Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие времени





Повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Сенсибилизация - повышение чувствительности органов чувств при действии на них адекватных и неадекватных раздражителей (*в болезненном состоянии изменяется чувствительность, с возрастом чувствительность изменяется).

Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого, так у ряда людей звуки музыки могут вызывать ощущение цвета; или сочетание красок порождает музыкальные ассоциации. Такое явление называется синестезией ( перенос качеств одной модальности на др.)

Ощущение – это исходный базовый процесс. В результате воздействия тех или иных стимулов возникают определенные ощущения, некоторые чувства (яркости, громкости и т.д.). Формирование целостных образов – синтез отдельных ощущений, который осуществляется иногда в рамках нескольких модальностей – целостное восприятие.

Итак, мы переход к рассмотрению следующего уровня отражения внешнего мира – восприятиию.

Восприятие

Итак, мы переход к рассмотрению следующего уровня отражения внешнего мира – восприятию.

Восприятие строится на чувственных данных ощущений, которые поступают в органы чувств под воздействием внешних раздражителей. Но стоит заметить, что восприятие не сводится к простой сумме различных ощущений. Восприятие является всегда гораздо более сложным процессом, включающим в себя прошлый опыт и личностные особенности человека. Восприятие – это процесс целостного отражения предметов, ситуаций, событий.

Восприятие– это познавательный процесс, состоящий в целостном отражении объектов и явлений окружающей действительности при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Итог восприятия – интегральный образ предмета, объекта, ситуации.

В результате процесса восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Полученный образ – результат взаимодействия и скоординированной работы нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают виды восприятия – зрит., слух., осязат.

Для человека ведущей модальностью является зрение, для животных – чаще слух и обоняние.

Основные свойства образа восприятия:

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, обобщенность, константность, апперцепция.

Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, обладающих определенными свойствами. То есть это способность человека воспринимать мир в форме отдельных предметов, обладающих определенными свойствами. (*фон – фигура). При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

2. Другим свойством восприятия является целостность. Образ восприятия складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. (*даже если мы видим только лицо человека, тем не менее мы знаем, что он целый).

3. С целостностью восприятия связана и его структурность. Она позволяет объединять разрозненные части в нечто целое, в целостные образы и картины.

4. Следующим свойством восприятия является константность. Константность – восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету и величине. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия); Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

5. Обобщенность (категориальность) – так как восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов, в воспринимаемом объекте мы видим признаки, свойственные всем объектам какого-то отдельного класса объектов или явлений и соответственно относим объект к тому или иному уже известных предметов (*часы).

6. Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой, человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Зависимость восприятия от прошлого опыта.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зритель­ного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис.). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы су­ществования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и вос­приятие движения.

Иллюзии восприятия

Причины иллюзий:

1) ложные суждения индивида об окружающем мире;

2) оптическое несовершенство нашего глаза;

3) кроме того, м.сопровождать психические заболевания, являются их симптомами (*преследующие люди – шизофрения).

Человек может видеть яркие образы при отсутствии реальных объектов восприятия, м.б.иллюзии и других модальностей: слух., тактил., вкус.

В отличие от галлюцинаций, они характерны для людей здоровых. Это восприятие реального объекта, но оно является ошибочным.

Причины:

- эмоциональное состояние (вешалка с одеждой – убийца);

- затрудненные условия восприятия (не то слово послышалось);

- сам объект восприятия дает предпосылки для появления иллюзий.

*1) иллюзия Мюллера-Лайера:

Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889)
(перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

Какой из горизонтальных отрезков длиннее?

2) иллюзия контраста:

Иллюзия Эббингауза (1902): Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

Они одинаковые.

3) явление иррадиации:

Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

4) иллюзия железнодорожных путей (Mario Ponzo, 1913).

Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее. Эта линия продолжает восприниматься как более длинная, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок. Попробуйте повернуть голову на 90 градусов.

Вертикальная линия воспринимается как более длинная. Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается.

5) иллюзия перспективы:

Какой из параллелепипедов больше?

Ж/д: фонари одинаковые, однако если нарисовать рельсы, то чем дальше фонарь, тем он будет казаться больше.

7) Иллюзия звукового контраста:

Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

- специально созданные условия;

8) Классические иллюзии установки:

*шары

Другие виды восприятия: восприятие времени и восприятие человека

Восприятие времени

На роль физиологического коррелята – циклические процессы в организме (сердеч.), обменные процессы (биолог.часы) – с их помощью человек может субъективно оценить промежутки времени.

Восприятие времени подвержено многим факторам:

- возраст – ребенок не может оценить;

- эмоциональное состояние: положительное состояние – время летит, депрессия, скука – время тянется или стоит на месте;

- содержание деятельности: интересно – время бежит, не интересно, монотонно – идет медленно.

- тип темперамента: х – быстро течет время, меланхолик – медленно и т.д.

Date: 2015-07-27; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию