Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по самоподготовке. Целью изучения темы является формирование умений применять основные приемы и способы познания историко-правовых явлений





Целью изучения темы является формирование умений применять основные приемы и способы познания историко-правовых явлений, осуществлять поиск и систематизацию информации по изучаемой теме, навыков работы с юридической терминологией, применения сравнительно-правового метода при анализе нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также формирование целостных представлений о значении византийского права для развития современных правовых систем, влиянии Византии на дальнейшее развитие европейских государственности, закрепление общетеоретических знаний об основных этапах развития государственности Византии, об основных источниках византийского права.

При подготовке к первому вопросу нужно выделить причины и условия образования Византийской империи. Определить степень религиозного влияния на формирование нового государственного образования. Необходимо выявить характерные особенности Византийской империи, факторы обуславливающие, в определенной степени, преемственность институтов государственной власти от Западной Римской империи. Объясните, почему Восточная Римская империя не испытала кризиса, аналогичного краху Западной Римской империи. Обрисуйте государственные успехи при Юстиниане I. Опишите ведущие органы и особенности государственной власти. Охарактеризуйте фемную систему. Определите, каким было отношение государства к закрепощению крестьянства? Сделайте выводы, о внутренних и внешних причинах окончательного краха Византии в середине XV в.?

Рассматривая вопрос о государственной системе Византии, обратите внимание на положение и статус императора, взаимоотношения с подданными. Анализируя государственный строй Византии, особое внимание следует обратить на статус православной христианской церкви, а также на такие органы государства и должностные лица, как константинопольский сенат, дины, государственный совет, патриарх, предмет претория, магистр, квестор. Необходимо также выявить специфику центрального и местного управления в империи. Стоит также выяснить принципы, положенные в основу формирования государственного аппарата, порядок формирования государственных органов, особенности статуса чиновников. Проанализируйте положение различных социальных категорий населения Византии, их структуру, характерные особенности, определить систему взаимоотношений. Необходимо определить различия в правовом положении полноправных и неполноправных свободных граждан, рабов.

При изучении второго вопроса надлежит обратиться к источникам формирования византийского права, определить его особенности и причины, которые воздействовали на создание и функционирование византийской правовой системы. Выявите основные этапы в развитии византийского права. Проанализируйте основные источники права IV-VIII веков: кодекс Феодосия и Свод Юстиниана. Охарактеризуйте особенности кодификационной деятельности Юстиниана и его преемников. Ознакомьтесь со структурой Свода Юстиниана, раскройте смысл понятий «институции», «дигесты», «кодекс», «новеллы». Объясните причины переработки Свода Юстиниана в VIII веке. Охарактеризуйте основные памятники византийского права VIII – XIV вв., такие как Эклога, Земледельческий Закон, Морской закон, Военный закон, Моисеев закон, номоканоны, Прохирон, Эпанагога, Василики. Необходимо установить типологическое сходство и различия источников юридических кодексов, соотношение норм обычного права, судебной практики и религиозных традиций. Следует выявить внутреннюю логику изложения правовых сборников, казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью, символические процедуры и другие особенности.

Рассмотрение третьего вопроса начните с причин создания и структуры Эклоги. Для этого, прежде всего, необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляющий собой своеобразную программу широкомасштабной правовой реформы, итогом которой и стало принятие Эклоги. После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структуры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др. Завершая ответ вопрос, следует сказать о судьбе Эклоги, о ее влиянии на развитие как собственно византийского права, так и права других государств.

Рассмотрите правовой статус отдельных физических лиц, выявите его качественные изменения по сравнению с правом Древнего Рима, изменения, коснувшиеся института рабовладения (его «гуманизацию»), снижение роли социального статуса преступника и потерпевшего при определении меры ответственности. В тоже время важно подчеркнуть возросшую дифференциацию внутри свободного населения, о чем свидетельствует содержание XIV титула «О свидетелях».

Далее необходимо подробно проанализировать нормы брачно-семейного права, содержащиеся в I – III титулах Эклоги. Следует остановиться на характеристике института обручения, рассмотреть условия его действительности, порядок заключения договора, правовые последствия его расторжения. Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Поэтому важно выявить перечень способов заключения брака, а также перечислить основные условия действительности брака. Имущественные отношения супругов, законные поводы к разводу – это вопросы, которые детально регламентированы Эклогой и нуждаются в рассмотрении (ст. 4-8, 11, 14-15 титула II Эклоги).

Необходимо рассмотреть основные виды договоров, содержащиеся в титулах IX – XI и XIII, сравнив их с соответствующими статьями Институций Гая и Дигест Юстиниана. Свое дальнейшее развитие в Эклоге находит такой специфический институт, как эмфитевзис. В Эклоге встречается как «ограниченный», так и «вечный» эмфитевзис. Определите особенности юридической конструкции этого института, используя при этом положения XII титула Эклоги и III титула кн. 6 Дигест Юстиниана.

Вопрос о преступлениях и наказаниях следует рассмотреть на основании XVII титула Эклоги. Отличительной чертой византийского уголовного права является жестокость наказаний. Вместе с тем, стремление законодателя следовать нормам христианской морали, для которой нет различия «между рабом и свободным, варваром и эллином», проявилось в определенном «демократизме» норм Эклоги: в большинстве случаев нет прямой зависимости назначения наказания от сословного статуса преступника. И все же необходимо подчеркнуть, что этот принцип проводится не всегда последовательно. Для этого достаточно проанализировать ст. 11, 12, 22, 29, 49 титула XVII документа. Постарайтесь определить, имеются ли в Эклоге абстрактные юридические понятия преступного деяния, а также четкие границы между преступлением и деликтом (ст. 7-9).

Проанализируйте содержащиеся в Эклоге понятия умысла и неосторожности, обстоятельства, смягчающие ответственность, возраст преступника, однократность совершения преступления, институт соучастия и др. (ст. 11, 24, 38, 41, 45, 48.).

Охарактеризуйте систему преступлений, объясните, почему на первом месте в Эклоге стоят преступления против религии и Церкви (ст. 2, 6, 15, 23, 25, 26, 42-44). Назовите виды государственных преступлений, преступлений против личности (ст. 42, 45-51 титула XVII), против семьи и нравственности, обозначив установленные за них наказания, указав при этом на влияние норм христианской морали.

Раскрывая основные черты судебного процесса, следует уяснить, что наряду с развитием в Византии характерного для постклассического римского права экстраординарного процесса, в Эклоге фиксируются определенные черты нового – либеллярного – судебного процесса. На основании положений правового памятника необходимо определить значение письменной формы судебных документов, роль в процессе различных категорий судебного персонала.

В Эклоге отсутствует специальный раздел, посвященный организации суда и судебного процесса: процессуальные положения разбросаны по тексту. При ответе на данный вопрос следует проанализировать Пролог, где говорится о необходимости совершенствования судебной системы. Необходимо дать характеристику либеллярному судебному процессу, охарактеризовать правовой статус участников процесса, в том числе номиков, табулляриев и др. Значительного внимания заслуживает также титул XIV «О свидетелях, достойных доверия и о неприемлемых». Отдельные процессуальные положения встречаются в титулах V (ст. 8), XVII (ст. 3) и др. Содержащиеся в Эклоге нормы процессуального права целесообразно сравнить с соответствующими ст. 2 и 3 книг Дигест Юстиниана.

Рекомендуется составить следующие схемы:

– «Периодизация истории государства Византии»

– «Социальная структура Византии»

– «Государственный строй Византии»

– «Судебная система Византии»

– «Источники права Византии»

– «Структура Свода законов императора Юстиниана»

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

2. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. М.: Юрид.лит., 2003.

3. Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. СПб, 2003.

5. Рулан Н. Историческое введение в право: Учебное пособие / науч. ред. А.И. Ковлер. М.: NOTA BENE, 2005.

6.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. / Пер. с англ. 2-е изд. М., 2003.

7. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

8.Успенский Ф.И. История Византийской империи /Сост. Т.В. Мальчикова. М., 1996.

Тема № 12. Феодальное государство и право Китая

Вопросы для самоподготовки:

1. Государственное и общественное устройство средневекового Китая.

2. Развитие китайского права в средневековом Китае:

а) источники права в средневековом Китае. Общая характеристика Танского кодекса;

б) преступления и наказания по Танскому кодексу;

в) правовое положение основных групп населения в Китае в VII-XVII вв.;

г) общая характеристика сборника «Законы Великой династии Мин».

Основные понятия: чжоу, дао, богдыхан, мандарин, фа, люй, лин, кэ, ши, меритократия, рангированные чиновники, нерангированные чиновники, талион, композиция, атимия.

 

Date: 2015-08-15; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию