Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психологии в России XIX в. (А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.И. Даль, А.А. Потебня, И. М. Сеченов и др.)





 

Сложный вопрос о природе психики и задачах психологии поднимал Александр Иванович Герцен (1818 – 1870). Психика – это особая функция мозга, отличная от функции других органов, например, печени. У физиологии и психологии разные задачи. Задача физиологии – изучение организма, психология же уходит совсем в другом мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в понимании психики связаны с идеями Герцена о качественном своеобразии человеческой психики, в отличие от психики животных, причина которого в историческом развитии человека. Поэтому психология, отправляясь от физиологии, должна также основываться на философии и истории. Личность – не пассивный продукт среды. Герцен защищал идею о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека.

Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) выступил с последовательной критикой дуализма, утверждая взгляд на человека как на одно целое, нераздельное существо.

Психологические взгляды Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) строились на основе принципов философского материализма в его антропологической форме. Согласно Чернышевскому, сущность антропологического принципа составляет такой подход, в соответствии с которым «на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма от головы до ног включительно, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особого органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом».

Исключительный общественный резонанс получила статья выдающегося русского хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810 – 1881) «Вопросы жизни» (1856), в которой проводится мысль о примате задачи воспитания личности перед обучением в процессе подготовки будущих специалистов к деятельности в различных областях социальной практики.

По оценке Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1871), идеи Пирогова «пробудили спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль, а выдвинутый им принцип воспитания прежде всего человека в человеке должен стать требованием здравой педагогики, основанной на психологии». Лейтмотивом передовой педагогической мысли стали идеи о формировании всесторонне развитой, высоко нравственной личности как цели воспитания, о гуманистическом отношении воспитателя к воспитаннику. Теоретики педагогической мысли XIX в. (Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич) указывали на первостепенное значение психологии для педагогики.

Органичное соединение педагогики с психологией происходит в фундаментальном произведении русской педагогической мысли – труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» (1868 – 1 т.; 1869 – 2 т.).

Во второй половине XIX в. одним источником психологических знаний явилось языковедение. Колоссальным событием было появление толкового словаря Владимира Даля (т. 1 – 4, 1863 – 1866). Особое значение для психологии имела развернувшаяся в Харькове деятельность замечательного лингвиста, создателя научной школы исторического языковедения Александра Афанасьевича Потебни (1835 – 1891). Обсуждаемые в его трудах («Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике») вопросы языка, взаимосвязи языка, чувственного познания и мышления, единства сознания и языка раскрывали проблему исторического развития человеческого сознания, его социальную природу.

Появление собственно психологических трудов – статей И.М. Сеченова, диссертации Г. Струве «Самостоятельное начало душевных явлений» (1870), книги К.Д. Кавелина «Задачи психологии» (1872) – означало переход к новому этапу в развитии русской психологической мысли: психология становится самостоятельной наукой.

 

 

Литература к разделу 3

1. Будилова Е.Л. Социально-психологические проблемы; в русской науке. – М., 1983. – С. 128.

2. Бэн А., Эббингауз Г. Ассоциативная психология. – М., 1998.

3. Гербарт И. Учебник психологии. – СПб., 1895. – С. 100.

4. Гербарт И.Ф. Психология. – СПб., 1985.

5. Ждан А.Я. Современная... – С. 43..

6. Ждан А.Н. История психологии. – М., 2002.

7. Леонтьев А.Я. Об историческом подходе к изучению психики человека // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1983. – С. 96 – 140.

8. Милль Д. Ст. Система логики. – М., 1914. – С. 777.

9. Милль Дж. Ст. Автобиография. История моей жизни и убеждений. – М., 1896.

10. Рибо Т. Современная германская психология. – СПб., 1895. – С. 26.

11. Рибо Т. Современная психология. – С. 76.

12. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2004.

13. Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1966. – С. 101.

 

 

 

Date: 2015-08-15; view: 446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию