Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие. Вопросы для подготовки к практическому занятию:





Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Веймарская республика. Конституция 1919 года.

2. Нацистская Германия: общая характеристика формы государства (форм правления, территориальное устройство, политический режим).

3. Послевоенное устройство Германии. Образование ГДР и ФРГ.

Основные понятия: республика, президентская республика, фашизм, национал-социализм, тоталитарный режим, авторитарный режим, президент, канцлер, фюрер, рейх.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия является закрепление теоретических знаний по проблемам формирования республики в Германии и причинах установления тоталитарного режима, прихода к власти партии национал-социалистов, формирование навыков сравнительно-исторического анализа государственных режимов различных государств (на примере Германии, СССР, Италии), умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения, вести дискуссию.

При подготовке на первый вопрос следует кратко охарактеризовать причины и итоги ноябрьской революции 1918 – 1919 годов в Германии. При изучении содержания Веймарской Конституции 1919 года следует рассмотреть следующие основные вопросы: государственное устройство, форма правления, права и обязанности граждан по Конституции. Определите высшие федеральные и местные органы власти, их компетенцию, соотношение, процесс прохождения законопроектов и принятия законов. Особое внимание обратите на избирательные и гражданские права и свободы в Германии. Следует иметь в виду, что Германия не была многонациональной страной, и федеративная форма государственного устройства не была вызвана необходимостью решения национального вопроса. Уясняя сущность федерализма по Веймарской конституции, следует обратить внимание на то, что отсутствует право добровольного выхода из состава империи. При анализе формы правления необходимо обратить внимание на правовое положение парламента и его палат (рейхстага и рейхсрата), правовое положение президента и правительства. При рассмотрении вопроса об основных правах и обязанностях граждан следует обратить внимание, во-первых, на то, что в Веймарской конституции был закреплен довольно широкий круг прав и свобод личности, причем в отличие от других конституций того времени, в ней ставился вопрос о социально-экономических правах; во-вторых, на намеренно расплывчатые формулировки ряда статей Конституции, в которых трактовались права и свободы, оговорки во многих статьях, которые фактически ограничивали или сводили к нулю реальные права граждан; в-третьих, на то, что в Веймарской конституции говорилось о правах и обязанностях не граждан, а немцев. Объясните причины кризиса Веймарского режима в условии мирового экономического кризиса 1929 – 1935 годов. Выявите причины прихода к власти А. Гитлера и установления нацистской диктатуры.

При подготовке второго вопроса основное внимание уделите законодательному оформлению нацистского режима. Проанализируйте содержание и значение чрезвычайных декретов «О защите народа и государства». Объясните, с какой целью был установлен однопартийный режим, уничтожены многопартийность, буржуазные демократические институты, права и свободы граждан. Охарактеризуйте механизм гитлеровской диктатуры. Выявите роль нацистской партии в Третьем рейхе, используя Закон 1933 года «Об обеспечении единства партии и государства». Объясните значение совмещения постов фюрера, рейхсканцлера и верховного главнокомандующего. Как проявлялось переплетение функцийпартийных и государственных органов на всех уровнях управления страной? Объясните, почему были ликвидированы должности президента республики, ландтагов и автономии местного самоуправления? Как была осуществлена централизация и бюрократизация государственного аппарата? Раскройте причины и сущность государственного руководства экономикой. Зачем был введен принудительный набор рабочей силы? Что такое Немецкий трудовой фронт?

Проанализируйте репрессивный аппарат Гитлеровской Германии. Перечислите основные карательные органы: штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), государственная тайная полиция (гестапо), концентрационные лагеря, Главное управление имперской безопасности, чрезвычайные суды. Объясните их функции и значение. Какую роль в становлении нацистского режима играла армия? Объясните причины агрессивной внешней политики Германии. Сделайте вывод о последствиях нацистского режима для Германии и для мирового сообщества.

При подготовке на третий вопрос следует назвать причины поражения Германии во Второй мировой войне, проанализировать содержание Потсдамских соглашений 1945 года о будущем Германии. Охарактеризуйте послевоенное устройство Германии. Почему были образованы два государства: ГДР и ФРГ? Расскажите о процессе образования ФРГ. Проанализируйте содержание Боннской конституция 1949 года, ее основные положения, определяющие форму правления, государственное устройство и политический режим. Определите особенности политического режима в ГДР. Делая вывод, назовите причины воссоединения Германии.

Рекомендуется составить следующие схемы:

– «Система государственного управления в Германии по Конституции 1919 г.»

– «Система государственного управления в Германии накануне второй мировой войны»

– «Система государственного управления ФРГ»

– «Система государственного управления ГДР»

 

 

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Заполните таблицу, используя учебную литературу и нормативные источники.

«Эволюция высших органов власти Германии»

I – Веймарская республика;

II – Гитлеровская Германия;

III – Германия после II мировой войны (на примере ФРГ).

  глава государства Парламент Правительство
  I II III I II III I II III
порядок формирования                  
сроки полномочий                  
полномочия                  
возможность сдержек и противовесов                  
ответственность                  
партийная система                  
политический режим                  

Задание 2. Задание для устного обсуждения, написания эссе. Ознакомьтесь с содержанием следующих нормативных актов и ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Какие правовые принципы демократического государства эти нормативные акты нарушают?

2. Как изменилось государственное устройство Германии?

3. Какова структура власти?

4. Каково положение во властной иерархии нацистской партии?

5. Какие гражданские права нарушает данное законодательство?

6. Создают ли эти законы возможность для привлечения к ответственности за инакомыслие?

7. Возможна ли открытая критика власти?

8. Допускается ли применение мер уголовного наказания на основе подзаконных актов?

9. Выявите противоречия указанных ниже нормативных актов Конституции 1919 года, а также их несоответствия друг другу. Объясните выявленные несоответствия и противоречия.

Документы

«Закон в целях устранения бедствий народа и государства» 24 марта 1933 года (извлечения)

Статья 1. Государственные законы могут помимо порядка, установленного Конституцией, издаваться также имперским правительством…

Статья 2. Законы, принятые имперским правительством, могут уклоняться от имперской Конституции, если они не имеют предметом устройство рейхстага и рейхсрата. Права президента империи остаются неприкосновенными.

Статья 3. Законы, принятые имперским правительством, облекаются в надлежащую форму рейхсканцлером и публикуются в собрании имперских законов. Они вступают в силу, если в них не указано иного, на следующий день по опубликовании…

«Закон о переустройстве империи» 30 января 1934 года (извлечения)

Статья 1. Народные представительства областей упраздняются…

Статья 2.1) Права верховенства областей переходят к империи. 2) Правительства земель подчиняются имперскому правительству.

Статья 3. Имперские наместники в землях подлежат должностному надзору имперского министра иностранных дел.

Статья 4. Имперское правительство может создавать новое конституционное право…

«Закон и ликвидации рейхсрата» 14 февраля 1934 года (извлечения)

§ 1.1) Рейхсрат ликвидируется.

§ 2.1) Участие рейхсрата в установлении законов и в управлении прекращается… 3) Участие уполномоченных рейхсрата в корпорациях, судах и органах всякого рода прекращается…

 

«Закон о верховном главе Германской империи» 1 августа 1934 года (извлечения)

§ 1. Должность президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю (фюреру) и рейхсканцлеру – Адольфу Гитлеру. Он назначает своего заместителя.

§ 2. Этот закон вступает в силу с момента кончины президента империи фон Гинденбурга.

 

«Указ о защите правительства национального возрождения от коварных посягательств» 21 марта 1933 года (извлечения)

§ 3. Кто умышленно будет высказывать или распространять отвечающие правде или грубо искажающие действительность суждения, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию империи или отдельным германским Землям, или авторитету правительства империи, или отдельных земель, или правительственных партий, или объединений, наказывается, если деяние не подлежит более строгому наказанию по другим законам, тюрьмой до двух лет; если же суждения высказывались или распространялись публично, то тюрьмой не менее трех месяцев… Если деяние причинило тяжелый ущерб империи, может быть назначена каторга.

«Закон против образования новых партий» 14 июля 1933 года (извлечения)

§ 1. В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия.

§ 2. Если кто-либо будет принимать меры к поддержанию организационной структуры какой-либо другой политической партии или к созданию новой политической партии, тот наказывается – поскольку это дело не облагается более высоким наказанием по другим предписаниям – смирительным домом до 3 лет или тюрьмой от 6 месяцев до 3 лет…

Закон об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933 года (извлечения)

§ 1. 1) После победы национал-социалистической революции Национал-социалистическая германская рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством.

2) Она является корпорацией публичного права. Ее устав утверждается вождем (фюрером).

§ 3. 1) На членов Национал-социалистической германской рабочей партии и штурмовых отрядов (включая подчиненные им деления) в качестве ведущей и движущей силы национал-социалистического государства возлагаются повышенные обязанности в отношении вождя, народа и государства.

2) За нарушение своих обязанностей они подлежат особой партийной подсудности …

§ 4. Нарушением признается всякое действие или упущение, которое затрагивает состав, организацию, деятельность или значение Национал-социалистической германской рабочей партии, а в особенности всякое нарушение дисциплины и порядка.

§ 5. Кроме иных обычных должностных наказаний могут быть установлены арест и заключение.

 

Задание 3. Задание для устного обсуждения, написания эссе.

Как вы понимаете следующие высказывания А. Гитлера? Какому политическому режиму они соответствуют? Реализованы ли данные идеи на практике?:

А) «То миросозерцание, которое отвергает демократический принцип массы и ставит своей задачей отдать власть над всем миром в руки лучшей из наций, то есть в руки самых лучших людей, логически должно применять тот же аристократический принцип внутри самого данного народа. Другими словами, оно должно обеспечить наибольшее влияние и подлинное руководство за самыми лучшими головами в данном народе, а это значит, что такое мировоззрение все стоит не на принципе большинства, а на роли личности… Вся организация общества должна представлять собой воплощенное стремление поставить личность над массой, то есть подчинить массу личности».

Б) «…При социализме надо социализировать не собственность, а личность».

Задание 4. Тест:

1.Согласно Веймарской конституции 1919 года в Германии устанавливалась республика, а государство получило официальное название:

а) Германская республика; б) объединенная Германия;

в) Германская империя; Федеративная республика Германия.

2. По Конституции Германии 1919 г. президент избирался:

а) рейхсратом; б) бундестагом; в) рейхстагом; г) населением.

3. Статью 48 Веймарской конституции называли статьей «о президентской диктатуре», т.к.:

а) она устанавливала право президента страны переизбираться на свой пост неограниченное количество раз;

б) она устанавливала право президента применять все меры для, в том числе и вооруженные, для восстановления порядка в стране;

в) устанавливала право президента самому назначать канцлера;

г) устанавливала право президента распускать парламент.

4. Политическая партия, лидером которой был А. Гитлер, официально называлась:

а) Фашистская партия Германии;

б) социалистическая партия Германии;

в) Национал-социалистическая рабочая партия Германии;

г) Националистическая партия Германии.

5. В 1933 году А. Гитлер занимает пост канцлера Германии в результате:

а) победы на выборах; б) военного захвата власти;

в) назначения; г) А. Гитлер никогда не был канцлером Германии.

6. В поджоге рейхстага 27 февраля 1933 года были обвинены:

а) коммунисты; б) советская разведка;

в) партия нацистов; г) британская разведка.

7. Закон 1935 г. «О германских общинах»:

а) расширил права местного самоуправления;

б) ликвидировал местное самоуправление;

в) изменил структуру органов местного самоуправления;

г) стал правовой основой организации местного самоуправления.

8. Согласно Потсдамским соглашениям, германия должна быть:

а) единым государством; б) разделена на два государства;

в) разделена на три государства; г) разделена на четыре государства.

9. Конституция ФРГ 1949 года была принята:

а) на референдуме; б) бундестагом;

в) Парламентским советом; г) Союзным контрольным советом.

10. По Конституции ФРГ 1949 г. руководство исполнительной властью осуществляет:

а) президент; б) канцлер; в) бундестаг; г) бундесрат.

11. В ФРГ функции «охраны конституции» возложены:

а) на президента; б) правительство; в) парламент; г) Конституционный суд.

12. Восьмичасовой рабочий день в Германии был установлен:

а) 1918 г.; б) 1919 г.; в) в 1933 г.; г) 1945 г.

13. После смерти президента Гинденбурга в 1934 г. пост президента:

а) был упразднен; б) занял Гитлер; в) занял Беринг; г) занял Борман.

14. По закону 1933 г. «Об обеспечении единства партии и государства» НСДАП была объявлена:

а) правящей партией; б) лидирующей партией;

в) ядром политической системы;

г) носительницей немецкой государственной мысли.

15. Объединение ФРГ и ГДР произошло:

а) в 1989 г.; б) в 1990 г.; в) в 1991 г.; г) в 1992 г.

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Андреева Е.А. Гитлеровская политика экспансии и геноцида (1933-1940 гг.) М., 2006.

2. Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А. М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. М., 2004.

3. Самойлов Э.В. Происхождение фашизма. М., 1989.

4. Энциклопедия третьего рейха / Составитель С.М. Воропаев. М., 1996.

5. Джентиле Дж. Введение в философию. СПб., 2000.

6. Пленков О.Ю. Третий рейх. Нацистское государство. СПб., 2004.

7. Философия вождизма. Хрестоматия по вождизму / Под ред. В.Б. Авдеева. М., 2006.

8. Фрай Н. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945. М., 2009.


Тема № 23. Развитие буржуазного государства во Франции

Вопросы для самоподготовки:

1. Третья республика во Франции в XX веке и ее кризис.

2. Конституция 1946 г. во Франции. Проблемы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в Четвертой республике.

3. Конституция 1958 г. во Франции. Тенденции развития государственного строя Пятой республики.

Основные понятия: республика, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика, диктатура, конституция, суд ассизов, суд присяжных.

Рекомендации по самоподготовке:

Целью изучения темы является формирование целостного системного знания об эволюции государства Франции, особенностях конституционного процесса, отработка навыков сравнительно-правового анализа конституций в рамках одного государства, формирование умений структурировать и анализировать нормативный материал путем заполнения сравнительных таблиц.

Семинарских и практических занятий по тем не запланировано, результаты самостоятельного изучения темы будут проверены в раках контрольной работы по модулю (тест).

При изучении первого вопроса докажите, что приоритетная роль парламента и частая смена власти, изначально заложенные в механизме Третьей республики, в XX столетии получили дальнейшее развитие. Реальна ли была угроза прихода фашистов к власти? Какое значение имела деятельность правительства Народного фронта? Почему Третья республика не смогла защитить себя от германской агрессии?

Исследование второго вопроса уместно начать с констатации исторического значения конституции 1946 г., которое состоит в том, что она закрепила основные принципы демократического общества и государства в их наиболее последовательной трактовке. Необходимо выявить эти принципы и проанализировать. Далее уместно отметить исторический контекст, в котором происходило принятие конституции 1946 г., а также опыт реализации её полномочий. Выявите формы и механизм реализации государственной власти в рамках режима IV республики, роль конституционной практики в дальнейшем развитии государственного строя Франции, постепенный отход от основных положений конституции 1946 г., обусловленный социально-политическими факторами, внешнеполитическими неудачами и др. При этом важно рассмотреть идейную платформу движения сторонников Шарля де Голля, определившего дальнейшее конституционное развитие Франции

При изучении третьего вопроса, рассмотрите следующие вопросы: Кто стал инициатором установления режима Пятой республики?; Каково новое соотношение между ветвями власти в Конституции 1958 г.? В каком направлении развивался режим Пятой республики и ее партийно-политическая система после ухода генерала де Голля из власти в 1969 г.?

Рекомендуется выполнить следующее задание: используя учебные пособия и нормативные источники, заполните таблицу:

 

  Глава государства Парламент Правительство
  республики республики республики
  III IV V III IV V III IV V
Порядок формирования                  
Сроки полномочий                  
полномочия                  
Возможность сдержек и противовесов                  
ответственность                  

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2005.

2. Давид Р., Спинози Ж. К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

3. Сироткин В.Г. История Франции: Пятая республика. М., 1989.

4. Франция. В поисках новых путей / Под ред. А.Ю. Рубинского. М., 2007.

5. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М., 2011.

6. Языков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг.). М., 2001.

 

Тема № 24. Развитие государства в Китае в XX в.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Образование Китайской Народной республики, формирование органов власти.

2. Формирование правовой системы КНР (1949-1958 гг.).

3. Государство и право КНР в период «большого скачка» и «культурной революции».

4. Основные тенденции государственно-правового развития КНР в современный период.

 

Основные понятия: тоталитарный режим, авторитарный режим, социализм, диктатура, «большой скачок», «культурная революция», правовой нигилизм.

 


Date: 2015-08-15; view: 1263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию