Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И лиц без гражданства





В современном международном праве под иностранцами (иностранными гражданами) понимаются находящиеся на территории государства физические лица, не состоящие в его гражданстве и обладающие гражданством другой страны. Таким образом, для признания статуса иностранца необходимо наличие 3 компонентов:

1) наличие гражданства вообще (при его отсутствии лицо будет считаться апатридом);

2) отсутствие гражданства страны пребывания;

3) нахождение в стране, не являющейся государством гражданства данного лица.

Вместе с тем необходимо учитывать, что законодательство различных государств по-разному подходит к определению понятия иностранца. Например, Федеральный закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" 2000 г.[17] требует для признания иностранным гражданином (а не иностранцем) доказательств его принадлежности к гражданству иностранного государства и отсутствие у него гражданства СССР (ст. 1). То есть появляется новый признак: иностранному гражданину необходимо доказать свою принадлежность к гражданству иностранного государства.

Доказательством принадлежности лица к статусу иностранца служит, как правило, заграничные паспорта (в ряде случаев, согласно законам своей страны граждане могут выезжать за рубеж по своим национальным паспортам), соответственно оформленные, т.е. имеющие фотографию владельца, необходимые печати, штампы, подписи, непросроченные. Истечение срока действия паспорта является основанием считать его недействительным, а его владельца - лицом без гражданства (апатридом). РФ в настоящее время признает только те паспорта, срок действия которых не истек.

Лица, проживающие на территории Российской Федерации, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства, считаются лицами без гражданства.

По своему правовому положению иностранцы в государстве пребывания, как правило, дифференцированы, и их правовой статус между собой может существенно отличаться. На практике различается классификация иностранцев по следующим основаниям:

1) по целям пребывания в государстве;

2) по времени пребывания;

3) по степени подчиненности юрисдикции государства пребывания.

Цели пребывания иностранцев за рубежом можно подразделить на следующие:

- выполнение представительских функций, которые могут носить как государственный характер (персонал дипломатических, консульских, торговых представительств, личный состав Вооруженных Сил одного государства на территории другого государства, находящийся там по соглашениям), так и частный (персонал представительств торговых, промышленных фирм, банков, авиакомпаний и т.д.);

- постоянное проживание;

- туризм, отдых, лечение;

- обучение в учебных заведениях, стажировка и т.п.;

- гастроли и выступления;

- пребывание по частным (семейным) делам;

- транзит;

- участие в работе научных конференций, съездов и т.д.;

- участие в строительстве объектов, монтаже, наладке оборудования;

- пребывание по приглашению общественных организаций.

Время пребывания в стране делит иностранцев на:

- временно прибывших (время нахождения иностранного гражданина на территории РФ ограничено сроком действия визы, но не более чем на 90 суток);

- временно проживающих (срок до 3 лет);

- постоянно проживающих (при получении вида на жительство до 5 лет).

Сроки проживания могут быть достаточно длинными (до 5 лет - персонал дипломатических, консульских представительств, персонал иностранных торгово-промышленных фирм и т.д.) либо небольшими (туристы, транзитные пассажиры).

Срок проживания, помимо цели, также влияет на объем прав, обязанностей, ограничений иностранцев в стране пребывания. Например, существуют отличия иностранцев в зависимости от времени пребывания в отношении права на труд, охрану здоровья, права на жилище и др.

В зависимости от целей пребывания иностранцы в различной степени подчинены юрисдикции государства пребывания. В этой связи можно выделить три группы иностранцев:

а) полностью изъятые из-под юрисдикции страны пребывания. К ним относятся главы иностранных государств и правительств, члены правительства, правительственных и парламентских делегаций, дипломатические, а в ряде случаев консульские представители, представители государств в международных организациях, дипломатические курьеры и т.д. Данная категория лиц пользуется дипломатическим или приравненным к нему иммунитетом. В соответствии с общепринятыми нормами международного права вопрос об ответственности этих лиц решается дипломатическим путем;

б) частично изъятые из-под юрисдикции государства пребывания: консульские представители, административно-технический и обслуживающий персонал дипломатических представительств, сотрудники МНО, личный состав Вооруженных Сил, дипкурьеры ad hos и т.д. Степень изъятия из-под юрисдикции государства этих лиц различна, но связана она, как правило, с необходимостью выполнения служебных функций. Поэтому принято говорить, что данные категории иностранцев пользуются служебным иммунитетом;

в) полностью подчиненные юрисдикции страны пребывания: все прочие, так называемые “обычные” иностранцы. Они не пользуются ни привилегиями, ни иммунитетом. К ним относятся: туристы, члены различных (неправительственных) делегаций, артисты, представители различных компаний, фирм, лица, пребывающие по частным делам и т.п., т.е. это наиболее многочисленная категория иностранцев, правовое положение которых и будет рассмотрено в этой главе.

Под правовым положением иностранцев понимается совокупность конкретных прав, свобод и обязанностей, которыми они наделяются государством пребывания. Характерным в правовом положении иностранцев является то, что они одновременно имеют права и несут соответствующие обязанности перед государством своего гражданства (право на дипломатическую защиту, обязанность выполнять воинскую повинность и т.д.).

Конкретная регламентация прав и обязанностей иностранцев относится целиком к компетенции национального законодательства государств (с учетом норм заключенных ими международных соглашений).

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется национальным законодательством РФ, а также международными договорами. Основными актами, устанавливающими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются:

- Конституция РФ (статья 62, 63).

- Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ".[18]

- Федеральный закон РФ от 18.07.96 г. “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".[19]

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в Российской Федерации постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Законодательство различает иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории РФ, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут временно и постоянно проживать на территории РФ, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные ОВД Российской Федерации. Иностранные граждане, находящиеся на территории России на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие и временно проживающие.

Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из Российской Федерации должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также если они пребывают в РФ на срок свыше трех месяцев в РФ, виза на въезд выдается при условии представления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Однако административная правоспособность иностранных граждан уже правоспособности российских граждан. Иностранные граждане не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством Российской Федерации. В отличие от граждан России, для иностранных граждан установлены ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью к другому государству. Например, они не пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти; они не участвуют во всенародном голосовании, но постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в местном референдуме; не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти должности связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

Ограничение в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на российских граждан. Так, они не несут обязанности воинской службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.

За нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации иностранные граждане несут различного вида юридическую ответственность.

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации, пользующихся привилегиями и дипломатическими иммунитетами, определяется специальным законодательством Российской Федерации. В частности они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашего государства.[20]

Из общего законодательства, определяющего статус иностранных граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большей свободой на пересечениях границ Российской Федерации. Эти изъятия устанавливаются соглашениями между государствами-участниками СНГ.

Date: 2015-08-15; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию