Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила кодирования анкеты





 

Финальной стадией разработки вопросника является кодирование вопросов с целью облегчения задачи ввода данных в компьютер после их сбора.

После расстановки вопросов в соответствии с замыслом заказчика исследования композицию анкеты завершает кодирование вопросов и вариантов ответов. Речь идет, казалось бы, о второстепенной служебной операции, однако ошибки здесь могут привести к серьезным затруднениям на этапе ввода и обработки первичной информации.

Кодирование — присвоение числовых кодов вопросам и вариантам ответов. Задача кодирования — упорядочивание первичной информации и обеспечение удобств ее ввода в базу данных, которая и подлежит статистической обработке.

Правила кодирования тесно связаны с соотношением понятий «вопрос» и «переменная». В принципе следовало бы различать переменные исследования и переменные анкеты.

Переменная исследования — более широкое понятие, чем переменная анкеты, означающее конкретный объект, процесс или явление, интересующие исследователя.

Что же касается переменных анкеты — это скорее инструмент операционализации. Некоторые переменные анкеты можно легко операционализировать одним вопросом (например, относительно пола, возраста, среднедушевого дохода). Другие переменные потребуют нескольких вопросов, различные сочетания ответов на которые и покажут то или иное их значение.

Кодировка альтернативных вопросов проста: рядом с вопросом ставится его порядковый номер (следующий за номером предыдущего вопроса), а варианты ответов нумеруются, начиная с кода 1. Для ориентации в вопросах, а также для удобства последующего ввода данных в компьютер рекомендуется коды вопросов (а также их формулировки) печатать жирным шрифтом, а их возможные значения (варианты ответов) — обычным.

Приведем пример.

75. Укажите размер среднедушевого дохода в прошлом месяце (сумму, приходящуюся на одного члена семьи):

1. до 2000 руб.

2. 2001 – 5000 руб.

3. 5001 – 10000 руб.

4. 10001 – 15000 руб.

5. 15000 – 20 000 руб.

6. свыше 20 000 руб.

Понятно, что реально доход каждого из опрашиваемых может попасть лишь в один из указанных интервалов. Если респондент, отвечая на этот вопрос анкеты, отметил вариант 5 (например, обвел кружком), то при вводе данных в компьютер вы поставите эту цифру на позиции 75 (номер вопроса).

Иначе обстоит дело при кодировании неальтернативных вопросов. В этом случае необходимо кодировать каждый вариант ответа как отдельную переменную анкеты, хотя фактически речь идет об одном из значений переменной, задаваемой вопросом, идущим перед перечнем неальтернативных переменных. Скажем, вы задаете респонденту вопрос о том, чем он остался недоволен при посещении магазина. Соответствующую переменную исследования фактически можно обозначить как «фактор неудовольствия». Иногда раздражение покупателя может вы звать только одна причина, иногда — несколько, хотя, возможно, он остался всем доволен или просто безразличен. Если при составлении анкеты ожидается, что будут разные варианты ответа, то каждый из них кодируется как отдельная переменная, а сам вопрос вообще не кодируется.

Чем Вы остались недовольны при посещении нашего магазина (отметьте все, что вызвало Ваше неудовольствие):

35) тесное помещение;

36) грубость продавцов;

37) неопрятность персонала;

38) просроченные сроки годности товаров;

39) грязь в помещениях.

Обратите внимание: номер каждого из вариантов ответа выделен жирным шрифтом. Это означает, что при компьютерном вводе каждая позиция в строке, на местах, соответствующих этим кодам (35,36 и т.д.), займет отдельное место и будет обозначена цифрой 1 (отмечено) или 0 (не отмечено). Если бы мы закодировали, как в предыдущем примере, вопрос жирным шрифтом, а каждый из вариантов ответов — простым, то оказались бы в затруднении: какую цифру ставить на соответствующей позиции, если респондент отметил несколько вариантов?

Когда варианты ответов размещены по ранговой школе, следует расставить коды от низшего к высшему. Обратимся еще раз к примеру, касающемуся пояснения валидности шкал. Мы рекомендовали оформить варианты ответов на вопрос о частоте обращения к рекламе из различных СМИ в форме таблице 2.

 

Таблица 2 – варианты ответов о частоте обращения к рекламе из различных источников

 

СМИ постоянно периодически Редко Не пользуюсь этим источником
газеты        
радио        
телевидение        

 

Здесь варианту «постоянно» присвоен код 4 по каждой строке. Учитывая ранговый характер шкалы, это уже не произвольная цифра — она самая большая в ряду из четырех вариантов и соответственно означает «чаще всего». Просчитав средние значения рангов, полученных при ответах, получим среднюю частоту обращения к каждому из каналов поступления рекламной информации. При этом, как правило, перед началом расчета средней величины отбрасываются те единицы анализа, где значения переменной равны нулю, чтобы не искажать результат. В данном же случае этого можно было, вероятно, не делать: нулевая позиция здесь так же значима, поскольку те из опрошенных, кто не сделал никакой отметки (отсутствие отметки при вводе кодируются как ноль), видимо, вообще избегают рекламы, а это можно рассматривать как вариант нулевой частоты.

Наконец, по завершении кодирования следует проверить правильность порядка следования номеров кодов переменных одного за другим. Если вы пропустите один-два номера (например, после переменной номер 23 сразу последует переменная номер 26), необходимо будет забивать в базу данных несколько позиций нулями по каждой анкете (строке). При достаточно большом выборочном массиве, достигающем, например, тысяч опрошенных, это обернется ощутимыми непроизводительными затратами труда и времени. Еще хуже, когда две переменные подряд пронумерованы одним и тем же кодом или когда номер кода следующей переменной меньше, чем номер кода предыдущей. Это означает, что потеряно место в строке для одной или более позиции. Такого рода упущение может привести к необходимости перекодировать все вопросы, начиная с места ошибки.

 

Date: 2015-08-15; view: 3246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию