Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Чистая монополия – это одна из реальных моделей рынка





Лекция 12. Монополия.

Чистая монополия – это одна из реальных моделей рынка. В известном смысле – это ситуация, противоположная совершенной конкуренции. Это реально существующая модель рынка, встречающаяся достаточно часто.

1.Чистая монополия: общая характеристика.

Существует единственный производитель и продавец товара, заменителей и аналогов которому нет. Покупатель либо покупает этот товар, либо он вынужден обходиться без него. Если существует отрасль, состоящая из одной фирмы в национальном масштабе, речь идет об абсолютной монополии (пример - синдикат "Продвагон" в дореволюционной России контролировал 100% всех продаж в отрасли). В основном же чистые монополии носят локальный характер. Поскольку чистая монополия является противоположностью чистому капитализму, то ценообразование на таком рынке происходит совсем иначе. Фирма осуществляет полный контроль над ценами на товар. Она имеет возможность устанавливать исходный уровень цен, а также изменять их, если это выгодно. Решающее различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. Совершенно эластичный спрос подразумевает определенную рыночную цену, являющуюся результатом конкуренции. Кривая спроса чистого монополиста одновременно является кривой рыночного спроса (подробнее об этом будет сказано ниже).

Доступ на рынок, контролируемый чистой монополией, чрезвычайно труден. Новой фирме нужно преодолеть определенные барьеры. Во-первых, сложным барьером является эффект масштаба. Современная технология в некоторых отраслях требует настолько высоких издержек, что предприятие становится прибыльным только при очень большом объеме выпускаемой продукции. Следовательно, существуют барьеры финансового и технологического плана. Фирма, имеющая недостаточно большой капитал, просто не выживет. Новая же крупная фирма также почти никогда не сможет использовать свой денежный капитал так, чтобы быстро освоить производство и выпуск продукции. Слишком велики препятствия.

Кроме того, существуют барьеры юридического плана. Одним из них являются патенты на исключительное право контролировать производство продукта в течение многих лет. Фирмы, которые достигают монопольной степени власти путем их собственной научной деятельности или при помощи покупки патентов других, находятся в очень выгодном положении и усиливают свои позиции. Прибыли, полученные от использования патента, могут направляться на разработку новой, пригодной для патентования продукции. Лицензии, выдаваемые государством на вступление в отрасль или на род деятельности, также являются барьером. Можно сократить количество лицензий и тем самым ограничить число конкурентов. Право собственности на важнейшие виды сырья, являющегося необходимым для производства ряда товаров, может также быть препятствием для возникновения конкурентных фирм.

Как уже говорилось, на практике чистая монополия в основном носит локальный характер. И здесь уместно привести в пример так называемые естественные монополии. В некоторых отраслях конкуренция неосуществима, затруднена или невыгодна. Такие отрасли являются естественными монополиями. Естественная монополия - отрасль, в которой эффект масштаба столь велик, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних совокупных издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

К ним относится большинство предприятий общественного пользования - электро-, водо-, тепло-, газоснабжение, общественный транспорт. Государство представляет этим фирмам исключительное право полного контроля над рынком. При этом государство осуществляет регулирование их деятельности, в первую очередь, контролируя цены. Например, система подачи воды и тепла требует такой технологии, при которой очень высоки постоянные издержки: на генераторы, насосное оборудование, водопроводы, ЛЭП. Предприятие приносит прибыль только при очень большом количестве продукции. Присутствие конкурентов сократило бы продажи каждого из них, что привело бы к резкому увеличению средних издержек, а следовательно, и цен. К сферам действия субъектов естественных монополий, согласно закону РФ «О естественных монополиях», отнесены:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) транспортировка газа по трубопроводам; 3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии; 4) железнодорожные перевозки; 5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; 6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий регулируются государством, и в случае превышения издержек допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий обязаны предоставлять в органы власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Они не могут преобразовываться, ликвидироваться без разрешения государственных органов.

Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:

устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;

назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;

устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

В случае регулируемой монополии государство разрешает фирмам устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.

Патенты. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретение в течение 17 лет. Фирмы, которые достигают монопольной власти путем их собственной научно-исследовательской работы или путем покупки патентов других, находятся в стратегическом положении, укрепляя и усиливая свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки новой пригодной для патентования продукции.

Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий (лицензии радио и телевизионным каналам, врачебная практика, производство алкогольных напитков).

Собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Большинство из известных крупнейших алмазных рудников принадлежит или находится под контролем фирмы «Де Бирс», которая контролирует рынок алмазов.

Теперь мы можем определить характерные черты рынка чистой монополии:

- присутствие на рынке только одного продавца, продающего не имеющий заменителей товар;

- продавец осуществляет полный контроль над ценами;

- вступление в отрасль новых фирм заблокировано.

Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца.

Date: 2015-08-15; view: 430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию