Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Славянский-на-Кубани

Государственный педагогический институт

 
 


М.В. БОРЦОВА

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ЧАСТЬ 1

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Славянск-на-Кубани

ББК 88.1

Б 83

Рекомендовано к печати

редакционно-издательским советом СГПИ

Борцова М.В. История психологии. Часть 1: Конспект лекций. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – 135 с.

 

Конспект лекций по курсу «История психологии» подготовлен в соответствии с требованиями государственного стандарта, учебного плана и программы. Включает в себя темы и планы занятий, список рекомендуемой литературы, список терминов.

В издании компактно изложен материал всего курса, позволяющий познакомить студентов с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки.

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 031000 – «Педагогика и психология».

 

 

Рецензенты:

С.Д. Некрасов, кандидат психологических наук, доцент Кубанского государственного университета;

Л.Г. Юрченко, кандидат психологических наук, доцент Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.

 

© Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, 2007

 
© Оформление. Издательский центр СГПИ, 2007

Содержание

Введение ………………………………………………………..…  
Лекция 1 Введение. Предмет истории психологии, его развитие и методологические принципы психологической науки ……………………………..  
Раздел 1 Развитие психологических знаний в рамках учения о душе  
Лекция 2 Античная психология ……………………………….  
Лекция 3 Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения …………………………………………..  
РАЗДЕЛ 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИИ О СОЗНАНИИ  
Лекция 4 Выделение сознания как критерия психики ………  
Лекция 5 Оформление эмпирической психологии в философских учениях xvii в. ………………………..  
Лекция 6 Становление ассоциативной психологии ………..  
Лекция 7 Становление эмпирического направления во французской психологии xviii в. ………………..  
Лекция 8 Психологическая мысль в России в xviii в. ………  
Лекция 9 Психологические идеи в немецкой классической философии конца xviii – первой половины xix в. …  
Раздел 3 Развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии  
Лекция 10 Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине xix в. ………………  
Лекция 11 Развитие ассоциативной психологии в xix в. ……  
Лекция 12 Развитие психологии в России в xix в. …………….  
Раздел 4 Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку  
Лекция 13 Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в. ………………………………………...  
Лекция 14 Возникновение психофизики и психометрики …...  
Лекция 15 Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологов ……………………………  
Контрольные вопросы к экзамену …………………………….  
Список рекомендуемой литературы ………………………….  
Список терминов ………………………………………………...  
Приложение ………………………………………………………  

ВВЕДЕНИЕ

 

«История психологии» представляет собой одну из дисциплин, входящих в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – «Педагогика и психология».

Специфика научного труда предполагает необхо­димость иметь информацию о прошлом. Собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса не­посредственно переходит в постановку проблемы ис­следования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время в психоло­гической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы», — писал Б.М. Теплов[1].

Ближайшая история, охватываю­щая наше столетие, органически входит в современ­ность: учение о целостности в гештальтпсихологии, о бессознательном в глубинной психологии, понимание мышления в Вюрцбургской школе и др. составляют основу современных исследований. Материал более от­даленной и даже совсем далекой истории «не отрица­ется полностью, понимание его ограниченности не пре­пятствует частичному включению его в более широкую систему знаний»[2].

Владение историей, конечно, не ограничивается воспроизведением воззрений прошлого. В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в том случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем.

Знание истории психологии необходимо для пони­мания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания совре­менной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого[3].

Изучение истории психологии имеет большое об­разовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости», — писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Балла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную дра­матизма борьбу во имя истины, вызывает разнообраз­ные чувства: от почтительного восхищения до разоча­рования и недоумения.

Основная цель курса – познакомить слушателей с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки.

Задачи курса: направлены на формирование психологического и научно-теоретического мышления у студентов, расширение их научного кругозора, умения работать с научной литературой, формирование навыков реферирования первоисточников, публичного выступления.

По итогам изучения курса «История психологии» слушатели должны:

1. Иметь представление об истории психологии как особой отрасли знания. Знать её предмет, объект, задачи.

2. Знать периодизацию истории психологии, движущие силы и причины развития психологических идей, принципы историко-психологического анализа, методы и источники истории психологии.

3. Владеть хронологией этапов развития психологии: от Античности до периода выделения психологии в самостоятельную науку.

4. Знать персоналии каждого направления, периода, их основные идеи.

Содержание разделов учебного материала, изложенного в конспектах лекций, полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации и может служит опорой при подготовке к экзаменам по истории психологии.

Список литературы поможет студентам углубить знания в процессе самообразования.

Конспект лекций раскрывает содержание следующих разделов курса «История психологии»:

· Введение. Предмет, объект истории психологии. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей.

· Развитие психологических знаний в рамках учения о душе.

· Развитие психологии в рамках философских учений о сознании.

· Развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии.

· Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию