Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действительность человеческого общества есть отношения людей как личностей и формы этих отношений





Один из основных недостатков большинства исследований, посвященных сущности человека или затрагивающих эту проблему, заключается в том, что сущность человека не рассматривается как процесс, её рассмотрение не включается в картину целостного рассмотрения общества.

На этапе логического подхода к рассмотрению общества мы можем лишь наметить пути развития личности в развивающемся обществе, а более или менее полная картина предстанет пред нами на следующем, историческом этапе рассмотрения общества, который мы начнём со следующей нашей лекции. А пока ограничимся одним примером.

Пример: диалектика личности в капиталистическом обществе.

· Строение личности и классы

Сначала восстановим рассмотренную нами чуть раньше социальную типологию строения личности на следующей схеме:

Рисунок 1.

 
 

 

 


В зрелом капиталистическом обществе, находящемся в более или менее стабильном состоянии, это строение имеет внутреннюю связь с его классовым строением, а именно:

● пролетариат вбирает в себя личности первого типа;

● средняя и крупная буржуазия (за малым исключением) вбирает в себя паразитов;

● мелкая буржуазия (за малым исключением) вбирает в себя личности четвёртого типа;

● остальные типы – относительно немногочисленные группы членов общества (слушатели нашего Университета самостоятельно установят нужное соответствие).

Вдумчивый слушатель не может здесь не задаться вопросом: «если пролетариат вбирает в себя личности первого типа, а жизненная программа таких личностей – как было только что сказано – стихийно тяготеет к паразитической, то почему марксисты называют пролетариат самым революционным классом?» Ответить на этот вопрос поможет рассмотрение личности (а, следовательно, и классов) в её развитии.

· Развитие личности

На рассмотренной только что схеме можно теперь указать тенденции развития личности в капиталистическом обществе, находящемся в более или менее стабильном состоянии:

Рисунок 2.

 

 


Здесь толщина каждой изображённой стрелки говорит о доле членов общества, личности которых развиваются в указанном стрелкой направлении. Так, доля индивидуумов, пополняющих ряды наёмных работников после получения образования, наиболее высока, а доля тех, кто сразу становится капиталистом (например, унаследовав капитал) куда меньше.

По мере углубления кризисов капитализма растёт сознательность пролетариата, и, следовательно, пролетарии созревают как личности.

«Мы сказали, что социал-демократического сознания у рабочих и не могло быть. Оно могло быть принесено только извне. История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т. е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции. Точно так же и в России теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения, возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции. К тому времени, о котором у нас идет речь, т. е. к половине 90-х годов, это учение не только было уже вполне сложившейся программой группы «Освобождение труда», но и завоевало на свою сторону большинство революционной молодежи в России.

Таким образом, социалистическое сознание есть нечто извне внесенное в классовую борьбу пролетариата, а не нечто стихийно из нее возникшее…»

(В.И. Ленин. Что делать?)

Приток в отряд сознательных революционеров в условиях нарастания революционного движения почти целиком зависит от того, насколько действующая партия коммунистов способна нести коммунистическое сознание в пролетарские массы. Если способна, то число сознательных революционеров медленно, но неуклонно повышается.

Однако картина кардинально меняется, когда капиталистическое общество вступает в революционную ситуацию:

Рисунок 3.

 
 

 

 


Пополнение отряда сознательных революционеров в условиях революционной ситуации резко возрастает. И основной вклад здесь дают уже промышленные пролетарии.

И чем организованней в период революционной ситуации партия коммунистов, тем мощнее приток сознательных революционеров из рядов рабочего класса, тем революционней становится сам рабочий класс, тем гораздо ближе становится победа пролетарской революции.

Одной из главных ошибок РКРП и «Трудовой России» в начале 90-х годов была стратегическая установка на создание Советов рабочих на всех промышленных предприятиях.

Во-первых, в то время сознание большинства промышленного пролетариата было захлёстнуто мелкобуржуазной стихией. Поэтому даже в условиях наступившего жесточайшего обнищания рабочие в основной своей массе к идее возрождения Советов остались равнодушными. Верной стратегией в тех условиях могла стать только борьба против обнищания трудящихся.

Во-вторых, Советы – как показал весь революционный опыт большевиков – есть органы диктатуры пролетариата, следовательно, в условиях капитализма без наступления революционной ситуации ни диктатура пролетариата, ни, следовательно, Советы существовать просто не могут.

В-третьих, в рядах самой многотысячной партии не было идейного единства, а, следовательно, и революционного сознания и революционной дисциплины. Поэтому на первый план в тот период, наряду с организацией экономической борьбы трудящихся, должны были выйти вопросы теоретического и организационного укрепления самой партии.

Выбор неверной стратегии, этого троцкистского по своей сути забегания вперёд и стал одной из главных причин того, что в условиях нагрянувшей революционной ситуации во время Октябрьского Московского восстания 1993 года, ни РКРП, ни «Трудовая Россия» так и не смогли повести за собой восставшие массы. Потому что оказались не способными наладить революционную, коммунистическую работу среди восставших и среди сочувствующих московскому восстанию народных масс на местах.

Наметив здесь лишь схематично, пунктирно вопросы развития личности при капитализме, мы, однако, смогли убедиться в необходимости диалектического подхода к этим вопросам в коммунистической работе. Как было сказано, мы вернёмся к рассмотрению диалектике личности и общества через призму исторического подхода в наших последующих лекциях.

Date: 2015-09-03; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию