2950; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; "Российская газета", 25 июня 2003 г.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930, N 20, ст. 2231; 1998, N 30, ст. 3608; 2002, N 11, ст. 1018; N 12, ст. 1093; N 30, с т. 3029.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029.

*(6) См.: Федеральный закон РФ "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 801; 1999, N 43, ст. 5124.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2757.

*(9) "Российская газета", 1995, 28 декабря.

*(10) "Российская газета", 1996, 21 мая.

*(11) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 169; N 24, ст. 2256; N 30, ст. 2870; 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333.

*(12) Вышеуказанные пункты вводятся в действие с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. решения по этим вопросам принимает прокурор (Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ).

*(13) СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3349.

*(14) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; 2000, N 31, ст. 3204.

*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269.

*(16) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233.

*(17) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 169; N 24, ст. 2256; N 30, ст. 2870; 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333.

*(18) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318.

*(19) ВКС, 1996, N 2, с. 12.

*(20) "Российская газета", 1993, 21 сентября.

*(21) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 685

*(22) ВВС, 1992. N 14, ст. 761; N 25, ст. 1427.

*(23) САПП, 1993, N 52, ст. 5085.

*(24) САПП, 1993, N 44, ст. 4191.

*(25) "Российская газета", 1996, 12 марта.

*(26) СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1478.

*(27) "Российская газета", 1996, 12 марта.

*(28) "Российская газета", 1996, 16 февраля.

*(29) СП, 1992, N 1-2, ст. 9; САПП, N 12, ст. 931; N 25, ст. 2219.

*(30) САПП, 1993, N 23, ст. 2114.

*(31) СЗ РФ, 1995, N 7, ст. 534.

*(32) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 685.

*(33) ВВС, 1992, N 30, ст. 1792.

*(34) ВКС, 1995, N 6, с. 18-21.

*(35) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140

*(36) БВС, 1996, N 1, с.4.

*(37) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4916.

*(38) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2208.

*(39) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст. 3122; 2002, N 20, ст. 1972.

*(40) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1956.

*(41) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ч. I. ст. 5020; 2002, N 28, ст.ст. 2781, 2782; "Российская газета", 9 июля 2003 г.

*(42) Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, N 52, ч. I, ст. 5021; 2002, N 28, ст. 2780; "Российская газета", 2 июля 2003 г.

*(43) Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, N 52, ч. I, ст. 5022; 2001, N 13, ст. 1139.

*(44) Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. Т. I. - М., 2001. Документ N 59.

*(45) См. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. в ред. от 4 июля 2003 г.

*(46) СЗ РФ, 1999 г., N 28, cт. 3466.

*(47) СЗ РФ, 2003, N 2, ст. 160.

*(48) СЗ РФ, 2002, N 22, ст. 2031.

*(49) СЗ РФ, 2002, N 51, ст. 4982.

*(50) СЗ РФ, 2002, N 24, ст. 2253.

*(51) СЗ РФ 2000, N 32, ст. 3336.

*(52) СЗ РФ, 2002, N 51, ст. 4982.

*(53) СЗ РФ, 1999, N 28, ст. 3464, в редакции ФЗ от 10 января 2003 г. СЗ РФ, 2003, N 2, ст. 160.

*(54) ВКС РФ, 1996, N 2.

*(55) СЗ РФ 2002, N 7, ст. 635.

*(56) СЗ РФ 1998, N 7, ст. 801

*(57) СЗ РФ 2003, N 15, ст. 1330.

*(58) СЗ РФ, 2001, N 52, ст. 4964.

*(59) Собрание законодательства РФ, 1999, N 47, ст. 5787.

*(60) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 13, ст. 1207.

*(61) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5712.

*(62) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 1.

*(63) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4582.

*(64) СЗ РФ, 1998, N 27, ст. 3176; 2002, N 41, ст. 4091.

*(65) СЗ РФ, 1999, N 26, ст. 3170.

*(66) СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 1.

*(67) СЗ РФ, 1998, N 2, ст. 223.

*(68) СЗ РФ, 1998, N 51, ст. 6270.

*(69) СЗ РФ, 2001, N 51, ст. 4825.

*(70) СЗ РФ, 2001, N 51, ст. 4834.

*(71) СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589.

*(72) СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3012.

Date: 2015-09-03; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию