Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семантическая структура предложения. Диктум и модусИногда близк. по содерж. предл. (или даже идентичные) им. разн. формальн. организац.: Идет дождь, Дождь, Дождливо. и наоборот. Предлож. - не только структура, но и обозначение, наименование фрагмента действит, ситуации. Денотат предлож. – ситуация Традиц. сл. и предлож. противопост. по ф-ии (у сл. номин., у предл. коммуник.); в совр. яз./зн. по-другому: сл. - только номин. ф-ию, а предл. – коммун. и номин (назыв. ситуац.). Отраж. денотат. содерж. в синт. ед. – пропозиция (объективн., инвар. содерж., т.е. то, что м.б. утвержд., вопр., просьбой, подвергается сомнению и т.д.) Предикат - слова с признак. семант.: гл., сл. кат. сост., сущ. отглаг. и отадъективн., кач. прил. Актанты – предметн. лекс. (обознач. предм.-участниками ситуац.). Знач. А заложено в семант. Р, определ. его валентностью. На периферии пропозиц. – сирконстанты Кол-во пропозиций в предл. определ. кол-вом Р. Предл. с нескольк. пропоз. -полипропозитивн. Типы отнош. м/у пропоз.: соедин. (конъюнкция), противопост. (антитеза), взаимоискл. (дизъюнкция), поясн. (конкретиз.), каузация (прич., следств., цель, усл., уступка), время. Суперпредикаты пом. выраж. отнош. м/у проп. (союзы, предл., глаг. отнош.) Осн. группы А – субъект. и объект.+м.б. обст. Р – по кол-ву актантов; сем. типа Р по Арутюновой: таксономические (вхожд. предм. в класс), реляционные (отнош. данного S к др. лицу) и характеризующие (разн. динамич. и статич., пост. и непост. призн.); по О.Н. Селиверстовой: 1) Р акт. действ., движ. -Девушка пишет письмо. 2) Р сост. Аs – пациенс. - Мне грустно и легко. 3) Р процесса (неакт. действ.): побледнеть, промокнуть. Аs – пациенс, А-причина. Он побледнел от страха. 4) Р нахожд. в простр. Аs – инициатор, А-места: Петров находится в командировке. 5) Р кач-ва, св-ва. Аs – пациенс. Он курит, Она близорука. 6) Р бытийн. (существ). А-места. Ночь. 7) Р отнош. (Золотова). Аs – пациенс, м.б. Аобъ. Сосна относится к классу хвойных деревьев. ДИКТУМ=пропоз. МОДУС: актуализац.-выраж отнош пропозиции к действ (модал-реал/нереал.,врем локализации- t,персонализ-лицо,пространст локализ- место), квалификат.-отнош говорящ к пропоз содерж (оцен. С т з качества хор/плох, кол-ва много/мало, персуазивность- уверен/неувер сообщаемого., авторизация(чьё)-свое/чуж) и соц. (отнош. к собес.)наравных/сверху вниз/снизу вверх
|