Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дружба» (Польша) 22.08.80





 

Владимир Высоцкий как явление русской

– национальной культуры

-

Если мы будем относиться к творчеству Владимира Высоцкого с иными мерками, то не поймем и сотой доли из того, что внес он в русскую культуру конца ХХ века. Песни под гитару – это жанр, в котором работал мастер, но значение его творчества шире, и пра– вильную оценку оно может получить, если рассматривать имя Высоц– кого в ряду с такими современными и признанными русскими деятеля– ми, как Пушкин, Рубцов, Вампилов. Высоцкий принадлежит к этому кругу интеллигенции, но со времен Маяковского не было у нас столь популярного поэта. Эта популярность не в остросюжетности его пе– сен, не в скандальности и пикантности слухов о Высоцком, а в на– родности его творчества. Он народен в самом прямом и высоком по– нимании! Он народен в самом методе мышления: в умении увидеть парадоксальную ситуацию, создать яркий, садняще-иронический и убийственно-точный образец. Он народен социальностью своего твор– чества. Двадцать лет назад, опираясь на совершенно непризнанные законы и традиции городской народной поэзии, органически владея ее образами и языком, он создавал свою первую маску. Настолько гротескную и настолько непривычную широкому искусству, что ее пу– тали с лицом поэта. И поэтому вначале его почитали чуть ли не певцом люмпена и поэтом уголовников… Если бы это было так, то в самый разгар мировых спортивных состязаний, в разгар летних от– пусков и каникул у его гроба не стояла бы полумиллионная толпа. Маска не могла скрыть его лицо – лицо незаурядного поэта. Маска подчеркивала черты, подмечаемые и разоблачаемые народом, а зна– чит, она была национальна и народна! Герои Высоцкого социальны и народны, как Швейк Гашека, как Паниковский и Балаганов, как Бен– дер и Киса Воробьянинов. Национальным в его творчестве было уме– ние смеяться над самыми уродливыми и страшными явлениями бытия. Смеяться, а не ужасаться ими.

Потом он создал сотни таких масок. И обьединяет их то, что они созданы одной рукой, на одном дыхании, и узнаваемы, как народные лубочные картинки, как гротеск глиняной игрушки.

Его фантастический творческий темперамент и работоспособность как-то не вяжутся с привычным по учебникам образом русского ин– теллигента. С легкой руки обывателя интеллигентом принято считать нечто рефлексирующее, сомневающееся и безвольное. Но понятие «ин– теллигент» происходит от латинского глагола «мыслю», и это опре– деляет его социальную сущность и жизненную позицию. Сомнение – свойство мысли! Оно не исключает действия! Сомнение – начало творчества!

Песни Высоцкого написаны страдающим и потому чувствительно от– зывающимся на любой импульс сердцем русского интеллигента: слушая их, поражаешься не только мастерству поэта, но и той бездне та– ланта, которую дарит Россия сынам своим, и той неисчислимости и безграничности гениев, которых рождает наша земля. Вспыхивая и сгорая, ибо наделены невероятной способностью творческого горе– ния, они надолго дарят людям свой свет, сменяя друг друга, как падающие в строю солдаты… Высоцкий – одно из ярчайших явлений нашей национальной культуры. Без него невозможно представить не только литературу, музыку, но и образный строй мышления русского человека конца хх века. Это служит ему лучшим памятником. Он не– отьемлем от русского народа, который смеялся, плакал и пел его устами.

Борис Алмазов.

 

Будет излучать тепло и свет (Александр

– Митта)

-

С именем Владимира Высоцкого всегда было связано множество проблем. И, вспоминая его, мне хотелось бы для начала остановить– ся на одной, может быть не самой важной, но сегодня актуальной – до тех пор, пока его творческое наследие не будет как-то упорядо– чено.

Он написал более шестисот песен. Это неслыханно много. Естест– венно, что как в горном хребте есть вершины повыше пониже, так и песни у него есть пронзительные до боли, есть забавные или горь– кие, нежные или едкие и все – разные.

Горький факт заключается в том, что его безмерная популярность породила подражателей-имитаторов или просто людей, взбудораженных этим огромным талантом. И по России, как говорил сам Высоцкий, гуляет 2-2.5 тысячи подделок имитаций его песен. Иногда это прос– тодушные подражания, иногда коммерческая подделка с душком. Обна– ружить их нетрудно, но как убедить пошляка или болвана, что это не Высоцкий? Недавно один известный молодой артист, покоренный талантом Высоцкого, потому что сыграл с ним в кино, выступая в небольшом городе, вспомнил своего товарища и попросил зал встать в память о нем. Может, это был и не совсем уместный жест, но зато от чистого сердца. Местная же газета отметила это неодобрительной заметкой, где Высоцкого, не называя по имени, обьявили исполните– лем пошлых песенок. Я думаю, что за песни слышал дядя, писавший эту заметку? Какую подделку?

Сам я убежден, что с именем Высоцкого будет связана отныне ис– тория русской и советской песни. И лучшее из того, что он сочи– нил, войдет не только в золотой фонд русской культуры, но и будет стимулировать новые и новые таланты творчеству.

Французский поэт-песенник Жорж Брассанс, кстати сказать, став– ший за свои песни Академиком Франции, принимает Высоцкого как брата по таланту. А это поэт, который держит на почтительной дис– танции многих из тех, кого мы привыкли считать идолами современ– ной песни.

В мировой песенной практике, которая породила сейчас тысячи исполнителей и авторов, нет, говорят сведующие люди, ничего похо– жего на тот многоцветный и многолюдный мир, который возникает в песнях Владимира Высоцкого. Кажется, что Россия спрессовалась в ком любви и боли, веселья и отчаяния, горьких раздумий и пронзи– тельных озарений.

Мне приходилось много лет быть свидетелем его творческой рабо– ты. Песню – каждую – он писал подолгу, по два-три месяца, много раз переписывая, зачеркивая слова, то сокращая, то прибавляя строчку. Потом месяц-два песня пелась им каждый вечер, и всякий раз хоть два-три слова, хоть одно, да менялось, уточнялось. Итак, в работе было одновременно пять-шесть, а иногда и десяток вещей. Одновременно оттачивалось исполнение, искались интонации, акцен– ты. Для постороннего человека провести вечер с Высоцким – значило послушать, как Володя с непрекращающимся удовольствием поет свои песни, покоряя друзей и гостей. И не сразу, и не все понимали, что эти вечера были его непрерывной творческой репетицией. Он ра– ботал сосредоточенно, для него гул друзей, набравшихся в комнату вокруг накрытого стола был таким же естественным компонентом творчества, как ночная тишина его пустой комнаты, когда он скла– дывал слова, трудолюбиво лепя их, приваривая темпераментом и мыслью одно к другому, чтобы получилось, как массив, как что-то единое, рожденное с лету.

По творческому напору Высоцкий был редким и удивительным явле– нием. Неоднократно мне доводилось быть свидетелем того, как он работал круглыми сутками, по четыре-пять дней. Причем, он не просто работал, а выкладывался. Днем сьемка, вечером спектакль, да какой – Гамлет или Галилей, ночью творчество за столом над бе– лым листком, исписанным мельчайшими убористыми строчками. Два ча– са сна – и он готов к новому дню, полному разнообразных творчес– ких напряжений, и так день за днем. По-моему, больше пяти часов он не спал никогда, кроме редких периодов полного расслабления, когда организм, казалось, освобождался от многомесячных накопле– ний усталости и сдержанности.

Вот я и написал слово, которое определяло Высоцкого, невидимо– го посторонним людям. На сцене театра или с гитарой он был сгуст– ком раскаленной энергии, казалось, не знающей удержу и препон. А в общении с людьми был невероятно сдержан, собран, тактичен, тер– пелив. Причем, надо понять, что это был человек с тонкой и остро чувствующей унижение структурой поэта, чтобы в должной мере оце– нить то напряжение и самодисциплину, которой требовала эта внешне чуть хладнокровная сдержанность.

А вот друзья, которых у него было очень много и в самых разных кругах жизни, помнят его человеком преданным и нежным. У него был отдельный от всех его творческих талантов ярко выраженный талант дружбы. Он делал для друзей многое и умел принимать дружбу так, что мы были от этого счастливы. Потому что каждый человек бывает счастлив, когда его талант замечен другими. Но один рисует, пишет музыку, изобретает что-то – это продуктивные таланты. А есть просто талант от бога: способность быть добрым, верным, нежным. Для того, чтобы этот талант проявился в полной мере, нужны потря– сения, войны, – иначе мы его не замечаем. А Володя чувствовал этот талант в людях, как, говорят, экстрасенсы чувствуют излуче– ния поля человеческого организма и чувствовал, и излучал сам. Я думаю, что люди, которые любят его песни, угадывают не только глубину его на первый взгляд простодушных образов, но и глубину человеческой личности, одаренной самым главным и самым высоким талантом – талантом любви. Не абстрактной, христианской или какой

-нибудь еще, а очень конкретной, мужской, со всеми доблестями, которые должны в ней быть: мужеством, естественностью, нежностью, верностью. Послушайте его песни под этим углом – в них все это есть. И я думаю, что когда время отшелушит в них немногое из слу– чайного или броского, основное, главное будет долго излучать лю– дям тепло и свет.

Народ не дарит свою любовь случайным людям. И мы видели, как десятки тысяч людей пришли проститься с гробом дорогого человека, поэта и певца, и как уже больше месяца несут несут цветы на его могилу. Она недалеко от нашего дома. Нет-нет да и зайду с неболь– шим букетиком. А там все время свежие цветы, огромные яркие кор– зины, букеты. Не богачи же их покупают, не учреждения. Значит, приезжал человек из далекого места и, как важное для себя собы– тие, совершил печальный ритуал прощания с близким. И каждый день новые букеты. И молчаливые неподвижные люди стоят, и, как прожи– тую жизнь, вспоминают Володины песни.

 

Документы

– Копия

 

Date: 2015-09-03; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию