Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение — некоторые мысли о глазах





Когда мы смотрим на мир вокруг нас, на Природу, мы восхищаемся ее красотой и величием. Каждая вещь, которую мы воспринимаем, даже если она бесконечно мала, олицетворяет собой отдельный мир. Любая вещь, как и вселенная — это материя и энергия, подвластные закону, это мир, созерцание которого наполняет нас ощущением чуда, и неизбежно побуждает к непрестанным размышлениям и исследованиям. Однако среди этого огромного мира, среди вещей, которые наши чувства открывают перед нами, самым великолепным, самым привлекательным для нашего воображения, несомненно, является высокоразвитый организм — мыслящее существо. Если есть что-нибудь, в полной мере способное заставить нас восхищаться искусством Природы, то именно это непостижимое создание, бесчисленными действиями отвечающее внешним влияниям. Человек всегда хотел понять, как он устроен, всегда стремился глубже проникнуть в тайны природной мастерской — это было вожделенной целью многих мыслителей. И вот после многих веков напряженных исследований человек пришел к достаточно ясному пониманию того, как функционируют его Органы и чувства. А среди всей гармонии частей, формирующих материальную, или осязаемую составляющую нашего бытия, среди всех органов и чувств, самым удивительным является глаз. Это самый ценный, самый необходимый орган среди всех наших органов восприятия. Глаз — это огромные ворота, через которые знания поступают в наш мозг. Как ни один другой орган, он состоит в наиболее тесной связи с тем, что мы называем интеллектом. Глубина этих отношений настолько велика, что мы часто даже говорим, что в глазах отражается душа.

Теория функционирования глаза предлагает нам, и мы будем воспринимать это как факт, что при каждом внешнем воздействии, то есть при каждом проецировании изображения на сетчатку глаза, окончания глазных нервов, предназначенных для передачи этого воздействия мозгу, приходят в состояние особого рода возбуждения, или в состояние вибрации. Данное утверждение не кажется невероятным потому, что даже тогда, когда мы создаем некий образ в своем воображении, то срабатывает определенный рефлекс, пусть даже очень слабый, который воздействует на строго определенные окончания глазных нервов и, следовательно, на сетчатку глаза. Будут ли когда-нибудь в нашем распоряжении оптические, или иные средства, при помощи которых мы могли бы анализировать условия возникновения раздражения сетчатки глаза, возникающие под воздействием мысли или рефлекторного движения — вот вопрос, на который хотелось бы получить ответ? Если бы это стало возможным, тогда мы смогли бы читать мысли человека так же точно, как буквы в открытой книге, что позволило бы решить множество проблем, относящихся к области прикладной медицины, и на что искренне надеются если не многие, то большинство ученых. Гельмгольц показал, что глазное дно само по себе излучает свет, и смог увидеть в условиях полной темноты движение собственной руки в свете своих глаз. Это один из наиболее выдающихся экспериментов, отмеченных в истории науки. Возможно, что немногие смогли бы повторить его с удовлетворительным результатом, поскольку, вероятно, свечение глаза связано с необычной деятельностью мозга, и наличием большой силы воображения. Это, если можно так выразиться — свечение самого мозга.

Другой факт, имеющий непосредственное отношение к данной теме, который вероятно, уже отмечался многими с тех пор, как приобрел популярное выражение, но который я не могу воссоздать в памяти в хронологическом порядке и представить как результат наблюдений — это то, что в момент, когда неожиданная идея, или образ возникают в мозгу, то в глазах появляется определенное и иногда болезненное ощущение блеска, которое можно наблюдать в условиях сумерек.

Слова, что душа отражается в глазах, имеет глубокий смысл, и мы чувствуем, что в нем выражена великая истина. Это имеет глубокий смысл даже для людей, которые подобно поэтам и художникам руководствуются исключительно своим врожденным инстинктом, или любовью к Природе, находят наслаждение в бесцельных размышлениях и в простом созерцании природных явлений. Однако еще больше это значит для тех, кто в духе позитивного научного исследования старается познать первопричины явлений. В основном это естествоиспытатели, физики, для которых глаз является предметом наибольшего восхищения.

Я позволю себе привести два факта, имеющих непосредственное отношение к глазу, дабы напомнить физикам, которые считают, или утверждают, что глаз — это всего лишь несовершенный оптический инструмент, забывая при этом, что почти все свои представления о совершенном, или о том, что им кажется таковым, они получили благодаря именно этому инструменту. Первое: насколько современное состояние научных знаний позволяет судить, глаз — это единственный орган, который подвергается непосредственному воздействию едва уловимой среды, которая, как нас учит наука, должна заполнять все пространство. Второе: глаз — это наиболее чувствительный из всех наших органов, он несоизмеримо более чувствителен к внешнему воздействию, нежели другие.

Орган слуха воспринимает воздействие тел, имеющих массу; орган обоняния — воздейст- вие переносимых частичек материи; органы вкуса и осязания — непосредственный контакт, или как минимум вмешательство веществ, имеющих массу. Все это в равной мере относится даже к тем живым организмам, у которых эти органы развиты до высшей степени совершенства. Но удивительно то, что только орган зрения способен возбуждаться от того, что другие органы не способны распознать. Помимо того, что этот орган играет значительную роль во всех проявле- ниях природных явлений, он передает энергию, поддерживает любое движение и, что сложнее всего, жизнь, и при этом обладает такими свойствами, что даже многоопытный ум ученого не может помочь сформулировать различие между ним и тем, что называется материей. Даже ес- ли принять во внимание только это, и тот факт, что глаз, благодаря своей удивительной мощи, раздвигает узкие границы нашего восприятия далеко за пределы нашего маленького мира, и позволяет объять мириады других миров, солнц и звезд в бесконечных просторах вселенной, то этого достаточно для осознания, что это орган высшего порядка, однако, как он работает — для нас пока еще остается загадкой. Насколько нам известно, Природа никогда не производила что-либо более удивительное. Анализируя и сравнивая то, что он делает, мы можем составить только слабое представление о его необыкновенных возможностях. Когда волны воздействуют на человеческое тело, они вызывают тепло или холод, приятное ощущение или боль, или, воз- можно, другие ощущения, о которых мы еще не знаем. Ощущения бывают разной силы, а по- скольку уровней интенсивности ощущений существует великое множество, то и количество различных ощущений уходит своим числом в бесконечность. Мы не можем дифференцировать наше чувство осязания, или чувство силы по величине, или по интенсивности, за исключением тех случаев, когда они очень велики. Сейчас мы уже можем представить себе, как живой орга- низм, такой как человеческий, в процессе эволюции, или, говоря более философским языком, в процессе адаптации к природе, вынужденный использовать, к примеру, только чувства осяза ния или силы, смог бы развить эти чувства до такой степени чувствительности или совершен- ства, что был бы способен даже на некотором расстоянии определять мельчайшие изменения в температуре тела — сотую, тысячную и даже миллионную часть градуса. Но даже это совер- шенно невероятное качество, не входит ни в какое сравнение с возможностями глаза, способно- го различать и мгновенно передавать мозгу бесчисленные отличительные свойства тела, будь то форма, цвет, или любое другое.

Эта способность глаза зиждется на двух вещах: прямолинейность распространения возбудителя, благодаря которому и происходит возбуждение, а также чувствительность. Сказать, что глаз чувствительный, значит не сказать ничего. По сравнению с ним все остальные органы чудовищно грубы. Разумеется, орган обоняния, который ведет собаку по следу оленя, орган осязания, или силы, который управляет насекомым в его блужданиях по свету, орган слуха, который реагирует на самые незначительные колебания воздуха — все они чувствительные органы, но что они могут по сравнению с человеческим глазом? Не вызывает сомнения факт, что, глаз реагирует на самое слабое эхо, или реверберацию среды, а также несомненно то, что он несет нам вести из внешних, бесконечно далеких миров на языке, который мы до сих пор не можем понять. Но почему? Потому, что мы живем в среде, наполненной воздухом и другими газами, парами и веществами с плотными массами, твердыми частичками, летающими вокруг нас. Их роль исключительно велика: они тратят по пустякам энергию вибрации еще до того, как она может достигнуть глаза, являются переносчиками разрушительных бактерий, попадают в наши легкие и другие органы, засоряют каналы и незаметно, но неуклонно делают все, чтобы сократить нам жизнь. Если бы мы смогли убрать с линии обзора телескопа вещества, обладающие массой, то это открыло бы перед нами немыслимые чудеса. Я думаю, что даже невооруженный глаз в чистой среде смог бы различать небольшие объекты на расстоянии, измеряемом сотнями, а возможно и тысячами миль.

Однако есть кое-что, еще более впечатляющее, нежели эти удивительные свойства глаза, рассмотренного исключительно как оптический инструмент и с точки зрения физика; то, что впечатляет нас больше, чем его удивительная способность реагировать на вибрацию среды без участия плотных веществ, и больше, чем его невероятная чувствительность и способность к распознаванию объектов — это его значимость для поддержания жизни. Вне зависимости от того, как относится человек к природе, или к жизни, он будет изумлен, когда впервые осознает, насколько важна роль глаза для физической и умственной деятельности человеческого организма. А разве может быть иначе, если человек поймет, что глаз — это средство, благодаря которому род человеческий получил те знания, которыми обладает сейчас, что именно он контролирует все наши движения и, более того, наши действия.

Нет иного пути получения знаний, кроме как при помощи глаза. Чт о составляет основу всех древних и современных философских систем, фактически всей философии человечества? Я су- ществую, я мыслю; я мыслю, значит я существую. Но как я могу думать и как я могу знать, что я существую, если у меня нет глаз? Дл я знания необходимо понимание, для понимания — идеи, концепции, для концепций — образы или изображения, для изображений — чувство зрения, и следовательно — орган зрения. "А как же слепые люди?", — Вы спросите. Да, слепые лю- ди могут отображать в великолепных поэмах формы и сцены из реальной жизни, из мира, ко- торый они не видят физически. Слепы е люди могут пользоватьс я инструментами с безошибочной точностью, могут моделировать самые быстроходные суда, могут делать откры- тия и изобретать, считать и конструировать, могут делать еще более удивительные вещи, но все слепые люди, которые могли делать такое, до того как стать слепыми, были зрячими. Природа может добиться того, или иного результата различными путями. Подобно волне в физическом мире, в безбрежном океане среды, распространенной повсюду, так и в мире живых организмов, то есть в жизни, возникший импульс начинает свое поступательное движение вперед. Иногда он летит со скоростью света, а иногда движется так медленно, что кажется как будто он замер на многие столетия, проходя через процессы такой сложности, которые недоступны пониманию человеческого разума. Однак о во всех формах и на всех стадиях его энергия непременно при- сутствует как неотъемлемая часть всех процессов. Единственный луч света обрушивается на че- ловеческий глаз как тиран во времена далекого прошлого, который мог изменить всю жизнь человека, изменить судьбу целых наций, изменить ландшафт на планете — настолько замыс- ловаты и сложны процессы, происходящие в Природе. Мы не можем объяснить столь ошелом- ляющую гипотезу величия Природ ы кроме как законом сохранения энергии, которому подчиняется все и во всем бесконечном пространстве. Согласно этому закону, силы находятся в по- стоянном равновесии, и, следовательно, энергия единственной мысли может вызвать движение Вселенной.

Совершенно необязательно, чтобы каждый индивидуум во всех, или во многих поколениях, физически обладал бы инструментом зрения для того, чтобы он мог формировать образы и думать, то есть формировать идеи и концепции. Но время от времени в процессе эволюции у него непременно должен появляться глаз. Иначе, как нам представляется, невозможно было бы появление других мыслей, как и других концепций, таких как: дух, интеллект, разум]— называйте их как хотите. Вполне возможно, что в каких-то других мирах есть живые существа, у которых функции глаза выполнят другой орган с такими же или более совершенными свойствами, но эти существа не могут быть людьми.

Что сейчас побуждает всех нас к совершение каких-либо сознательных действий, или движений? Если я осознаю свое действие, то у меня должна быть идея, или концепция, то есть образ, и как следствие — глаз. Если я не вполне осознаю свое действие, то это происходит потому, что образы неясны, или неопределенны — затуманены вследствие наложения многих образов. Но когда я совершаю то, или иное действие, импульс, побуждающий меня к этому, поступает изнутри меня, или извне? Величайшие физики не считали ниже своего достоинства постараться дать ответ на этот и на подобные вопросы, и время от времени не отказывали себе в удовольствии пускаться в отвлеченные и пространные рассуждения. Возможно, что г-н Гельмгольц больше других ученых размышлял о жизни. Лорд Кельвин выразил уверенность, что жизненный процесс имеет электрическую природу, а любой живой организм обладает некой силой, которая и определяет его движения. По моему твердому убеждению, насколько я могу быть убежден в истинности любого физического явления, побуждающий импульс должен поступать извне. Представьте себе простейший из известных нам организмов, состоящий всего лишь из нескольких клеток, а возможно имеются в Природе еще более простые организмы. Если бы такой организм был способен на осмысленные действия, то он мог бы совершать бесчисленное множество совершенно определенных и точных действий. Но в данном случае механизм, состоящий из небольшого количества компонентов, не может совершать бесчисленное множество определенных действий. Следовательно импульсы, которые управляют его движениями, должны поступать из окружающей среды. Таким же образом атом, следующий элемент структуры Вселенной, постоянно мечется в пространстве под воздействием внешних сил, как лодка в бушующем море. Если бы он остановил свое движение, то он бы умер. Тело, находящееся в состоянии покоя, если такое вообще существует — мертвое вещество тело. Смерть тела! Никогда еще не произносилась фраза, имеющая более глубокий философский смысл. Именно таким образом сформулировал это профессор Дюар в описании своих экспериментов, где он проводил операции с жидким кислородом как с водой, а воздух при обычном давлении посредством замораживания конденсировал и даже приводил в твердое состояние. Эксперименты, которые, как он сам выразился, были призваны продемонстрировать последний трепет жизни перед смертью. В рамках бесконечной вселенной не бывает смерти тела — все вынуждено двигаться, вибрировать, а значит жить.

Я позволил себе предшествующие высказывания, рискуя ступить на почву метафизики потому, что хотел представить предмет данной лекции в форме, которая сделала бы ее небезынтересной для всех, смею надеяться, что и для аудитории, перед которой я имею честь выступать. А сейчас, возвращаясь к предмету лекции: к этому божественному органу зрения, к незаменимому инструменту размышления и интеллектуального наслаждения, который служит еще и для того, чтобы открывать перед нами чудеса этого мира. Именно ему мы обязаны знаниями, которыми обладаем. Он побуждает нас к физической и умственной деятельности и одновременно контролирует ее. Но что на него воздействует? Свет! А что такое свет?

Мы с вами были свидетелями больших успехов во всех областях научной деятельности, достигнутых за последние годы. Эти достижения оказались настолько выдающимися, что мы не можем удержаться от вопроса: а правда ли все это, или это сон? Много веков назад люди жили, думали, исследовали, изобретали и верили, что стремительно взмывают ввысь, тогда как они всего лишь продолжали ползти со скоростью улитки. Так и мы можем заблуждаться. Но воспринимая эти достижения как потенциальные научные факты мы должны радоваться достигнутому колоссальному прогрессу, и, судя по возможностям, открывающимся перед современной наукой, еще больше тому, что будет.

Мы с вами были свидетелями достижения, которое, несомненно, доставит большое удовольствие всем любителям прогресса. Это не открытие, не изобретение и не достижение в какой-либо определенной области. Это огромный шаг вперед во всех областях научной деятельности одновременно, как теоретических, так и экспериментальных. Я имею в виду обобщение природных сил и явлений, которое уже наметило контуры определенной идеи, вырисовывающейся на научном горизонте. Это именно та идея, которая с незапамятных времен занимает самые прогрессивные умы, и к которой я намерен привлечь Ваше внимание. Ее я собираюсь продемонстрировать в самом общем виде в своих экспериментах, как первый шаг на пути к ответу на вопрос: "Что такое свет?" и представить его в современном значении этого слова.

Подробно останавливаться на феномене света не входит в планы моей лекции. Моей целью является обратить Ваше внимание на определенные классы световых эффектов, на некоторые явления, обнаруженные при изучении этих эффектов. Однако, чтобы быть последовательным в своих замечаниях, необходимо отметить, что в соответствии с концепцией, к настоящему времени оцененной большинством ученых как положительный результат теоретических и экспериментальных исследований, различные формы проявления энергии, которые в целом попадают под определение "электрическая энергия", или, более точно "электромагнитная энергия", представляют собой проявления энергии, имеющие ту же природу, что и инфракрасное излучение, а также свет. Следовательно, световые, тепловые и другие явления, можно назвать электрическими. Таким образом, наука об электричестве становится базовой для остальных наук, а исследования в этой области имеют важность для всех. День, когда мы точно узнаем, что такое есть "электричество" будет историческим, а значение его, возможно, будет превосходить все другие события, отмеченные в истории человечества. Это время наступит тогда, когда комфорт, жизнедеятельность, а может быть, даже само существование человеческой цивилизации будут зависеть от этого поразительного фактора. Для поддержания жизнедеятельности и комфорта нам необходимы тепло, свет и механическая энергия. Как мы сейчас все это получаем? Мы получаем их из топлива, и путем потребления различного сырья. Что будут делать люди, когда исчезнут леса, когда истощаться угольные запасы? Исходя из современных научных знаний, человечеству останется только один выход — передавать энергию на большие расстояния. Люди пойдут к водопадам, к приливным и отливным волнам, которые содержат в себе мизерную часть безмерной природной энергии. Там они будут укрощать энергию и передавать ее в населенные пункты для обогрева домов, освещения, и для того, чтобы заставлять работать своих послушных рабов — машины. Но как они будут передавать эту энергию, если не посредством электричества? Посудите сами, будут ли комфорт, и даже само существование человека зависеть от электричества, или нет? Я вполне отдаю себе отчет в том, что этот взгляд не является точкой зрения практического инженера, но он также не является точкой зрения фантазера, поскольку несомненно, что передача энергии, которая на сегодняшний день является не более чем побудительным мотивом к смелым действиям, в один из дней превратится в жесткую необходимость.

Данная лекция имеет еще более важное значение для студентов, изучающих свет как явление, поскольку предоставляет возможность всесторонне ознакомиться с определенными современными точками зрения, отличающимися от тех, которые он почерпнет из множества книг, посвященных данной теме. Поэтому, я постараюсь приложить все усилия, чтобы в серии экспериментов донести эти взгляды до умов жаждущих знаний студентов, пусть даже для небольшого их числа.

Для этих целей было бы достаточно продемонстрировать простой и хорошо известный эксперимент. Я мог бы взять известное устройство, Лейденскую банку, зарядить ее при помощи электростатической машины трения, а затем разрядить. Далее, объясняя ее состояние при зарядке, условия передачи энергии при разрядке, заостряя внимание на силы, которые принимают участие в процессах, и на различные явления, которые они создают, а также подчеркивая взаимоотношения сил и явлений, я вполне мог бы добиться наглядного представления этой современной концепции.

 

Но это должна быть экспериментальная демонстрация, которая помимо содержательных включала бы в себя и занимательные моменты, благодаря которым, как, например, в вышеупомянутом случае, лектор добивается поставленной цели. Поэтому я вынужден прибегнуть к иному способу представления, несомненно, более эффектному, но при этом, пожалуй, более информативному. Вместо электростатической машины трения и лейденской банки я воспользуюсь в своих экспериментах индукционной катушкой с определенными характеристиками, которую я подробно описал в лекции перед Лондонским Институтом Инженеров Электротехников в 1892 году. Эта индукционная катушка способна вырабатывать разность потенциалов огромной величины, которые изменяются с исключительно быстрой частотой. При помощи этого аппарата я намереваюсь показать три совершенно определенных класса эффектов, или явлений, и мне хотелось бы, чтобы каждый эксперимент помимо демонстрации уже известных явлений, в то же время научил бы нас чему-нибудь новому, или преподнес бы какие-нибудь новые аспекты этой интереснейшей науки. Но до этого мне представляется правильным и полезным остановиться на описании устройства аппарата и на методе получения токов с высокой разностью потенциалов и высокой частоты, которые применяются в данных экспериментах.

 

Date: 2015-08-15; view: 526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию