Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные правила и ошибки при составлении анкет





 

1. Вопрос должен быть сфокусирован на единственной проблеме или теме. Надо избегать формулирования в одном предложении двух вопро­сов. Например, «Вы знаете, что фирма «ХХХ» продает электронные игрушки и является единственным их продавцом в нашем регионе?» Данный вопрос следует разбить на два вопроса.

2. Вопрос должен быть кратким. Следует избегать неопределенности и многословности формулировок, особенно когда вопросы излагаются устно. Сложные, длинные вопросы рассредоточивают внимание респон­дентов на отдельных частях вопроса, и вместо ответа на весь вопрос он может дать ответ только на одну его часть.

3. Все респонденты должны понимать заданный вопрос одинаковым образом и отвечать на один и тот же вопрос, а не на свои варианты его домысливания. Для этого следует использовать четкую терминологию и очень конкретно формулировать вопросы.

4. Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон.

5. В вопросах важно избегать двойного отрицания. Прозрачность смысла в вопросе настолько важна, что необходимо предпринять все возможные усилия, чтобы эту ясность ничто не затуманивало. Например не следует спрашивать: «Вы бы скорее не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?»

6. Кроме того, следует помнить, что если даже респондент готов и желает ответить на вопросы, он может испытывать при этом определен­ные проблемы. Вопрос не должен выходить за рамки опыта респондентов. Наверное, бессмысленно спрашивать подростков о том, какой тип семейного авто­мобиля они приобретут, когда женятся. Если вопрос касается прошлого, помните, что далеко не все обладают хорошей памятью. Например, дале­ко не все помнят, что они купили еще вчера. Если вопросы касаются будущего, то следует помнить, что человек часто меняет свое мнение в зависимости от обстоятельств.

7. Вопросы следует формулировать в нейтральной тональности, без некоей положительной или отрицательной оценки рассматриваемой про­блемы. Например, на вопрос: «Сколько бы вы заплатили за солнцеза­щитные очки, предохраняющие ваши глаза от вредных ультрафиолетовых лучей, приводящих к потере зрения?» респондент скорее будет отвечать, сколько он заплатил бы за что-то, что предохранит его от потери зрения. Более правильной является следующая формулировка: «Сколько бы вы заплатили за солнцезащитные очки, предохраняющие глаза от ультра­фиолета?»

8. Формулировка вопроса не должна склонять респондента к ответу, желаемому для исследователя.

9. Нельзя в закрытом вопросе излагать неполный перечень возмож­ных ответов.

10. Надо противостоять «синдрому жадности» и не ставить лишних вопросов, без которых можно обойтись. В то же время переупрощение проблемы, постановка ограниченного числа вопросов дает возможность интерпретировать полученные результаты в желаемом направлении. Осо­бенно этим грешат социологические опросы по политическим пробле­мам. При определении числа вопросов следует руководствоваться тези­сом: чем их меньше, тем больше шансов получить на них ответы.

11. Иногда респонденты затрудняются ответить на тот или иной вопрос (либо не сталкивались с подобной ситуацией на практике, либо не задумывались над причиной ее возникновения, либо просто хотят сохранить свою информацию в тайне). Значит, нужно предусмотреть возможности отступления, чтобы не загонять своего респондента в угол. Дайте ему (ей) возможность при необходимости уклониться от любого ответа, предусмотрев варианты: «затрудняюсь ответить», «не знаю», «не думал (а) об этом».

12. Исследователю не стоит переоценивать своих возможностей в предвидении всех возможных вариантов ответов на тот или иной вопрос — жизнь многообразна и неисчерпаема. Поэтому подумайте, может быть, стоит добавить к перечню вариантов ответов на некоторые закрытые вопросы такую позицию как «другие варианты...» («что еще...»), зарезервировав место версии респондента и превратив закрытый вопрос в полузакрытый.

13. Заменяйте прямые неудобные для респондента вопросы косвенными. Иногда важно, чтобы вопрос не задел самолюбия респондента, не вызвал отрицательных эмоций. Так, некоторые вопросы анкеты могут потребовать от респондента критического отношения не только к окружающим, но и к себе, и у него может возникнуть внутреннее предубеждение к опросу и его инициаторам, нежелание участвовать в опросе, и ли такие вопросы побудят его сообщить неточную информацию. Например, изучая проблему с чтением книг, вряд ли стоит спрашивать напрямик: А когда Вы читали книгу в последний раз? Косвенные вопросы достигают своей цели как бы вскользь, преодолевая сопротивление или нежелание респондента отвечать на личный вопрос. Например: «Удалось ли Вам за последний месяц прочесть какую-нибудь книгу или нет?»

14. Следует подумать о валидности шкалы, на которой размещены варианты ответов, т. е. оценить логическое соответствие между смыслом формулировки вопроса и характером шкалы, по которой будут измеряться ответы.

Валидность – мера пригодности, применимости методики, предназначенной для решения определенных исследовательских задач.

Ниже приведем типичный пример невалидной шкалы.

Часто ли Ваше внимание привлекает реклама моющих средств:

1) в газетах;

2) по радио;

3) по телевидению.

Обратите внимание: вопрос был задан о частоте обращения к рекламным материалам, а не об их источниках. Если же вас интересует и то и другое, т. е. вы хотите увидеть различия по частоте обращения к разным источникам рекламы, может быть, лучше использовать комбинированную (табличную) форму (таблица 1).

Таблица 1 – Форма размещения шкалы вариантов ответов

 

Источник постоянно периодически Редко Не пользуюсь этим источником
газеты        
радио        
телевидение        

 

15. Включать в опросник вопросы для проведения текущего контроля искренности ответов на вопросы, так называемые контрольные вопросы, которые в сравнении с ответами на основные вопросы позволять проверить правдоподобие ответов.

16. Соблюдать точность формулировки.

Пример: варианты вопросов при выяснении задачи сколько люди покупают кофе.

А. Сколько чашек кофе в среднем Вы выпиваете за рабочий день?____________

Б. Как часто Вы пьете кофе? (нужный ответ обвести)

- очень часто,

- часто,

- не часто,

- не пью.

В чем ошибки формулирования???

17. Предлагаемый вариант ответов не должен даже частично пересекаться

Вопрос: Сколько денег Вы тратите на продукты питания в месяц?

Не допустимо попадание ответов в граничные значения:

3000-5000

5000-7000

7000-10000

18. Желательно, чтобы вопросы излагались в определенной логической последовательности.

19. Вопросы, носящие чрезмерно личностный характер («Чистите ли вы зубы каждый день?» «Часто ли вы на своем автомобиле превышаете до­пустимую скорость?»), обычно помещаются среди «безвинных» вопросов.

Выше рассмотренное носит характер общих рекомендаций.

Однако существует по крайней мере два специальных подхода к проектированию вопросников: туннельный и секционный.

При использовании туннельного подхода имеет место постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным вопросам. Общие вопросы служат целям «разминки», а также, если это требуется, могут носить переходной характер.

Секционный подход заключается в том, что последовательно рас­сматриваются вопросы по отдельным темам, до их полного исчерпания. Переход к следующей теме часто начинается с некоторой вступительной фразы.

На практике зачастую используется комбинация рассмотренных подходов.

Date: 2015-08-15; view: 4310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию