Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативные образцы личности





Вся человеческая жизнь есть система отношений. А целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения. Для этого в культуре каждого общества существует единая система общественного требования, которая выражается в виде моральных норм.

Моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Таким образом, моральные нормы есть ни что иное, как правила-образцы, которые выступают в качестве блага и примера нормального поведения. Одобряя или порицая, мораль повелевает, как следует себя вести и как необходимо мыслить, чтобы быть человеком. В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Это значит, что мораль постоянно сравнивает наличное поведение с ценностью и идеалом, с тем порядком вещей, совершенным образцом, который реально не существует, но должен быть, чтобы действительность стала прекрасной и гармоничной.

Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. В идеале заключен образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами. Долг, ответственность, честь, достоинство, совесть – все это моральные требования к идеалу, в каждом из которых проявляется степень и способ самоконтроля человека в его нравственной деятельности.

Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг – это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе. Общественная ориентированность долга, как правило, вызывает внутреннее сопротивление личности: долг ограничивает ее свободу, противостоит ей, превращает жизнь человека в цепь обязанностей, требует то него подчинять личный интерес интересам других.

Но долг не тождественен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не сеть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Осознание и переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Важнейшим «свойством» долга является его добровольность. Однако в зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности.

Нравственный долг побуждает человека к активной гражданской позиции, развивает в нем чувство личной сопричастности всему происходящему в мире и выражается в стремлении вносить посильный вклад в общее дело. Он является формой контроля общества за поведением личности, поскольку в ней обнаруживается принуждение к соблюдению общепринятых норм. Пренебрежение ими ведет к общественному порицанию в достаточно разнообразных формах: от мягкого укора до бойкота.

Совесть правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть – это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Это чуткий индикатор, определяющий соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям – божественным и человеческим. Это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащее ему руководством в выборе поступков и источником такой линии жизненного поведения, которая характеризуется определенной цельностью и устойчивостью. Именно поэтому совесть и выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом.

В качестве такого регулятора она действует, во-первых, как побудитель, направляя людей на соблюдение нравственных требований, создавая некоторую положительную психологическую установку; во-вторых, она может действовать как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждая личность за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; в-третьих, совесть может говорить в личности во время действия, корректируя его; в-четвертых, она всегда несет в себе моральную оценку поступков людей, вызывая соответствующие нравственные переживания.

Первичную стадию развития совести часто называют авторитарной. Она основана, например, на авторитете родителей или отражает требование группового морального сознания. Если она остается на таком уровне, значит, моральное сознание недостаточно развито.

Долг и совесть – это так называемые «личностные категории морального сознания»: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Ответственность есть личное отношение к долгу, к возложенным на человека обязанностям. Существуют разные виды и разная мера ответственности. Виды ответственности определяются тем, перед кем и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:

· ответственность перед самим собой: человек делает выбор и в конечном итоге выбирает свою жизнь, свою судьбу и поэтому несет за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в сомнениях, чувстве вины, страха и пр.

· ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; здесь моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) зачастую совпадает с правовой и административной ответственностью;

· ответственность человека перед миром и человечеством. Это наиболее сложный и трудно идентифицируемый вид ответственности, выражаемый обычно формулой «Я отвечаю за все». Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности, более того, эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

Из этих трех видов ответственности наиболее распространенным и общепринятым является второй. Данный вид ответственности определяется тем, что человек, живущий среди людей, своими действиями всегда как-то влияет на окружающих. Он (человек) должен учитывать это, а значит, и нести ответственность за каждый свой поступок, затрагивающий интересы других людей. Поэтому быть ответственным – значит думать о других, о последствиях своих действий – не будут ли они в ущерб другому. Основанием здесь выступает «золотое правило» нравственности.

Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Зависит мера ответственности, прежде всего, от самостоятельности совершаемого действия. Однако наличие принуждения не снимает ответственности с человека. И если он совершает подлый, низкий поступок под принуждением, то все равно должен нести моральную ответственность: действительно порядочный, честный человек никогда не пойдет на подлость и предательство.

Мера ответственности зависит также от значимости совершаемого деяния для судеб других людей. Так, в экстремальной ситуации, когда нужно немедленно принять решение, от которого может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время.

Мера ответственности определяется и масштабами принимаемых решений: она может быть различной в зависимости от того, идет речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства. Наконец, она определяется влиятельностью, авторитетом, общественным положением или должностью личности, принимающей решения: ответственность президента страны намного выше, чем ответственность трамвайного диспетчера.

Неравнодушие, сопричастность жизни общества, страны, всего мира, тревога и забота о том, что было, есть и будет на Земле, – вот что порождает чувство ответственности и осознание самого себя в мире.

Человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносят его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.

Понятие чести и достоинства исторически развивались в единстве и параллельно друг другу; эти понятия являются комплементарными (от лат. complementum – дополнение) категориями, то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга.

Честь, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присуще личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же – это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о специализированных нравственных качествах, присущих представителям какой-то конкретной среды: женская, воинская, профессиональная и т.п. честь. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Итак, честь – это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство – это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения.

Честь – это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек. Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит, в то время как понятие достоинства безразлично к ним.

Однако естественное право человека на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается, в частности, в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство – это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Честь приобретается человеком в процессе всей жизни. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно, насколько значим для людей вклад каждого человека, насколько в своих действиях и поступках человек сумел проявить, выразить себя.

Таким образом, категории «честь» и достоинство» отражают моральную ценность личности, представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.

В сознании человека нравственный идеал выполняет две функции: во-первых, он позволяет оценивать поведение других людей, во-вторых, является ориентиром для самосовершенствования. Идеал – это то, что позволяет человеку ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения. Моральный идеал возвышает человека, дает ему силу и целеустремленность.

Date: 2015-08-15; view: 1752; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию