Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологические признаки: анализ и синтез





 

Мы познакомились с системным взглядом на типологию, представленной с различных сторон – с теоретической (наука), с практической (классифицирование, моделирование, анализ СМИ по типологическим признакам) и метологической (историко-типологический, теоретико-типологический, социотипологический методы исследования). Схема формирования типа издания, представленная А.И. Акоповым, давно стала классической и с успехом используется как учёными, так и практиками. Создав классификацию специальных журналов по целевому назначению, обосновав универсальную логическую модель классификации специальных журналов, издававшихся в советское время, исследователь представил компоненты типологических признаков периодического издания – типоформирующих, вторичных и формальных.

Одна из таблиц называется: «Зависимость показателей тиража и объёма от типа журналов». На ней графически показана закономерность отнесения случайно выбранных, совершенно различных журналов к тому или иному типу при использовании сочетания численных показателей разового тиража и объема одного номера. На время составления графика тираж массовых профессиональных журналов колебался от 95 до 648 тысяч экземпляров, практических профессиональных журналов – от 4,4 до 28,5 тысяч экземпляров, научных академических – от 1,54 до 2,41 тысяч экземпляров. Соответственно, объёмы составляли 4 – 6; 6,5 – 14,7; 18,2 – 33,6 печатных листов.

Разброс в показателях тиражей, видимо, связан, прежде всего, с такими факторами, как объём аудитории и характер тематики. Например, 600 тысяч экземпляров «Сельской нови» был рассчитан на массового читателя из числа сельскохозяйственных работников страны, 95 тысяч экземпляров «Строителя» – на работников более узкой сферы. То же – с тиражами практических профессиональных журналов: «Уголь» (28,5), «Защита металлов» (4,4) и с тиражами научных академических журналов: «Успехи математических наук» (2,41), «Коллоидный журнал» (1,54).

Разница в объёмах периодических изданий менее существенна, поскольку этот показатель связан с такими факторами, как широта и глубина проблематики, разрабатываемой тем или иным составом авторов, уровень мастерства которых также в данном случае важен.

Типологическое соответствие показателей объёма и тиража характерно для стабильных периодов функционирования прессы. В отдельные – революционные, переходные – моменты истории эти показатели могут резко колебаться. Так, в конце 1980-х годов тиражи советских литературно-художественных журналов резко взмыли вверх (всесоюзный «Новый мир» достиг 4-миллионного, воронежский «Подъём» – 300-тысячного показателя), но постепенно тиражи стабилизировались и пришли в соответствие с запросами целевой аудитории (сегодняшнее снижение тиражей федеральной прессы объясняется многими факторами, среди которых увеличение в десятки раз числа периодических изданий, конкуренция с электронными СМИ, низкий уровень доходов в провинции и др.).

В этом смысле показателен сюжет из истории российской журналистики перестроечного периода. Газета «Аргументы и факты», издававшаяся обществом «Знание», предназначалась в основном для лекторов университетов марксизма-ленинизма, преподавателей вузов, пропагандистов. Издание объёмом в 8 страниц и формата А3 представляло информацию в вопросно-ответной форме. В редакции, возглавляемой В. Старковым, работало менее десяти творческих работников. В один судьбоносный момент коллектив редакции решился на кардинальные перемены. Было решено при сохранении традиционного способа подачи информации выбирать из почты самые жгучие и трудные вопросы, на которые готовить честные ответы, опираясь на мнения самых известных экспертов, на самые достоверные данные. То есть, сохранив тип общественно-политического массового издания, редакция пересмотрела типологические признаки, усилив типологическую выраженность газеты (1).

Отношения с издателем стали непростыми (главный редактор позднее вспоминал о том, как генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв вызывал его «на ковёр», требуя изменить позицию издания во избежание «оргвыводов»). Неуступчивый характер редактора, уверенность в своей правоте, честное отношение к профессии позволили сохранить коллектив, и вскоре «АиФ» превысил рекордный 30-миллионный тираж, отмеченный в книге рекордов Гиннеса (сегодняшний тираж еженедельника с приложениями – 3 миллиона - также уникален для страны со 140 млн. населения).

Потенциальная и целевая читательская аудитория стремительно расширялась и, судя по письмам, была самой разнообразной по своему составу. Во-первых, читатели оценили качество острой, но объективной и сбалансированной информации; во-вторых, читателей 1980-х годов отличал достаточно высокий уровень образованности (современные печатные СМИ, к сожалению, встали перед проблемой резкого снижения читательского уровня, перетекание аудитории в «бульвар» и Интернет).

Целей и задач мы коснулись выше. Но следует добавить то, что целеполагание издателя и редакции может не совпадать. Предназначение общественно-политической журналистики можно обозначить следующим образом: по возможности объективно отражать явления, события и факты текущей действительности, анализировать социальные проблемы с целью их разрешения. Это соответствует природе журналистики, призванной работать на благо общества. Но зачастую современный издатель, осознающий себя не иначе как элиту (власть, политики, бизнес-сообщества) и точно знающий, куда необходимо «вести народ», рассматривает СМИ лишь как инструмент менеджмента.

Не случайно российская журналистика переживает системный кризис. Он связан прежде всего с тем, что в массе своей СМИ добровольно соглашаются на «обслуживание» властных, политических и коммерческих элит, игнорируя своё общественное предназначение (заниматься подобной деятельностью их явно или косвенно вынуждают именно издатели, владельцы, учредители). Отсюда – снижение доверия и рейтингов, падение тиражей. Отсюда – кризис профессии.

Отсутствует «договор» между государством, бизнесом, СМИ, аудиторией. Действуют различные «правила игры»: далеко не все принимают тезис о том, что журналистика, прежде всего, – духовно-практическая и общественная деятельность, и только затем – бизнес, политика. Более того, практики нередко сознательно подменяют журналистику пропагандистской, рекламной и PR-деятельностью.

Приведём эпатажное высказывание Андрея Калачинского, собственного корреспондента газеты «Русский курьер»: «Бульварная пресса сейчас "качественная", профессионально сделанная для потребителя с низкими запросами, а вот качественная пресса – какая-то недоделанная, потому что "полупринципиальная". Читатель покупает то, что ему нравится. Если читать серьезную прессу, нужно постоянно испытывать чувство стыда, в том числе и за себя. Это тяжелое испытание. Жёлтая пресса говорит: весь мир дерьмо, и ты его часть. Плыви в этом мире и ничего не стыдись. Вокруг тебя: мать убила детей, внук зарубил деда, секретарша отрезала боссу пенис – ты просто счастливчик, это ведь не с тобой случилось, ты – даже, может быть, и лучше этих зверей. Такая вот духовная мастурбация» (2). Если при определении качественной журналистики исходить из понятия «качество деятельности», то с А. Калачинским всё же нельзя не согласиться. Издание, позиционирующее себя как общественно-политическое, не должно ограничиваться полуправдой. Между тем большинство российских СМИ сознательно действуют в агитационно-пропагандистких рамках, отдавая предпочтение не конвенциональным, а манипулятивным стратегиям.

Впрочем, такая ситуация характерна для всей мировой журналистики. Известный нидерландский учёный, профессор Амстердамского университета, признанный специалист в области критического дискурс-анализ Т.А. ван Дейк пришёл к выводу, что западные масс-медиа, критикующие экстремизм, насилие, вопиющую дискриминацию и различного рода запреты, на самом деле демонстрируют лишь «показное следование официальной идеологии толерантности и равноправия, которая пропагандируется национальными конституциями, хартиями ООН и других международных организаций. Фактически же роль СМИ менее позитивна. Пресса тонко и эффективно создавала и создаёт страхи, связанные с беженцами и эмигрантами. Исследования показывают, что большинство западных СМИ были и остаются органами, которые воспроизводят стереотипы и предубеждения против «Других», проживающих на Юге или приехавших оттуда. Таким образом, СМИ помогают создавать «консенсус», который политики благодарно интерпретируют как общественное негодование и возмущение и тем самым оправдывают легитимизацию жёстких ограничительных мер в отношении иммигрантов в Европе и Северной Америке» (3). В локальных масштабах медиа могут время от времени критиковать действия политиков и правительство – вопрос же о медиа как базе для альтернативных движений не ставится. Политики и медиа в целом превратились в идеологических компаньонов на основе социально-экономической идеологии неолиберализма (4).

Справедливы слова того же Андрея Калачинского, считающего, что российская качественная пресса перестает быть таковой из-за девальвации профессии журналиста: «Ныне же, что ни напиши, – все попадает на полосу. И читатель это глотает. Так что качественные стандарты журналистской продукции резко упали. И тут же рухнули потребительские стандарты у тех, кто эти заметки читает, слушает либо смотрит сюжеты по телевидению. И даже журналистские награды в большинстве своем вручаются за яркость, нестандартность подачи материала, а не за серьезный анализ проблемы. Не за публицистику!» (5).

Авторский состав – один из вторичных типологических принципов. Помимо штатных сотрудников содержание СМИ наполняют и внештатные журналисты, эксперты, читатели. В советское время существовала пропорция 40 % – 60 %, ориентировавшая выполнение корреспондентом плана по строкам в соотношении «свои – авторские». Редакция нацеливала штатных корреспондентов на работу с активом и читателями-экспертами. Ведь не все профессионалы, до тонкостей знающие своё дело в той или иной области, обладают талантом публицистического письма. Между тем их размышления, их опыт могут быть крайне интересными и полезными для широкой аудитории. Тогда и осуществляется квалифицированная литературная запись, владение которой также является особым искусством, одной из сторон профессионализма журналиста (знания, умения и навыки, приобретаемые журналистом либо в вузе, либо в ходе практической деятельности, увязаны с разделением журналистики на авторскую, организаторскую, редакторскую, программирующую, производственно-технологическую).

Вредно, когда «заавторство» становится обязательным и формальным.

Но и полный отказ от работы с авторами, как и отказ от работы с почтой, привёл к обеднению тематики, проблематики, однообразию «географии материалов», стиля и т.п. На фоне расширяющегося рерайтерства, когда тексты, являющиеся результатом коллективной подготовки публикаций в едином стиле (формате), целенаправленно деперсонифицируются, издание лишается такого важного качества, как многоголосие, плюрализм мнений. Отсутствие подборок и тематических страниц, подготовленных на основе читательской почты, также обедняет содержание издания, но, главное, в этом случае журналистика становится монологичной, а то и директивной, менторской, что не способствует медиадискурсу. Отсутствие эффективной обратной связи делает журналистику «вещью в себе». Стоит ли удивляться перманентному падению тиражей, снижению результатов подписки… Это связано и с отсутствием рубрик типа «Газеты выступила. Что сделано?»

По сути, мы перешли к следующему вторичному типологическому признаку – внутренней структуре издания. В серьёзных редакциях создают модели содержания, закрепляя постоянные рубрики за конкретными страницами, а то и местом на печатной полосе. Для редакции газеты, ориентированной на читателя и только на него, становится крайне важным не только определить свою информационную нишу, но и выделить целевую аудиторию, постоянно изучать ее потребности и таким образом выстраивать политику печатного органа, чтобы удовлетворять эти потребности и нужды.

«Коммерсантъ», выходивший сначала еженедельно, опубликовал анонс ежедневного «Коммерсанта-DAILY» и обратился к читателям со следующими словами: «Коммерсантъ-DAILY» намерен в совершенно явной форме сообщить читателям, какие обязательства берет на себя газета. Эти обязательства мы представляем в двух формах: как «гарантированные темы» и как «циклические публикации».

«Гарантированные темы» – это события, о которых газета обязательно сообщает во всех случаях, когда они происходят. Поскольку газета о них пишет обязательно, их список весьма пространен и подробен. Не удивляйтесь, если вы не найдете в этом списке чего-то важного: это вовсе не значит, что газета не будет писать на темы, не вошедшие в список. Это значит только то, что мы не можем обещать читателям стопроцентного охвата событий этого ряда – и потому будем писать о тех из них, которые сочтем в наибольшей степени заслуживающими внимания.

Поскольку в списке «гарантированных тем» часто встречаются ссылки на «организации и персоны, включенные в ньюсмейкерские списки», эти списки мы тоже публикуем. Ньюсмейкер (которого с некоторой натяжкой по-русски можно назвать «делателем новостей») – это структура, организация, фирма и человек, которые определяют погоду в своей сфере и, таким образом, влияют на жизнь всех прочих структур, организаций, фирм и людей. Ньюсмейкерские списки составлены экспертами всех отделов «Ъ» на основе их опыта общения с миром политики, бизнеса, культуры и прочими мирами».

В списке тем были представлены 22 раздела: и законодательная, исполнительная власти, и негосударственные экономические институты, и частный сервис, и «непредсказуемые события». Они были конкретизированы в списке ньюсмейкеров, в котором, кроме организаций, фигурировали и частные лица – выдающиеся россияне из самых различных сфер деятельности, независимо от их политических пристрастий. Кроме того, под заголовком «Циклические публикации» редакция опубликовала обязательный набор обзоров («Их график определен, утвержден, внедрен в сознание редакции и подлежит изменению только в случае возникновения необходимости во введении нового обзора или исчезновения старого. За каждой из циклических (ежедневных, еженедельных, ежемесячных) публикаций закреплено постоянное место на определенной странице газеты»). Таким образом, редакция «Коммерсанта-DAILY» сама взяла на себя инициативу формирования собственного читателя, целевую группу воздействия, тем более, что за плечами уже был опыт выпуска совершенно необычной для России еженедельной газеты «Коммерсантъ», имевшей к тому времени немало поклонников.

В последнее время стало модным понятие «неформат». Имеется в виду то, что содержание и стиль некоторых текстов не вписываются в направление издания. До определённой степени такой подход верен. Но, думается, истинный талант редактора заключается в том, чтобы вписать тот или иной интересный и глубокий материал в модель конкретного номера, систему таких материалов – в типологическую модель издания. Такой подход позволяет привлечь, сохранить оригинальных авторов. Известен феномен «Гудка» 1920-х годов, прославившегося своим юмористическим отделом, где работали и сотрудничали Булгаков, Катаев, Ильф и Петров, Олеша, Паустовский, Эрлих. Эти известные в последующем писатели придерживались железнодорожной тематики (обрабатывали и «письма трудящихся»), но их талант проявлялся в более широком контексте, позволявшим тонко экстраполировать идеи и образы их фельетонов на общественно-политическую ситуацию в целом. В доперестроечный и перестроечный периоды также отмечались подобные явления: «Литературная газета» была славна судебными и морально-этическими очерками, журналы «Сельская молодежь», «Наука и религия» – литературно-художественными произведениями (в «СМ», по сути, начиналась знаменитая «деревенская проза»), газета «Советский цирк» – политическим отделом.

Внутренняя структура издания сегодня во многом определяется объёмом и характером размещения рекламы, которая должна занимать до 40 % газетной площади. В некоторых печатных периодических изданиях реклама занимает отдельную тетрадь, либо отдельную полосу, может размещаться в «подвалах», на крайних правых колонках полос или завёрстываться на каждой нечётной полосе (реже рекламные объявления располагаются между редакционными материалами).

Реклама сегодня – не только источник финансирования редакции, но и разновидность информации, транслируемой через СМИ, и особая маркетинговая коммуникация, способствующая закреплению на рынке конкретного СМИ. Более того, содержание и дизайн рекламы накладывают своеобразный отпечаток на содержание и дизайн периодического издания или программы. В свою очередь, характер рекламы как вида деятельности, особой разновидности массовой коммуникации, особого текста в его визуальном выражении зависит от специфики (типа, профиля, конкретной модели) СМИ.

Система жанров, применяемых в том или ином издании, также влияет на его тип. Если учитывать традиционное разделение жанров публицистики на информационные, аналитические и художественно-публицистические, то, думается, что качественные издания могут использовать всю палитру жанров, хотя, например, в вечерней газете, по определению, всегда преобладают информационные жанры (о мозаичности газеты данного типа писал в своё время главный редактор С. Индурский - «Вечерняя Москва» делается так»). Есть газеты, ориентированные сугубо на новости или репортажи, журналы, предпочитающие портретные интервью и очерки. В таких случаях стоит говорить об индивидуализированном типе, о фирменном стиле, о лице конкретного издания.

Оформление (художественно-техническое оформление или дизайн) в качестве вторичного типологического признака предполагает не только увязку с направленностью издания газетной графики, но и формата, брошюровки, качества бумаги, способа печати и др. особенностей, связанных с полиграфическим исполнением печатного СМИ. Думается, объём как техническую характеристику также можно назвать в этом ряду, не выделяя в качестве отдельного формального признака. Либо следует в состав формальных признаков включить и объём (а, возможно, количество и формат текстовых колонок). Поясним нашу мысль.

Формат, количество и формат текстовых колонок, объём относят к размерным (измеряемым) элементам газеты (журнала). У периодических изданий определённого типа есть традиционные предпочтения при их выборе. Так, федеральные, республиканские и областные общественно-политические издания предпочитают солидный формат А2, верстаются, как правило, на 8 колонок (в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению их количества и увеличению их ширины), объём в последнее время превышает прежние 4 страницы (6, 8, 12, 16 и более страниц с учётом публикации официальных материалов). Переход газеты федерального значения «Комсомольская правда» на малый формат отразился на типе, «дрейфующем» от качественного общественно-политического в сторону массового бульварного издания. Конечно, связь дизайна как вторичного типологического признака и типа издания относительна: например, оформительские модели делового и научного издания могут быть близки (одно- или малогарнитурность текстовых и заголовочных шрифтов, логичная и упрощённая композиция, большое количество инфографики и др.), как могут быть сходными графические модели молодёжного и вечернего издания. И всё же создание типологически точного дизайна – чрезвычайно важная и увлекательная задача.

В Международной организации стандартов (ISO) существует серия А0 с исходной пропорцией 841х1189 мм. Среди 10 форматов в отечественной газетной журналистике преобладают три: большой (мировой) – А2: 420х594, малый – А3: 297х420, сверхмалый – А4: 210х297 мм; в мировой же практике, кроме названных выше, используют еще рейнский (365х510) и среднеевропейский (315х470) форматы.

От формата газеты (размеров ее страницы) зависит формат полосы. Газетная полоса – оттиск на бумаге сверстанных материалов газетной страницы – всегда меньше страницы и составляет, как правило, 4/5 ее площади. Стандартная ширина полосы формата А2 – 21 кв. 36 п., высота – 29 кв. 12 п.; у А3 соотношения соответственно – 14 кв. 24 п. и 21 кв. (варианты: 14 кв. 36 п. х 21 кв.; 15 кв. 24 п. х 21 кв. 24 п.).

Большинство газет формата А2 верстается на 8 колонок со стандартной текстовой колонкой размером 2,5 квадрата (в связи с введением нового стандарта отрасли отменены соотношения 9 – 2 кв. 12 п.; 10 – 2 кв.). Газеты формата А3 предпочитают верстку на 5 колонок (2 кв. 24 п.; 2 кв. 36 п.) и на 6 колонок (2 кв. 12 п.). Оптимальная ширина текстовой колонки, наиболее удобочитаемая длина строки находится в пределах – 2,5-4 квадратов (45 и 72 мм). Следует учесть, что хотя широкие форматы более экономичны, они уменьшают возможности композиционных построений. Для крупного шрифта нужна более длинная строка, а для мелкого – наоборот (например, при наборе текста 10 кегля наиболее удобочитаемая строка – 4-6,5 квадратов; при 8-пунктовом наборе – 3-4 квадрата). Учтём ведущую тенденцию увеличения кегля основного текстового шрифта в мировой прессе в целях повышения удобочитаемости.

Число и формат текстовых колонок, используемых для организации текста и иллюстраций на странице и представляющих собой важнейший элемент модульной структуры, таково: для формата А2 – 7 колонок х 2 кв. 36 п., 8 х 2 кв. 24 п., 8 х 2 кв. 18 п.; для формата А3 – 4 х 3 кв. 6 п., 5 х 2 кв. 36 п., 6 х 2 кв. 12 п.; для А4 – 3 х 3 кв., 4 х 2 кв. 12 п.

Объём измеряется в строках и знаках: А2 – 1440 строк, или 40 320 знаков; А3 – 756 строк, или 18900 петитных знаков. Поскольку традиционно объем газеты считался в страницах, в полиграфическом производстве объем газеты указывают в печатных листах, приведенных к формату двух полос формата А2. Так, 4 страницы газеты формата А3 – это 2 печатных листа, 4 страницы газеты формата А3 – 1 печатный лист. При выпуске издания объём удобно исчислять в страницах (полосах). При этом избранные объёмы учитывают формат бумаги: для газет с объёмом 4, 8, 16, 32 и т.д. страниц подходит ролевая бумага с шириной ленты 420, 840 или 1680 мм, для газет с объёмом 6, 12, 24, 48 и т.д. страниц – бумага с шириной ленты 600 или 1260 мм. Сегодня ежедневные газеты в отдельные дни выходят увеличенным объёмом (например, пятничные «Известия»), что фиксируется в композиционно-графической, организационной и экономической моделях издания.

Формат журнала обозначается форматом печатной бумаги (в сантиметрах) и долей листа, образующейся от числа сгибов при фальцовке: 70х108/8, где 70 – ширина, 108 – высота, 8 – доля листа. Это наибольший формат для журналов, наименьший – 60х90/16. Общественно-правовые, научные, производственные журналы используют форматы 70х108/16 и 84х108/16, массовые иллюстрированные – 60х90/8 и 70х108/8, детские – 84х108/16 и 60х90/8.

Итак, роль графического дизайна как типологического признака возрастает. Элементы фирменного стиля – схемы вёрстки, формат изданий, товарный знак, цветовая гамма, фирменный шрифт, фирменный блок, фирменные приёмы, девиз и др. – наряду с репутацией, корпоративной политикой СМИ являются составляющими имиджа конкретного издания. Типы газет (журнала) и их модификации различаются мерой оформительского контраста. Например, интенсивность газетной графики – характерная черта детских, молодежных изданий, но с приходом рекламы их «монополия» на эту особенность разрушена (следует лишь заметить, что излишняя контрастность вредит – форма подавляет читателя, происходит нивелировка акцентов).

Периодичность и разовый тираж – формальные типологические признаки, но иногда они играют особую роль при определении типа (еженедельник как тип газетного издания, многотиражная газета и др.).

Date: 2015-08-15; view: 369; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию