Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические идеи Г. Гегеля и Л. Фейербаха





 

В идеалистической системе Г. В. Гегеля (1770 — 1831) психология составляет один из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени. На первой ступени дух выступает в непосредственном сплетении с телом (дух как душа); составляет предмет антропологии. Здесь рассматриваются разнообразные формы психического склада людей в связи с их расовыми, возрастными и физиологическими особенностями, понятия характера и темперамента, а также ощущения. На второй ступени – рефлексии – дух представляет сознание. Явления сознания составляют предмет феноменологии духа. Здесь рассматриваются вопросы развития сознания. Оно проводит путь от сознания вообще к самосознанию и от него – к разуму. На третьей ступени рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, т. е. познание), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух). Эта ступень развития духа составляет предмет собственно психологии. Раскрываемые в системе Гегеля проблемы отчуждения духа и его опредмечивания – в морали, праве, государстве, религии и т. д.— приближают к новому пониманию человеческого сознания: оно обнаруживается не только в слове, но в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека, в практике. В то же время источники мышления, его бесконечной творческой мощи остаются здесь необъясненными.

В философии Л. Фейербаха (1804 — 1872) утверждается материалистический подход к пониманию психики. Темой его философии является «человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее». Согласно антропологическому принципу человек рассматривался в единстве тела и души: «...противоположность между телом и душой даже логически несостоятельна. Противоположности, выражаясь логически, относятся к одному и тому же роду сущности». Фейербах не отрывал и не противопоставлял человека природе, считал его продуктом и частью природы. При этом специфическая социальная сущность человека, его активное практическое отношение к природе Фейербахом не раскрываются.

Указав на принципиальную недостаточность интроспективной психологии, в которой явления сознания рассматриваются в их обособлении от всех реальных связей, Фейербах подчеркивает обусловленность сознания объективными материальными процессами, прежде всего мозговыми, и ставит задачу их изучения.

 

 

Литература к разделу 2

1. Аврелий Марк. Наедине с собой. Размышления. – М., 1914. Кн. 6. – С. 77 — 78.

2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975.

3. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. – Пг., 1923.

4. Блонкий П.П. Избранные педагогические и психологические произведе­ния. – М., 1979. – Т. 1, 2.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982 – 1983.

6. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. – М., 1964.

7. Декарт Р. Письмо к Кольвию. Там же. – С. 608 – 609.

8. Декарт Р. Страсти души: В 2 т. Т. 1. – М., 1989.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 283.

10. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

11. История зарубежной психологии. Тексты. – М., 1986.

12. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. – М., 1990.

13. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб., 1999.

14. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. – СПб., 1912.

15. Ланге Н. Психологические исследования. – Одесса, 1893. – С. 84.

16. Лейбниц Г.Т. Новые опыты о человеческом разумении. Соч.: В 4 т. Т. 2. – М., 1983.

17. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч.: В 3 т. Т. 1. – М., 1985. Кн. 2, 3.

18. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1996.

19. Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии. – М., 1987. – С. 111 — 113.

20. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. – М., 1966. – С. 1.

21. Полони М. Личностное знание. – М., 1985.

22. Психологическая мысль в России: век Просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. – СПб., 2001.

23. Спиноза Б. Этика. – М., 1932.

24. Теплое Б. М. О культуре научного исследования // Избранные труды. – М., 1985. Т. II. – С. 313.

25. Хрестоматийно истории психологии. – М., 1980.

26. Хрестоматия по психологии. – М., 1987.

27. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1965. – С. 125.

28. Ярошевский М. Г. История психологии. – 3-е изд. – М., 1985. – С. 6 – 9.

29. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию